Духовные искания Пьера Безухова

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 30.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Описанию духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого отводится много места. Многоплановое содержание произведения позволило определить его жанр как роман-эпопею. В нём нашли отражение важные исторические события, судьбы людей разных сословий на протяжении целой эпохи. Наряду с глобальными проблемами, писатель уделяет большое внимание переживаниям, победам и поражениям любимых героев. Наблюдая за их судьбой, читатель учится анализировать поступки, добиваться поставленной цели, правильно выбирать путь. Жизненный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова труден и тернист. Их судьбы помогают донести до читателя одну из основных идей повествования. Л. Н. Толстой считает, чтобы по-настоящему честно, надо «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать, и вечно бороться и лишаться». Именно так поступают друзья. Мучительные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова направлены на поиск смысла своего существования.
Иконка файла материала духовные искания безухова.ppt
Презентация на тему:   Презентация на тему:     «Духовные искания Пьера Безухова» «Духовные искания Пьера Безухова»
Образ Пьера представлен в  произведении в процессе  постоянного развития. На  протяжении всего романа  можно наблюдать ход мыслей  этого героя, а также  малейшие колебания его души.  Он ищет не просто жизненную  позицию, в частности, удобную  для него самого, но  абсолютную истину, смысл  жизни в целом. Поиски этой  правды ­ поиски всей судьбою.
Впервые Пьер появляется в салоне Анны Павловны Шерер.  “Он нигде не служил еще, только что приехал из­за границы,  где он воспитывался, и был в первый раз в обществе”.
В начале романа Пьер — безвольный молодой человек,  постоянно нуждающийся в чьем­либо руководстве и  поэтому попадающий под разные влияния: то князя  Андрея, то компании Анатоля Курагина, то князя  Василия.
                                               Пьер возвратился из Франции, охваченный идеями Французской  революции. Наполеон для него ­ герой, воплощение французского  национального духа. Отправляясь в Дворянское собрание, он  вспоминает общение монарха с народом в 1789 году и надеется, что  увидит нечто подобное тому, что было во Франции.
В гостиной Анны Павловны он встречает Элен ­ человека, совершенно  противоположного ему по духовному содержанию. Элен Курагина ­  неотъемлемая часть мира, где роль личности определяется ее  общественным положением, материальным благосостоянием, а не  высотой моральных качеств. Пьер не успел узнать это общество, где “нет  ничего правдивого, простого и естественного. Все пропитано насквозь  ложью, фальшью, бездушием и лицемерием”. Не успел он понять и сути  Элен.
В результате объяснения с женой и большого морального напряжения происходит  срыв. На обеде в честь Багратиона Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего  его. Никогда не державший в руках оружия, Пьер должен предпринять  ответственный шаг. Он ранит Долохова. Стреляясь с ним, герой защищает  прежде всего свою честь, отстаивает собственные представления о нравственном  долге человека. Увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер говорит:  “Глупо... глупо! Смерть... ложь...” Он понимает, что тот путь, которым он шел,  оказался неверным.
В масонах Пьер видит как раз тех, кто дает ему ответ на  мучительные вопросы и устанавливает твердые жизненные  принципы, которым нужно следовать. В нравственном  очищении для Пьера заключается правда. Это и необходимо  ему.
Возвращаясь из своего южного путешествия, Пьер исполнил  свое давнее намерение­ заехать к своему другу Болконскому.
Кульминацией романа стало изображение Бородинского сражения. И в жизни  Безухова оно также явилось решающим моментом. Желая разделить судьбу  народа, России, Пьер, не будучи военным, принимает участие в сражении.
Важным этапом в жизни героя является его встреча с Платоном Каратаевым.  Встреча эта ознаменовала приобщение Пьера к народу, к народной правде. В плену  он обретает «то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно  стремился прежде». Здесь он узнал «не умом, а всем существом своим, жизнью,  что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении  естественных человеческих потребностей».
Окончательной духовной гармонии Пьер достигает в браке с  Наташей Ростовой. После семи лет супружества он  ощущает себя вполне счастливым человеком.