Духовно-нравственное воспитание обучающихся начальной школы в аспекте реализации обновленных ФГОС НОО
Оценка 4.7

Духовно-нравственное воспитание обучающихся начальной школы в аспекте реализации обновленных ФГОС НОО

Оценка 4.7
docx
23.10.2024
Духовно-нравственное воспитание обучающихся начальной школы в аспекте реализации обновленных ФГОС НОО
Духовно-нравственное воспитание обучающихся.docx

Духовно-нравственное воспитание обучающихся начальной школы в аспекте реализации обновленных ФГОС НОО.

 

В.Н. Григуленко – учитель начальных классов, ГОБОУ МО «СОШ № 289»

 

…Явление нравственного составляет главную задачу воспитания, гораздо  более  важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями.

К.Д.Ушинский

 

Федеральный государственный стандарт начального общего образования определяет цель и основной результат образования – развитие личности обучаемого на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. При этом предполагается, что в соответствии со стандартом на ступени начального образования «осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, моральных ценностей».

Как решить эти исключительно сложные педагогические задачи, принимая во внимание возрастные особенности младших школьников?

Нравственное воспитание младших школьников едва ли не главная задача учителя начальных классов. В наше сложное время общество испытывает острую нужду в таких общегуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость и доброжелательность.

В словаре С.И.Ожегова мы можем прочитать, что нравственность – это «правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках».

По определению В.А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника и превращаются в нормы и правила поведения.

Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди чаще всего не могли бы прийти к единому мнению по поводу того, хорошо или плохо поступил человек. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы.

Нравственное развитие личности – это многогранный процесс, который требует целенаправленного нравственного воздействия, нравственного соотношения объективного и субъективного факторов в воспитании, постоянного учета (В формах и методах воспитательной работы) тех изменений, которые происходят в жизни.

Духовное воспитание в педагогике – формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Духовное воспитание в русской народной  педагогике – это развитие трудолюбия, формирование чувства чести, совестливости, порядочности, любви к отечеству, преданности семейному очагу.

В православной педагогике цель воспитания – «воссоздание в человеке образа Божия», формирование у него потребности жить по заповедям высокого духовного и нравственного бытия.

Однако есть общее, что объединяет светскую и православную педагогику: это определение высших ценностей духовного бытия, осознание смысла жизни, наличие совести как средства духовно-нравственного возрастания и высоких нравственных чувствах проявления духовно- нравственного начала в человеке.

Воля в результате воспитания должна быть направлена в сторону добра. Отучая ребёнка от своеволия, необходимо приучать его творить добрые дела – быть сострадательным, уступчивым, терпеливым, милосердным.

Взяв за основу положение о проявлении человеческой души посредством её трех составляющих можно определить задачи духовно-нравственного воспитания.

1.        Воспитание ума – это значит учить

      - различать добро и зло;

      - видеть возможные варианты решения проблемы, стоящей перед человеком, предвидеть результаты своего выбора;

      - понимать  связь  между поведением человека и его последствиями для самого человека, других людей и для судеб его потомков.

 

2. Воспитание таких чувств, как

      - любовь к людям и окружающему миру;

      - совестливость, порядочность и самоотверженность;

      - умение прощать, сопереживать, сочувствовать;

      - патриотизм.

 

3. Воспитание воли начинается с послушания. Сюда входят:

       - уважение и почитание родителей; смирение и терпение;

       - стойкость против зависти, уныния и соблазнов; мужество и т.п. 

 Говоря о нравственности, можно выделить четыре основных правила нравственного воспитания:

1.      Не делай другим того, чего не желаешь себе.

2.      Творите добро для других, если для этого у Вас есть возможность.

3.      Будьте патриотами, защищайте Отечество.

4.      Будьте законопослушны, не нарушайте правопорядок.

Выработка основ нравственной компетенции.

Отношение к людям:

·         отзывчивость;

·         вежливость;

·         тактичность;

·         простота и скромность;

·         честность;

·         милосердие;

·         щедрость;

·         жертвенность;

·         совестливость;

·         толерантность.

Отношение к самому себе:

·         аккуратность;

·         забота о своём здоровье;

·         самокритичность;

·         стремление к самосовершенствованию.

Отношение к делу и труду:

·         трудолюбие;

·         организованность;

·         дисциплинированность;

·         ответственность;

·         целеустремлённость.

В качестве рекомендации может послужить примерная тематика классных часов и родительских собраний:

·         Уголок России – отчий дом.

·         История герба и флага моей страны.

·         Об истории гимна моей страны.

·         Невыдуманные истории о прошлом и настоящем моей семьи.

·         Уголок дома, который любит вся семья.

·         Памятные страницы истории моей Родины.

·         О мальчиках и девочках войны.

·         Книги о войне, которые читали мои родители и читаю я.

·         О братьях наших меньших.

·         Скажи мне, кто твой друг…

·         О дружбе и друзьях.

·         У страха глаза велики, или Как учиться быть честным.

·         О дружбе мальчиков и девочек.

·         Улыбка в жизни человека.

·         Человек и закон.

·         Быть любознательным – это хорошо или плохо?

·         По страницам книг Г. Остера.

·         По секрету всему свету.

·         Люди разных народов на общей планете Земля.

·         Культура человека. Как её увидеть?

·         Как прекрасен  этот мир! Посмотри!

·         Быть сильным – это значит…

·         Здоровье в порядке -  спасибо зарядке.

