Духовно-нравственное воспитание учащихся
во внеклассной работе.
Программа кружка «Этнография народов Татарстана»
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,
к родному селу и родной речи – задача первостепенной
важности, и
нет необходимости это доказывать
Д. С. Лихачёв
Известный русский религиозный философ В. В. Зеньковский писал: «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако утверждать, что мы не можем созреть в не национальной культуре, в которой мы должны проникнуться, чтобы присуще душе нашей силы могли получить развитие». Развивать у детей культурное наследие и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с детства.
Личностное развитие, полная социализация школьника невозможна без формирования духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважения к свой нации, понимание своих национальных особенностей. Формирование национального самосознания и толерантности происходит на основе целостного восприятия содержания культуры своего народа, других народов и мировой культуры. Чем выше национальное самосознание человека, тем бережнее его отношение к культуре и традициям другого народа, тем уважительней и плодотворней его взаимоотношения с людьми другой национальности. Нельзя познать чужую культуру, отрешившись от своей собственной.
Познание культуры народов через духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников, может стать подлинно творческой, развивающей деятельностью:
Новизна и актуальность - в современное время, в связи с изменениями социально-общественного сознания, необходимость приобщения школьников к культуре родного края и страны стало значительней значимой.
На протяжении многих тысячелетий традиционная культура помогала человеку в познании мира, природы, самого себя, адаптировала к жизни, систематизировала и хранила знания, становясь источником прогресса. Народ передавал последующим поколениям нравственные законы бытия, моделировал нормы отношений между людьми, то есть формировал духовную, нравственную, патриотическую и эстетическую основу общества.
Появляется социальный заказ общества к формированию целостного мировоззрения школьников, к развитию у детей культурного наследия и воспитания бережного отношения к нему с детства.
В нашем обществе происходит много перемен, и мне кажется, что в первую очередь нужно решать проблему духовно-нравственного воспитания школьников, так как это очень важно для личностной культуры, для патриотического развития человека и возрождения духовности России.
Л.Н. Толстой отмечал: «Этнографии я придаю огромное воспитательное значение. Ничто так не расширяет круга зрения людей, как знания, что есть люди, живущие иначе». В нашей республике живут представители разных национальностей: русские, татары, чуваши, марийцы и другие. Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. Данная программа включает в себя этнографические сведения о национальных костюмах и кухне, особенностях жилища, традициях и обычаях, фольклорные произведения русских, татар, чуваш, марийцев.
Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагог совместно с родителями, работниками музеев помогает детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой и учебной деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями. Дети получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства.
Принципы воспитания.
Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.
Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям.
Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Содержание воспитания.
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в школе является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Праздник урожая -Сомбеля», зимой - «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые мамы», «Праздник птиц – Карга боткасы», «Науруз», «Сабантуй».
Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Школьники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а так же с важными датами, событиями в общественной жизни.
Программа адресована учащимся 3-4 классов, рассчитана на 2 года обучения. Имеет непосредственную связь с учебными предметами, как татарский язык и литературное чтение на татарском языке, окружающий мир, технология и изобразительное искусство. Тип программы – обучающая, развивающая. Количество часов на каждый учебный год - 17 часов. Всего на 2 года - 34 часа.
Цель программы «Этнография народов Татарстана»:
Формирование у учащихся представления о богатой народной культуре данного региона, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Республику Татарстан. Для реализации данной цели решаются следующие задачи:
В программе дано содержание курса, основные понятия курса, учебно-тематический план, примерная тематика творческих проектов, список литературы.
В результате изучения данного курса:
обучающиеся 3 класса должны знать:
- основы материальной культуры народов Татарстана (занятия, жилище, одежда, кухня, декоративно-прикладное искусство, быт).
обучающиеся 4 класса должны знать: - основы духовной культуры народов Татарстана.
Средствами данного курса у обучающихся необходимо формировать:
Информационные умения:
· воспринимать устную и письменную информацию;
· проводить поиск необходимой информации в источниках;
· фиксировать информацию в виде заполнения таблиц, презентаций, творческих проектов.
Мыслительные умения:
· выделять главную мысль в тексте;
· анализировать и сравнивать;
· объяснять смысл, значение основных понятий;
Коммуникативные умения:
· владеть письменной и устной речью;
· умение вести диалог;
· выступать с сообщениями, защитой проектов и т.д.
Личностные и метапредметные результаты освоения программы.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
· активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
· проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
· проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
· оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Внеурочная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры).
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
· характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
· общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
· организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности оборудования, организации места занятий;
· планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
· анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
· управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Условия реализации программы.
С учетом возрастных особенностей детей используется следующие формы и приемы работы:
· игры;
· работа в библиотеке с дополнительной литературой;
· практические занятия;
· экскурсии;
· работа в компьютерном классе;
· беседы;
· нестандартные занятия;
· внеклассные мероприятия.
Формы организации занятий: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, наглядные пособия, литература по теме.
