Автор работы:
Маликова Ирина Владимировна,
учитель физики высшей
квалификационной категории
МБОУ СОШ № 1 г. Мончегорска,
Мурманской области.
«ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ФИЗИКИ»
2014 г.
"Надо
твердо помнить, что все пережитое
нашим народом окажется напрасным,
а сами мы станем предателями и изменниками
великого русского дела, если не сделаем
должных выводов из горького опыта,
доставшегося нам безмерной, невосполнимой ценой.
Стоит лишь начать, и Господь Всемогущий
подаст нам силы на чистую жизнь и благие дела!"
Митрополит Санкт-Петебрургский и Ладожский Иоанн
"Нравственность - первоценность, первооснова
духовной жизни людей, является абсолютно
необходимым условием всей человеческой
духовности" (А. Швейцер )
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.
Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). 1
Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.
Вопрос о воспитательном значении урока вообще и физики в частности, в свете вышесказанного, стоит очень остро. Увлекшись целью дать ребятам те или иные знания, подготовить их к будущей профессии, мы упустили момент развала, распада общечеловеческих ценностей. Ведь не секрет, что многие, оканчивающие сейчас среднюю школу ребята, не имеют крепкого духовного “стержня”, смутно представляют себе истинную ценность нравственных мотивов поведения, не осознают их роли в определении жизненного пути.
Я считаю, что духовно-нравственное воспитание на уроках физики должно включает в себя следующие аспекты:
Нравственный - предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту науки, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.
Гражданственный - формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники, готовой к морально-этической оценке использования научных достижений.
Политехнический - предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.
Здоровьесберегающий - предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Патриотический - предполагает изучение сведений о своей родине, ее богатстве и культурных традициях, воспитывает гражданина своей Родины.
Формировать у школьников любовь к своей стране можно несколькими путями. Один из них — показ того, что многих передовых отечественных ученых отличало замечательное качество— преданность Отчизне, стремление развить науку своей Родины, поднять ее престиж на более высокий уровень. Учитель физики постоянно на своих уроках используют исторический материал, привлекая учащихся. Нельзя не признать, что знакомство с историей физики позволяет оживить и углубить преподавание самой физики, насытить курс красочными историческими фактами, представить основные понятия и законы не догматически,
а в их развитии, представить в последовательной форме
эволюцию
основных физических воззрений, описать процесс формирования основных понятии и
концепций физики.
Например: говоря о значении работ К. Э. Циолковского для
космонавтики, следует отметить, что труды ученого в области ракетной техники
занимают одно из важных мест среди крупнейших достижений мировой науки и
техники конца XIX и начала XX в. Он первым в 1926г. разработал строгую
математическую теорию движения двухступенчатой ракеты. Эта теория стала той
научной базой, на которой создавались первые искусственные спутники Земли,
облетевшие нашу планету, и первые пилотируемые космические корабли,
предназначенные для освоения просторов космоса К. Э.Циолковский совершил свой
научный подвиг совершенно бескорыстно. Об этом, в частности, ярко
свидетельствуют его слова: «Основной мотив моей жизни — не прожить даром жизнь,
продвинуть человечество хоть немного вперед. Вот почему я интересовался тем,
что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы — может быть
скоро, а может быть и в отдаленном будущем — дадут обществу горы хлеба и бездну
могущества».
Когда говорим об одном из основоположников
ракетостроения академике С. П. Королеве, полезно для патриотического воспитания
учащихся отметить, что девизом главного конструктора космических ракет С. П.
Королева и созданной им научной школы было: работать и работать в интересах
Родины, в интересах человечества.
Приступая к теме «Основы молекулярно-кинетической
теории» в X классе, в кратком историческом обзоре необходимо отметить вклад М.
В. Ломоносова в развитие этой теории. Полезно напомнить и его заслуги перед
Родиной. Одна из них состоит в том, что Михаил Васильевич благодаря природному
таланту, трудолюбию, целеустремленности, силе творческого духа смог не только
подняться до уровня величайших представителей науки, но и своим примером
убедить, «что может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов российская
земля рождать». Этим он доказал, как говорил В. Г. Белинский, что «русский
способен ко всему великому и прекрасному», и тем самым обосновал право русского
народа выступать наряду с другими великими нациями равноправным партнером в
общем деле созидания мировой цивилизации».
