Духовно нравственное воспитание
Оценка 4.7

Духовно нравственное воспитание

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
воспитательная работа
11 кл
09.02.2024
Духовно нравственное воспитание
Доклад: Особенности духовно – нравственного воспитания в различных типах образовательных организаций Тема: Особенности организации духовно-нравственного воспитания обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования
доклад- духовно-нравственное воспитание.docx

 

Доклад: Особенности духовно – нравственного воспитания в различных типах образовательных организаций

Тема: Особенности организации духовно-нравственного воспитания обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования

Воспитательная работа – это комплекс духовно-нравственных ценностей и философско-методологических установок всех субъектов воспитательного процесса, целостно влияющих на выбор ими методов и форм деятельности, порядка жизнедеятельности и способов взаимодействия, характера оформления окружающей среды. Сущность воспитательного процесса заключается в том, что внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека с тем, чтобы найти свое выражение в результатах дальнейшего поведения и деятельности. Воспитательный процесс имеет свои особенности. Это целенаправленность, многофакторность, динамичность, длительность, непрерывность, комплексный характер, вариативность и двусторонность (взаимодействие между участниками процесса осуществляется в двух направлениях).

Любая педагогическая деятельность начинается с целеполагания. Общая структура целей подготовки специалиста в системе среднего профессионального образования представляет собой иерархию целей: общегосударственная цель – цель учреждения образования — цели обучения по конкретной дисциплине (внеучебной деятельности). Состав целеполагания определяют три структурных компонента:

1.                 выдвижение воспитательной цели и сопряжение ее с целями другой деятельности - учебной, профессиональной, общественной;

2.                 определение путей достижения выдвинутых целей с учетом особенностей нравственного воспитания и специфики той деятельности, в которой оно осуществляется;

3.                 определение ожидаемого результата и в воспитании обучающихся, и в продуктивности предстоящей деятельности.

Осознанное целеполагание определяет отбор содержания профессионального обучения и воспитания, форм, методов и технологий реализации поставленных целей, создание соответствующих педагогических условий, в число которых входят организационные, направленные на создание активной развивающей среды и образовательного пространства, организацию деятельности обучающихся; материальные — техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса; психологические — построение межличностных и деловых отношений, адекватных заданным педагогическим целям.

Результативно-рефлексивный компонент педагогической деятельности включает анализ и оценку ее результатов. Одной из главных проблем системы современного профессионального образования является расхождение между декларируемыми им гуманистическими целями и нормативными требованиями, содержащимися в квалификационных характеристиках и сводящимися в основном к двум параметрам — что специалист должен знать и что уметь, а также отсутствие системы мониторинга результативности образовательного процесса.

В психолого-педагогической литературе описывается структура формирования нравственного облика студенческой молодежи, которая включает следующие элементы: учебно-воспитательный процесс (чтение спецкурсов, использование преподавателям и воспитательных возможностей своих дисциплин, лекции и семинары, творческие встречи) и внеучебная работа (проведение методологических семинаров преподавателей по вопросам нравственности, работа клубов по интересам, общественных организаций, работа библиотеки организация кружков). Мы определим систему внеучебной работы учебного заведения, опираясь на исследования М.П. Кибардиной, как способ организации жизнедеятельности коллектива, представляющий упорядоченную целостную совокупность взаимосвязанных мероприятий и воспитательных дел, способствующих развитию личности и коллектива.

Составляют систему внеучебной работы целевой, индивидуально-групповой, пространственно-временной и деятельностный компоненты. Целевой компонент включает в себя цель внеучебной работы, реализующуюся в блоках воспитательных дел, цель и задачи каждого мероприятия, имеющего определенное место в системе внеучебной работы и находящего продолжение в следующих воспитательных мероприятиях. Индивидуально-групповой компонент представляет собой сообщество педагогов и студентов, а также других участников воспитательного процесса. Пространственно-временной компонент включает в себя предметно-материальную среду, воспитательную среду, связи и отношения коллектива учебного заведения с учреждениями культуры и творческими коллективами города и района. Деятельностный компонент включает в себя системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения, указанные в программе воспитательных дел.

Система внеучебной работы будет эффективна, утверждает М.П. Кибардина, если:

·                     цели и задачи процесса воспитания, блока воспитательных дел, конкретного воспитательного дела определены в русле коллективного планирования;

·                     единой цели подчинены усилия администрации, кураторов, студентов, руководителей предметных кружков и объединений по интересам, руководителей практики и других лиц, принимающих участие во внеучебной деятельности;

·                     созданы условия для совместного творчества студентов и педагогов, проявления высоких моральных качеств субъектов педагогического процесса;

• система внеучебной работы включает эмоциональное
стимулирование, использующее воспитательные возможности искусства, дискуссии, рефлексивных ситуаций.