·         Как не стать жестоким?

·         Кто они – люди большого спорта?

Примерная тематика родительских собраний по  нравственному воспитанию в 1 – 4 классах.

·         Как воспитать настоящего человека?

·         Традиции и обычаи школы в жизни школьника и его семьи.

·         Стили семейного воспитания.

·         Об интересах и увлечениях школьников.

·         Книги в жизни ребёнка и семьи.

·         Как научить ребёнка дружить?

·         Роль родителей в развитии интереса ребёнка к спортивным занятиям.

·         Как развивать трудовые навыки?

·         Ребёнок в школе, ребёнок дома, ребёнок на улице.

·         Как научить ребёнка говорить правду?

·         О скромности.

·         Друзья в жизни семьи и ребёнка.

·         Неразлучные друзья – взрослые и дети.

Использую приёмы активизации нравственного развития школьников:

·         работа в парах;

·         работа в группах;

·         анализ проблемных вопросов;

·         анализ нравственных проблемных ситуаций;

·         анализ противоречивых высказываний классиков  Л.Н. Толстого, А.П.Чехова, А.С.Пушкина и т.д.

·         работа с пословицей (собери пословицу, найди лишнюю пословицу, найди пару, перевод с русского на русский, изобрази пословицу пантомимой);

·         сочинение – размышление («Кто – я?», «Что я люблю?», «Кто мой друг?», «Кто может быть моим другом?«Кто может в достижении цели?»);

·         объяснение через рисунок базовых категорий в этическом сознании  (добро, зло, вина, долг, дружба, мужество, справедливость, мудрость, свобода, счастье, справедливость);

·         посещение воскресной школы.

 

Работа учителя начальных классов проводится совместно со  школьным психологом.

Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Использование ролевых игр на родительских собраниях позволяет родителям понять, что нравственные и гуманные качества закладываются в детстве и огромную роль в воспитании этого направления играет семья.

 

Примерные ролевые игры  для родительских собраний:

1.      Давайте заглянем в одну семью.

2.      Легко ли быть родителем?

3.      История нашей семьи (проводится вместе с детьми).

 

Памятка для родителей

ЗАДУМАЙТЕСЬ НАД ТЕМ ЧТО:

·         если ребенка постоянно КРИТИКОВАТЬ, он учится ОСУЖДАТЬ;

·         если ребенок растет во ВРАЖДЕБНОСТИ, он учится АГРЕССИВНОСТИ;

·         если ребенок растет В СТРАХЕ, он учится всего БОЯТСЯ;

·         если ребенок окружен ЖАЛОСТЬЮ, он УЧИТСЯ ЖАЛЕТЬ себя;

·         если ребенок растет СРЕДИ НАСМЕШЕК,  он становится ЗАСТЕНЧИВЫМ;

·         если ребенка постоянно сравнивать с другими, он учится завидовать;

·         если ребенок растет с чувством стыда, он учится быть всегда виноватым;

·         если ребенок растет в атмосфере ПОДДЕРЖКИ, он учится быть УВЕРЕННЫМ в себе;

·         если ребенок растет  В ПОХВАЛЕ, он учится быть БЛАГОДАРНЫМ;

·         если ребенок растет в атмосфере ТЕРПИМОСТИ, он учится быть ТЕРПЕЛИВЫМ;

·         если ребенок растет в атмосфере ОДОБРЕНИЯ, он учится НРАВИТЬСЯ себе;

·         если ребенок растет в ПРИЗНАНИИ, он учиться СТАВИТЬ ЦЕЛИ и достигать их;

·         если ребенок растет в атмосфере ПРИНЯТИЯ, он учиться ЛЮБИТЬ;

·         если ребенок растет с СОЧУВСТВИЕМ, он учиться быть ВЕЛИКОДУШНЫМ;

·         если ребенок растет в ЧЕСТНОСТИ и справедливости, он учиться РАЗЛИЧАТЬ ДОБРО и зло;

·         если ребенок растет в атмосфере ДОВЕРИЯ, он учиться ВЕРИТЬ В СЕБЯ и в окружающих.

Если ребенок окружен ДРУЖЕЛЮБИЕМ, он знает, что МИР – это ПРЕКРАСНОЕ МЕСТО!!!

Доклад можно закончить словами  великого педагога К.Д. Ушинского:

 

«Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки, а привычки в наклонности».


 

Духовно-нравственное воспитание обучающихся начальной школы в аспекте реализации обновленных

Духовно-нравственное воспитание обучающихся начальной школы в аспекте реализации обновленных

Духовное воспитание в русской народной педагогике – это развитие трудолюбия, формирование чувства чести, совестливости, порядочности, любви к отечеству, преданности семейному очагу

Духовное воспитание в русской народной педагогике – это развитие трудолюбия, формирование чувства чести, совестливости, порядочности, любви к отечеству, преданности семейному очагу

Отношение к самому себе: · аккуратность; · забота о своём здоровье; · самокритичность; · стремление к самосовершенствованию

Отношение к самому себе: · аккуратность; · забота о своём здоровье; · самокритичность; · стремление к самосовершенствованию

Традиции и обычаи школы в жизни школьника и его семьи

Традиции и обычаи школы в жизни школьника и его семьи

ПОДДЕРЖКИ, он учится быть УВЕРЕННЫМ в себе; · если ребенок растет

ПОДДЕРЖКИ, он учится быть УВЕРЕННЫМ в себе; · если ребенок растет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2024