ДВА МИРА (сценарий проведения литературно-музыкальной гостиной).

  • Мероприятия
  • docx
  • 17.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
Иконка файла материала Сценарий мероприятия Два мира.docx
(сценарий проведения литературно­музыкальной гостиной) ДВА МИРА Сцена разделена на две части, первая часть оформлена в серых тонах, вторая – в  ярких.  Название  первой – «Мир без любви»,  название второй – «Любовь  – это  жизнь». Ребята  первой  группы  одеты в  черные накидки  с капюшонами, ребята второй – в разноцветные наряды.  1. Вступление: – вступительное слово учителя. 2. Основная часть: – любовь к человеку; – любовь к другу; – любовь к ребенку;  – любовь к природе;  – любовь к искусству;  – любовь к жизни; – любовь к Родине. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ К а р т и н а   1 Звучит музыка, исполняется танец двумя девушками: одна вся в черном, другая – в белом. Танец называется «Добро и зло». В конце танца девушка в белом останавливается на своей половине, а девушка в черном – на своей. 1­й   ч т е ц   (обращается к девушке в черном): Когда на лице твоем холод и скука,  Когда ты живешь в раздраженье и споре,  Ты даже не знаешь, какая ты мука,  Ты даже не знаешь, какое ты горе… 2­й   ч т е ц   (обращается к девушке в белом): Когда ж ты добрее, чем синь в поднебесье,  А в сердце и свет, и любовь, и участье,  Ты даже на знаешь, какая ты песня,  И даже не знаешь, какое ты счастье!К а р т и н а   2 Люди в темном медленно двигаются по сцене. Навстречу им идет человек и пытается с ними заговорить, они отворачиваются.  Звучат слова: Падает снег, падает – Тысячи белых ежат… А по дороге идет человек,  И губы его дрожат. Мороз под шагами хрустит, как соль,  Лицо человека – обида и боль,  В зрачках два черных тревожных флажка Выбросила тоска. Измена? Мечты ли разбитой звон? Друг ли с подлой душой? Знает об этом только он Да кто­то еще другой. Случись катастрофа, пожар, беда – Звонки тишину встревожат. У нас милиция есть всегда, И «Скорая помощь» тоже. А если просто: падает снег, И тормоза не визжат,  А если просто идет человек И губы его дрожат?  И разве тут может в расчет идти  Какой­то там этикет,  Удобно иль нет к нему подойти, Знаком ты с ним или нет? Падает снег, падает снег,  По стеклам шуршит узорным. А сквозь метель идет человек,  И снег ему кажется черным… К а р т и н а   2а Под   музыку   картина   оживает.   Девушка   в   белом   проходит   по   сцене. Вперед выходит юноша, читает стихотворение.  Ю н о ш а . Пришли друзья. Опять друзья пришли! Ну как же это славно получается: Вот в жизни что­то горькое случается,  И вдруг – они! Ну как из­под земли! Четыре честно­искренние взора,  Четыре сердца, полные огня. Четыре благородных мушкетера,  Четыре веры в дружбу и в меня! Меня обидел горько человек,  В которого я верил бесконечно.Но там, где дружба вспыхнула сердечно,  Любые беды – это не навек! И вот стоят они – четыре добрых друга,  Готовые и в воду, и в огонь! Попробуй, подлость, подкрадись и тронь,  И гнев в четыре вскинется кинжала. Пусть сыплет зло без счета горсти соли,  Но если рядом четверо друзей, И если вместе тут четыре воли,  То, значит, сердце вчетверо сильней! И не валюсь я под любою ношею,  Когда на всех и радость, и беда. Спасибо вам за все, мои хорошие! И дай же Бог вам счастья навсегда!  Во   время   чтения   стихотворения   под   музыку   к   молодому   человеку подходят   трое   юношей   по   очереди.   После   стихотворения   все   берутся   за руки. Музыка усиливается, затем стихает. К а р т и н а   3 Юноша   и   девушка   сидят   на   скамейке   и   смотрят   в   разные   стороны. Девушка   в   черном   ходит   под   музыку   возле   них.   Когда   девушка поворачивается к юноше, он отворачивает голову, и наоборот.  