Тема. Две России в "Записках охотника" И.С. Тургенева. Цели. Образовательные: воспитывать любовь к народу, чувство патриотизма; формировать интерес к русской литературе, к творчеству И.С.Тургенева; познакомить учащихся с циклом рассказов И.С.Тургенева “Записки охотника”, обратить внимание учащихся на идейное и эстетическое своеобразие данных рассказов на примере трех произведений (“Бурмистр”, “Бирюк”, “Певцы”); познакомить учащихся с художниками-оформителями “Записок охотника”. Развивающие: совершенствовать навыки анализа художественного произведения, развивать у учащихся логическое мышление, художественное видение, речь и внимание. Воспитывающие: воспитать любовь к русскому языку, к литературе.
Ход урока
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с рассказами И.С.Тургенева из цикла “Записки охотника”. В январе 1847 г. в культурной жизни России и в творческой судьбе Тургенева произошло значительное событие. В обновленном номере журнала “Современник” был опубликован очерк “Хорь и Калиныч”. Успех его превзошел все ожидания и побудил Тургенева к созданию целой книги под названием “Записки охотника”. На причины популярности тургеневкого очерка впервые указал Белинский: “Не удивительно, что маленькая пьеска эта имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил”.
Публикацией “Хоря и Калиныча” Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. В двух крестьянских характерах он показал коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы ее дальнейшего роста и становления. Перед лицом практичного Хоря и поэтичного Калиныча потускнел образ их господина, помещика Полутыкина. Именно в крестьянстве нашел Тургенев “почву, хранящую жизненные соки всякого развития”, а значение личности “государственного человека”, Петра I, он поставил в прямую зависимость от связи с ней. С такой стороны к крестьянству в конце 40-х годов не заходил даже Некрасов. Условно говоря, это был подход к мужику с “толстовской” меркой: Тургенев нашел в жизни народа ту значительность, тот общенациональный смысл, который Толстой положил потом в основу художественного мира романа-эпопеи.
В “Записках охотника” захватывается всероссийский социальный конфликт, сталкиваются и спорят друг с другом две России: официальная, крепостническая, мертвящая жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянская, живая и поэтическая – с другой стороны.
В своих воспоминаниях Тургенев так определяет главную идею “Записок охотника”: “Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел…Мне необходимо было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильней напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя; враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примириться”. Вот этой ярко сформулированной идее и посвящены “Записки охотника”.
Цикл (от греч. “круг”) – группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей.
Сейчас мы прочитаем ещё один рассказ из этого цикла “Бурмистр”, 1847 -Перескажите содержание рассказа, выделив основные события и образы. Через какие поступки помещика Пеночкина мы узнаем о его истинном внутреннем мире? а) эпизод с лакеем, подавшем неподогретое вино; б) отношение к повару, которого придавило колесом; в) отношение к семье старика Антипа, к его просьбам. - Через какие характерные детали Тургенев показывает отношение Пеночкина к дворовым людям? Тургенев обращает внимание на жесты, мимику, слова, сказанные с пренебрежительным оттенком. -Каково отношение автора к Пеночкину? Оно носит отрицательный характер. -Видно ли настроение гнева и возмущение у крестьян? Проследить по тексу (−Батюшка, Аркадий Павлович, − с отчаяньем заговорил старик…Просители постояли еще немного на месте, посмотрели друг на друга и поплелись, не оглядываясь, восвояси.) Тургенев не идеализирует крестьян. В народной среде автор подметил настроения возмущения и гнева.
Ранее мы уже читали рассказы “Бирюк” и “Певцы”. Давайте обратимся к содержанию этих рассказов. “Бирюк”, 1848 г. -Перескажите содержание рассказа. -Столкнувшись с Бирюком, понимал ли обездоленный мужик, что перед ним тоже подневольный раб, или же он изливает на Бирюка свой гнев против барина? Мужик в данный момент забыл о подневольности Бирюка, он разорен барином до последней степени и вдруг словно пробуждается и ропщет на жизнь. -Какие типичные детали крестьянского быта мы находим в очерке? С какой целью их приводит автор? По тексту – лучина, детская люлька, еда…Он показывает крайнее обнищание крестьян. “Певцы”, 1850 г. -----Перескажите содержание рассказа, отметьте основные черты характеров главных героев.
-Где происходит состязание? В кабаке. -Почему песня Якова Турка произвела более сильное впечатление на слушателей, чем песня его соперника – рядчика из Жиздры? Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в песне Якова. И вот эта душевность и искренность привлекает в его песне. (Зачитать эпизод: “Не одна во поле дороженька пролегла”, – пел он, и всем нам сладко становилось и жутко…Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. -Какие черты русского народа ярко выступают в этом очерке? Тургенев подчеркивает талантливость, душевность русского народа. -Какими качествами наделил Тургенев рассказчика? Рассказчик Тургенева – носитель добра.
Работа с текстом по вариантам. -Найдите в рассказах пейзажные зарисовки. Зачитайте. Сделайте вывод о связи настроения рассказчика и восприятия им природы. Вывод: пейзаж у Тургенева психологичен, насыщен лиризмом. Лучшие герои “Записок охотника” не просто изображаются “на фоне природы”, а выступают как продолжение ее стихии: из грозовой ненастной мглы, раздираемой фосфорическим светом молний, появляется загадочная фигура Бирюка. Тургенев изображает в “Записках охотника” скрытую от многих взаимную связь всего в природе: человека и реки, человека и леса, человека и степи.
Итог урока (слово учителя, запись в тетрадях). Антикрепостнический пафос “Записок охотника” заключается в том, что к гоголевской галерее мертвых душ писатель добавил галерею душ живых. Крестьяне в “Записках охотника” – крепостные, зависимые люди, но крепостное право не превратило их в рабов: духовно они свободнее и богаче жалких полутыкиных и жестоких пеночкиных. Существование сильных, мужественных, ярких народных характеров превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовместимое с нравственным достоинством русского человека. В “Записках охотника” Тургенев впервые ощутил Россию как единство, как живое художественное целое. Его книга открывает 60-е годы в истории русской литературы, предвосхищает их. Прямые дороги от “Записок охотника” идут не только к “Запискам из мертвого дома” Достоевского, “Губернским очеркам” Салтыкова-Щедрина, но и к эпосу “Войны и мира” Толстого. Задание на дом.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.