Д.В. Воронков, Н.В. Дулина, P.M. Петрунеева, Е.П. Скориков считают, что принципы духовно-нравственного воспитания должны включать следующие аспекты:

·                     гуманистические основы (учет прав и свободы личности, свободы совести, опора на непреходящие ценности;

·                     светскость;

·                     научность (опора на психологические основы развития личности);

·                     философский позитивизм;

·                     непрерывность;

·                     компетентность;

·                     конфессиональную открытость.

Для формирования у молодежи профессионального опыта, реализации духовного, нравственного, творческого потенциала, развитие деловой активности возможно уделить внимание следующим направлениям работы с молодежью:

·                     изучение, формирование, коррекция мотивационно-ценностных ориентиров;

·                     развитие студенческого самоуправления;

·                     изучение профессиональной направленности и профессиональной пригодности студентов.

Для средних профессиональных учебных заведений воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования социально ценных свойств личности, а цель воспитания - как формирование социально ценных свойств личности, необходимых для жизни в обществе.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе под педагогически организованным процессом духовно-нравственного воспитания понимается создание культуросообразных условий. Важно, чтобы эти условия были ориентированы на потребностно-мотивационную сферу личности и стимулировали ее самовоспитание и саморазвитие. Духовно-нравственное воспитание в условиях средних профессиональных образовательных учреждений предполагает работу в направлениях:

·                     создание воспитывающей среды;

·                     организация воспитывающей деятельности.

Значение среды как фактора формирования личности подчеркивали многие ученые прошлого и современности (Л.С. Выготский, В.А. Караковский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.). Содержанием воспитывающей среды выступают предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное окружение и информационное окружение.

В воспитании личности в широком смысле участвует весь окружающий воспитуемого мир – государство, общество, семья, друзья, коллеги, предметная среда — музеи, памятники архитектуры, интерьеры домов, классов и господствующие в обществе идеи.

Под воспитывающей средой понимается комплекс окружающих воспитанника субъектов и объектов, позитивно влияющих на его духовно-нравственное развитие и воспитание. Создание воспитывающей среды определяется всем строем взаимоотношений в учебном заведении (педагог - педагог, педагог - студент, студент - студент).

Создание культурного пространства — одна из важнейших задач, стоящих перед образовательным учреждением, ибо только в атмосфере культуры можно воспитать человека, обладающего чувством социальной ответственности, умеющего ценить духовные и материальные ценности, специалиста, умеющего не только усваивать, но и создавать ценности.

От климата в коллективе зависит не только самочувствие студента и педагога, но и обоюдный успех или неуспех их деятельности. На психологический климат в коллективе оказывают влияние не только воспитательные методы, но и личные качества педагогов. Под этим влиянием подразумеваются не только индивидуально-личностные особенности учителя, но и социально обусловленное поведение, деятельность педагога. Учащиеся должны быть уверены в нравственных позициях своего учителя, его умении принимать решения в этических ситуациях, поскольку они хотят видеть в учителе свою моральную опору, духовный ориентир, к которому можно стремиться и которому нужно следовать. Только учитель с определившимися духовными ценностями и нравственными установками способен эффективно управлять педагогическим процессом, определять отношения учителя в ученическом коллективе на основе субъект-субъектных отношений и межличностных отношений учащихся, направленных на взаимопонимание, взаимную симпатию, толерантность и доброжелательность.

Растущие требования к обучению и воспитанию, а также сам характер педагогического процесса, его динамизм, изменчивость условий обусловливают творческое отношение к профессионально-педагогической деятельности. В соответствии с этим возникает необходимость постоянного поиска оптимальных в данной конкретной ситуации решений. Основным условием развивающего взаимодействия преподавателя и студента является наличие доверия и положительного отношения между ними. В этом случае студент настойчиво преодолевает трудности, перенимает лучшее в поведении, образе мыслей преподавателя, не боится самостоятельного поиска решения и выполнения выдвинутых задач и заданий. Важным здесь является и то, что одновременно развиваются различные сферы личности студента: нравственная, волевая и эмоциональная. Педагог профессиональной школы изначально должен быть высоконравственным человеком: гуманным, воспитанным, эмоционально отзывчивым, тактичным, не способным в нужный момент изменять свое решение.

