Духовно-нравственное воспитание учащихся
Оценка 4.6

Духовно-нравственное воспитание учащихся

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
Взрослым
09.01.2023
Духовно-нравственное воспитание учащихся
В статье идёт речь о духовно-нравственном воспитании учащихся начальной школы, приводятся примеры из собственного педагогического опыта. Особое внимание уделено роли педагога в воспитательном процессе.
Духовно-нравственное воспитание учащихся.docx

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ

Известный германский государственный деятель Отто фон Бисмарк говорил: «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники» [6]. В первую очередь от педагогов и священников зависит, кого мы воспитываем. Служители церкви всегда призывают людей к миру, согласию и любви. Однако не меньшую роль играют учителя. В современном мире многие пытаются «исказить» историю. Нужно рассказывать, что было на самом деле, чтобы подрастающее поколение видело, что было и что может произойти, если идти по неправильному пути. Нужно воспитывать патриотов своей Родины. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, готовность, вплоть до самопожертвования, его защищать, это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям, культуре.

Школьные учителя и приходские священники – это те люди, которые заняты делом формирования личности. В первую очередь от педагогов и священников зависит, будут ли у  страны достойные наследники и сумеют ли они сохранить наследство, оставленное предыдущими поколениями.

Уинстон Черчилль писал: «Школьным учителям принадлежит власть, о которой премьер-министр может только мечтать» [6]. Воспитание детей  поручено людям, действительно образованным, имеющим основательные познания. Настоящий учитель постоянно пополняет свои знания, чтобы учащиеся уважали и любили его. Любовь неразрывна с уважением. Общество ожидает от учителя и терпения, и неустанного труда, и постоянного обновления.

Кто же скажет молодому поколению о самом прекрасном, о самом творческом, о героическом, о самом познавательном? Педагоги и священники должны объединить свои усилия в деле воспитания подрастающего поколения. Что же побуждает учителей и священников к тяжёлому, но прекрасному труду? Что позволяет с полной щедростью передавать всё разнообразие мыслей и чувств? Прежде всего – голос совести и вера в будущее. Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, - всё это драгоценные крупинки, предназначенные для того, чтобы воспитать человека. Все наши мысли и добрые дела, может быть, уже забытые, воплотятся и вырастут; получивший от нас передаст другому. И откуда мы знаем, какое участие мы будем иметь в будущих человеческих судьбах? Также люди должны понимать и всю меру ценности труда. Не случайно мы знаем многие поучительные житейские истории. Например, Преподобный Сергий Радонежский не принимал даже куска хлеба, если не считал его заработанным.

Человек желает лучшей жизни для своих детей. Религия, педагогика, искусство, наука, здравый смысл – все должно участвовать в деле воспитания подрастающего поколения. В школьных классах, с церковных кафедр, с современных образовательных платформ, в прессе, на сцене должны звучать слова о любви к Родине, о преданности своему Отечеству, нужно воспитывать уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям и культуре.

От силы духа человека зависит победа в любом деле. Откуда берется такая смелость, чтобы решиться совершить невозможное?  Почему собрав в кулак все свои физические и духовные силы, человек упорно продолжает идти к своей цели? Перемена совершается в самом сердце человека. Именно поэтому чаще всего враг направляет все силы на то, чтобы ослабить силу духа. Задача учителей и священников заключается в том, чтобы любовь к Родине, чувство патриотизма, сила духа никогда не ослабевали в сердцах людей. Дело учителей и священников  - это воспитание воли, мужества, твердого характера, сознательной дисциплины и организованности,  формирование человека, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить; воспитание человека, знающего историю и культуру своей страны, духовно и физически здорового, творчески мыслящего, любящего свою Родину и народ, имеющего твердую социально-активную гражданскую позицию.

Для этого воспитание подрастающего поколения должно основываться на наших многовековых традициях. Любовь к своему Отечеству немыслима без знания истории, без знания того, что и сегодня вселяет в нас чувство гордости за страну, того, что мы называем национальным достоянием. История России – это история великих достижений, великих побед. Любая борьба требует сил, много сил, и не только физических, но и духовных. Неисчерпаемым источником духовных сил всегда была родная земля, созданная нашими предками, ее удивительные люди, ее бескрайние просторы. Россия – наше Отечество. Библейская заповедь гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» [4]. Поэтому уважение к Отечеству и предкам – жизненная необходимость. Предки, не щадя жизни, бились за нашу землю, и мы должны ими гордиться. Уважение к предкам – это почитание их заслуг. Российская история богата примерами мужества и стойкости настоящих патриотов Отечества. Родную землю защищали Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Федор Ушаков, Михаил Кутузов, Павел Нахимов. Смелость, героизм, находчивость, взаимовыручка и самоотверженность во все времена прославлялись в нашем народе. Особенно невиданный, массовый героизм проявили советские люди в годы Великой Отечественной войны. Поэтому и добились победы в этой кровопролитной войне.

