Международный конкурс «Лучшая русская школа за рубежом»
Номинация «Учитель-международник»
Конкурсное испытание «Сценарий занятия»
Участник:
Гудкова Наталья Адольфовна,
учитель математики,
Технический лицей имени Афлотуна, Дангара, Таджикистан
2022 г.
СЦЕНАРИЙ
Тема мероприятия: «Открытие недели математики»
Разработчик: Гудкова Наталья Адольфовна, учитель математики Технического лицея имени Афлотуна, Дангаринского района, Таджикистан.
Участники мероприятия: учащиеся Технического лицея имени Афлотуна, Дангаринского района, Таджикистан с 5 по 11 класс
Цели мероприятия:
· выявление и поддержка творческого потенциала учащихся, участвующих в реализации мероприятий на русском языке и изучающих русский язык;
· создание условий для развития интереса учащихся к математике, преподаваемой на русском языке.
Задачи:
· Активизация деятельности обучающихся;
· Развитие познавательных и творческих способностей, остроты мышления и наблюдательности;
· Воспитание культуры коллективного общения
Методическое обеспечение мероприятия:
· Фарков А. В. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.
· Гарднер М. Математические чудеса и тайны: пер. с англ. / под ред. Г.Е. Шилова. – 5-е изд. – М.: Наука, 1986. – 128 с.
· Кордемский Б.А. Математические завлекалки. – М.: Издательский Дом ОНИКС: Альянс-В, 2000. – 512 с.
Материально-техническое обеспечение мероприятия: переносная доска, мел. набор шоколадных медалек, коробка «чёрный ящик», шахматы, кубик Рубика, карточки – задания для ведущего.
Ожидаемые результаты реализации мероприятия:
· желание участвовать в проводимых мероприятиях;
· интерес к предмету: ребята ждут занимательные уроки математики, где они узнают, что-то новое и интересное;
· улучшение математической грамотности учащихся;
· выявление одаренных учащихся для проведения олимпиад;
· развитие коммуникативных качеств учащихся.
В Техническом лицее имени Афлотуна, Дангаринского района, Таджикистан существуют свои традиции. Одна из них – ежедневные линейки, посвященные различным событиям, происходящим в стране и мире, а также направленные на повышение интереса учащихся к изучаемым предметам. Уроки начинаются в 08-00, но уже в 07-20 стройные ряды учащихся школы находятся перед главным входом, для того, чтобы начать свой учебный день с познавательной и занимательной информации, способной замотивировать лицеистов на весь учебный день, а, может быть, и зажечь искру интереса к изучаемому предмета, из которой в дальнейшем разгорится пламя любви к науке и научной деятельности.
В первой учебной четверти мы стали участниками интересных мероприятий, посвященных Неделе русского языка и Неделе математики. Представляем вашему вниманию сценарий открытия предметной недели математики.
Вступление
Ведущий:
Всем, всем, всем без исключения!
В целях весёлого и полезного время провождения!
Независимо от возраста и служебного положения
Всё важное и грустное до завтра забыть,
Самому веселиться и других веселить!
Всех, всех, всех!
Приглашаем на открытие недели математики!
Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто еще не знает,
Что может любить математику,
Наша линейка посвящается.
Загадочная семерка
С сегодняшнего понедельника в нашем техническом лицее начинается неделя математики. В неделе 7 дней. Число «7» особенное, таинственное, загадочное… Число «7» буквально пронизывает всю историю культуры народов Земли.
Зародился культ числа «7» в Древнем Вавилоне. Наблюдая небо, древние астрономы насчитывали 7 планет: Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн.
И все-таки, почему 7?
Может быть, почитание семерки связано не только с обожествлением планет? Ведь еще до вавилонян, уже у людей палеолита, было какое-то особое отношение к числу «7». Причем не только в Европе, но и в Азии.
То, что 7 число особое, люди считали очень давно, об этом расскажут учащиеся.
I учащийся:
Еще древние охотники, а потом древние земледельцы и скотоводы наблюдали за небом. Их внимание издавна привлекало созвездие Большой Медведицы. Изображение семи звезд этого созвездия часто встречаются на древнейших изделиях.
II учащийся:
Много тысячелетий тому назад люди заметили, что звезды не меняют своего положения относительно других звезд. И только пять светил: сияющая утренняя звезда Венера, торопящийся Меркурий, красный Марс, величественный Юпитер и медленный Сатурн перемещаются относительно других звезд. Эти светила получили имя “планеты” (“блуждающие”) и стали считаться богами.
III учащийся:
Венера считалась у римлян богиней красоты, Меркурий – богом торговли, Марс – богом войны, Юпитер – богом громовержцем, а Сатурн был богом посева. И, конечно, богами были Солнце и Луна. Всего получилось семь, связанных с небом богов.
IV учащийся:
Мы говорим о семи цветах радуги – красном, оранжевом, желтом, зеленом, голубом, синем и фиолетовом. Чтобы запомнить порядок этих цветов школьники заучивают предложение: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. В то же время глаз хорошего художника видит в радуге куда больше чем семь оттенков.
Ведущий:
Вопрос учащимся: Вспомните пословицы и поговорки, в которых упоминается число семь? За каждую поговорку - 1 медалька (шоколадка).
Возможные ответы:
· Семеро одного не ждут
· До порога одна дорога, а за порог — семь дорог.
· Для друга и семь верст не околица.
· Где Макар побывал, семь лет рыба не ловится.
