Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа № 93
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ
Тема «Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.»
(8 КЛАСС)
ВЫПОЛНИЛА: Холод Надежда Алексеевна
учитель биологии
Технологическая карта
Предмет: биология
Класс: 8
Тема урока: Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: сформировать понятие о движении крови, в результате деятельностного подхода к обучению. |
|
Задачи урока: |
• Обучающие: расширить базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов: работа сердца, артериальное давление, скорость кровотока, пульс; • Развивающие: развивать навыки проведения измерения давления, функциональных проб и расчеты нормативных данных для самоконтроля своего здоровья; • Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, причинно-следственных связей; подвести учащихся к пониманию необходимости использования знаний об особенностях строения кровеносной системы в практической деятельности и здоровом образе жизни. |
Планируемые результаты:
|
· Предметные: иметь представление о движении крови по сосудам, о регуляции кровоснабжения, знать причины движения крови, способы правильного измерения артериального давления и пульса, уметь формулировать свои мысли в процессе изучения кровеносной системы. · Метапредметные: Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение); строить высказывания; анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить наблюдения и измерения, фиксировать и оформлять результаты, , работать с разными источниками биологической информации.
Коммуникативные: слушать и понимать речь другого человека; адекватно использовать речевые средства; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; ставить вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные: уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), осуществлять самоконтроль и коррекцию; · Личностные: Осознавать единство и целостность мира, бережно относиться к собственному здоровью, выстраивать собственное целостное мировоззрение, личностное самоопределение и смыслообразование. |
Основные понятия: |
работа сердца, артериальное давление, скорость кровотока, пульс. |
Межпредметные связи: |
физика |
Средства обучения: |
учебник Биология. Человек. 8 класс. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н., М.: Дрофа, 2017г. |
Оборудование: |
мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, наглядные таблицы, тонометр, линейки. |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный момент. (1-2 мин.)
|
Проверяю готовность к уроку, организую внимание класса к работе на уроке, создаю положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. |
Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.
|
Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. слушают учителя Личностные УУД: оценивают ситуацию |
Актуализация знаний (5 - 6 мин.) |
Актуализирую имеющиеся знания, способы действия в новых условиях. Раздаю обучающимся на парту (2 варианта) дифференцированные задания по теме «Строение и работа сердца». (см. приложение) Вывожу ответы на доске, прошу самих проверить правильность выполнения заданий карандашом (говорю критерий оценивания). После проверки комментирую ответы.
|
1. Оформляют свои мысли в ответах. 2. Обсуждают ответ в паре
3.Обмениваются тетрадями, проверяют друг у друга правильность выполнения тестов и задания, затем возвращают тетради. 4.Знакомятся со своими результатами. |
Познавательные УУД: выбирают основания для выбора правильного ответа Коммуникативные УУД: обсуждают вариант ответа с товарищем, учатся культуре общения. Личностные УУД: оценивают ситуацию |
Этап. Создание проблемной ситуации. (2-3 мин.) |
Создаю для обучающихся проблемную ситуацию. Прочитайте высказывание: «Она не томится сосудистым пленом, Бежит по упругим артериям, венам, Большим или малым - не сыщешь числа...» Н.Рудой Провожу подводящий диалог: Посмотрите на учительский стол и обратите внимание на приборы (секундомер и тонометр). Ответьте на вопросы: 1.Что у меня на столе? 2.О чем идет речь в данном стихотворении? |
Объясняют смысл, данного высказывания; отвечают на вопросы, высказывают свои предположения; мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке, |
Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать.
|
Этап. Целеполагание. (3-4 мин.) |
Организую подводящий диалог : - Каков главный вопрос нашего урока? - Какова цель? Выслушиваю предположения детей, лучшие формулировки записываются на доске |
Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. . Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности. определяют тему и цели урока. |
Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока). |
Этап Планирование.(5-6 мин.) |
Организую выбор способа и средств реализации учебной цели. Побуждаю к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели. - Каким образом мы можем изучить причину движения крови ? (изучить материал учебника) - Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки; приборы) Организую работу в паре . - Составьте план нашей дальнейшей работы . - Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы? Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы обучающихся. Фиксирует план на доске. 1. Осмыслить задание. 2. Добыть информацию (из текста, и т.д.). 3. Мысленно сформулировать ответ. 4. Дать развернутый устный ответ: Помогаю обучающимся сформулировать развернутый ответ «Я считаю, что …, потому что, во-первых…, во вторых…». - Как вы предполагаете, каким будет ответ? (Предположения (гипотезы) обучающихся фиксируются на доске.) |
Высказывают свои предположения. Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Работают в парах. Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и обсуждают его с учителем. Высказывают свои предположения (гипотезы) |
Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием, - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - учатся выражать свои мысли. |
Этап. «Открытие» нового знания (7-8 мин.) |
Ставлю проблемный вопрос. Является ли работа сердца причиной движения крови по сосудам? Стимулирую активное участие всех детей в поисковой деятельности. Использую материалы учебника стр. 145 («Причины движения крови» , «Разность скорости движения крови по артериям и венам».) Оказываю консультативную помощь. - Что мы узнали нового?
|
Фиксируют в тетрадях своё «открытие». Просматривают материал.
Формирование знаний по кровеносной системе, изучение движение крови по сосудам |
Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, (смысловое чтение), работать с информацией, выбор необходимого материала. . Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - формирование умения выражать свои мысли. -слушать собеседника и вступать с ним в диалог. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
Этап. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (6-8 мин.) |
Организую работу по усвоению обучающимися нового материала Предлагаю выполнить лабораторную работу №8. Просит открыть стр. 147 учебника для выполнения лабораторной работы №8 (а также обратить внимание на изображение на экране) по теме: «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа», прочитать ее и выполнить.
