УДК 378.4
ОКУТИНА ЕЛЕНА ИВАНОВНА,
воспитатель,
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4»,
г. Зима, Иркутская область, Россия,
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТ «МЫ ГОРДИМСЯ И ПОМНИМ!»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из приоритетных задач современного образования. В 2025 году, объявленном Годом Защитника Отечества, особую актуальность приобретает работа по формированию у детей чувства уважения к историческому прошлому своей страны.
Ключевые слова: проект; патриотизм; традиции; Родина; Великая Отечественная война; Защитники Отечества; родительско-детская поисково-исследовательская деятельность.
В дошкольном детстве воспитанники и многие их родители не имеют достаточные знания об истории родного города, государственных традициях и праздниках родной страны. Многие отличаются равнодушным отношением к близким людям, пожилым гражданам, редко проявляют любовь к Родине, чувство гордости за достижения страны, поэтому направление работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников актуально. Для внедрения данного направления разработан и реализован долгосрочный поисково-исследовательский проект «Мы гордимся и помним!», что является частью краеведческой деятельности в ДОУ.
Данный долгосрочный проект был реализован в три этапа с января по июнь, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Основные исполнители проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, родители, педагоги, социальные партнёры.
В соответствии с Концепцией воспитания детей Иркутской области, с национальным воспитательным идеалом и системой базовых национальных ценностей определили цель проекта: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма, любви к Отечеству, своему народу. Поставленная цель решалась через следующие задачи:
- расширять представление об Отечестве, государственных праздниках;
- развивать интерес к истории родной страны; морально-волевые качества;
- воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, чувство гордости за достижения страны, за свой народ.
На первом этапе реализации проекта для достижения данной цели и решения поставленных задач были созданы необходимые условия:
- спроектированы совместные мероприятия с детьми, родителями, социальными партнерами;
- внесены изменения в развивающую предметно-пространственную среду группы.
На втором этапе для реализации мероприятий в рамках данного проекта подобрали следующие методы и формы работы:
Наглядные: наблюдения, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, просмотр, фильмов, мультфильмов, презентаций;
Словесные: беседы, рассказы, чтение произведений, ситуативные разговоры и речевые ситуации, составление описательных рассказов, разучивание песен, стихотворений;
Практические: целевые прогулки и экскурсии, участие в городском конкурсе, праздники, родительско-детская поисково-исследовательская деятельность, акции.
С февраля по июнь месяц с детьми проводился цикл бесед на следующие темы: «Богатыри земли русской», «День Защитника Отечества, почему так назван праздник», «Почему война называется Великая Отечественная?», «Великие сражения в годы ВОВ (Брест, Москва, Ленинград, Берлин)».
Далее конспекты данных бесед размещались в уголке для родителей, на сайте детского сада в групповой страничке, чтобы родители тоже владели этой информацией, т.к. у детей возникали различные вопросы, а ответы на них они находили не только у воспитателя, но и у своих родителей.
При подготовке к празднику «День Защитника Отечества», с целью поиска информации о родах войск, семьям воспитанников давалось задание найти источники информирования. У одного из воспитанников в домашней библиотеке имелась энциклопедия для детей, в которой в доступной, стихотворной форме объяснялось детям, кто такие танкисты, моряки, лётчики, солдаты и др. Прочитав детям эти стихотворения, они получили знания о родах войск.
Понравившиеся стихотворения двое воспитанников заучили их наизусть и приняли участие в городском конкурсе чтецов, посвящённый Дню Защитника Отечества «Мы подвиг их светлый в сердцах сбережём».
Рассказывая, детям о Великой Отечественной войне, о том какие тяжёлые годы были, что воевали все и даже дети, воспитанники были очень удивлены и им стало интересно: кто из детей воевал? Как они могли воевать? Отсюда возникла проблема: воспитанники не знают детей-героев нашей страны, совершивших подвиги в Великую Отечественную войну. А так же выяснилось, что и не все родители знают о детях-героях, поэтому в рамках реализации проекта месяц март и апрель посвятили родительско-детской поисково-исследовательской деятельности «Дети-герои ВОВ». В ходе которой, воспитанники предложили ряд способов, где можно найти информацию, это в Интернет-ресурсах, посетить библиотеку, посетить историко-краеведческий музей, узнать информацию у родителей, более старшего поколения (бабушки, дедушки).
Так как не все дети читают, самостоятельно не могут посетить библиотеку, Историко-краеведческий музей города, были привлечены родители и как показала практика, их это заинтересовало.
