Класс: 5 класс.
Автор УМК В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.
Тема урока: «Дурное общество» и дурные дела (по произведению В. К. Короленко «В дурном обществе»).
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Ι. Образовательные: проанализировать главы повести (образ Васи; образ Валека, Маруси, Сони; отношения Васи с отцом); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.
Задачи:
Ø обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:
регулятивных УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию,
умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.
познавательных УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Ø обеспечить условия для формирования личностных УУД:
умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Ø создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, кластер, синквейн.
Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, аудиозаписи, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки); плакат с изображением мальчика, держащего в руках планету.
ХОД УРОКА
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
II. Проверка домашнего задания
(проверка домашнего задания, актуализация и «выход» на объяснение нового материала)
- Два мира есть у человека_
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
(Н. Заболоцкий)
- Мы продолжаем с вами, ведомые человеком - легендой Владимиром Галактионовичем Короленко искать правду, истину и справедливость, в которую верил писатель. СЛАЙД
Ребята, сегодня на уроке мы должны выяснить, что представляют собой “дурное общество” и “темные личности” в повести В.Г.Короленко “Дети подземелья”. Но сначала проверим хорошо ли вы знаете содержание повести.
Задание. Отметьте номера правильных предложений (Слайд 3).
- Дома вы прочитали несколько глав повести «В дурном обществе». Работаем в парах. Восстановите последовательность эпизодов. Для более продуктивной работы в паре вам в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки– «3».
Карточка |
|
Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе». Поставьте номера 1-6 |
|
1.Жизнь в Княж-городке. |
2 |
2.Знакомство с Валеком и Марусей. |
5 |
3.Смерть матери. |
1 |
4.Пан Тыбурций и его дети. |
4 |
5. Знакомство Васи с Тыбурцием. |
6 |
6.Описание заброшенной часовни. |
3 |
Проверка. СЛАЙД
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1. от чьего имени ведётся рассказ?
- Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)
- Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет)
- На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)
- Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…) СЛАЙД
Выстраивается схема
Образ литературного героя (портрет; внутренние переживания поступки героя, влияние на окружающих; жесты, мимика; отношение других действующих лиц к данному герою; имя; обстановка)
IV. Постановка учебной задачи.
- Ребята, чтобы определить тему нашего урока, я вам подготовила подсказки.
Прочитайте цитату. «Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни…»
- Сможете сформулировать тему урока?
Цитата 2. «Малый был в «дурном обществе», но не сделал «дурного дела».
- Выделите ключевые слова в цитате.
(дурное общество, дурные дела)
- Как вы понимаете, что такое общество?
(работа со словарём)
Общество. 1)это совокупность людей, объединённых социальными формами совместной жизни и деятельности.
2) та или иная среда людей.
- А что такое «дурное общество»?
(общество, в котором люди причиняют друг другу зло, обижают слабых, забывают о добрых поступках)
- А какие поступки мы считаем добрыми?
(совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой).
- А злыми? (во вред другим, для достижения собственных целей)
-Как вы думаете, где существуют добро и зло- во внешнем окружающем нас мире или в душе человека?
(в душе)
- Можно ли однозначно оценить человека, добрый он или злой?
(не можем. «В душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны нравственные «взлёты» и «падения»)
- А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.
( «Дурное общество» и дурные дела).
- Исходя из темы, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой?
-Чтобы достичь цели, что мы можем сегодня выполнить на уроке?
(работать с текстом, слушать учителя и одноклассников, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать поступки и т.д.)
- Какому «малому» будет посвящен наш урок? (Васе).
-Работа с кластером поможет нам ответить на вопрос: как и почему изменился Вася за столь «небольшой промежуток времени»? (записывают проблемный вопрос в тетрадь)
V. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.
1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.
- Каким мы видим Васю в начале повести?
(чтение 1 абзаца)
(Герой Короленко мальчик, но у него есть свой жизненный опыт, свои мнения, свои этические принципы. Вася страдает, ребёнок потерял маму, а со смертью матери теряет и отца. Он чувствует себя обездоленным и покинутым, предоставленным самому себе).
