Движение крови по сосудам
Оценка 4.6

Движение крови по сосудам

Оценка 4.6
docx
23.02.2022
Движение крови по сосудам
Технологическая карта.docx

 

 

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа № 93

                           

 

 

                                          

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ

 

Тема «Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.»

 

(8 КЛАСС)

 

 

 

 

                                                                                                                                                                ВЫПОЛНИЛА: Холод Надежда Алексеевна

                                                                                                                                                                учитель биологии 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта

Предмет: биология

Класс: 8

Тема урока: Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: сформировать понятие о движении крови, в результате деятельностного подхода к обучению.

Задачи урока:

      Обучающие: расширить базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов: работа сердца, артериальное давление, скорость кровотока, пульс;

      Развивающие: развивать навыки проведения измерения давления, функциональных проб и расчеты нормативных данных для самоконтроля своего здоровья;

      Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, причинно-следственных связей; подвести учащихся к пониманию необходимости использования знаний об особенностях строения кровеносной системы в практической деятельности и здоровом образе жизни.

Планируемые результаты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·         Предметные: иметь представление о движении крови по сосудам, о регуляции кровоснабжения, знать причины движения крови, способы правильного измерения артериального давления и пульса, уметь формулировать свои мысли в процессе изучения кровеносной системы.

·         Метапредметные:

Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение); строить высказывания;  анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить наблюдения и измерения, фиксировать и оформлять  результаты, , работать с разными источниками биологической информации.

 

Коммуникативные: слушать и понимать речь другого человека; адекватно использовать речевые средства;  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;  ставить вопросы, выражать свои мысли.

Регулятивные: уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), осуществлять самоконтроль и коррекцию;

·         Личностные:

 Осознавать единство и целостность мира, бережно относиться к собственному здоровью, выстраивать собственное целостное мировоззрение,      личностное самоопределение и смыслообразование.

Основные понятия:

работа сердца, артериальное давление, скорость кровотока, пульс.

Межпредметные связи:

физика

Средства обучения:

учебник Биология. Человек. 8 класс. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н., М.: Дрофа, 2017г.

Оборудование:

мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, наглядные таблицы, тонометр, линейки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Формируемые УУД

Организационный момент. (1-2 мин.)

 

Проверяю готовность к уроку, организую внимание класса к работе на уроке, создаю положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

 

 Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. слушают учителя

Личностные УУД: оценивают ситуацию

Актуализация знаний (5 - 6 мин.)

 Актуализирую имеющиеся знания, способы действия в новых условиях.

Раздаю обучающимся на парту (2 варианта) дифференцированные задания по теме «Строение и работа сердца». (см. приложение)

Вывожу ответы на доске, прошу самих проверить правильность выполнения заданий карандашом (говорю критерий оценивания).

После проверки комментирую ответы.

 

1. Оформляют свои мысли в ответах.

2. Обсуждают ответ в паре

 

3.Обмениваются тетрадями, проверяют друг у друга правильность выполнения тестов и задания, затем возвращают тетради.

4.Знакомятся со своими результатами.

Познавательные УУД: выбирают основания для выбора правильного ответа

Коммуникативные УУД: обсуждают вариант ответа с товарищем, учатся культуре общения.          

Личностные УУД: оценивают ситуацию

Этап. Создание проблемной ситуации. (2-3 мин.)

Создаю для обучающихся проблемную ситуацию.

 Прочитайте высказывание:

«Она не томится сосудистым пленом, Бежит по упругим артериям, венам, Большим или малым - не сыщешь числа...» Н.Рудой

Провожу подводящий диалог:

Посмотрите на учительский стол и обратите внимание на приборы (секундомер и тонометр).

Ответьте на вопросы:

1.Что у меня на столе?

2.О чем идет речь в данном стихотворении?

 

 

Объясняют смысл, данного высказывания; отвечают на вопросы, высказывают свои предположения;    мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке,

 Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

 

Этап. Целеполагание. (3-4 мин.)

    Организую подводящий диалог :

 - Каков главный вопрос нашего урока?

- Какова цель?

Выслушиваю предположения детей, лучшие формулировки записываются на доске

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.                      . Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности.

определяют тему и цели урока.

Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД:

 - учатся слушать и понимать речь другого человека.

 - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.

 Регулятивные УУД:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока).

Этап Планирование.(5-6 мин.)

 Организую выбор способа и средств реализации  учебной цели.  Побуждаю к высказыванию предложений о том, как  и с помощью чего можно достичь поставленной цели.