Одна семья посетив библиотеку, взяли книгу о пионере-герое Вали Котик, прочитали её в кругу семьи, сделали краткую информационную справку.
Ещё одна семья посетив историко-краеведческий музей нашли информацию о Саше Бородулине.
Другие семьи нашли информацию в Интернет-ресурсе о Лёне Голикове, и Зине Портновой, узнали о герое Марате Казей из рассказа дедушки.
Воспитатель представил ребятам информацию о герое Володе Дубинине.
Продуктом родительско-детской поисково-исследовательской деятельности «Дети-герои ВОВ» стало создание альбома памяти «Дети-герои ВОВ».
При подготовке к акции «Георгиевская лента», посетили с воспитанниками Историко-краеведческий музей, где сотрудники нам рассказали, что Георгиевская лента - символ мужества, доблести и отваги. Черный цвет ленты обозначает цвет пороха, а желтый - цвет огня. А называется она георгиевской, потому что на нее прикреплялся орден Георгия. В рамках акции сотрудники городской библиотеки с детьми провели мастер-класс по изготовлению георгиевской ленты, которые в рамках акции были вручены жителям нашего города в преддверии праздника Дня Победы.
Так же в преддверии праздника Дня победы в парке Победы проведён с детьми митинг, возложены цветы у вечного огня. Возложили дети и цветы у памятника «Неизвестному солдату» на территории одной из школ, прошёл детский «Бессмертный полк» по территории детского сада.
Заключительным мероприятием поисково-исследовательского проекта «Мы гордимся и помним!» с детьми старшего дошкольного возраста стала экскурсия в парк Победы города «22 июня – День памяти павших в ВОВ», где рассмотрели портреты зиминцев - участников ВОВ, участников СВО, военную технику, обелиски «Родина – мать», «Павший солдат».
На третьем этапе подведены итоги. Отмечено, что в ходе реализации проекта у детей появилась потребность и познавательный интерес в приобретении новых знаний и представлений о государственных праздниках, о подвигах людей в годы ВОВ. Значительно расширились творческие способности детей, умение отражать полученный опыт в разных видах творческой деятельности (музыкальной, художественной);
Пришли к выводу, что проведённая работа достаточно эффективна, необходима с социальными партнёрами по краеведческой деятельности и определяет направление дальнейшей работы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
В целом проект с детьми имеет прогрессивный характер и позволил не только воплотить идеи детей в реальность, но и зародить в каждом ребенке умение реализовывать задуманное, доброте и заботливому отношению к близкому человеку, проявлению чувства гордости за свою страну, что необходимо для воспитания в детях всесторонне гармоничной развитой личности.
Так же проведённый среди родителей опрос с целью изучения удовлетворённости проведёнными мероприятиями в рамках данного проекта, выявил, что 92 % родителей в полной мере удовлетворены проведением мероприятий, 8 % -частично (не устроило время проведение мероприятий).
Опыт реализации данного проекта представлен:
- на Городском конкурсе методических разработок «Ступеньки к красоте души», где стали лауреатам 2 степени;
- на Всероссийском конкурсе педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», где отмечены дипломом 1 место;
- на Межрегиональной конференции "Краеведение как средство формирования гражданственности";
- опыт опубликован в сборнике «Учебно-методических материалов» информационно-образовательного портала Образовательный Фонд «Эверест».
В заключении надо отметить, что очень важно, чтобы в юном возрасте дети понимали, как тесно соприкасаются события семейной истории с жизнью всего народа, страны, города и других людей. Именно сегодняшним детям предстоит стать тем мостиком между поколениями, которые понесут славу Победы дальнейшим поколениям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аббасова Л.И. Роль народной педагогики в нравственном воспитании
детей старшего дошкольного возраста / Л.И. Аббасова, Э.С. Кокиева//
Нравственное воспитание в современном мире: психологический и педагогический аспект: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 февраля 2018 г, г. Саратов). – Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. – С. 4-8.
2. Богданова О.С. О нравственном воспитании детей / О.С. Богданова,
Л.И. Катаева.– Москва : Просвещение, 2013. – 213 с.
3. Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий: метод. пособие для педагогов / А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011. – 192 с.
4. Кузнецова, Т.Г. Создание условий для развития нравственных качеств
дошкольников с перспективой успешной социализации их в современном
обществе / Т.Г. Кузнецова, И.В. Болгова, А.Ф. Новикова // Вопросы 50 дошкольной педагогики. – 2016. – №3. – С. 126-131.
5. Миронова, С.А. Социально-нравственное воспитание в детском саду и
в семье / С.А. Миронова // Молодой ученый. – 2016. – №22. – С. 247-248.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.