"Дурное общество" и дурные дела
Оценка 4.7

"Дурное общество" и дурные дела

Оценка 4.7
docx
русская литература
5 кл
12.03.2022
"Дурное общество" и дурные дела
урок литературы в 5 классе по рассказу В.Г. Короленко "В дурном обществе"
Дурное общество и дурные дела. литра 5 кл..docx

Класс: 5 класс.

Автор УМК  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин  Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.

Тема урока:  «Дурное общество» и дурные дела (по произведению В. К. Короленко  «В дурном обществе»).

Тип урока:  урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Ι. Образовательные: проанализировать главы повести (образ Васи; образ Валека, Маруси, Сони; отношения Васи с отцом); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать  свои мысли, оценивать поступки героев,  делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;  развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

Задачи:

Ø  обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:

регулятивных УУД:  самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию,

          умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

познавательных УУДформировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.

 

коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

 

Ø  обеспечить условия для формирования личностных УУД:

умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование;  формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления,  внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Ø  создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение,  фронтальный опрос, художественный пересказ, кластер, синквейн.

Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению,  аудиозаписи, наглядный  материал (иллюстрации, детские рисунки); плакат с изображением мальчика, держащего в руках планету.

 

ХОД УРОКА

I.                   Самоопределение к деятельности (организационный момент).

II.                Проверка домашнего задания

(проверка домашнего задания, актуализация и «выход» на объяснение нового материала)

- Два мира есть у человека_

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

                                          (Н. Заболоцкий)

- Мы продолжаем с вами, ведомые человеком - легендой Владимиром Галактионовичем Короленко искать правду, истину и справедливость, в которую верил писатель. СЛАЙД

Ребята, сегодня на уроке мы должны выяснить, что представляют собой “дурное общество” и “темные личности” в повести В.Г.Короленко “Дети подземелья”. Но сначала проверим хорошо ли вы знаете содержание повести.

Задание. Отметьте номера правильных предложений (Слайд 3).

  1. (+) Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города.
  2. (–) Замок стал противен мальчику, так как имел зловещий вид.
  3. (+) Васю и его отца разделила смерть Васиной матери.
  4. (–) Вася и Валек впервые встретились в роще.
  5. (–) Валек отказался идти в гости к Васе потому, что боялся судью.
  6. (+) Маруся очень отличалась от Сони.
  7. (+) Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек.
  8. (–) Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее
  9. (+) Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.

- Дома вы прочитали несколько глав повести «В дурном обществе». Работаем в парах. Восстановите последовательность эпизодов. Для более продуктивной работы в паре вам в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки– «3».

Карточка

Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе». Поставьте номера 1-6

1.Жизнь в Княж-городке.

2

2.Знакомство с Валеком и Марусей.

5

3.Смерть матери.

1

4.Пан Тыбурций и его дети.

4

5. Знакомство  Васи с Тыбурцием.

6

6.Описание заброшенной часовни.

3

Проверка. СЛАЙД

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1. от чьего имени ведётся рассказ?

- Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)

- Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет)

- На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)

- Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…) СЛАЙД

Выстраивается схема

Образ литературного героя (портрет; внутренние переживания поступки героя, влияние на окружающих; жесты, мимика; отношение других действующих лиц к данному герою;  имя; обстановка)

Образ литературного героя,ПОРТРЕТ,ПОСТУПКИ
ГЕРОЯ, ВЛИЯНИЕ
НА ОКРУЖАЮЩИХ

,Отношение других действующих лиц к данному герою.

,ЖЕСТЫ,
МИМИКА
,ВНУТРЕННИЕ
ПЕРЕЖИВАНИЯ
,ОБСТАНОВКА,
В КОТОРОЙ ЖИВЕТ 
ГЕРОЙ

,ИМЯ 

 

 

 

 

 


                                                                                                                              

 

 

IV.  Постановка учебной задачи.

- Ребята, чтобы определить тему нашего урока, я вам подготовила подсказки.

Прочитайте цитату. «Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни…»

- Сможете сформулировать тему урока?

Цитата  2. «Малый был в «дурном обществе», но не сделал «дурного дела».

- Выделите ключевые слова в цитате.

   (дурное общество, дурные дела)

- Как вы понимаете, что такое общество?

 (работа со словарём)

Общество. 1)это совокупность людей, объединённых социальными формами совместной жизни и деятельности.

                  2) та или иная среда людей.

- А что такое «дурное общество»?

(общество, в котором люди причиняют друг другу зло, обижают слабых, забывают о добрых поступках)

- А какие поступки мы считаем добрыми?

(совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой).

- А злыми?  (во вред другим, для достижения собственных целей)

-Как вы думаете, где существуют добро и зло- во внешнем  окружающем нас мире или в душе человека?

(в душе)

- Можно ли однозначно оценить человека, добрый он или злой?

