духовно нравственное воспитание

  • docx
  • 29.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx

Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников в рамках реализации ФГОС в аспекте работы с родителями.

Методологической основой ФГОС является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, в которой сказано «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

В Законе РФ «Об образовании» ст. 9 п.6 говорится,  что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Во ФГОС подчеркивается исключительная роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона Российской Федерации “Об образовании”.

       Воспитание ребенка – одна из главных функций общеобразовательной школы. Народная мудрость гласит:

«Воспитывать ребенка надо пока он лежит поперек лавки».

Поэтому, именно в семье закладываются основы воспитания. Родители – главный авторитет, пример для подражания у ребенка. Все слова и поступки учителя не принесут желаемого результата, если родители не будут принимать участия в жизни ребенка.

С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогом, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей.

Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

 Семья становится полноправным субъектом взаимодействия в учебном процессе. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.

    Цель  работы с родителями:

            Создание эффективных  условий взаимодействия семьи и школы

Задача учителя состоит в том, чтобы:

            привлечь всех родителей к совместной работе, 

             -формировать у родителей систему ценностных отношений;

            - ознакомить родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;

            - проводить психолого-педагогическое просвещение родителей;

            - организовать совместные мероприятия учителей, родителей и учащихся по нравственно-правовому воспитанию;

            - создать условия для взаимодействия с общественными организациями;

             - вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность

 

            Основные направления сотрудничества классного руководителя с родителями

·         психолого-педагогическое просвещение родителей;

·         вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

·         участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

 К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекаю специалистов различных направлений: врача, психолога, сотрудников ГИБДДД, МЧС. Данное  направление организовываю с помощью следующих форм работы:

·         индивидуальные консультации;

·         педагогические всеобучи;

·         круглые столы;

·         беседы;

  Привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс направлено с помощью следующих форм работы:

·         открытые уроки и внеклассные мероприятия;

·         дни творчества детей

·         совместные праздники;

·         походы, экскурсии

·         игры-соревнования.

·         Помощь при ведении портфолио и подготовке проектных работ;

·         участие родителей класса в работе родительского комитета

Проводятся классные родительские собрания 1раза в месяц, дополнительно решая индивидуально возникающие в процессе работы проблемы.

   Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании подрастающего поколения позволяет:

·         Повысить педагогическую культуру родителей как основы раскрытия творческого потенциала родителей;

·         Содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и восстановлению традиционного уклада жизни;

·         Развить систему сотрудничества с семьей в интересах ребёнка;

·         Сформировать общие подходы к воспитанию;

·         Развить систему совместного изучения личности ребёнка, его психологических особенностей;

·         Выработать близкие по сути требований  к уровню воспитанности ребёнка;

·         Создать благоприятный климат в семье, эмоциональный комфорт для ребёнка в школе и за её пределами.

 Активное участие в школьных мероприятиях и их подготовке помогает родителям:

·         Относиться к ребенку как к равному;

·         Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;

·         Установить хорошие, доверительные отношения с ребенком;

·         Развивать способности своего ребенка.

Считаем, что созданную и реализуемую систему работы с родителями можно считать эффективной, так как довольно успешно налажено взаимодействие семьи и школы в воспитании и развитии ребёнка как личности.

«Если люди сами не умеют летать, пусть научат летать своих детей. Притом летать высоко, стремительно, далеко, красиво. И настанет срок, когда дети раскроют крылья и взлетят. Пусть взрослые просто последуют за детьми, чтобы уберечь их от падения. И тогда обнаружат, что, оказывается, они тоже летят...»                                                     Шалва Амонашвили