Духовно-нравственное воспитание школьников
Оценка 4.8

Духовно-нравственное воспитание школьников

Оценка 4.8
doc
13.11.2022
Духовно-нравственное воспитание школьников
Духовно - нравственное воспитание школьников.doc

Духовно – нравственное  воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Подготовила Шеховцева Т.С.

 

 Современное развитие российского государства и общества определяет значимые проблемы в воспитании молодого поколения. В настоящее время существует социальная заявка государства на воспитание инициативного человека, здорового, трудолюбивого и нравственного, патриота собственного Отечества, отважного, с активной жизненной и профессиональной позицией, почитающего права и свободы личности, традиции и устои других людей.

Произошедшие в России изменения, вызванные разными социальными, политическими и экономическими потрясениями привели к частичной деградации сложившейся системы   патриотического воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность. Патриотизм – одно из неоднозначных понятий современной науки и политической практики. Он имеет сложную эмоциональную окраску, выражает высшие чувства к Отечеству, которые в ряде случаев имеют националистический характер.

Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова «патриотизм» призваны, в первую очередь, образовательные учреждения, так как детство и юность – это самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Перед нами, филологами, проблема  патриотического и духовно-нравственного воспитания  стоит особо остро, ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. Работа над формированием патриотизма проводится как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Объем работы различен и зависит от общей подготовки учащихся , специфики программного материала, возрастных особенностей, но все-таки можно выделить круг основных задач, направленных на патриотическое воспитание:

1.     Формирование у детей любви и преданности к родине

2.     Развитие любви и уважения к своему народу, национальной культуре и традициям

3.     Воспитание любви к русскому языку как к родному языку и языку межнационального общения

4.     Воспитание любви и бережного отношения к родной природе и своей малой родине

5.     Формирование у учащихся трудиться на благо родины и защищать ее

6.     Развитие у школьников настойчивости в преодолении учебных трудностей как шагу к воспитанию у них патриотизма, гражданственности и национального самосознания.

 

Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст свои результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории  своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношения к тем или иным событиям.

 

Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература.  В 5-6 классах важно заинтересовать учеников самим процессом чтения военно-патриотической литературы,

сформировать устойчивую потребность в чтении.

Формы работы:

отбор произведений для литературного чтения и заучивания наизусть;

Чтение и обсуждение тематики произведений;

Определение ключевых слов и понятий.

 В 5-м классе изучается устное народное творчество, которое содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки. Раздел «Древнерусская литература» знакомит ребят с «Повестью временных лет», в которой мы видим отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости.

Огромный материал для патриотического воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Героические страницы нашей истории изучаются в стихотворении М. Лермонтов «Бородино». Учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о том, какой ценой добывается слава родины.

Высокие патриотические чувства, всенародный патриотический подъем передают и басни. Например, в основе басни Крылова «Волк на псарне» лежит конкретный исторический факт – попытки Наполеона вступить с Кутузовым в переговоры о заключении мира. В результате анализа произведения пятиклассники определяют мораль – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи  ждет участь Волка: «С Волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой. И тут же выпустил на Волка гончих стаю…» вместе с Ловчим, мудрым и опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость   суровой борьбы с любым хитрым и коварным врагом.

 

 В 8 классе, изучая “Житие Александра Невского”, ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов.

Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” (7 кл.) - это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей в борьбе за родную землю. Их подвиг вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, отстаивание ее чести и независимости.

 

 В 9 – 11 классе большие возможности принадлежат  использованию  проблемного метода изучения литературы. Проблемный подход организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Такой метод приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками  общения, которые позволят им в будущем  аргументировано  отстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует активную деятельность учеников, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции.

 

С собой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах произведений Н.А. Некрасова («На Волге»), И.А. Бунина («Косцы»), В.П. Астафьева(«Васюткино озеро»), М.М. Пришвина («Кладовая солнца») и др., но и в специальных разделах, в которые включены произведения А.А.Блока ,С.А.Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета ,освещения, звука, формы. Часто на уроках русского языка и литературы обращаемся к описанию родной природы, которая привлекала и привлекает поэтов и писателей своей скромной простотой. Во вступительном слове сообщаю о том, что в ней нет показной пышности, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Чувство любви к родной земле для русского поэта означает веру в народ и его возможности. Мы видим, что в пробуждении чувства Родины самый верный помощник  литература.

Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование.

 

Русский язык, как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную  ценность : привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей , воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей  используется  различный материал : упражнения , диктанты,  изложения, сочинения  и.т.д.  Дидактический материал должен быть наглядным и доступным. Поэтому я привлекаю и самих учащихся к сбору материала на патриотические темы: мы составляем тематические тексты, подбираем художественные и публицистические тексты,  это всё используется в дальнейшем на уроках при составлении предложений и написании сочинений, изложений.

В процессе проведения  обучающих диктантов, изложений учащимся можно предложить определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях и чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность.

Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые используются при изучении различных тем:

«Тире между подлежащим и сказуемым»: Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Родина – мать, умей за неё постоять.

«Прилагательные полные и краткие»: Своя земля и в горести мила. Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

«Степени сравнения прилагательных»: родина краше солнца, дороже золота.

Любовь к Родине сильнее смерти.

Настраивать учащихся на то, что любовь к родине проявляется и в умелом обращении с языком. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка.

- Употребление этикетных слов в различных речевых ситуациях.

-Устранение ошибок в употреблении разных частей речи.

Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять саамы различные задания: Знакомство со словарными статьями, посвященными словам «патриотизм, родина, героизм, отвага, доблесть, мужество». На основе просчитанного ребятам предлагается написать сочинение на тему: «Что значит быть патриотом?», «Истинный и ложный патриотизм» и т.д. Таким образом, с помощью совершенствования и развития языка поднимается не только уровень культуры, но и накапливается богатство добрых отношений между людьми, укрепляются нравственные устои жизни.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль уроков русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.

 


Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Развитие любви и уважения к своему народу, национальной культуре и традициям 2

Развитие любви и уважения к своему народу, национальной культуре и традициям 2

Повестью временных лет», в которой мы видим отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости

Повестью временных лет», в которой мы видим отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости

Родине, отстаивание ее чести и независимости

Родине, отстаивание ее чести и независимости

Во вступительном слове сообщаю о том, что в ней нет показной пышности, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия

Во вступительном слове сообщаю о том, что в ней нет показной пышности, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия

Родина – мать, умей за неё постоять

Родина – мать, умей за неё постоять
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2022