При рассмотрении
вопроса об изобретении радиосвязи полезно остановиться на исторических заслугах
А. С. Попова перед Родиной и всем человечеством. Александр Степанович воплотил
в себе лучшие черты передовых ученых России, твердо веривших в науку, активно
способствовавших ее прогрессу и использованию научных достижений для решения
различных прикладных задач. Он бескорыстно служил науке, отдавая ей все силы и
знания. Одно из величайших в мире изобретений — изобретение радио — сделано А.
С. Поповым 7 мая 1895 г. Никаких попыток извлечь материальные выгоды из своего
изобретения он не сделал. Понимание важности открытия для Родины было для него
единственной, притом лучшей наградой. Известно, что А. С. Попова дважды
приглашали переехать жить за границу, предлагали передать на любых условиях
свои работы или принять участие в совместной эксплуатации изобретения. Ученый
категорически отказался от этого, сказав: «Я русский человек, и все свои
знания, весь свой труд, свои достижения я имею право отдать только моей Родине.
И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, как счастлив я,
что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи».
Как показал опыт работы, приведенные выше примеры,
изложенные эмоционально и ярко, возбуждают, как правило, у учащихся чувство
гордости и стремление подражать выдающимся личностям, стать такими же, как они,
пламенными патриотами.
Двадцать первый век диктует новые подходы к образованию, на первый план выходят личностно-ориентированные технологии. В центре такого образования – личность ребенка с ее саморазвитием, самопознанием, самореализацией, самовоспитанием. И здесь на помощь учителю физики приходит литература, музыка, искусство. Я полностью согласна с утверждением Достоевского, что “Красота спасет мир”. На уроке физики все должно быть красиво, созвучно, интересно, только тогда будет интересно и учителю и ученику. Подбирая музыку к уроку, репродукции картин, отрывки из литературных произведений с описанием физических явлений, я стараюсь хоть несколько слов сказать об авторе. Первый урок в новом учебном году, я начинаю со стихотворения. Они всегда разные. Например, слова Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.3
Прием единства физики и лирики позволяет легко войти в контакт с учащимися, вызвать их расположение, ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует его усвоению.
Я считаю, что многие наши беды объясняются низкой культурой межнационального общения. Чтобы приобщить ребят к культуре разных народов, истории и искусству собственного народа, являющихся частью общей культуры человечества, использую в преподавании физики художественное народное творчество – фольклор.
Ведь все в детстве с удовольствием читают сказки. Созданные авторами, чьи имена затерялись в глубине времен и в гуще народной, отшлифованные десятками поколений, сказки являют собой свод точных наблюдений, несут заряд мудрости и доброты, столь необходимые людям, в них звучит уважение к Природе.
Сказки представляют собой ценный материал для изучения физики, поскольку их персонажи живут и действуют на Земле, где происходят разнообразные физические явления и «работают» физические закономерности. Использование на уроках фрагментов из сказок с описание изучаемых природных явлений может создать у ребят положительный эмоциональный фон, так нужный для успеха учебной деятельности.
Привлечение текстов из сказок на занятиях важно и для формирования мотивов изучения физики. Во-первых, сказки близки и понятны. Во-вторых, сказочные герои – хорошие наблюдатели, смекалистые и знающие законы природы, нередко торжествуют победу, а кто не обладает этими качествами, терпит поражение; это убеждает учащихся в полезности знаний.
Сказки при всем их разнообразии имеют общее свойство: они несут в себе большой воспитывающий потенциал. Вспомним слова А. С. Пушкина: «Слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостаток проклятого своего воспитания».4 Действительно, сказка учит быть добрым и справедливым, противостоять злу, различать хитрецов и льстецов, побеждать злодеев – врагов. Она утверждает ценимые народом жизненные принципы: честность, преданность, смелость, коллективизм.