Да, легко живет, наверно, тот,  Кто всерьез не любит никого. Тот, кто никому не отдает Ни души, ни сердца своего. У него – ни дружбы, ни любви,  Ибо втайне безразличны все. Мчит он, как по гладкому шоссе,  С равнодушным холодком в крови. И, ничьей бедой не зажжено,  Сердце равнодушно и спокойно бьется…  К а р т и н а   3а Юноша и девушка сидят на скамейке, он нежно обнимает ее за плечи. Около них танцует девушка в белом. Звучат слова.Она уснула на плече моем И, чуть вздыхая, как ребенок, дышит,  И, вешним заколдованная сном,  Ни чувств, ни слов моих уже не слышит… И среди этой лунной тишины,  Где свет и мрак друг в друге растворяются,  Какие снятся ей сегодня сны?  Чему она так славно улыбается?  А кто сейчас приходит к ней во сне? Я знаю. Ибо я умен и зорок! Улыбки эти, безусловно, – мне,  Ведь я любим и непременно дорог!.. Девушка в белом кружится и замирает.  К а р т и н а   4 Девушка в черном кружит возле  парня с девушкой,  которые сидят на скамейке. Головы их наклонены в разные стороны. Они спят.  Им снятся «темные сны». Выходят ребята в черных накидках, на лицах у них серые маски.   Они   по   очереди   подходят   к   сидящим.   Юноша   встает   и   уходит. Девушка держит руками голову. Музыка замолкает. Сцена замирает.  1­й   ч т е ц . 2­й   ч т е ц .   3­й   ч т е ц .   4­й   ч т е ц .   Ее называют «брошенная», «Оставленная», «забытая». Звучит это как «подкошенная»,  «Подрезанная», «подбитая». Раздоры – вещи опасные,  А нравы у жизни строги: Ведь там, где все дни ненастные,  А взгляды и вкусы разные,  То разные и дороги.  Сейчас выяснять бессмысленно,  Кто прав был в их вечном споре. Счастье всегда таинственно,  Зато откровенно горе. К а р т и н а   4а Девушка в белом танцует, за ней по очереди выходят девушки, которые читают стихи. Девушка спит на плече у юноши. 1­я   д е в у ш к а . Не уходи из сна моего! Сейчас ты так хорошо улыбаешься,2­я   д е в у ш к а .  3­я   д е в у ш к а .  4­я   д е в у ш к а .  Как будто бы мне подарить стараешься  Кусочек солнышка самого. Не уходи из сна моего! Не уходи из сна моего! Ведь руки, что так меня нежно обняли,  Как будто радугу в небо подняли,  И лучше нет уже ничего.  Не уходи из сна моего! Не уходи из сна моего! Теперь, когда ты наконец­то рядом,  Улыбкой и сердцем, теплом и взглядом,  Мне мало, мне мало уже всего! Не уходи из сна моего! Не уходи из сна моего! И пусть все упущенные удачи Вернутся к нам снова, смеясь и плача,  Ведь это сегодня важней всего. Не уходи из сна моего!  Девушка «просыпается», берет за руку юношу, они встают, смотрят друг другу в глаза. Она читает стихи.  Д е в у ш к а . Не уходи из сна моего! Во всех сновиденьях ко мне являйся! И днем, даже в шутку, не расставайся. И лучше не сделаешь ничего. Не уходи из сна моего!  К а р т и н а   5а Все   ребята   в   белом   расходятся   парами,   держатся   за   руки,   звучит соловьиная трель.  1­й   ч т е ц . 2­й   ч т е ц . С вершины громадной сосны спозаранку  Ударил горячий веселый свист. То, вскинувши клюв, как трубу горнист,  Над спящей тайгою поет зарянка.  Зарянкой зовется она не зря; Как два огонька и зимой, и летом, На лбу и груди у нее заря Горит, не сгорая, багряным цветом.3­й   ч т е ц . 4­й   ч т е ц . 5­й   ч т е ц . 1­й   ч т е ц . Над чащей, где нежится тишина,  Стеклянные трели рассыпав градом,  –Вставайте, вставайте! – звенит она. – – Прекрасное – вот оно, с вами рядом!  В розовой сини – ни бурь, ни туч,  Воздух, как радость, хмельной и зыбкий. Взгляните, как первый весенний луч Бьется в ручье золотою рыбкой. А слева в нарядах своих зеленых Цветы, осыпанные росой,  Застыли, держа на тугих бутонах Алмазно­блещущие короны И чуть смущаясь своей красой!  А вон, посмотрите, как свежим утром Речка, вспыхнув, как белый налим,  Смеется и бьет в глаза перламутром То красным, то синим, то золотым!  