Любовь к Родине неотделима от любви к своему городу, к тем местам, где проходят детские и юношеские годы, а часто и вся жизнь. Надо любить свой край. А для этого его надо знать.

Краеведение даёт возможность показать детям, что история родного края не безлика, что она рассказывает о людях живущих рядом. А раз ты связан с этими людьми, значит ты – их историческое продолжение, значит ты – частица истории родного края, частица истории страны. Мы, жители Курского края, ценим места, связанные с творчеством Константина Дмитриевича Воробьёва, Афанасия Афанасьевича Фета, Нины Михайловны Артюховой. Среди выдающихся людей курского края - мореплаватель Григорий Иванович Шелихов, астроном Фёдор Алексеевич Семёнов, ботаник Василий Васильевич Алёхин, создатель авиационных моторов Анатолий Георгиевич Уфимцев. Природа Курска приобретает особую красоту от осознания того, что именно её изображал Александр Александрович Дейнека.

МБОУ «Гимназия №4» города Курска гордится тем, что её учениками были Герои Советского Союза Иван Фёдорович Минаков и Николай Григорьевич Пигорев. О подвигах своих земляков должно знать подрастающее поколение. И если не мы, педагоги, то кто же расскажет о войне, о тех мальчишках, которые совсем юными, не раздумывая, шли защищать свою Родину.  Хочется, чтобы о героях войны говорили не только «по случаю», а помнили всегда. Они заслужили это ценой своей собственной жизни. Нашу школу в разное время закончили композитор Герой Социалистического Труда Георгий Васильевич Свиридов, известный писатель Лауреат Сталинской премии Евгений Иванович Носов, заслуженный архитектор Российской Федерации Марк Львович Теплицкий.

История жизни курян – наглядный пример патриотического служения Родине.

В 1941 году война пришла на нашу землю. Смертельная угроза нависла над нашей Родиной, и народ поднялся на защиту своего государства. Учитель Петр Алексеевич Михин (1921 – 2020 гг.) – ветеран Великой Отечественной войны, подполковник в отставке, почетный гражданин города Курска. В годы Великой Отечественной войны Петр Михин воевал в составе 1028 артполка 52-й Шумлинско-Венской, дважды Краснознаменной, ордена Суворова второй степени стрелковой дивизии; принимал участие в военных действиях под Сталинградом, Ржевом, на Курской дуге, в Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии и Чехословакии. Награжден орденами Александра Невского, Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Белграда», «За освобождение Праги», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией», «За победу над Японией» и другими. После войны Петр Алексеевич Михин возглавлял Курский областной институт усовершенствования учителей. Ему присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР». Имя П.А. Михина занесено в Энциклопедию «Лучшие люди России», в 2005 году он был участником Парада Победы в Москве.

Кира Георгиевна Аносова (1919 – 2018 гг.) закончила курский мединститут, на фронт ушла в 1941 году старшим врачом стрелкового полка, с 1943 года была командиром взвода медсанбата Житомирской дивизии. В качестве военного врача принимала участие в обороне Москвы, освобождении Курска, Курской битве, освобождении Львова. После войны работала хирургом в Курской областной клинической больнице и в городской поликлинике №1. Кира Георгиевна – кавалер орденов Отечественной войны и Красной Звезды, награждена медалью «За оборону Москвы» и другими наградами. Она была активным участником ветеранского движения в Курске, членом клуба «Фронтовые подруги».

Аркадий Петрович Гайдар (1904 – 1941 гг.) – прирожденный воин и талантливый писатель. Родился в городе Льгове Курской губернии. Аркадий Гайдар с 14 лет служил в Красной Армии, в 15 лет командовал взводом, а в 16 лет – ротой. После окончания Высшей стрелковой школы в 1921 году стал командовать полком. В Гражданскую войну был командиром полка. В мирные дни Гайдар нашел себя как журналист и детский писатель. Его произведение «Тимур и его команда» породило детское движение тимуровцев. В 1941 году Аркадий Гайдар ушел на фронт военным корреспондентом и погиб в схватке с фашистами.

Константин Дмитриевич Воробьев (1919 – 1975 гг.) – писатель-фронтовик. В начале войны был зачислен в кремлевское военное училище. В октябре кремлевских курсантов бросили на защиту Москвы, навстречу немецким танкам. Эту историю до мельчайших деталей писатель воспроизвел в повести «Убиты под Москвой». В декабре 1941 года под Клином контуженый лейтенант К.Д. Воробьев попал в плен к немцам, где провел два года. Дважды бежал. В Литве Воробьев возглавил партизанский отряд, сформированный из бывших военнопленных. Ужасы концлагеря он описал в повести «Это мы, Господи!».