Исследуя влияние педагогического коллектива на коллектив воспитанников, В.А. Сухомлинский установил следующую закономерность: чем богаче духовные ценности, накопленные и заботливо охраняемые в педагогическом коллективе, тем отчетливее коллектив воспитанников выступает как активная, действенная сила, как участник воспитательного процесса, как воспитатель.

Важнейшей задачей воспитательной работы является создание коллектива каждой группы и коллектива среднего специального учебного заведения. Это, как показывает практика, помогает молодому человеку выдерживать довольно большие нагрузки — физические, умственные, нравственные, волевые. Далеко не все молодые люди на первых порах умеют рассчитывать свои собственные силы, рационально организовывать свою работу. Сказывается влияние всей перестройки жизни, быта, деятельности студентов. Поэтому очень важна, особенно на младших курсах наряду с проведением индивидуальных консультаций, работа мастеров и классных руководителей в группах, коллективах разного характера.

Роль классного руководителя академической группы неоценима в процессе аудиторного и внеаудиторного воспитания. Он способствует адаптации студента, сплачивает группу, изучает каждую личность как составляющую общества и различных социальных групп, координирует воспитательные влияния на студента. Индивидуальная работа классного руководителя группы эффективна, когда он творчески подходит к ней, учитывает индивидуальные и возрастные особенности студентов, имеет тесную связь с преподавателями, работающими в группе, родителями, общественными организациями и неформальными студенческими объединениями, учреждениями культуры и спорта.

Студенческая группа является важнейшей формой социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения. С одной стороны, личность формируется прежде всего потому, что на протяжении всей своей жизни она включается в деятельность самых различных групп. С другой стороны, любая группа не является лишь суммой входящих в нее людей, т.е. группа — это самостоятельный объект деятельности, который требует тщательного изучения. Студенческая группа — это особый тип социальной общности. Образуется она чаще всего без учета мнения и желания самих студентов. И только в дальнейшем выясняется, насколько люди, входящие в данную группу, приняли друг друга.

Отсюда мы приходим к заключению, что работа по планированию и внедрению программы воспитания духовно-нравственной культуры студентов должна проводиться и с педагогами. Это обусловлено тем, что воспитание духовной личности требует педагогического стимулирования, создания особых условий, в которых у студентов могли бы культивироваться все высшие нравственные качества, в том числе чувство справедливости, совести, внутренней свободы, моральной стойкости. Из анализа практики видно, что процесс духовного развития студента по содержанию и по направленности бывает продуктивным только тогда, когда он подготовлен, поддерживается и направляется педагогическим влиянием, адекватным его природе и внутренней сущности.

Группа, первичный коллектив чаще всего становится в учебном заведении центром общения. От курса к курсу группа сплачивается, растет уровень коллективных отношений, обогащается и общение. Постепенно сближаются интересы и направленности «малых групп» с учебной группой как коллективом. Основой и движущей силой этого процесса становится продуктивное взаимодействие педагогов, воспитателей и коллектива группы. Важным условием хорошего нравственного уровня такого взаимодействия может стать единство требований педагогического коллектива в сочетании с уважением к коллективу учащихся.

Создание благоприятной психологической атмосферы, качества педагогических условий — необходимое условие успешности любого вида деятельности в группе студентов. Организация коллектива не может рассматриваться как цель, но прежде всего как средство для достижения результатов в учебной и воспитательной работе.

По мнению В.Н. Субботина, система среднего профессионального образования более чутко реагирует на изменение воспитательных идеалов и социального образовательного заказа общества и государства, чем система общего образования.

Развитие свободы, расширение прав личности, переход от «бессловесного» исполнения к собственному мнению, которое нужно доказать и публично отстоять, приводят к осознанию необходимости овладения коммуникативными навыками.

Важнейшим вопросом при организации духовно-нравственного воспитания является выбор методов и форм.

Методы воспитания – это способы взаимного сотрудничества между воспитателями и воспитанниками для достижения наиболее эффективных результатов воспитания и развития, пути воздействия, посредством которых достигаются воспитательные цели, реализуется содержание деятельности, обеспечивается условие мировоззренческих и этических знаний, привлечение каждого воспитанника к активной работе, определяется организация поведения, соответствующего требованиям общества.