- Каким образом мы можем изучить причину движения крови ? (изучить материал учебника)

 - Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки; приборы)  

 Организую работу в паре

. - Составьте план нашей дальнейшей работы

. -  Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы? Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы обучающихся.

   Фиксирует план  на доске.

 1. Осмыслить задание.

 2. Добыть информацию (из текста, и т.д.).

 3. Мысленно сформулировать ответ.

 4. Дать развернутый устный ответ:

Помогаю обучающимся сформулировать развернутый ответ

 «Я считаю, что …, потому что,  во-первых…, во вторых…».

 - Как вы предполагаете,  каким будет ответ? (Предположения (гипотезы) обучающихся фиксируются на доске.)  

       Высказывают свои предположения.   Выбирают способ  (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Работают в парах. Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и  обсуждают его с учителем.                                         Высказывают свои предположения (гипотезы)

Познавательные УУД:

 - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).

 - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием,

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:

 - учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

- учатся выражать свои мысли.

Этап. «Открытие» нового знания (7-8  мин.)

 Ставлю проблемный вопрос.

Является ли работа сердца причиной движения крови по сосудам?

Стимулирую активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Использую материалы учебника стр. 145 («Причины движения крови» , «Разность скорости движения крови по артериям и венам».)

Оказываю консультативную помощь.                      - Что мы узнали нового?

  

Фиксируют в тетрадях своё «открытие».

 Просматривают  материал.

 

Формирование знаний по кровеносной системе, изучение движение крови по сосудам

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в учебнике, (смысловое чтение), работать с информацией, выбор необходимого материала.

. Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

 - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

- формирование умения выражать свои мысли. -слушать собеседника и вступать с ним в диалог.

Регулятивные УУД:

 - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Этап.

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (6-8 мин.)

 Организую работу по усвоению обучающимися нового материала

 Предлагаю выполнить лабораторную работу №8.

 Просит открыть стр. 147 учебника для выполнения лабораторной работы №8

(а также обратить внимание на изображение на экране) по теме: «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа», прочитать ее и выполнить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задаю вопрос классу:

1.Какой результат у вас получился?

Прошу изучить материал на стр.150-151 и ответить на вопросы: Что такое артериальное давление? Как и почему изменяется артериальное давление крови?                                                  Показываю как измерить артериального давления с помощью прибора, демонстрирует прибор для измерения давления – тонометр и фонендоскоп.

Прошу двух обучающихся продемонстрировать как правильно необходимо измерять давление.

Обращаю внимание на экран, где изображена формула:

Если вам, например, 15 лет, то верхнее давление равно 110, а нижнее 65 мм рт. ст. Обычно артериальное давление изображают в виде дроби, числитель которой указывает верхнее давление, знаменатель нижнее, т.е. в данном случае АД = 110/65

 

Демонстрирую «Места, где можно прощупать пульс», «Измерение пульса».

Прошу изучить материал на стр. 148-149 и выполнить опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови; а затем сделать соответствующие выводы

Даю задание для самостоятельной работы с учебником (150-151) текст «Поддержание постоянства артериального давления, его нарушения», прочитать и ответить на вопросы:

1.Чем опасно  повышение артериальное давление?

2. Что такое гипотония?

Показывает опыт А. Моссо (на экране), просит объяснить его.

 

 

 

 

 

 

 

 

Прошу записать в словарь термины этого урока с доски.

Осмысливают задание (определяют последовательность действий).                                     Открывают учебник, находят нужную страницу. Выполняют работу в рабочих тетрадях

Соотносят полученный результат со своими предположениями(осуществляют самопроверку), корректируют свои записи.

Отвечают на вопрос:                   Результат 1-0,5 см/с, это в 50-100 раз меньше, чем в аорте, и в 25-50 раз меньше, чем в полых венах.        Изучают текст учебника стр.150-151 и отвечают на вопрос.

Внимательно наблюдают за демонстрацией.

 

Затем ученики демонстрируют измерение давления.

Записывают измеренное артериальное давление в тетрадь, (сравнивая с данной формулой) и объясняют полученные результаты

 

 

 

Открывают стр. 148-149 в учебнике, где описан опыт, выполняют его.

Делают вывод:

Пульсовая волна передается по стенке артерий и не зависит от наличия или отсутствия кровотока.

Находят заданный текст учебника, читают его.

Отвечают на вопросы:

1.Это приводит к заболеванию – гипертонии

2. Низкое давление.