В своей работе стремлюсь к тому, чтобы каждый урок был пронизан неравнодушным отношением к окружающему миру. В этом мне помогают качественные задачи, составленные на основе фрагментов текстов из научно – популярной и художественной литературы, содержащих описание физических явлений.5
Например:
Сомненье, вера, пыл живых страстей
Игра воздушных мыльных пузырей:
Тот радугой блеснул, а этот – серый, и разлетятся все.6
Вопрос. Почему одни мыльные пузыри имеют радужную окраску, а другие нет?
Все молчит, - лучина с треском
Лишь горит багровым блеском
Да по кровле ветр шумит.7
Вопрос. Почему лучина «горит с треском»?
Использование культурного наследия русского народа (пословицы, поговорки, приметы, сказки и сказания, былины, песни и стихи) позволяет формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию.
Анализ ценностных аспектов современной физики на базе современного и исторического материала (использование атомной энергии в военных и мирных целях, загрязнение атмосферы и решение экологических проблем с помощью физики и т.д.) способствует воспитанию гражданина, гуманиста и борца за мир.
Практическая направленность уроков физики формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Один из самых верных путей духовно-нравственного воспитания: установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями.
Проведение физических олимпиад, которые способствуют развитию таких ценных качеств личности, как настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, трудолюбие. Проведение тематических вечеров, конкурсов, праздников, встреч с представителями различных профессий, решение соответствующих задач, благодаря которым формируется интерес к предмету, показывается роль и связь данных предметов
с другими отраслями науки и производства – все это способствует
духовно - нравственному
воспитанию школьников.
Можно применять различные формы внеклассной работы, например:
Предметные недели:
· "Проблемы энергетики и охрана окружающей среды"; "Оружие Победы"
Научные викторины:
· "Наши соотечественники - лауреаты Нобелевской премии"; "Из истории открытия", "Семейные династии ученых-физиков".
Фольклорные викторины:
· "Пословица недаром молвится", "Что за прелесть, эти сказки!"
Физические вечера:
· Вечер, посвященный научной деятельности А.С.Попова. Вечер, посвященный жизни и творчеству М.В. Ломоносова.
Экскурсии:
· "Водоканал", "Очистные сооружения", "Физиотерапевтический кабинет поликлиники", "Телецентр", "Электростанция", "Телефонная станция".
Диспуты:
· "Возникновение и развитие науки о природе", "Физическая картина мира и альтернативные взгляды на мир".
Невежество, беспечность, безответственность при современном уровне развития производительных сил могут принести большой вред, поэтому одной из задач воспитания на данный момент является развитие гражданской и социальной ответственности за будущее не только своей страны, но и человечества в целом. Гражданская ответственность личности заключается в умении выбрать линию поведения, отвечающую требованиям общества, исходя из предвидения возможных социальных последствий того или иного поступка. Эта ответственность проявляется, прежде всего, в активной творческой жизненной позиции: в частности, способности принимать в своей производственной деятельности технические и организационные решения и реализовывать их.
Конечно, воспитание это долгий и разносторонний процесс, и учитель не может отвечать за проявление всех факторов, влияющих на формирование личности: социальную среду, семью, друзей, жизненные ситуации и др. Но уже сейчас, в школьные годы, педагог должен заложить в ребенка зачатки нравственности, показать красоту и эстетику окружающего мира, научить решать жизненные ситуации с точки зрения нравственных и этических позиций, организовать обучение так, чтобы оно было для ученика наполнено положительными эмоциями.
Литература:
1. Протоиерей Евгений Шестун "Православная педагогика". - М.,
2001
2. Л.П. Буева Духовность и проблемы нравственной культуры
Вопросы философии. - 1996. ( № 2 )
3. Я. К Голованов. Этюды об ученых. – М. : Молодая гвардия, 1990.
4. А. С Пушкин. Стихотворения. М.: Дет. лит., 2008
5. С. А. Тихомирова Физика в школе 2011.
6. М Колтун. Мир физики. М: Дет. лит., 2007
7. А. А Фет. Метель. . – М: Дет. лит., 2007
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.