Две России в "Записках охотника" И.С. Тургенева.

  • doc
  • 27.12.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 2 по Тургеневу 7 класс.doc

Тема. Две России в "Записках охотника" И.С. Тургенева.                                                               Цели.                                                                                           Образовательные: воспитывать любовь к народу, чувство патриотизма; формировать интерес к русской литературе, к творчеству И.С.Тургенева; познакомить учащихся с циклом рассказов И.С.Тургенева “Записки охотника”, обратить внимание учащихся на идейное и эстетическое своеобразие данных рассказов на примере трех произведений (“Бурмистр”, “Бирюк”, “Певцы”); познакомить учащихся с художниками-оформителями “Записок охотника”.                                                                                                Развивающие: совершенствовать навыки анализа художественного произведения, развивать у учащихся логическое мышление, художественное видение, речь и внимание.                                                                              Воспитывающие: воспитать любовь к русскому языку, к литературе.

Ход урока

    Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с рассказами И.С.Тургенева из цикла “Записки охотника”. В январе 1847 г. в культурной жизни России и в творческой судьбе Тургенева произошло значительное событие. В обновленном номере журнала “Современник” был опубликован очерк “Хорь и Калиныч”. Успех его превзошел все ожидания и побудил Тургенева к созданию целой книги под названием “Записки охотника”. На причины популярности тургеневкого очерка впервые указал Белинский: “Не удивительно, что маленькая пьеска эта имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил”.                                         

    Публикацией “Хоря и Калиныча” Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. В двух крестьянских характерах он показал коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы ее дальнейшего роста и становления. Перед лицом практичного Хоря и поэтичного Калиныча потускнел образ их господина, помещика Полутыкина. Именно в крестьянстве нашел Тургенев “почву, хранящую жизненные соки всякого развития”, а значение личности “государственного человека”, Петра I, он поставил в прямую зависимость от связи с ней. С такой стороны к крестьянству в конце 40-х годов не заходил даже Некрасов. Условно говоря, это был подход к мужику с “толстовской” меркой: Тургенев нашел в жизни народа ту значительность, тот общенациональный смысл, который Толстой положил потом в основу художественного мира романа-эпопеи.                                                                                                                                                                      

    В “Записках охотника” захватывается всероссийский социальный конфликт, сталкиваются и спорят друг с другом две России: официальная, крепостническая, мертвящая жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянская, живая и поэтическая – с другой стороны.

    В своих воспоминаниях Тургенев так определяет главную идею “Записок охотника”: “Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел…Мне необходимо было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильней напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя; враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примириться”. Вот этой ярко сформулированной идее и посвящены “Записки охотника”.                                                    

      Цикл (от греч. “круг”) – группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей.                                                                                                                                

     Сейчас мы прочитаем ещё один рассказ из этого цикла  “Бурмистр”, 1847                   -Перескажите содержание рассказа, выделив основные события и образы.                                   Через какие поступки помещика Пеночкина мы узнаем о его истинном внутреннем мире?                                                                                                                      а) эпизод с лакеем, подавшем неподогретое вино; б) отношение к повару, которого придавило колесом; в) отношение к семье старика Антипа, к его просьбам.                                                                                                                                 - Через какие характерные детали Тургенев показывает отношение Пеночкина к дворовым людям?                                                                                                                                         Тургенев обращает внимание на жесты, мимику, слова, сказанные с пренебрежительным оттенком.                                                                                                       -Каково отношение автора к Пеночкину?                                                                         Оно носит отрицательный характер.                                                                                -Видно ли настроение гнева и возмущение у крестьян?                                   Проследить по тексу (−Батюшка, Аркадий Павлович, − с отчаяньем заговорил старик…Просители постояли еще немного на месте, посмотрели друг на друга и поплелись, не оглядываясь, восвояси.) Тургенев не идеализирует крестьян. В народной среде автор подметил настроения возмущения и гнева.

     Ранее мы уже читали рассказы  “Бирюк” и “Певцы”. Давайте обратимся к содержанию этих рассказов.                                                                                                                                 “Бирюк”, 1848 г.                                                                                                                              -Перескажите содержание рассказа.                                                                                         -Столкнувшись с Бирюком, понимал ли обездоленный мужик, что перед ним тоже подневольный раб, или же он изливает на Бирюка свой гнев против барина?                                                                                                                                           Мужик в данный момент забыл о подневольности Бирюка, он разорен барином до последней степени и вдруг словно пробуждается и ропщет на жизнь.                                                                                                                          -Какие типичные детали крестьянского быта мы находим в очерке? С какой целью их приводит автор?                                                                                               По тексту – лучина, детская люлька, еда…Он показывает крайнее обнищание крестьян.                                                                                                 “Певцы”, 1850 г.                                                                                                  -----Перескажите содержание рассказа, отметьте основные черты характеров главных героев.

-Где происходит состязание?      В кабаке.                                                                         -Почему песня Якова Турка произвела более сильное впечатление на слушателей, чем песня его соперника – рядчика из Жиздры?                             Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в песне Якова. И вот эта душевность и искренность привлекает в его песне. (Зачитать эпизод: “Не одна во поле дороженька пролегла”, – пел он, и всем нам сладко становилось и жутко…Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль.                                        -Какие черты русского народа ярко выступают в этом очерке?                     Тургенев подчеркивает талантливость, душевность русского народа.         -Какими качествами наделил Тургенев рассказчика?                                        Рассказчик Тургенева – носитель добра.

Работа с текстом по вариантам.                                                                      -Найдите в рассказах пейзажные зарисовки. Зачитайте. Сделайте вывод о связи настроения рассказчика и восприятия им природы.                                     Вывод: пейзаж у Тургенева психологичен, насыщен лиризмом. Лучшие герои “Записок охотника” не просто изображаются “на фоне природы”, а выступают как продолжение ее стихии: из грозовой ненастной мглы, раздираемой фосфорическим светом молний, появляется загадочная фигура Бирюка. Тургенев изображает в “Записках охотника” скрытую от многих взаимную связь всего в природе: человека и реки, человека и леса, человека и степи.                                                                                                            

Итог урока (слово учителя, запись в тетрадях).                                                 Антикрепостнический пафос “Записок охотника” заключается в том, что к гоголевской галерее мертвых душ писатель добавил галерею душ живых. Крестьяне в “Записках охотника” – крепостные, зависимые люди, но крепостное право не превратило их в рабов: духовно они свободнее и богаче жалких полутыкиных и жестоких пеночкиных. Существование сильных, мужественных, ярких народных характеров превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовместимое с нравственным достоинством русского человека. В “Записках охотника” Тургенев впервые ощутил Россию как единство, как живое художественное целое. Его книга открывает 60-е годы в истории русской литературы, предвосхищает их. Прямые дороги от “Записок охотника” идут не только к “Запискам из мертвого дома” Достоевского, “Губернским очеркам” Салтыкова-Щедрина, но и к эпосу “Войны и мира” Толстого.                         Задание на дом.