Смотрят на экран, а также на рис.57 стр.120 учебника Объясняют:

В организме человека постоянно происходит перераспределение крови: к одним органам ее поступает больше, к другим меньше. Если орган работает, то кровь к нему притекает усиленно, принося дополнительный кислород и питательные вещества. В то же время приток крови к неработающим органам уменьшается. Снабжение органов кровью зависит от их деятельности.                                                   Записывают в словарь термины.

Познавательные УУД

 - учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

 - учатся измерять скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа, умеют  выполнять лабораторную работу по алгоритму текста параграфа связи.

  Коммуникативные УУД: - сотрудничество в группах, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться находить общее решение.

 Регулятивные УУД: работать по инструкции, контролировать результата с ходом опыта и полученными данными

 Личностные УУД: : формирование ответственного и осознанного отношения к демонстрации

 

 

Этап. Рефлексия.(2-3 мин).

 Организую самооценку обучающимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог

. - Обратите внимание на наши записи!

 Демонстрирует: проблему урока, цель, задачи, план.

 - Как вы думаете,  всё мы выполнили?                      

Прошу ответить на вопросы 1, 2, 5 стр.120

Совместно с обучающимися подводим итоги урока. Выставляю отметки, называет отличившихся учеников

Предлагает работу с  таблицей (  Знаю . Хочу узнать. Что узнали?  ) (приложение 3) 

   - Что мы запишем в третьей колонке?  

- Как оцените свою работу?  

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

 Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.      

Отвечают на вопросы, подводят итоги своей деятельности, соотносят результаты своей деятельности с целью урока

Адекватно воспринимают оценки и отметки

Познавательные УУД:

 - учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

 - учатся строить высказывания;

 - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - оформляют свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД: -.

подводят итоги своей деятельности

Этап. Домашнее задание. (2 мин).

Комментирует домашнее задание:

 

В учебнике изучить § 23 «Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения».

Ответить на вопросы 4,6,7 стр.120 (устно) и по желанию и возможности дома выполнить в рабочей тетради задание 86 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа курящего человека до курение и после»

.   Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Регулятивные УУД:

- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

 - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.                                            

 

 

 

 

 


Приложение 1

Лист учета знаний

ФИ ученика_____________

 

 

 

Форма  контроля

Повторение опорных знаний

Самостоятельная работа с текстом

Лабораторная работа

Проверка новых знаний

Общее количество баллов (максимально 5 баллов)/ на 4 = оценка за урок

Самоконтроль

 

 

 

 

 

Взаимоконтроль

 

 

 

 

 

Итоговая оценка

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 1

 

 

1.      Рассмотрите рисунок. Сделайте подписи.

2.      Какие функции в организме человека выполняет сердце?

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Лист учета знаний

ФИ ученика_____________

 

 

 

Форма  контроля

Повторение опорных знаний

Самостоятельная работа с текстом

Лабораторная работа

Проверка новых знаний

Общее количество баллов (максимально 5 баллов)/ на 4 = оценка за урок

Самоконтроль

 

 

 

 

 

Взаимоконтроль

 

 

 

 

 

Итоговая оценка

 

 

 

 

 

Вариант 2

1) Какими цифрами обозначены:

1. Круг кровообращения, который начинается с левого желудочка и заканчивается правым предсердием?

2. Круг кровообращения, в котором артериальная кровь по венам возвращается в левое предсердие?

 

2) Укажите цветными (синий, красный) стрелками направление движения крови по организму?


 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Технологическая карта Предмет: биология

Технологическая карта Предмет: биология

Регулятивные : уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), осуществлять самоконтроль и коррекцию; ·

Регулятивные : уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), осуществлять самоконтроль и коррекцию; ·

Вывожу ответы на доске, прошу самих проверить правильность выполнения заданий карандашом (говорю критерий оценивания)

Вывожу ответы на доске, прошу самих проверить правильность выполнения заданий карандашом (говорю критерий оценивания)

Познавательные УУД : - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное

Познавательные УУД : - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное

Оказываю консультативную помощь

Оказываю консультативную помощь

Задаю вопрос классу: 1.Какой результат у вас получился?

Задаю вопрос классу: 1.Какой результат у вас получился?

Что такое гипотония? Показывает опыт

Что такое гипотония? Показывает опыт

Этап. Рефлексия .(2-3 мин).

Этап. Рефлексия .(2-3 мин).

Приложение 1 Лист учета знаний

Приложение 1 Лист учета знаний

Приложение 2 Лист учета знаний

Приложение 2 Лист учета знаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2022