2­й   ч т е ц .  И тотчас над спящим могучим бором,  3­й   ч т е ц . 4­й   ч т е ц . 5­й   ч т е ц . 6­й   ч т е ц . Как по команде, со всех концов Мир отозвался стозвонным хором Птичьих радостных голосов. Ветер притих у тропы лесной,  И кедры, глаза протерев ветвями,  Кивнули ласково головами: – Пой же, заряночка! Пой же, пой!  Птицы в восторге. Да что там птицы! Старый медведь и ворчун барсук,  Волки, олени, хорьки, лисицы Стоят, не в силах пошевелиться,  И пораженно глядят вокруг. А голос звенит горячо и смело,  Зовя к пробужденью, любви, мечте. Даже заря на пенек присела,  Заслушавшись песней о красоте.  Небо застыло над головой,  Забыты все битвы и перебранки,  И только лишь слышится: – Пой же, пой!Пой, удивительная зарянка! К а р т и н а   6 Мать закинула руку, пытается ударить сына. 1­й   ч т е ц .  Не бейте детей, никогда не бейте!  2­й   ч т е ц . 3­й   ч т е ц . 4­й   ч т е ц . 5­й   ч т е ц . Поймите, вы бьете в них самих себя,  Неважно, любя их иль не любя,  Но делать такого вовек не смейте! Вы только взгляните: пред вами – дети,  Какое ж, простите, геройство тут?! Но сколько ж таких, кто жестоко бьет,  Вложив чуть не душу в тот черный труд,  Заведомо зная, что не ответят!  Кричи на них, бей! А чего стесняться?! Ведь мы ж многократно сильней детей! Но если по совести разобраться,  То порка – бессилье больших людей! И сколько ж порой на детях срывается Всех взрослых конфликтов, обид и гроз. Ну как же рука только поднимается На ужас в глазах и потоки слез?! И можно ль распущенно озлобляться,  Калеча и душу, и детский взгляд,  Чтоб после же искренно удивляться Вдруг вспышкам жестокости у ребят.  6­й   ч т е ц . Мир жив добротою и уважением,  7­й   ч т е ц . 1­й   ч т е ц . А плетка рождает лишь страх и ложь. И то, что не можешь взять убеждением, Хоть тресни – побоями не возьмешь!  В ребячьей душе все хрустально­тонко,  Разрушим – вовек уж не соберем. И день, когда вы избили ребенка,  Пусть станет позорнейшим вашим днем! Когда­то подавлены вашей силою,  Не знаю, как жить они после будут,  Но только запомните, взрослые милые, Они той жестокости не забудут.2­й   ч т е ц . Семья – это крохотная страна. И радости наши произрастают,  Когда в подготовленный грунт бросают Лишь самые добрые семена!  К а р т и н а   6а Звучит смех ребенка. «Мать» от девушки в белом принимает завернутого «ребенка».   Качает   его   и   напевает   песню,   все   улыбаются.   Картина «замирает». К а р т и н а   7 Девушка в темных одеждах подходит по очереди ко всем ребятам, все качают ей в ответ головой, показывают письма, но не дают. Она садится на стул. Горит свеча, девушка «горько плачет». Девушка в черном проходит возле нее и задувает свечу.  Ч т е ц .  Что в сердце нашем самое святое?  Навряд ли надо думать и гадать. Есть в мире слово самое простое И самое возвышенное – Мать! Так почему ж большое слово это,  Пусть не сегодня, а давным­давно,  Но в первый раз ведь было кем­то где­то В кощунственную брань обращено? Тот пращур был и темный, и дурной И вряд ли даже ведал, что творил,  Когда однажды взял и пригвоздил Родное слово к брани площадной. И ведь пошло же, не осело пылью,  А поднялось, как темная река. Нашлись другие. Взяли, подхватили И понесли сквозь годы и века… Пусть иногда кому­то очень хочется Хлестнуть врага словами, как бичом,  И резкость на язык не только просится,  А в гневе и частенько произносится,  Но только мать тут все­таки причем?  Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.И все же трудно попросту понять,  Что слово «мат» идет от слова «мать»,  Сквернейшее – от самого святого!  