"Духовно-нравственные аспекты воспитания" доклад
Оценка 4.9

"Духовно-нравственные аспекты воспитания" доклад

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
22.01.2023
"Духовно-нравственные аспекты воспитания" доклад
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, справедливости, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения и умению жить среди людей - вот главные идеи воспитания духовности и нравственности. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
«Духовно-нравственные аспекты воспитания».docx

ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»

 

 

 

 

 

 

«Духовно-нравственные аспекты воспитания»

 

 

 

Подготовила воспитатель:

Кривенцева В.А.

 

 

 

 

Рассказово, 2020г.

 

Сегодня в современном обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. В сознании подрастающего поколения постепенно укоренился приоритет материальных интересов над духовными. Искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, гражданственности и патриотизме.

Ведущая роль в формировании основ нравственной культуры учащихся принадлежит начальной школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения. Способность радоваться жизни или  умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Именно поэтому возникла необходимость говорить как о проблемах духовно-нравственном воспитании, так и о колоссальной работе воспитателей младшей школы.

 

Мышление детей в этом возрасте отличается предельной конкретностью, поэтому

они нуждаются в помощи взрослых для осознания общих моральныхпринципов. Роль воспитателя заключается в постоянном сопровожденииребенка, в определении, правильно ли дети воспринимают основныеморальные установки и соотносят ли с ними свои и чужие действия ипоступки. При этом сам педагог должен быть всегда «на высоте»: образован,обладать эстетическим вкусом, отвечать моральным и нравственнымкритериям, т.е. своим примером и делами показывать правильность действий и поступков по отношению к окружающему миру, к людям. Если дети видят формальное отношение взрослых к происходящему, то они чутко реагируют на фальшь, а значит, общие представления о правильном отношении к окружающим не трансформируются в конкретные поступки и могут навредить не меньше, чем отсутствие системы нравственного воспитания.Духовно-нравственное воспитание школьников включает в себя развитие в сфере личностных, общественных и государственных отношений.

Дети, пришедшие за парты более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций, когда дети не задумываясь говорят о том, что они хотят стать банкирами, миллионерами, пиратами и т.д.

В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными.  Ценностное отношение к Родине, родному краю выражают в своих суждениях очень небольшой процент детей. Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние наших воспитанников, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах мы можем никакого результата не получить

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования II поколения, а именно в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано": "Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России".

Не все дети обладают высоким уровнем воспитания представлений о нравственных качествах, понятий дружбы, взаимопомощи, доброты и осознания нравственных норм. Становление духовного потенциала наших воспитанников, формирование у них духовно-нравственных ориентаций осуществляется путем использования культурных практик:

- игровой деятельности;

- чтения художественной литературы и работы с книгой;

- трудовой деятельности;

- познавательной деятельности;

- театрализованной и музыкальной деятельности;

- взаимодействия с социокультурным окружением.

Мы используем следующие формы работы:

- организованную образовательную деятельность по познавательному

развитию;

- беседы, дискуссии с детьми духовно- нравственной направленности;

- слушанье классической и народной музыки;

- чтение художественной литературы духовно- нравственной тематики;

- просмотр презентаций, фильмов, использование аудио записей и

технических средств обучения и др.

В нашем классе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение  художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.  Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо,  чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего. Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является  психологическая готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и  личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к  школьному обучению. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация  совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей  друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социальный опыт, получает  представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского  направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке  работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов,  содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается  последовательность в развитии личности ребенка. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение  наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее  нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их  коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше. Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего  образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно  образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой,  культурой, цивилизацией.

В духовно-нравственном воспитании обучающихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.Интересной формой являются «Уроки доброты». Это беседы на нравственные темы, в ходе которых воспитатели обсуждают с детьми поступки, побуждают их думать, принимать верные решения:часы доброты "Дорогою добра", "Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть", слушание композиций «Музыка зимы», презентация «Красота спасет мир», беседа «В мире доброты и красоты», беседа «Школа хороших манер» беседы на этические темы, коллективное чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков героев.