(не можем. «В душе человека постоянно  происходит борьба добра и зла, человеку свойственны нравственные «взлёты» и «падения»)

-  А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.

( «Дурное общество» и дурные дела).

-   Исходя из темы, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой?

-Чтобы достичь цели, что мы можем сегодня выполнить на уроке?

(работать с текстом, слушать учителя и одноклассников, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать поступки и т.д.)

- Какому   «малому» будет посвящен наш урок? (Васе).

-Работа с  кластером поможет  нам ответить на вопрос: как и почему изменился Вася за столь «небольшой промежуток времени»? (записывают проблемный вопрос в тетрадь)

V. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.

- Каким мы видим Васю в начале повести?

(чтение 1 абзаца)

(Герой Короленко мальчик, но у него есть свой жизненный опыт, свои мнения, свои этические принципы. Вася страдает, ребёнок потерял маму, а со смертью матери теряет и отца. Он чувствует себя обездоленным и покинутым, предоставленным самому себе).

«Я же рос, как дикое деревце в поле».

- А кто для вас самый близкий человек?

(Родители.  Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически и впитывают в себя всё, что сделает их хорошими, добрыми людьми).

- А как относятся к Васи дома?

«Все звали меня бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я, наконец, и сам проникся этим убеждением».

- Какая пропасть разделяла отца и сына, самых близких людей?

« С шести лет я уже испытывал ужас одиночества».

- Из холодного семейного очага Вася попадает в «дурное общество», где впервые он почувствовал себя нужным, узнал тепло настоящей дружбы.

«Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни…»

- Мы попадаем в провинциальный городок Княжье Вено.СЛАЙД

Работа в группах:

- На что обратит внимание впервые попавший туда человек?

- Какое настроение создаёт этот пейзаж?

- Неужели нет в этом городе ничего интересного?

- Какие эпитеты помогают создать этот образ?

 Работа с эпитетами

Выделите цветом эпитеты в приведенном отрывке из текста.

Вспомним, что означает это понятие, обратимся к тезаурусу.

Эпитет – художественно-образное определение, подчёркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т. д.

«...Самый город раскинулся внизу, над сонными, заплесневевшими прудами. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками… Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колёсами, и шатается, точно дряхлый старик... Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Но вот ещё минута – и вы уже за городом. Тихо шепчутся берёзы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа».

При выполнении задания ученики обращают внимание на прилагательные в переносном значении, которые усиливают изображение захолустного, невзрачного места, создают настроение унылости и заброшенности.

- Итак, обобщим наши наблюдения.

(Атмосфера мрака и разложения веет с этих страниц повести, но самое страшное – не умершие здания, а люди, которых писатель называет «могильными червями»)

 

2. Отношение Васи к «тёмным личностям».

СЛАЙД

- Как Вася относится к «тёмным личностям»?

 

(У Васи сердце сжимается от жалости к людям, оставшимся без крова. Перед нами мальчик с чуткой нежной душой, страдающий от непонимания близких, способный почувствовать боль другого. Но мир, в котором он существует, формирует его взгляды. Нищенствовать – плохо, воровать – нехорошо, бродяжничать – дурно. Он ведь считает себя дурным «сыном почтенных родителей, который не щадит семейного счастья»).

«Образ за образом, впечатление за впечатлением ложились на душу яркими пятнами, я узнал и увидел много такого, чего не видали дети старше меня».

4. Чтение по ролям слайд

 

-С кем знакомится Вася в старой часовне?

 (читают заранее подготовленные ученики)

- Почему встреча, грозившая закончиться дракой, переросла  в крепкую дружбу?

- Какие открытия сделал Вася в этот день?

 

(Он узнал, что «дети могут жить без дома». Но Васю не смущает, что новые друзья принадлежат к «дурному обществу», для него они – дети, с которыми ему  интересно, а всё остальное не имеет значения).

«Дети играют с детьми, а не с их родителями».

 

- Наблюдая за отношениями Тыбурция к Валеку и Марусе, Вася видит, что люди, лишённые самого необходимого в жизни, не утратили любовь друг к другу.

 « Я не знал ещё, что такое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди, и я  посмотрел на своих друзей, точно увидел  их впервые…»

- К теме сиротства, одиночества добавляется тема умирания и это связано с образом Маруси. Впечатления обречённости Маруси усиливается сопоставлением девочки с сестрой Васи Соней.

5. Работа в группах.

Сравнительная характеристика Маруси и Сони. Таблица сравнительная характеристика Валек и Вася (общее и различие), Тыбурций и судья (общее и различие)

Работа с термином «сравнение».

Слайд.Что такое сравнение? (Сравнение - это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.) Найдите сравнение в описании девочек.

6. Работа в паре. Анализ иллюстраций СЛАЙД.