Выбор методов воспитания предполагает:

1.                  применение в единстве методов формирования сознания (понятий, суждений, убеждений, оценок), организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, поручение и пр.), стимулирование деятельности и поведения учащихся (соревнование, поощрение, наказание);

2.                  их координацию ввиду воспитания — классным руководителем,
активом группы, коллективом учащихся;

3.                  переход методов воспитания в методы самовоспитания (убеждения - в самоубеждения, упражнения — в самоупражнения и др.).

Как показывают исследования, для старшего подросткового и юношеского возраста характерно сочетание методов, применяемых, с одной стороны, преподавателем, классным руководителем, а с другой - коллективом учащихся, отдельными личностями.

Выбор методов воспитания зависит от многих факторов - цели,
содержания воспитания, от степени воспитанности обучающихся, уровня
межличностных отношений, авторитета и опыта педагога, возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся. Для повышения результативности воспитательного процесса, как показывает изучение опыта, целесообразно применять комплекс методов, усиливая их воспитательный потенциал.

Деятельность воспитуемых в процессе опытной работы организуется в двух направлениях: коллективном и личностном. В соответствии с этим методы воспитания нами, как показано в исследовании Л.И. Аманбаевой, подразделены на две основные функциональные группы:

• группа методов воспитания, направленная на воспитание
совместной (коллективной) жизни детей:

1.                 единые педагогические требования;

2.                 методы и формы самоуправления;

3.                 традиции;

4.                 игра;

5.                 перспектива;

• группа методов индивидуального воздействия:

1) разъяснение;

1.                 требование;

2.                 пример;

3.                 наказание, поощрение.

Сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. Выбор их зависит от содержания воспитательной работы, возраста учащихся, мастерства воспитателей и других условий, в которых протекает процесс воспитания.

Форма воспитательного процесса – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

В процессе духовно-нравственного воспитания студентов в процессе внеучебной деятельности наибольшее распространение получили следующие организационные формы:

·                     массовые (праздники, собрания, субботники, олимпиады, выставки, демонстрации и т.д.);

·                     групповые (классные часы, экскурсии, беседы, тренинги и др.);

·                     индивидуальные (общественные поручения, индивидуальные
задания).

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить такие особенности организации духовно-нравственного воспитания как:

·                     работа со студентами по духовно-нравственному воспитанию в учреждениях среднего профессионального образования носит системный и комплексный характер;

·                     развитие нравственных взаимоотношений - процесс длительный, требующий постоянного внимания педагогов;

·                     формирование духовности надо связывать с самосознанием, самосовершенствованием, которое достигается только через внутреннюю активность студента;

·                     духовно-нравственное развитие выражается в существенных изменениях внутреннего мира современной личности;

·                     осуществляя духовно-нравственное воспитание, учебное заведение должно учитывать влияние окружающей среды;

·                     процесс духовно-нравственного воспитания не должен ограничиваться работой со студентами, необходимо привлечь весь коллектив учебного заведения.

Особое внимание следует уделить тому, что в учреждении среднего профессионального образования необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, духовно-нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта. При этом необходимо учитывать в воспитательном процессе индивидуальные и возрастные особенности студентов, своевременно развивать их мотивационную сферу, выражающуюся в определении своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влияния на самосознание и духовно-нравственное становление.

К особенностям духовно-нравственного воспитания учащихся в современных условиях относят так же: существование нескольких, в том числе альтернативных, направлений в деятельности педагога по духовно-духовно-нравственному воспитанию; разнообразие программ духовно-нравственного воспитания; взаимопроникновение светской и религиозной педагогических традиций; учет региональных особенностей в содержании духовно-нравственного воспитания; наличие интеграционных процессов в содержании как специальных программ, так и в программах гуманитарных дисциплин; создание различных типов учебных заведений, ставящих в качестве главной своей цели соответствующее воспитание детей; особое состояние внешней среды, наполненной духовным влиянием разной направленности .

Процесс духовно-нравственного воспитания динамичный и творческий: преподаватели постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

Итак, в нашей работе мы будем придерживаться такого понятия воспитательной работы как комплекса духовно-нравственных ценностей и философско-методологических установок всех субъектов воспитательного процесса, целостно влияющих на выбор ими методов и форм деятельности, порядка жизнедеятельности и способов взаимодействия, характера оформления окружающей среды.

В результате анализа психолого-педагогической литературы нами было выявлены особенности воспитательного процесса. Это целенаправленность, многофакторность, динамичность, длительность, непрерывность, комплексный характер, вариативность и двусторонность; рассмотрена общая структура целей, роль педагога, принципы духовно-нравственного воспитания, направления работы, оптимальные условия для развития личности обучающихся.