«Я же рос, как дикое деревце в поле».
- А кто для вас самый близкий человек?
(Родители. Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически и впитывают в себя всё, что сделает их хорошими, добрыми людьми).
- А как относятся к Васи дома?
«Все звали меня бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я, наконец, и сам проникся этим убеждением».
- Какая пропасть разделяла отца и сына, самых близких людей?
« С шести лет я уже испытывал ужас одиночества».
- Из холодного семейного очага Вася попадает в «дурное общество», где впервые он почувствовал себя нужным, узнал тепло настоящей дружбы.
«Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни…»
- Мы попадаем в провинциальный городок Княжье Вено.СЛАЙД
Работа в группах:
- На что обратит внимание впервые попавший туда человек?
- Какое настроение создаёт этот пейзаж?
- Неужели нет в этом городе ничего интересного?
- Какие эпитеты помогают создать этот образ?
Работа с эпитетами
Выделите цветом эпитеты в приведенном отрывке из текста.
Вспомним, что означает это понятие, обратимся к тезаурусу.
Эпитет – художественно-образное определение, подчёркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т. д.
«...Самый город раскинулся внизу, над сонными, заплесневевшими прудами. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками… Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колёсами, и шатается, точно дряхлый старик... Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Но вот ещё минута – и вы уже за городом. Тихо шепчутся берёзы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа».
При выполнении задания ученики обращают внимание на прилагательные в переносном значении, которые усиливают изображение захолустного, невзрачного места, создают настроение унылости и заброшенности.
- Итак, обобщим наши наблюдения.
(Атмосфера мрака и разложения веет с этих страниц повести, но самое страшное – не умершие здания, а люди, которых писатель называет «могильными червями»)
2. Отношение Васи к «тёмным личностям».
СЛАЙД
- Как Вася относится к «тёмным личностям»?
(У Васи сердце сжимается от жалости к людям, оставшимся без крова. Перед нами мальчик с чуткой нежной душой, страдающий от непонимания близких, способный почувствовать боль другого. Но мир, в котором он существует, формирует его взгляды. Нищенствовать – плохо, воровать – нехорошо, бродяжничать – дурно. Он ведь считает себя дурным «сыном почтенных родителей, который не щадит семейного счастья»).
«Образ за образом, впечатление за впечатлением ложились на душу яркими пятнами, я узнал и увидел много такого, чего не видали дети старше меня».
4. Чтение по ролям слайд
-С кем знакомится Вася в старой часовне?
(читают заранее подготовленные ученики)
- Почему встреча, грозившая закончиться дракой, переросла в крепкую дружбу?
- Какие открытия сделал Вася в этот день?
(Он узнал, что «дети могут жить без дома». Но Васю не смущает, что новые друзья принадлежат к «дурному обществу», для него они – дети, с которыми ему интересно, а всё остальное не имеет значения).
«Дети играют с детьми, а не с их родителями».
- Наблюдая за отношениями Тыбурция к Валеку и Марусе, Вася видит, что люди, лишённые самого необходимого в жизни, не утратили любовь друг к другу.
« Я не знал ещё, что такое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди, и я посмотрел на своих друзей, точно увидел их впервые…»
- К теме сиротства, одиночества добавляется тема умирания и это связано с образом Маруси. Впечатления обречённости Маруси усиливается сопоставлением девочки с сестрой Васи Соней.
5. Работа в группах.
Сравнительная характеристика Маруси и Сони. Таблица сравнительная характеристика Валек и Вася (общее и различие), Тыбурций и судья (общее и различие)
Работа с термином «сравнение».
Слайд.Что такое сравнение? (Сравнение - это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.) Найдите сравнение в описании девочек.
6. Работа в паре. Анализ иллюстраций СЛАЙД.
- Рассмотрите иллюстрации художника Г. Фитингофа и подумайте, насколько близко подошёл художник к тому, о чём нам рассказал писатель. Аргументируйте свой ответ.
