ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Оценка 4.7

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Оценка 4.7
docx
24.11.2021
ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Кулешова Елена Васильевна Духовно - нравственное воспитание.docx

 

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Е. В. Кулешова

 учитель иностранного языка

МБОУ «Томаровская СОШ №1»

 

Чего ждёт общество от молодых людей, которые оканчивают школу  в век цифровых  технологий? От молодых людей, которые живут в век, когда во всех областях происходят стремительные изменения? В первую очередь, добывать и применять полученные  знания. Чётко спланированные действия, обдуманные  решения, сотрудничество в  группах, разнообразных по составу, нестандартное мышление – так можно охарактеризовать навыки, которые необходимы для успешной самореализации современного молодого человека. Необходимо стремиться к физическому и духовному развитию. Но у настоящего человека духовные ценности преобладают над материальными благами.  Именно тогда начинается настоящий человек. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь становлению духовного человека. Для этого необходимо правильно организовать духовно-нравственного воспитание. Нормами жизни детей должны стать такие понятия как семья, любовь, честь, совесть, доброта, долг, достоинство, Родина.

Сегодня важным компонентом социального заказа для образования является духовно – нравственное воспитание учащихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования II поколения чётко формулируют поставленные цели.

«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».  [5]

 « Школа - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа - это возвышенный дух, мечта. Учитель призван реализовывать мечты детей». [4]

 На уроках иностранного языка большая роль отводится духовно-нравственному воспитанию, и оно сейчас становится ведущим.

Именно через язык  можно передать культуру народа,  его ценности.

 Уроки  иностранного языка учат умению слушать друг друга, учат толерантности, терпимости друг к другу. Уроками общения можно назвать занятия иностранным языком. Здесь учащиеся обучаются технике общения, речевому этикету, навыкам диалогического и группового общения.

 Ребята являются речевыми партнёрами, когда обсуждают разнообразные темы.  Они учатся слушать и слышать своих собеседников.

 В общественных отношениях, в семейных отношениях, в отношениях между народами очень важно умение общаться.

Таких возможностей воспитывать учащихся в духе интернационализма не имеет ни один школьный предмет, как иностранный язык.
Если воспитывается  чувство интернационализма, одновременно воспитывается и чувство патриотизма. Уважаешь другие народы,  уважаешь и свой народ.
Нет языков высших и низших, как нет и высших и низших рас – это твёрдо усваивается на уроках иностранного языка. Важным средством воспитания является знакомство с культурами других стран, с их вкладом, который они внесли в мировую культуру.

Что же такое культура? Это система ценностей, которая закреплена              нравами, обычаями, традициями.  Изучение культуры другого народа  привлекает учащихся к изучению иностранного языка. Одним из удивительных и загадочных явлений народной культуры являются праздники. Это неизменные спутники народной жизни. Знакомясь с ними, ребята открывают для себя духовную и культурную жизнь страны изучаемого языка. Особенно интересна эта тема учащимся начальной школы.  Они с большим увлечением знакомятся с атрибутами праздников. Участвуют в различных исследованиях, готовят проекты.

Например, в 3 классе можно предложить составить «Рождественскую азбуку», в которой будет представлено 24 атрибута.

В 6 классе можно исследовать материалы книг на иностранном языке, адаптировать сложные фрагменты текстов и представить их учащимся среднего звена.

Театральная постановка ещё одна эффективная форма занятия иностранным языком, которая эстетически воспитывает учащихся, приобщает их к культуре страны, язык которой они изучают. Она формирует нравственные представления  о дружбе.  Здесь же формируются взаимоотношения детей в коллективе. Исполняя ту или иную роль, ребёнку необходимо выбрать необходимый нравственный характер. На эмоциональном уровне учащиеся должны понять и передать свои чувства и чувства другого человека. Материалы должны выбираться только из известных произведений. Это чаще всего сказки, целые рассказы или их фрагменты.

Особое воздействие на эмоциональное состояние детей оказывает сказка.

Она помогает сопереживать любимым героям, убирает негативные явления, даёт большие возможности для творчества. При распределении ролей есть возможность побеседовать с детьми в ненавязчивой форме о жизни, о добре, о зле, о счастье. При этом необходимо дать возможность выбрать роль любого сказочного персонажа: сильного или слабого, весёлого или грустного, положительного или отрицательного.

 Использование   песен и стихов страны изучаемого языка – это ещё один важный акцент при обучении иностранному языку.  Работа над этим материалом  улучшает  произношение, пополняет лексический запас,

развивает память ребёнка, его нравственные качества и творческие способности. Здесь очень важно отметить, что ребёнок сам может выбрать материал, который соответствует его интересам и уровню владения иностранным языком.

Одной из форм общения является письмо. Эта форма возможна в любом классе. Ученики могут написать письмо своему зарубежному другу на любую тему. Можно описать свою семью, школу, родной город, любимый вид спорта, уроки иностранного языка и так далее. В процессе написания писем ребята оценивают свои усилия, успехи. К ним приходит осознание роли иностранного языка и нравственного плана овладения культурой речи.

Тематические уроки также играют не последнюю роль. В структуре таких уроков необходимо присутствие нравственных общечеловеческих ценностей. Эти уроки способствуют формированию порядочного человека, который добр и внимателен к окружающим его людям, который видит красоту природы, заботится о ней. Этот человек не оставит в беде беззащитное животное. Он любит свою страну и готов предложить дружбу всем странам мира. Часто такие уроки проводятся по методу проектов. Данная методика формирует у учащихся уважительное отношение к культуре страны изучаемого языка и более глубоко осознать культуру своей страны.

«Здесь важно не забыть, что духовность, нравственность, патриотизм нельзя воспитать прямолинейными методами «в лоб», такие вещи воспитываются через творческие «погружения» в родную культуру, историю, язык с обязательным сравнением национального достояния с «чужим». Способствуют этому уроки, на которых ученики знакомятся с историей родного края, его выдающимися людьми. Историческое творчество, поэтическая деятельность, участие в различных школьных мероприятиях — все это быстрее вложит в детские души духовность и патриотизм, нежели пустые разговоры о нравственности». [1]

 

«ЛИТЕРАТУРА».

1.  Арапова Е.М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Москва 2009, C. 31-35.

2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе/И.А.Зимняя.-К.: Образование, 1991.-220с.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. http://u.to/Hnz_Bw 

4.  Пассов Е.И. Урок иностранного языка/ Настольная книга преподавателя иностранного языка/М.-Глосса-пресс Феникс-2010. -640с. ISBN 5-7651-0105-4/978-5-222-15995-8

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) http://u.to/Wlz_Bw


 

Скачано с www.znanio.ru

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

В общественных отношениях, в семейных отношениях, в отношениях между народами очень важно умение общаться

В общественных отношениях, в семейных отношениях, в отношениях между народами очень важно умение общаться

Здесь очень важно отметить, что ребёнок сам может выбрать материал, который соответствует его интересам и уровню владения иностранным языком

Здесь очень важно отметить, что ребёнок сам может выбрать материал, который соответствует его интересам и уровню владения иностранным языком
Скачать файл