Задаю вопрос классу: 1.Какой результат у вас получился? Прошу изучить материал на стр.150-151 и ответить на вопросы: Что такое артериальное давление? Как и почему изменяется артериальное давление крови? Показываю как измерить артериального давления с помощью прибора, демонстрирует прибор для измерения давления – тонометр и фонендоскоп. Прошу двух обучающихся продемонстрировать как правильно необходимо измерять давление. Обращаю внимание на экран, где изображена формула: Если вам, например, 15 лет, то верхнее давление равно 110, а нижнее 65 мм рт. ст. Обычно артериальное давление изображают в виде дроби, числитель которой указывает верхнее давление, знаменатель нижнее, т.е. в данном случае АД = 110/65
Демонстрирую «Места, где можно прощупать пульс», «Измерение пульса». Прошу изучить материал на стр. 148-149 и выполнить опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови; а затем сделать соответствующие выводы Даю задание для самостоятельной работы с учебником (150-151) текст «Поддержание постоянства артериального давления, его нарушения», прочитать и ответить на вопросы: 1.Чем опасно повышение артериальное давление? 2. Что такое гипотония? Показывает опыт А. Моссо (на экране), просит объяснить его.
Прошу записать в словарь термины этого урока с доски. |
Осмысливают задание (определяют последовательность действий). Открывают учебник, находят нужную страницу. Выполняют работу в рабочих тетрадях Соотносят полученный результат со своими предположениями(осуществляют самопроверку), корректируют свои записи. Отвечают на вопрос: Результат 1-0,5 см/с, это в 50-100 раз меньше, чем в аорте, и в 25-50 раз меньше, чем в полых венах. Изучают текст учебника стр.150-151 и отвечают на вопрос. Внимательно наблюдают за демонстрацией.
Затем ученики демонстрируют измерение давления. Записывают измеренное артериальное давление в тетрадь, (сравнивая с данной формулой) и объясняют полученные результаты
Открывают стр. 148-149 в учебнике, где описан опыт, выполняют его. Делают вывод: Пульсовая волна передается по стенке артерий и не зависит от наличия или отсутствия кровотока. Находят заданный текст учебника, читают его. Отвечают на вопросы: 1.Это приводит к заболеванию – гипертонии 2. Низкое давление. Смотрят на экран, а также на рис.57 стр.120 учебника Объясняют: В организме человека постоянно происходит перераспределение крови: к одним органам ее поступает больше, к другим меньше. Если орган работает, то кровь к нему притекает усиленно, принося дополнительный кислород и питательные вещества. В то же время приток крови к неработающим органам уменьшается. Снабжение органов кровью зависит от их деятельности. Записывают в словарь термины. |
Познавательные УУД - учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся измерять скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа, умеют выполнять лабораторную работу по алгоритму текста параграфа связи. Коммуникативные УУД: - сотрудничество в группах, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться находить общее решение. Регулятивные УУД: работать по инструкции, контролировать результата с ходом опыта и полученными данными Личностные УУД: : формирование ответственного и осознанного отношения к демонстрации
|
Этап. Рефлексия.(2-3 мин). |
Организую самооценку обучающимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог . - Обратите внимание на наши записи! Демонстрирует: проблему урока, цель, задачи, план. - Как вы думаете, всё мы выполнили? Прошу ответить на вопросы 1, 2, 5 стр.120 Совместно с обучающимися подводим итоги урока. Выставляю отметки, называет отличившихся учеников Предлагает работу с таблицей ( Знаю . Хочу узнать. Что узнали? ) (приложение 3) - Что мы запишем в третьей колонке? - Как оцените свою работу? |
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Отвечают на вопросы, подводят итоги своей деятельности, соотносят результаты своей деятельности с целью урока Адекватно воспринимают оценки и отметки |
Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - оформляют свои мысли в устной форме Регулятивные УУД: -. подводят итоги своей деятельности |
Этап. Домашнее задание. (2 мин). |
Комментирует домашнее задание:
В учебнике изучить § 23 «Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения». Ответить на вопросы 4,6,7 стр.120 (устно) и по желанию и возможности дома выполнить в рабочей тетради задание 86 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа курящего человека до курение и после» |
. Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания |
Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.
|
Приложение 1
Лист учета знаний
ФИ ученика_____________
Форма контроля |
Повторение опорных знаний |
Самостоятельная работа с текстом |
Лабораторная работа |
Проверка новых знаний |
Общее количество баллов (максимально 5 баллов)/ на 4 = оценка за урок |
Самоконтроль |
|
|
|
|
|
Взаимоконтроль |
|
|
|
|
|
Итоговая оценка |
|
|
|
|
|
Вариант 1
1. Рассмотрите рисунок. Сделайте подписи.
2. Какие функции в организме человека выполняет сердце?
Приложение 2
Лист учета знаний
ФИ ученика_____________
Форма контроля |
Повторение опорных знаний |
Самостоятельная работа с текстом |
Лабораторная работа |
Проверка новых знаний |
Общее количество баллов (максимально 5 баллов)/ на 4 = оценка за урок |
Самоконтроль |
|
|
|
|
|
Взаимоконтроль |
|
|
|
|
|
Итоговая оценка |
|
|
|
|
|
Вариант 2
1) Какими цифрами обозначены:
1. Круг кровообращения, который начинается с левого желудочка и заканчивается правым предсердием?
2. Круг кровообращения, в котором артериальная кровь по венам возвращается в левое предсердие?
2) Укажите цветными (синий, красный) стрелками направление движения крови по организму?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.