VII. Самостоятельная работа с проверкой.
Составьте небольшую характеристику Васе, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна. Слайд.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
VIII. Информация о домашнем задании.
Составьте список человеческих качеств, которые проявляет Вася.
IX.Рефлексия деятельности. Слайд.
-Сегодня на уроке я научился….
-Своей работой на уроке я….
-Урок заставил меня задуматься….
- А особенно мне удалось…
- Мне показалось важным…
- Мне было интересно, потому что…
-Я понял, что…
- Для меня стало открытием, что…
- Каждый из нас творец своего мира. Чего в нашем мире больше: добра или зла?
Сейчас мы все вместе стали творцами нашего мира. ВМ. Шукшин говорил: «Не было бы на земле хороших людей, жизнь давно бы прекратила своё существование».
(звучит музыка)
Карточка |
|
Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе». Поставьте номера 1-6 |
|
1.Жизнь в Княж-городке. |
|
2.Знакомство с Валеком и Марусей. |
|
3.Смерть матери. |
|
4.Пан Тыбурций и его дети. |
|
5. Знакомство Васи с Тыбурцием. |
|
6.Описание заброшенной часовни. |
|
Карточка |
|
Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе». Поставьте номера 1-6 |
|
1.Жизнь в Княж-городке. |
|
2.Знакомство с Валеком и Марусей. |
|
3.Смерть матери. |
|
4.Пан Тыбурций и его дети. |
|
5. Знакомство Васи с Тыбурцием. |
|
6.Описание заброшенной часовни. |
|
Карточка |
|
Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе». Поставьте номера 1-6 |
|
1.Жизнь в Княж-городке. |
|
2.Знакомство с Валеком и Марусей. |
|
3.Смерть матери. |
|
4.Пан Тыбурций и его дети. |
|
5. Знакомство Васи с Тыбурцием. |
|
6.Описание заброшенной часовни. |
|
Карточка |
|
Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе». Поставьте номера 1-6 |
|
1.Жизнь в Княж-городке. |
|
2.Знакомство с Валеком и Марусей. |
|
3.Смерть матери. |
|
4.Пан Тыбурций и его дети. |
|
5. Знакомство Васи с Тыбурцием. |
|
6.Описание заброшенной часовни. |
|
Карточка |
|
Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе». Поставьте номера 1-6 |
|
1.Жизнь в Княж-городке. |
|
2.Знакомство с Валеком и Марусей. |
|
3.Смерть матери. |
|
4.Пан Тыбурций и его дети. |
|
5. Знакомство Васи с Тыбурцием. |
|
6.Описание заброшенной часовни. |
|
«...Самый город раскинулся внизу, над сонными, заплесневевшими прудами. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками… Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колёсами, и шатается, точно дряхлый старик... Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Но вот ещё минута – и вы уже за городом. Тихо шепчутся берёзы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа».
«...Самый город раскинулся внизу, над сонными, заплесневевшими прудами. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками… Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колёсами, и шатается, точно дряхлый старик... Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Но вот ещё минута – и вы уже за городом. Тихо шепчутся берёзы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа».
«...Самый город раскинулся внизу, над сонными, заплесневевшими прудами. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками… Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колёсами, и шатается, точно дряхлый старик... Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Но вот ещё минута – и вы уже за городом. Тихо шепчутся берёзы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа».
«...Самый город раскинулся внизу, над сонными, заплесневевшими прудами. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками… Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колёсами, и шатается, точно дряхлый старик... Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Но вот ещё минута – и вы уже за городом. Тихо шепчутся берёзы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа».
«...Самый город раскинулся внизу, над сонными, заплесневевшими прудами. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками… Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колёсами, и шатается, точно дряхлый старик... Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Но вот ещё минута – и вы уже за городом. Тихо шепчутся берёзы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа».
«...Самый город раскинулся внизу, над сонными, заплесневевшими прудами. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками… Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колёсами, и шатается, точно дряхлый старик... Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Но вот ещё минута – и вы уже за городом. Тихо шепчутся берёзы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.