Темы мы подбираем в соответствии с возрастом детей, они разнообразны и доступны для их понимания. Например, в 1 классе это темы «Хорошо и плохо», «Не надо ссориться». В 3 классе  это «Что такое дружба», «Правда и ложь», «Лень и трудолюбие», «Добрые слова» и др. «Уроки доброты» учат детей понимать переживания людей, разделять плохое и хорошее.

В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса мы пришли к решению строить внеурочную работу как знакомство учащихся с традициями народной культуры. Такой аспект воспитания как народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, праздниках. Это направление позволяет ребёнку стать активным участником игры. Дети могут пробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, участвовать в театральных инсценировках, разгадывать загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка. Соприкасаясь с народным творчеством, ребёнок не только наглядно видит мудрость, созданную веками, но и соучаствуя в этом, получает духовный опыт. Таким образом, изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребёнка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает мне, как воспитателю, вести работу по сплочению классного коллектива.

Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания младших школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В комплексе с другими воспитательными средствами они представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

 

В своей воспитательной работе я постоянно пытаюсь найти новые подходы для того, чтобы у детей появились правильные духовно-нравственные представления. В нашей  группе недостаточно словесно говорить о таких важных вещах.  На мой взгляд, детям нужно создавать ситуации, когда они могут почувствовать чужие проблемы, чужую боль, чужие переживания. Многие дети сейчас живут опосредованно, считая, что чужие проблемы их не касаются, главное, что у них все хорошо. А когда в их жизни появляются трудности они не могут достойно их воспринимать. Я считаю, что детям нужно стараться приводить примеры, показывать такой видео-материал где дети могли воспринимать информацию душевнее. Чтение рассказов и сказок является положительным примером, так как сказка и учит, и лечит, и воспитывает. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах сказочных героев, закрепляются в реальной жизни детей и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Композиция, яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык (наливное яблочко, речка – матушка), динамика событий (гуси – лебеди, царевна лягушка, колобок), причинно – следственные связи и явления (сказка «Колобок» - хвастовство, хитрость, осторожность),  все это делает сказку интересной, волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно – здоровой личности ребенка. Произведения таких писателей как В.Осеевой «Волшебное слово», «Синие

листья», А.Барто «Вовка добрая душа», В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», Л.Толстого «Рассказы для детей» обличают плохое поведение и учат детей правильным поступкам. Дети слушают их с замиранием сердца.

Следующий аспект в воспитательной работе, который я применяю это –патриотическое воспитание личности.Частью духовного воспитания является патриотическое воспитание, целью которого является воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству. Воспитание гражданина страны является одним из главных условий национального возрождения. В этом направлении дети с удовольствием знакомятся с историческим прошлым нашей страны, героями исторических эпох. При формировании воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека в сочетании с правовым воспитаниемс детьми проведены следующии занятия: беседа «Маленьким человечкам - большие права», презентация «Наша страна – Россия», беседа «Главный закон государства. Что я знаю о Конституции», беседа «Государственные символы РФ», беседа «День народного единства», беседа «Права и обязанности школьника», беседа «Азбука права», беседа «Патриот, гражданин, что означают эти слова», презентация «История Российского флага», беседа «Почему важно сохранить мир на Земле», познавательная беседа «Права и обязанности детей в школе».Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Во-первых по этому поводу проводятся беседы с детьми, воспитательские часы. У детей я стараюсь вызывать гордость за свою страну, часто объясняю на самоподготовке какой-то материал связанный с гражданственностью, привожу примеры. В рамках этого направления проводились викторины, заочные путешествия, где дети активно проявляли свои способности.

