Статья освещает работу по духовно-нравственному воспитанию нахимовцев в стенах филиала Нахимовского военно-морского училища (Владивостокское президентское кадетское училище). Автор размышляет о значимости духовно-нравственного воспитания для будущих защитников родины, а также подробно останавливается на необходимости эстетического воспитания, как основы воспитания культуры и нравственности.
Духовно-нравственное воспитание нахимовцев.docx
Духовнонравственное воспитание нахимовцев
А.Г. Бобков, педагогорганизатор филиала Нахимовского военноморского
училища (Владивостокское ПКУ)
Понятие «Духовнонравственного воспитания учащихся» само по себе может
рассматриваться в узком и широком значении. Можно трактовать его очень широко,
включая в контекст духовнонравственного воспитания гражданско
патриотическое, профессиональное, военноморское, трудовое, экологическое,
эстетическое направления воспитательной деятельности, что в конечном итоге, не
противоречит истине. Можно трактовать эту тему более узко как воспитание
нравственности учащихся на основе моральных ценностей и традиций, являющихся
бесспорно положительными для того или иного народа, нации, государства и
утвердившихся на протяжении длительного времени. Но чаще всего трактуют
понятие духовнонравственного воспитания через религиозную составляющую, Дух,
в философском значении этого слова, является высшей субстанцией триады «дух
душатело» и напрямую связан с абсолютной нравственностью главными
нравственными законами человечества. В свою очередь, эти основополагающие
«космические» или «вселенские» законы являются фундаментом для большинства
мировых и национальных религий.
Если посмотреть на, сегодня уже устаревшую в свете ФГОС второго
поколения, классическую схему воспитательной работы в любом образовательном
учреждении можно увидеть во главе этого пятиугольника гражданскоправовое
направление. Руководство Нахимовских военноморских и суворовских училищ РФ
наверняка поставит во главу военнопатриотическое и профессиональное морское
воспитание. Не отрицая значимости этих направлений, тем более в стенах Филиала
Нахимовского военноморского училища, хочу обозначить свое несогласие с этой
схемой и поставить на первое место духовнонравственное воспитание. В филиале НВМУ (Владивостокское ПКУ) регулярно проводятся классные
часы по противодействию экстремизма, межнациональной и межрелигиозной розни,
современным молодежным движениям на которых мы задаем нахимовцам вопрос:
«Чем отличается патриотизм от национализма». В результате «мозгового штурма»
по данному вопросу, высказываний воспитанников, «горячих» дискуссий
оказывается что на вопрос нельзя ответить без осознания первостепенности
духовнонравственных критериев поступков людей,
соответствия их
общечеловеческим нормам нравственности и морали. Ибо безнравственный патриот
рано или поздно станет националистомнацистом или совершит предательство,
безнравственный эстетхудожник, музыкант, хореограф создаст пошлое и
разрушительное по своей сути произведение искусства, безнравственный работник
той или иной сферы допустит халтуру и т.д.
Культ всеобщей безнравственности вырвавшийся на волю в 90годы больно
ударил по всем сферам жизнедеятельности государства. Коррупция и воровство
чиновников не знает границ. В средствах массовой информации мы видим
безнравственность в виде заказных статей, пошлых телепередач и развратных
художественных фильмов. В крайне неудовлетворительном состоянии находится
медицина, представители которой научились безнравственно относится к
пациентам. Безнравственность в образовании привела к резкому ухудшению уровня
образованности наших детей. Безнравственное отношение государства к нашей
культуре привело к процветанию «бескультурья». В глубокой депрессии находится
институт семьи. Популярный в среде молодежи и повсеместно процветающий
гражданский брак, не основанный на многовековых ценностях и традициях, так же
по своей сути является безнравственным и может породить только вопиющую
безнравственность.
Сегодня, как никогда актуальна, идея духовнонравственного воспитания
детей через культуру и искусство. Крылатая фраза Достоевского «Красота спасет
мир», вырванная из диалога действующих лиц романа Достоевского «Идиот» будет
жить в веках. Конечно, Достоевский имел в виду, в первую очередь, внутреннюю
красоту человека, но и внешняя красота, безусловно, имеет огромное значение. Внешняя красота в гармонии с красивым содержанием творит чудеса. Не случайно
высказывание Достоевского как мантра подхвачена рериховцами, которые считают,
что «облучение» человека искусством приведет к его внутреннему преображению.
