Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (9 класс, русский язык)

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 04.10.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях: 1. Второе простое предложение поясняет смысл первого (отношения пояснения). Перед вторым предложением можно поставить слова а именно, то есть. Ср.: Мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников (Пушкин). – Мысль мелькнула в уме моём, а именно: я вообразил её в руках разбойников. Двоеточие ставится обязательно, если в первом предложении бессоюзного сложного предложения есть слова так, таков, такой, одно и т.п., конкретное содержание которых раскрывается во втором предложении. Обычай такой: подписано, так с плеч долой (Грибоедов); Я вам скажу только одно: нельзя сидеть сложа руки (Чехов). 2. Второе простое предложение дополняет содержание первого (дополнительные отношения). Перед вторым предложением можно вставить союз что. Ср.:Он знал: удар судьбы меня не обойдёт. – Он знал, что удар судьбы меня не обойдёт.
Иконка файла материала Двоеточие в БСП практ.занятие.ppt
ДВОЕТОЧИЕ В ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИИ (ТРЕНАЖЕР) (ТРЕНАЖЕР)
Бессоюзное сложное  предложение   Бессоюзными  называются сложные предложения, в которых  простые предложения связываются друг с другом интонацией,  без помощи союзов и союзных слов. Например: Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. Врач запретил купаться: вода слишком холодная.
ДВОЕТОЧИЕ. ВТОРАЯ ЧАСТЬ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ ПРИЧИНЫ (МОЖНО ЗАМЕНИТЬ СОЮЗАМИ ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК): НЕ НАГНАТЬ ТЕБЕ БЕШЕНОЙ ТРОЙКИ: КОНИ КРЕПКИ, И СЫТЫ, И БОЙКИ. ВТОРАЯ ЧАСТЬ В ЗНАЧЕНИИ ПОЯСНЕНИЯ (МОЖНО ПОДСТАВИТЬ СЛОВА А ИМЕННО): ПОГОДА БЫЛА УЖАСНАЯ: ДОЖДЬ ЛИЛ КАК ИЗ ВЕДРА. ВТОРАЯ ЧАСТЬ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЯ: СЛЫШУ Я: ЗВЕНИТ СИНИЦА СРЕДЬ ЖЕЛТЕЮЩИХ ПОЛЕЙ.
1. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении:  Римский­ Корсаков сумел передать основную идею  произведения так, как он её понимает: в народном  представлении искусство – могучая богатырская сила. а)  Вторая часть БСП указывает на причину того,  о чём говорится в первой части. НЕТ  б)Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. НЕТ в) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. Г) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой  части.  НЕТ ДА
2. Укажите  правильное объяснение постановки двоеточия в предложении:   Душевное состояние И.И. Левитана сказывалось и при описании природы: он показал русскую природу от сумрачного минора  до безоблачного настроения.   . а)Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.   НЕТ б) Вторая часть БСП раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части . ДА в) Первая  часть БСП указывает на  время совершения  того, о чём говорится в первой части.   НЕТ
3.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Я прислушался : откуда-то доносились прекрасные и печальные звуки музыки. а)Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.     б) Обобщающее слово стоит перед однородными членами Предложения.   в) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.  г)  Вторая часть БСП указывает на причину того,  о чём говорится в первой части.  НЕТ НЕТ ДА НЕТ Я прислушался : откуда-то доносились прекрасные и печальные звуки музыки.
4.Как объяснить постановку двоеточия  в данном предложении: И вот душа опять воспрянула: со мной моя звезда. а)Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части. б) Обобщающее слово стоит перед  однородными членами  предложения.  в) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о  чём говорится в первой части.  г)  Вторая часть БСП поясняет, раскрывает   содержание того,  о чём говорится в первой части.     ДА НЕТ НЕТ НЕТ И вот душа опять воспрянула: со мной моя звезда.
5.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Я пишу, и меня беспокоит весьма странное обстоятельство: я забываю некоторые буквы и припомнить их мне стоит большого труда.  а) Первая часть БСП указывает на условие того, о чём говорится во второй части.  НЕТ б)  Первая часть предложения противопоставлена  по содержанию второй части. в) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает  содержание  первой части.  г) Обобщающее слово стоит перед однородными  членами  предложения.  нет ДА НЕТ
6.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Воспитательное значение русской классики огромно: в ней практически нет безыдейных произведений. а) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём  говорится в первой части.  ДА  г)Вторая часть БСП противопоставлена по содержанию первой части. НЕТ Воспитательное значение русской классики огромно: в ней практически нетбезыдейных произведений.
7.  Как объяснить постановку тире в данном предложении? Лейтенант быстро взял штурвал на себя – самолёт резко взмыл вверх. а) Вторая часть БСП указывает на причину того,  о чём говорится в  первой части. б)  Вторая часть БСП указывает на быструю  смену событий. в)  Вторая часть БСП содержит сравнение с тем, о чём говорится в первой части. г)  Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части. НЕТ ДА НЕТ НЕТ Лейтенант быстро взял штурвал на себя – самолёт резко взмыл вверх.
Если ты выполнил тест без ошибок… Если ты выполнил тест с ошибками…

Посмотрите также