Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Оценка 4.6

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Оценка 4.6
pdf
07.09.2020
Духовно-нравственное воспитание дошкольников  в условиях реализации ФГОС ДО
статья дух-нрав восп.pdf

Духовно-нравственное воспитание дошкольников  в условиях реализации ФГОС ДО

 

   В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.  

 Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в  воспитании подрастающего поколения. 

   Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте  дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема духовно – нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». 

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных  ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи , общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребѐнка…»    

   Ценностный и социокультурный аспекты выделены в формулировках:

-принципов дошкольного образования;

-         задач, на решение которых направлен ФГОС ДО;

-         характеристик содержательного наполнения образовательной программы по образовательным областям;

-         требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и развивающей предметно – пространственной среде дошкольного образования;

-         основных целевых ориентиров (социально – нормативных возрастных характеристиках возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования)

   Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти образовательных областей дошкольного образования

    -В качестве основы социально-коммуникативного развития      обозначено «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности».

-В перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательно – речевого  развития, включен ряд социокультурных категорий: представления «о малой родине и Отечестве», «о социокультурных ценностях нашего народа», «об отечественных традициях и праздниках».

-Художественно-эстетическое развитие в контексте ФГОС дошкольного образования «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы» как основы развития нравственной способности различения доброго и злого и эстетической способности различения прекрасного и нелепого, а также содействия формированию соответствующего отношения к явлениям окружающего мира.

-Физическое развитие также предполагает содействие становлению ценностно-смысловой сферы личности ребенка («ценности здорового образа жизни»)

      Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребѐнка. Именно в этот период ребѐнок приобщается к миру общественных ценностей.  Именно в этом возрасте ребѐнок  входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого  человека к миру и его проявлениям во  всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и  к обществу в целом.

Существенные характеристики духовно – нравственного воспитания как педагогического процесса: 

-направленность на формирование высших над обыденных, смысложизненных ценностей;

-         отношение к субъективному внутреннему миру человека (раскрытие полноты достоинства личности через развитие самосознания и саморефлексию);

-         наличие мировоззренческой основы, опора на конкретную мировоззренческую и культурную традицию;

-         интегративная роль в определении направленности воспитательной системы.

Духовно – нравственное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении – содействие целенаправленному развитию основ ценностно– смысловой сферы личности дошкольника в процессе творческого  межпоколенческого взаимодействия на основе освоения отечественного социокультурного опыта.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребѐнок, но и  семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей.  Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других  близких людей из окружения ребѐнка. Именно на положительных эпизодах  из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю  необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей. 

 Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе        по      духовно-нравственному         воспитанию         дошкольников. Критерии эффективности воспитательной системы: 

-         наличие гармоничных одухотворенных отношений ребѐнка  к окружающему миру, людям, к самому себе;

-         иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками;

-         потребность и готовность проявления сострадания и сорадования миру;

-         субъективное психическое и эмоциональное благополучие;

-         соответствие традиционным для Отечественной культуры полоролевыми

образцами поведения, мужественности  и женственности;  - светлая оптимистическая детская картина мира.

  При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребѐнка нужно учитывать и развивать в данном контексте.

 

Литература  

1.                 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.

2.                 Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.

 

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации

Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти образовательных областей дошкольного образования -В качестве основы социально-коммуникативного развития обозначено «усвоение норм и ценностей, принятых в…

Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти образовательных областей дошкольного образования -В качестве основы социально-коммуникативного развития обозначено «усвоение норм и ценностей, принятых в…

Духовно – нравственное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении – содействие целенаправленному развитию основ ценностно– смысловой сферы личности дошкольника в процессе творческого межпоколенческого взаимодействия на…

Духовно – нравственное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении – содействие целенаправленному развитию основ ценностно– смысловой сферы личности дошкольника в процессе творческого межпоколенческого взаимодействия на…

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Духовно-нравственное воспитание дошкольников  в условиях реализации ФГОС ДО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.09.2020