Также нами были рассмотрены понятия метода и формы воспитания и выявлено, что их выбор зависит прежде всего от таких факторов, как цели, содержания воспитания, от степени воспитанности обучающихся, уровня межличностных отношений, авторитета и опыта педагога, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Таким образом, мы пришли к выводу, что работа со студентами по духовно-нравственному воспитанию носит системный и комплексный характер; развитие нравственных взаимоотношений – процесс длительный, требующий постоянного внимания педагогов; осуществляя духовно-нравственное воспитание, образовательное учреждение должно учитывать влияние окружающей среды.

Выводы

Проведенный анализ философских, психолого-педагогических аспектов проблемы духовно-нравственного воспитания позволяет дать определение понятиям «духовность», «нравственность», которые являются основополагающими компонентами понятия «духовно-нравственное воспитание».

Духовность — это специфическое человеческое качество, отличающее человека, присущее только ему; это связь и единое целое таких понятий как «дух», «душа», «душевность»; это приобщение человека к высоким духовным ценностям общества; это гармонизация взаимоотношений в семье, в учебном заведении с друзьями, с педагогами, с любым человеком; это внутренний мир человека, его самосознание.

Нравственность – это способ регуляции действий человека в обществе с помощью норм; это совокупность морального сознания, навыков и привычек человека, связанных с соблюдением норм, правил и требований; это одно из проявлений духовности.

Эти нравственные свойства личности формируются в процессе воспитания.

В педагогической литературе воспитание духовное – это воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека; воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности, и других качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека.

Воспитание нравственное – целенаправленное формирование системы нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных моральных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что духовно-нравственное воспитание – процесс формирования и развития личности, направленный на принятие ею высших ценностей и внутреннее их переживание как своих собственных. Задача духовно-нравственного воспитания — правильно сориентировать формирование личности.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы, нами были выявлены возрастные и психологические особенности обучающихся среднего профессионального учреждения, рассмотрены основные особенности организации духовно нравственного воспитания: роль педагога, структура, направления, принципы, педагогические условия духовно-нравственного воспитания, факторы выбора методов и форм воспитания.

Теоретический анализ научно-педагогической литературы по теме духовно-нравственного воспитания личности показал, что данная проблема актуальна и в настоящее время разработана недостаточно; позволил определить так же основные подходы, концептуальные положения, идеи, составляющие научно-методологические основы духовно-нравственного воспитания студентов учреждений среднего профессионального образования.


 

Скачано с www.znanio.ru

Доклад: Особенности духовно – нравственного воспитания в различных типах образовательных организаций

Доклад: Особенности духовно – нравственного воспитания в различных типах образовательных организаций

В психолого-педагогической литературе описывается структура формирования нравственного облика студенческой молодежи, которая включает следующие элементы: учебно-воспитательный процесс (чтение спецкурсов, использование преподавателям и воспитательных возможностей своих дисциплин,…

В психолого-педагогической литературе описывается структура формирования нравственного облика студенческой молодежи, которая включает следующие элементы: учебно-воспитательный процесс (чтение спецкурсов, использование преподавателям и воспитательных возможностей своих дисциплин,…

Для формирования у молодежи профессионального опыта, реализации духовного, нравственного, творческого потенциала, развитие деловой активности возможно уделить внимание следующим направлениям работы с молодежью: · изучение, формирование,…

Для формирования у молодежи профессионального опыта, реализации духовного, нравственного, творческого потенциала, развитие деловой активности возможно уделить внимание следующим направлениям работы с молодежью: · изучение, формирование,…

Под этим влиянием подразумеваются не только индивидуально-личностные особенности учителя, но и социально обусловленное поведение, деятельность педагога

Под этим влиянием подразумеваются не только индивидуально-личностные особенности учителя, но и социально обусловленное поведение, деятельность педагога

Студенческая группа является важнейшей формой социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения

Студенческая группа является важнейшей формой социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения

Важнейшим вопросом при организации духовно-нравственного воспитания является выбор методов и форм

Важнейшим вопросом при организации духовно-нравственного воспитания является выбор методов и форм

Сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм

Сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм

Процесс духовно-нравственного воспитания динамичный и творческий: преподаватели постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование

Процесс духовно-нравственного воспитания динамичный и творческий: преподаватели постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование

Эти нравственные свойства личности формируются в процессе воспитания

Эти нравственные свойства личности формируются в процессе воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2024