· Загадка, разгадка, да семь верст правды.
· За семь вёрст киселя хлебать
· Семь раз отмерь, один раз отрежь
· Один пашет, семеро руками машут.
· Семь пятниц на неделе
· Деревня на семи кирпичах построена.
· Житье хорошее: семерых в один кафтан согнали
· Седьмая вода на киселе
· Семь бед – один ответ
· Дожидайся год и семь суббот.
· Рубить семерым – а топор один.
· Семья – семь я.
· Делай свое дело за семерых, а слушайся одного!
· Из поповского рукава семеро штанов выходит.
· У семи нянек дитя без глазу.
· Семи пядей во лбу.
· Ему семерых посади — всех заврет.
· Для бешеной собаки семь верст не крюк.
· Дай Бог нашему сидню семеро ног.
· Семеро с ложкой – один с сошкой.
· Ехал не путем, погонял кулаком: куда ни поедет, семи верст не доедет.
· Семь верст до небес.
· Сам не дерусь – семерых боюсь.
· Из семи печей хлебы едал.
· К милому и семь верст не околица.
1 конкурс “Веселые вопросы»
За верный ответ – 1медалька.
Вопросы:
1. Когда смотрим мы на цифру 2, а говорим 14? (На часах).
2. Какое событие произошло 31 февраля? (Никакое).
3. Как назвать пять дней подряд, не называя дней недели и не пересчитывая их? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
4. Круглый, но не дурак, с дыркой, но не бублик. (Ноль)
5. Что имеет два конца, но не имеет начала? (Ножницы, согласно известной загадке)
6. На дереве сидели пять ворон и три сороки. Улетели все сороки и столько же ворон, сколько ворон осталось? (2)
7. У семерых братьев по одной сестре. Сколько всего детей? (8)
8. Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять ежей. Сколько птиц? Ответь скорей! (5)
9. У квадрата 4 угла. Сколько углов останется, если отрезать один из них? (5)
10. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (Сто = 100)
11. Три человека ждали поезд три часа. Сколько часов ждал каждый? (3)
12. Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (2)
Ведущий: Следующее задание называется “Лови ошибку”. Вам необходимо исправить ошибки в словах. (приглашаются 2 участника по желанию)
1. алгибра 1. матиматика
2. слажение 2. вычетание
3. лучь 3. плоскост
4. уровнение 4. прапорция
5. абсциса 5. ардината
Ведущий: Следующее задание называется “Кто самый внимательный” (приглашаются 2 участника по желанию). На столе приз. Его надо успеть взять быстрее другого участника.
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз
Лишь скажу я слово три”
Приз немедленно бери.
Однажды щуку мы поймали
Распотрошили, а внутри.
Рыбешек мелких увидали
И не одну, а целых ..... две.
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом
Смотри на старте не хитри
А жди команду: раз, два, ..., марш.
Когда стихи запомнить хочешь.
Их не зубри до поздней ночи.
А про себя их повтори.
Разок, другой. Но лучше...... пять.
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать
Ну что ж друзья вы приз не взяли,
Когда была возможность взять?
Ведущий: Следующее задание называется “Чёрный ящик ”.
В «черном» ящике находится какой-либо предмет, связанный с математикой и информатикой.
Ведущий задает участникам игры восемь наводящих вопросов - подсказок относительно предмета, находящегося в ящике.
Предмет 1-ый (шахматы)
1. (8 медалек). Историк 20 века Роуз сказал: «Это задушевная беседа без слов, лихорадочная активность, триумф и трагедия, надежда и отчаяние, жизнь и смерть, поэзия и наука, древний Восток и современная Европа».
2. (7 медалек). Источник множества интересных математических задач. Термины из этой области можно встретить в литературе по комбинаторике, программированию, кибернетике
3. (6 медалек). Когда в каждой семье можно будет найти эту игру, появиться надежда на то, что со временем исчезнет скудность истинных государственных умов
4. (5 медалек). Родина – Индия. Имя изобретателя неизвестно. Древнее старинное название – чатуранга.
5. (4 медальки). Уроженец Праги по имени Стейниц первым прославил свое имя в связи с этой игрой.
6. (3 медальки). Это постоянный спор «Двух К»
7. (2 медальки). Это дворцовая жизнь в миниатюре.
8. (1 медалька). На квадратиках доски. Короли свели полки
Нет для боя у полков. Ни патронов, ни штыков.
Предмет 2-ой (кубик Рубика)
1. (8 медалек). Год рождения игры – 1974
2. (7 медалек). Изобретатель – архитектор, преподаватель вуза.
3. (6 медалек). Если играть без системы, то для достижения цели потребуется миллионы лет.
4. (5 медалек). Используя определенную систему, можно достичь цели за 23 секунды.
5. (4 медальки). Эта игра – наглядное пособие по алгебре, комбинаторике, программированию.
6. (3 медальки). Игру называют – «игрой столетия». Она полезный спутник в дальней дороге.
7. (2медальки). Внешний вид игры – правильный многогранник.
8. (1 медалька). Состоит из 26 разноцветных кубиков шести цветов.
Ведущий:
Почему торжественно вокруг?
Это о царице всех наук
Говорили мы всё утро!
Не случайно ей такой почёт
Это ей дано давать ответы
Как хороший выполнить расчёт
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва
Что она в порядок ум приводит
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам математика даёшь
Для победы трудностей закалку
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные минуты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.