- Рассмотрите иллюстрации художника Г. Фитингофа и подумайте, насколько близко подошёл художник к тому, о чём нам рассказал писатель. Аргументируйте свой ответ.

VII. Самостоятельная работа с проверкой.

 Составьте небольшую характеристику Васе, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна. Слайд.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

VIII. Информация о домашнем задании.

Составьте список человеческих качеств, которые проявляет Вася.

 

IX.Рефлексия деятельности. Слайд.

-Сегодня на уроке я научился….

-Своей работой на уроке я….

-Урок заставил меня задуматься….

- А особенно мне удалось…

- Мне показалось важным…

- Мне было интересно, потому что…

-Я понял, что…

- Для меня стало открытием, что…

- Каждый из нас творец своего мира. Чего в нашем мире больше: добра или зла?

Сейчас мы все вместе стали творцами нашего мира. ВМ. Шукшин говорил: «Не было бы на земле хороших людей, жизнь давно бы прекратила своё существование».

(звучит музыка)

 

 

 

Карточка

Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе». Поставьте номера 1-6

1.Жизнь в Княж-городке.

 

2.Знакомство с Валеком и Марусей.

 

3.Смерть матери.

 

4.Пан Тыбурций и его дети.

 

5. Знакомство  Васи с Тыбурцием.

 

6.Описание заброшенной часовни.

 

 

Карточка

Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе». Поставьте номера 1-6

1.Жизнь в Княж-городке.

 

2.Знакомство с Валеком и Марусей.

 

3.Смерть матери.

 

4.Пан Тыбурций и его дети.

 

5. Знакомство  Васи с Тыбурцием.

 

6.Описание заброшенной часовни.

 

 

Карточка

Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе». Поставьте номера 1-6

1.Жизнь в Княж-городке.

 

2.Знакомство с Валеком и Марусей.

 

3.Смерть матери.

 

4.Пан Тыбурций и его дети.

 

5. Знакомство  Васи с Тыбурцием.

 

6.Описание заброшенной часовни.

 

 

Карточка

Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе». Поставьте номера 1-6

1.Жизнь в Княж-городке.

 

2.Знакомство с Валеком и Марусей.

 

3.Смерть матери.

 

4.Пан Тыбурций и его дети.

 

5. Знакомство  Васи с Тыбурцием.

 

6.Описание заброшенной часовни.

 

 

Карточка

Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе». Поставьте номера 1-6

1.Жизнь в Княж-городке.

 

2.Знакомство с Валеком и Марусей.

 

3.Смерть матери.

 

4.Пан Тыбурций и его дети.

 

5. Знакомство  Васи с Тыбурцием.

 

6.Описание заброшенной часовни.

 

 

«...Самый город раскинулся внизу, над сонными, заплесневевшими прудами. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками… Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колёсами, и шатается, точно дряхлый старик... Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Но вот ещё минута – и вы уже за городом. Тихо шепчутся берёзы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа».

«...Самый город раскинулся внизу, над сонными, заплесневевшими прудами. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками… Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колёсами, и шатается, точно дряхлый старик... Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Но вот ещё минута – и вы уже за городом. Тихо шепчутся берёзы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа».

«...Самый город раскинулся внизу, над сонными, заплесневевшими прудами. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками… Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колёсами, и шатается, точно дряхлый старик... Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Но вот ещё минута – и вы уже за городом. Тихо шепчутся берёзы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа».

«...Самый город раскинулся внизу, над сонными, заплесневевшими прудами. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками… Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колёсами, и шатается, точно дряхлый старик... Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Но вот ещё минута – и вы уже за городом. Тихо шепчутся берёзы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа».

«...Самый город раскинулся внизу, над сонными, заплесневевшими прудами. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками… Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колёсами, и шатается, точно дряхлый старик... Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Но вот ещё минута – и вы уже за городом. Тихо шепчутся берёзы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа».

«...Самый город раскинулся внизу, над сонными, заплесневевшими прудами. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками… Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колёсами, и шатается, точно дряхлый старик... Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Но вот ещё минута – и вы уже за городом. Тихо шепчутся берёзы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа».

 

 

 

 

 

 


 

Класс: 5 класс. Автор УМК

Класс: 5 класс. Автор УМК

Мы продолжаем с вами, ведомые человеком - легендой

Мы продолжаем с вами, ведомые человеком - легендой

IV . Постановка учебной задачи

IV . Постановка учебной задачи

Все звали меня бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я, наконец, и сам проникся этим убеждением»

Все звали меня бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я, наконец, и сам проникся этим убеждением»

Почему встреча, грозившая закончиться дракой, переросла в крепкую дружбу? -

Почему встреча, грозившая закончиться дракой, переросла в крепкую дружбу? -

Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе»

Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе»

Самый город раскинулся внизу, над сонными, заплесневевшими прудами

Самый город раскинулся внизу, над сонными, заплесневевшими прудами

"Дурное общество" и дурные дела

"Дурное общество" и дурные дела
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2022