Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки гармонично развитой личности. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
§ нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
§ нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
§ нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
§ нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Среди множества учебных дисциплин предмет иностранный язык занимает особое место. Коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа, способствуют воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности.
Процесс обучения учеников иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Одной из задач в формировании личности школьника, используемых мной в работе, является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний. Я реализую ее в следующих видах деятельности учащихся:
Познавательная – работа над учебным материалом, включающим в себя художественные произведения русских и зарубежных авторов.
Ценностно-ориентировочная – моделирование различных отношений к языку, культуре, окружающей среде через игровые модели, формирование умения принимать решения в ситуации выбора.
Эстетическая – развитие способности выражать своё мнение, эмоции, чувства, настроения художественными средствами: в стихах, рисунках, а также проектах.
Коммуникативная - общение, являющееся условием познания.
В учебном процессе российские школьники и дети стран изучаемого языка, представлены в ситуациях, которые позволяют на доступном для школьников уровне обсуждать такие вопросы, как любовь к своей семье, здоровый образ жизни, трудолюбие, почитание родителей, забота о старших и младших, отношение к учебе, интерес к творчеству в разных его проявлениях.
Выбор способа воспитания на уроках иностранного языка осуществляется в соответствии с темой урока. Можно сказать, что любая программная тема позволяет включить в обсуждение вопросы, связанные с духовными и нравственными качествами личности.
В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык» затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.
К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. В процессе парной и групповой работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания, учащиеся привыкают помогать друг другу и осуществлять контроль над товарищем, а это развивает внимание, способствует развитию чувства коллективизма. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения.
Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого обучающегося.
И, конечно, не последнюю роль играют проектная методика, обучения иностранным языкам. После изучения каждого раздела ребятам предлагается выполнить проект. Работа над проектом развивает не только творческие способности, но и воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность; развивает волю, мышление, внимательность, воображение, память. Ведущими видами проектной деятельности являются творческий, ролево-игровой. Элементы предметно-содержательного и исследовательского характера также применимы.
Конечный этап проектов – это презентация.
На основании представленного педагогического опыта по проблемам духовно-нравственного воспитания школьников средствами изучения иностранного языка можно сделать следующие выводы. Изучение иностранного языка:
§ -повышает духовно-нравственную культуру,
§ -развивает логическое мышление,
§ -оказывает большое влияние на память,
§ -расширяет кругозор,
§ -повышает общую культуру.
В ходе освоения языка совершенствуются профессиональные теоретические знания, а также учебно-организационные, интеллектуальные, информационные, коммуникативные умения. Изучение иностранного языка способствует нравственно - эстетическому развитию и оказывает воздействие на духовное становление личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.