Неужто вправду за свою любовь,  За то, что родила нас и растила,  Мать лучшего уже не заслужила,  Чем этот шлейф из непристойных слов?! Ну как позволить, чтобы год за годом Так оскорблялось пламя их сердец?! И сквернословам всяческого рода Пора сказать сурово наконец: Бранитесь или ссорьтесь, как хотите,  Но не теряйте звания людей. Не трогайте, не смейте, не грязните Ни имени, ни чести матерей! К а р т и н а   7а В с е . Девушка   в   белой   одежде   пробегает   и   вручает   письма   героиням.   Все улыбаются, девушка читает письмо, делится эмоциями со всеми. Стоит «замерев». Звучат стихи. Ю н о ш а . Мама! Тебе эти строки пишу я,  Тебе посылаю сыновий привет,  Тебя вспоминаю, такую родную,  Такую хорошую, слов даже нет! Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,  Немного лентяя и вечно не в срок Бегущего утром с портфелем под мышкой,  Свистя беззаботно, на первый урок. Мы были беспечными, глупыми были,  Мы все, что имели, не очень ценили,  А поняли, может, лишь тут, на войне: Приятели, книжки, московские споры, – Все – сказка, все в дымке, как снежные горы… Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!  Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,  Застыли орудья, как стадо слонов,И где­то по­мирному в гуще лесов,  Как в детстве, мне слышится голос кукушки. За жизнь, за тебя, за родные края Иду я навстречу свинцовому ветру. И пусть между нами сейчас километры, Ты здесь, ты со мною, родная моя! 1­я   д е в у ш к а . 2­я   д е в у ш к а . Как мало все же человеку надо! Одно письмо. Всего­то лишь одно. И нет уже дождя над мокрым садом,  И за окошком больше не темно… Зажглись рябин веселые костры,  И все вокруг вишнево­золотое… И больше нет ни нервов, ни хандры,  А есть лишь сердце радостно­хмельное!  Д е в у ш к а   с   п и с ь м о м : И я теперь богаче, чем банкир, – Мне подарили птиц, рассвет и реку,  Тайгу и звезды, море и Памир, Твое письмо, в котором целый мир. Как много все же надо человеку!  К а р т и н а   8 1­я   д е в у ш к а . Два человека в черных одеждах делают движения, имитирующие бой на саблях. Остальные ребята на заднем плане делают такие же движения. Люди   выстраивются   плечом   к   плечу   «лучами».   Первые   три   человека читают:  К а р т и н а   8а Россия начиналась не с меча,  Она с косы и плуга начиналась,  Не потому, что кровь не горяча,  А потому, что русского плеча Ни разу в жизни злоба не касалась… И в схватке с самой лютою войною Она и ад сумела превозмочь. Тому порукой города­герои В огнях салюта в праздничную ночь! И вечно тем сильна моя страна,Что никого нигде не унижала. Ведь доброта сильнее, чем война,  Как бескорыстье действеннее жала. Встает заря, светла и горяча – И будет так вовеки нерушимо. Россия начиналась не с меча,  И потому она непобедима!  К а р т и н а   9 Ребята в темных одеждах стоят «цепочкой».  П е р в ы й . Ах, как все относительно в мире этом!.. Вот студент огорченно глядит в окно,  На душе у студента темно­темно. «Запорол» на экзамене два предмета… Ну а кто­то сказал бы ему сейчас: Эх, чудила, вот мне бы твои печали! Я «хвосты» ликвидировал сотни раз,  Вот столкнись ты с предательством милых глаз – Ты б от двоек сегодня вздыхал едва ли! Только третий какой­нибудь человек  Улыбнулся бы: Молодость… Люди, люди!.. Мне бы ваши печали! Любовь навек… Все проходит на свете. Растает снег,  И весна на душе еще снова будет! Ну а если все радости за спиной,  Если возраст подует тоскливой стужей И сидишь ты беспомощный и седой – Ничего­то уже не бывает хуже! А в палате больной, посмотрев вокруг,   Усмехнулся бы горестно:  С т у д е н т . П е р в ы й . В т о р о й . П е р в ы й . С т а р и к . П е р в ы й .  Б о л ь н о й .  Ну, сказали! П е р в ы й .  Возраст, возраст… Простите, мой милый друг,  Мне бы все ваши тяготы и печали! Только те, кого в мире уж больше нет,  Если б дали им слово сейчас, сказали: «От каких там вы стонете ваших бед?