В  работе с детьми больше внимание уделяется внеурочным мероприятиям,  направленным на формирование представлений о нормах морально -нравственного поведения.При формировании воспитания нравственных чувств, убеждений, этического сознания проведены занятия:беседа «Правила поведения в общественных местах», беседа «Зачем говорят «здравствуйте»?,чтение рассказа «Волшебное слово»,час общения «Правила речевого этикета во время знакомства».В  начале учебного года проводится занятие  «Правила поведения в школе», в ходе его  проведения,  у ребят возник вопрос: «А почему нельзя шуметь в школе?» Мы исследовалиэту  проблему. Результатом этого исследованиястало выступление по теме «Влияние шума на  здоровье младших школьников».  Часы общения «Сам себе я помогу и здоровье сберегу», «Наши домашние питомцы», «Зимующие птицы», «Жизнь леса» и другие  побуждают детей  проявить свою индивидуальность.Занятие «Мы в ответе за тех, кого приручили», формирует  чувство ответственности за жизнь и здоровье  животных, живущих в доме. Чтобы занятие не стало формально проведённым мероприятием, а затронуло душу ребёнка, можно использовать рассказы  на этические темы, например «Жестокий урок», «Слепая лошадь». Цель этих рассказов обогащать нравственный опыт ребёнка опытом других людей. Ребенок, будучи еще совсем малым,  должен не быть равнодушным не только к другим людям, но и к животным. При таком подходе дети активно участвуют в  обсуждении темы.     Так же можно использовать  психологические тренинги. Например, такой как  «Расскажи мне  обо мне» позволяет взглянуть на свои поступки со стороны.  Занятия  «Моя родословная», «Все  вместе, так и душа на месте» направлены на получение первоначальных представлений о  нравственных взаимоотношениях в семье.            

Эффективность нравственного воспитания детей младшего школьного возраста во многом зависит не только от правильного выбора средств и методов педагогической работы с детьми, но и от взаимодействия центра с родителями воспитанников. То, что ребенок с детских лет приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. Педагог прошлого века А.С.Макаренко утверждал: «Хорошее воспитание детей – это наша счастливая старость. Плохое – это наше горе, наши слезы». Главное в воспитании маленького человека в семье – это достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.

Многие современные родители, стремясь к  материальным благам, чтобы обеспечить свое будущее и своего ребенка, забывают о главном, что  в погоне за деньгами они могут «упустить время» для воспитания своего ребенка. Часто родители снимают с себя ответственность за формирование  моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение.  Важно помнить, что ведущую роль играют родители, а центр – вспомогательную. Именно в семье ребенок должен получать свой первый жизненный опыт духовно-нравственного поведения, делать первые наблюдения и учиться как себя вести в различных ситуациях. Нам педагогам надо помочь родителям сохранить духовность детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая есть: с многовековой историей и культурой, самобытностью. Без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя  достичь желаемого результата. К  сожалению, современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной  некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как  это сделать.               Поэтому, начиная с первого класса, с родителями обучающихся  проводятся  родительские лектории, на которых даются рекомендации по духовно- нравственному воспитанию  ребёнка в семье.    На родительских собраниях мы знакомим родителей с задачами, которые стоят перед ними и центром в духовно-нравственном развитии, подчеркивая, что уже в младшем школьном  периоде детства необходимо воспитывать начала гуманизма и гуманных отношений с близкими и окружающими людьми, со сверстниками.

Наша задача – воспитание в детях нравственных норм поведения в разнообразных жизненных ситуациях. Духовно – нравственное становление детей и подростков, подготовка их к самостоятельной жизни – важнейшая составляющая развития личности. Духовность и нравственность – это приоритетные ценности, которые являются ключевой задачей современной государственной политики.

Научить ребёнка бескорыстно делать добро, надо как можно раньше, с самого детства. Я не знаю, кем станут в будущем наши выпускники, но уверена в одном: если они научатся делать добро, то вырастут неравнодушными людьми.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, справедливости, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения и умению жить среди людей - вот главные идеи воспитания духовности и нравственности. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Завершить свое выступление я хотела бы словами В.Даля «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника». Конечно же наши дети отражают во многом нас поэтому нужно стараться самим соответствовать тем требованиям, которые мы предъявляем детям.

 


 

ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония» «Духовно-нравственные аспекты воспитания»

ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония» «Духовно-нравственные аспекты воспитания»

Сегодня в современном обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного социального поведения, выбора…

Сегодня в современном обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного социального поведения, выбора…

В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными

В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными

Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка

Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка

Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания младших школьников

Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания младших школьников

Маленьким человечкам - большие права», презентация «Наша страна –

Маленьким человечкам - большие права», презентация «Наша страна –

Многие современные родители, стремясь к материальным благам, чтобы обеспечить свое будущее и своего ребенка, забывают о главном, что в погоне за деньгами они могут «упустить…

Многие современные родители, стремясь к материальным благам, чтобы обеспечить свое будущее и своего ребенка, забывают о главном, что в погоне за деньгами они могут «упустить…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2023