Память о Великой Отечественной войне — это судьбы людей, это десятки миллионов героических и трагических историй. Об одних участниках войны нам известно многое, о других - лишь имя, но дорого и оно. И в мирное время тоже есть место подвигу. Алексей Васильевич Сотников – почётный гражданин города Курска, руководитель поискового отряда «Курган». Отряд «Курган» действует на территории региона на протяжении более 27 лет. Каждое лето поисковики выезжают на поля сражений, работают в архивах, помогают родственникам узнать о судьбе своих близких, ухаживают за воинскими захоронениями, составляют Книги Памяти, занимаются патриотическим воспитанием молодёжи. За это время участники поискового отряда «Курган» нашли и перезахоронили со всеми воинскими почестями останки 413 советских солдат и офицеров, также были установлены имена 54 бойцов. Помимо поисковой работы Алексей Васильевич  занимается сохранением истории. Он создал музей Курской битвы, сам проводит в нем экскурсии, рассказывает о подвигах фронтовиков. Алексей Васильевич Сотников является  автором двух документальных книг о Курской битве. Труды «Огненное лето 43-го» и «50 дней и ночей» были изданы к 75-летию победы на Курской дуге.

Искусство играет большую роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Вячеслав Михайлович Клыков (1939 – 2006 гг.) был лидером Всероссийского соборного движения. Немало сил и средств отдавал Славянскому Фонду, Союзу Русского Народа. Работы  Вячеслава Клыков - Звонницы, храмы-памятники, часовни, лики святых на барельефах, памятники святым, преподобным и святым воинам. Его скульптуры украшают Россию, Италию, Сербию, Грецию. Клыков беззаветно любил малую родину – село Мармыжи в Курской области. Там он и похоронен, возле церкви, которую сам построил.

 «Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать им страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Только жизненно необходимая цель позволяет прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость» [1].

Родная земля позволяет нам испытать ни с чем несравнимое чувство любви к Отечеству. Эта любовь возвышает нас и, в конечном счете, делает нас людьми. Необходимо объединение усилий государственной власти, Церкви, деятелей образования, науки и искусства для сохранения исторической правды, усвоения духовных и нравственных уроков Великой Отечественной войны, воспитания у молодежи любви к своему Отечеству и благодарности победителям, до конца исполнившим заповедь Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за  друзей своих» [5].

Необходимо внедрять современные формы обучения, близкие молодому поколению; привлекать к проведению «Открытых уроков истории» Героев России, известных спортсменов, общественных деятелей. Нужно беречь наше культурное наследие, воспитывать любовь к родному языку, литературе и искусству. Необходимо привлекать молодых людей к участию в социальных, просветительских и патриотических проектах, рассказывать подрастающему поколению о наших духовных традициях и вере.

Хочется верить, что молодежь будет знакомиться с Великой историей Великой страны.  Я считаю, что нужно воспитывать патриотов своей Родины, чтобы молодые граждане говорили: «Я горжусь, что родился и живу в России – великой стране с блистательным прошлым и великим будущим».

Литература

1.       Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. - М.: Детская литература, 1989. - 238 с.

2.      Статья в газете: Булатов М. А. Буду жить, покуда буду нужен // Городские известия. -  2013. - №45.

3.      Статья в сборнике: ... И свеча бы родовая не погасла // Курский край. Наши земляки. - 2004 г.

4.      Библия или Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Послание к Ефесянам, гл.6 – The Judson Press Valley Forge, 1964. – 1525 с.

5.      Библия или Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Евангелие от Иоанна 15:13 – The Judson Press Valley Forge, 1964. – 1525 с.

6.      Большая книга афоризмов /сост. К.В. Душенко.- М.: Эксмо, 2003.– 1055 с

 

 


 

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Родине, о преданности своему Отечеству, нужно воспитывать уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям и культуре

Родине, о преданности своему Отечеству, нужно воспитывать уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям и культуре

Краеведение даёт возможность показать детям, что история родного края не безлика, что она рассказывает о людях живущих рядом

Краеведение даёт возможность показать детям, что история родного края не безлика, что она рассказывает о людях живущих рядом

Кира Георгиевна Аносова (1919 – 2018 гг

Кира Георгиевна Аносова (1919 – 2018 гг

Курской битве. Труды «Огненное лето 43-го» и «50 дней и ночей» были изданы к 75-летию победы на

Курской битве. Труды «Огненное лето 43-го» и «50 дней и ночей» были изданы к 75-летию победы на

Статья в газете: Булатов М. А

Статья в газете: Булатов М. А
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2023