Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта и обращения к духовной жизни. Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, анимационными, телевизионными проектами, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир.
В одночасье куда-то исчезли наши старые добрые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение. Развитие и обогащение духовно-нравственного мира дошкольников выступает важнейшей составляющий воспитательно-образовательной работы.
Систему работы можно представить себе следующим образом:
• Родная страна
• Родной город
• Родная улица
• Детский сад
• Семья
Формирование качеств
• Милосердие
• Доброта
• Любовь
• Коммуникативность
• Терпимость
• Чувство меры
• Отзывчивость
• Справедливость
Ответственность
Задачи
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Направления работы
• 1.Духовно-образовательное (непрерывный образовательный процесс, беседы, устные поучения).
• 2.Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
• 3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
• 4.Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Наглядный метод
• наблюдения
• показ сказок (педагогом, детьми);
• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
• проведение дидактических игр; экскурсии по саду, в музей, целевые прогулки
Практический метод
• организация продуктивной деятельности;
• проведение игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• изготовление кукол к сказкам; организация постановки пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсов, викторин;
• проведение экскурсий различной направленности;
• организация вечера с родителями, для родителей и сверстников;
• изготовление с детьми наглядных пособий к занятиям.
Формы работы с детьми
• Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
• Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
• Проведение совместных праздников.
• Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
• Экскурсии, целевые прогулки (по улице, городу).
• Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
• Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
• Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
• Творческие вечера.
• Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Формы работы с родителями
• родительские собрания на духовно-нравственные темы;
• лекторий для родителей;
• открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
• вечера вопросов и ответов;
• проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО);
• факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
• наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки- передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
• экскурсии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.