Приведу высказывание Святослава Рериха: «Я твердо верю в утверждение
Платона, который сказал: "От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям,
от красивых мыслей – к красивой жизни, и от красивой жизни – к абсолютной
Красоте". Побольшому счету именно красота богослужения в византийском храме
Святой Софии повлияла на выбор равноапостольным князем Владимиром
православной религии на Руси. «Не знаем, на небе мы были или на земле», –
говорили послы князю Владимиру после посещения православной службы.
На самом деле культура и искусство очень мощно и очень благотворно
воздействуют на личность нахимовца. Воспитанники училища серьезно и длительно
занимающиеся музыкой, живописью, хореографией отличаются в лучшую сторону
от детей «неокультуренных». Моим глубоким убеждением является необходимость
«культурной огранки» каждого нахимовца без исключения.
Особенно
эффективными являются занятия народным творчеством – декоративно
прикладным народным искусством, музыкальным и театральным фольклором,
народной хореографией. Здесь воспитанник раскрывает свои скрытые, дремлющие
на генном уровне таланты, интуитивно и исподволь усваивая веками
формировавшиеся традиционные ценности, правила и нормы поведения.
В современной России решение многих проблем лежит в плоскости духовно
нравственного воспитания. Понимая, что нравственность населения страны и,
особенно, младшего поколения стремительно падает, пятьшесть лет назад
чиновники от образования, испытывая активное давление со стороны РПЦ стали
вводить в учебные планы в 4 и 5х классах предмет «Основы религиозных культур и
светской этики» (сокращенно ОРКСЭ), позднее трансформировавшийся в предмет
«Основы духовнонравственной культуры народов России» (ОДНК НР). И этот
предмет действительно как воздух необходим сегодняшним детям – будущим
гражданам огромной страны для сохранения своего менталитета, национальных
культурных и нравственных традиций. Работа по духовнонравственному
воспитанию, введению в учебные планы образовательных учреждений предмета
«Основы духовнонравственной культуры народов России задача не церковная, а
общегосударственная. Однозначно, нельзя отвергать многовековой религиозный
опыт людей, которые в течение всей жизни стремились к духовному преображению,
жизненный путь, который может быть действенным примером для подрастающего
поколения. Для воспитанников Нахимовского военноморского училища таким
примером может служить высоконравственный жизненный опыт таких глубоко
религиозных личностей как Александр Невский, Дмитрий Донской, Святой
праведный Федор Ушаков, Александр Суворов, Павел Степанович Нахимов и др.
Одним из самых действенных способов духовнонравственного воспитания
учащихся, который, включает в себя буквально все направления воспитательной
деятельности является организация и проведение детских тематических экскурсий (экспедиций) по историческим, духовным, культурным местам России. Они могут
быть военнопатриотическими, религиознонравственными, экологотрудовыми
эстетическими по своему содержанию. Эффект от экспедиционной формы
воспитательной работы нельзя переоценить. Дети несут память о таких поездках
всю свою жизнь. Они знакомятся с родной страной, её великой историей и
культурой не по рассказам преподавателей, а на собственном опыте. А
воспитанникам нахимовских и суворовских военных училищ жизненно необходимы
экскурсии к местам боевой славы. Министерством обороны РФ должен быть
определен перечень городов России мест для обязательного посещения
суворовцами и нахимовцами. Будущим защитникам Родины совершенно необходимо
получить впечатления от посещения музеев, мемориалов, памятных мест городов
героев Москвы, СанктПетербурга, Севастополя, Волгограда, Белгорода и др.
Воспитанники, побывавшие в этих городах, смогут глубоко прочувствовать
ценность подвига русских людей и его великое значение и стать настоящими
патриотами своей страны.
Духовно-нравственное воспитание нахимовцев
Духовно-нравственное воспитание нахимовцев
Духовно-нравственное воспитание нахимовцев
Духовно-нравственное воспитание нахимовцев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.