№ п/п |
Разделы и темы |
Кол-во часов |
Форма контроля |
I. |
Раздел 1. Традиционное хозяйство и материальная культура. |
12 |
|
1. |
Хозяйственные занятия. |
2 |
|
2. |
Жилище, быт. |
2 |
|
3. |
Народная одежда. |
2 |
Творческая работа |
4. |
Традиционная кухня народов. |
2 |
Творческая работа |
5. |
Декоративно-прикладное искусство. |
2 |
Творческая работа |
6. |
Экскурсия в «Национальный музей Республики Татарстан (г.Казань)» |
2 |
|
7. |
Оформление и защита проектов |
5 |
Защита проектов |
8. |
Итого |
17 |
|
II. |
Раздел 2. Духовная культура. |
14 |
|
1. |
Исторические памятники. |
2 |
|
2. |
Народная музыка. |
2 |
|
3. |
Народные праздники и обряды. |
2 |
|
4. |
Внеклассные мероприятия. Праздники «Праздник урожая (Сомбеля)», «Навруз», «Масленица», «Сабантуй». |
4 |
|
5. |
Экскурсия «Казанский Кремль» |
2 |
|
6. |
Экскурсия в музей гимназии №3 «Знаменитые татары» |
2 |
|
8. |
Оформление и защита проектов. |
3 |
Защита проектов. |
9. |
Итого |
17 |
|
10. |
Итого за два года обучения |
34 часа |
|
Содержание курса «Этнография народов Татарстана»
Раздел 1. Традиционное хозяйство и материальная культура.
Тема 1. Хозяйственные занятия.
Основные виды хозяйственной деятельности народов: земледелие, животноводство, птицеводство, пчеловодство, ремесла и промыслы (обработка кожи, шитье золотом, ткацкое, валяльно-войлочное, кузнечное, ювелирное и другие ремесла).
Основные термины: соха, сабан, плуг, гужевой извоз.
Тема 2. Жилище.
Особенности традиционной сельской избы. Декоративное оформление жилища. Интерьер. Основные термины: амбар, сарай, печь, нары (сэке), мужская (гостевая) и женская (кухонная) половина, перины, подушки.
Тема 3. Народная одежда.
Мужской и женский национальные костюмы. Виды одежды. Декоративное украшение одежды. Головные уборы. Обувь. Украшения.
Творческая работа: описание элемента национального костюма.
Основные термины: камзол, рубаха, штаны, нагрудник, сарафан, кушак, бешмет, тулуп, чикмень, кафтан, чапан, зипун, картуз, тюбетейка, чалма, калфак, тухья, кокошник, серьги (алка), подвески к косам, нагрудные украшения, перевязи, браслеты, теветь (чересплечная перевязь), ичиги, онучи, лапти, валенки.
Тема 4. Традиционная кухня.
Продукты, составляющие основу традиционной татарской и русской кухни. Особенности татарской кухни. Гостевой этикет. Обрядовые угощения.
Творческая работа: 1. Традиционные татарские блюда, распространенные в настоящее время. Рецепты их приготовления. Особенности сервировки стола.
2. Национальная кухня народов Татарстана.
Основные термины: лапша, лепешки, блины, оладьи, шаньги, пышки, бэлеши, баурсак, хуплу, тутырма, пельмени, левишники, сметана, корт, катык, айран, пахтанье, похлебки с клецками, щи, ширбэт, кисель, квас, подкогольо.
Тема 5. Декоративно-прикладное искусство.
Особенности декоративно-прикладного искусства. Художественные ремесла и промыслы: кожаная мозаика, вышивка, ювелирное искусство, художественное ткачество, керамика.
Творческая работа: описание изделий.
Основные термины: вышивка, гобелен, ткачество, шитье, кожаная мозаика, ювелирное дело, архитектура, орнамент, кружево, ковка, резьба, роспись декоративная, лозоплетение.
Раздел 2. Духовная культура.
Тема 6.. Исторические памятники.
Казанский Кремль, башня Сюембики, мечеть Кул Шариф, собор Благовещение, Остров-град Свияжск, Болгары, Биляр, Раифский монастырь.
Основные термины: мечеть, церковь, монастырь, минарет, коран, библия, мулла, поп.
Экскурсия «Казанский Кремль».
Тема 7. Народная музыка.
Фольклорные жанры. Детский фольклор: прибаутки, потешки, считалки, загадки. Национальные музыкальные инструменты. Особенности татарской музыки.
Основные термины: баит, напевы, такмак, частушки, балалайка, бубен, баян, гусли, ложки, домра, мандолина, кубыз, саз, гармун, сарнай, тутут.
Тема 8. Народные праздники и обряды.
Праздники: «Сомбеля» и «Авăн» (праздник урожая), «Навруз», Сабантуй, Масленица, Акатуй, Иван Купала.
Тема 9. Внеклассные мероприятия.
Организация и проведение праздников «Праздник урожая», «Навруз», «Сабантуй», Масленица.
Экскурсия в музей гимназии №3 «Знаменитые татары».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Приложение 1
Примерная тематика творческих проектов обучающихся:
1. Разработка сценария праздников «Праздник урожая», «Навруз», «Сабантуй», «Масленица».
Использованная литература:
Бусыгин, Е. П. Этнография народов Среднего Поволжья: учебное пособие / Е. П. Бусыгин, Н. В. Зорин - Казань: КГУ, 1984. – 97 с.
Харисова, Л.А. Культура народов Татарстана/ Л.А.Харисова – Казань: издательство “Магариф”, 2005.
http://www.etnolog.ru/people.php?id=TATR-энциклопедия народов мира
http://tatarz.ru/index/0-2
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.mgrazhdanin.ru/dialog/5620-mariyskaya-nacionalnaya-kuhnya.html
http://www.eda-server.ru/books/pohlebkin_russian.htm
http://www.cook-alliance.ru/article/show.php?aid=136
http://luiza-m.narod.ru/smi/tarih/21-ndisk.htm
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse
http://enc.cap.ru/?t=publ&lnk=2158
http://kazanx.ru/Kazanx-istoricheskaya/pamyatniki/
http://www.ethnodrums.ru/blogi/2011-04-27-19-49-47.html
http://www.mtss.ru/?page=music_instr
http://www.gulzada.ru/folk/09-chuvashkie_instrumenty.htm
http://tatar-history.narod.ru/uklad.htm
http://www.pandia.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.