Вы же дышите, видите белый свет,  Нам бы все ваши горести и печали!». Д в е   д е в у ш к и   в м е с т е : Есть один только вечный пустой предел… Вы ж привыкли и попросту позабыли,  Что какой ни достался бы вам удел,  Если каждый ценил бы все, что имел,  Как бы вы превосходно на свете жили! З а к л ю ч е н и е . К а р т и н а   9а Ребята   выходят   парами   или   тройками.   Берутся   за   руки.   Читают   по очереди.  1­й   у ч а с т н и к . 2­й   у ч а с т н и к . 3­й   у ч а с т н и к . 4­й   у ч а с т н и к . 5­й   у ч а с т н и к . 6­й   у ч а с т н и к . Дорожите счастьем, дорожите! Замечайте, радуйтесь, берите  Радуги, рассветы, звезды глаз – Это все для вас, для вас, для вас. Услыхали трепетное слово – Радуйтесь. Не требуйте второго. Не гоните время. Ни к чему. Радуйтесь вот этому, ему!  Сколько песне суждено продлиться?  Все ли в жизни может повториться?  Лист в ручье, снегирь, над крышей вяз… Разве будет это тыщу раз! На бульваре освещают вечер Тополей пылающие свечи. Радуйтесь, не портите ничем Ни надежды, ни любви, ни встречи!  Лупит гром из поднебесной пушки. Дождик, дождь! На лужицах веснушки. Крутит, пляшет, бьет по мостовой Крупный дождь в орех величиной. Красоту увидеть в некрасивом,  Разглядеть в ручьях разливы рек! Кто умеет в буднях быть счастливым,  Тот и впрямь счастливый человек!7­й   у ч а с т н и к . И поют дороги и мосты,  Краски леса и ветра событий,  Звезды, птицы, реки и цветы: Дорожите счастьем, дорожите! К а р т и н а   10 «Темные» срывают по очереди маски.  П е р в ы й . В т о р о й . Т р е т и й . Ч е т в е р т ы й . П я т ы й . Мне казалось когда­то, что одиночество – Это словно в степи: ни души вокруг. Одиночество – это недобрый друг И немного таинственный, как пророчество.  Одиночество – дьявольская черта,  За которой все холодно и сурово,  Одиночество – горькая пустота,  Тишина… И вокруг ничего живого… День, как рыба, ныряет в густую ночь. Только ночь – жесточайшая это шутка:  Мучит, шепчет о подлостях и разлуках,  Жжет тоской – и не в силах никто помочь!  Нынче в душу мне словно закрыли дверь. Боль крадется таинственными шагами. Одиночество – очень когтистый зверь.  Только что оно, в сущности, рядом с вами?!  На земле нашей сложно и очень людно. Одиночество – злой и жестокий друг. Люди! Милые! Нынче мне очень трудно,  Протяните мне искренность ваших рук! К а р т и н а   11 «Темные»   и   «светлые»   смешиваются.   «Любовь»   в   центре.   Все выстраиваются, как на фотографии. Цветы, шары, свечи в руках. П е р в ы й . В т о р о й . Не привыкайте никогда к любви! Не соглашайтесь, как бы ни устали,  Чтоб замолчали ваши соловьи И чтоб цветы прекрасные увяли. И, главное, Не верьте никогда,  Что будто все приходит и уходит.Т р е т и й . Ч е т в е р т ы й . П я т ы й . Да, звезды меркнут, но одна звезда По имени Любовь – всегда­всегда Обязана гореть на небосводе!  Не привыкайте никогда к любви,  Разменивая счастье на привычки,  Словно костер на крохотные спички,  Не мелочись, а яростно живи!  Не привыкайте к счастью никогда! Напротив, светлым озарясь гореньем,  Смотрите на любовь свою всегда С живым и постоянным удивленьем.  И чтоб любви не таяла звезда,  Исполнитесь возвышенным искусством: Не позволяйте выдыхаться чувствам,  Не привыкайте к счастью никогда. Делается фотография, ребята садятся на свои места. 3. «Литературное кафе». За столиком сидят родители и дети. Каждая семья принесла   свой   «архив»   (фотографии,   открытки,   рисунки,   награды   и   т.   д.). Родители рассказывают историю своей любви. Читают любимые стихи. 4.   Заключительная   часть.    Несколько   слов   о   творчестве   Э.   Асадова: человек,   который   большую   часть   жизни   был   слепым,   не   видя   перед   глазами ничего, кроме черноты, смог сохранить свет в своей душе. Как много радости и тепла, света и добра, радуги и мира дарят нам его стихи.  5. Подведение итогов.