Дыхательная гимнастика в коррекции звукопроизношения

  • ppt
  • 21.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Дыхательная гимнастика в коррекции звукопроизношения.ppt

Дыхательная гимнастика в коррекции звукопроизношения

Составитель логопед
Страшнова Т.В.

Цель гимнастики

Формирование диафрагмального дыхания.
Увеличение объёма и ритма дыхания.
Увеличение продолжительности речевого выдоха.
Увеличение силы воздушной струи.

Цель гимнастики

5. Формирование правильного распределения выдоха.
6. Восстановление нарушенного носового дыхания.
7. Улучшение кровообращения в органах артикуляции.

Особенности выполнения гимнастики

воздух вдыхать через нос, выдыхать через рот,
плечи не поднимать,
выдох должен быть длительным и плавным,
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками),
повторять упражнения не более 5-6 раз, так как это может привести к головокружению.

Упражнения для развития речевого дыхания.


Вдох через нос – выдох через рот. Дети помогают себе рукой: делая носом вдох, они плавно поднимают руку вверх; на выдохе через рот рука плавно опускается.
Краткий глубокий вдох – замедленный выдох. На вдохе рука быстро и резко поднимается вверх, как птичка взлетела; на выдохе рука плавно опускается вниз.

Упражнения на развитие фонационного дыхания


Комплекс упражнений на вдох – выдох:
вдох через нос – выдох через рот; короткий глубокий вдох – замедленный выдох;
медленный глубокий вдох – короткий резкий выдох;
медленный выдох, чтобы воздух выходил узкой струйкой;
выдох несколькими равными порциями – толчками.

Упражнения на развитие фонационного дыхания


Упражнение на задержку дыхания. После глубокого вдоха задержка дыхания, потом на выдохе счёт от 1 до 10, чтобы воздуха хватило до конца счёта, затем в три приёма воздуха нужно рассказать скороговорку.
Глубокий вдох – задержка дыхания – на выдохе проговариваем скороговорку.

Упражнения на развитие фонационного дыхания

3. Упражнения на усиление и ослабление звука на одном выдохе: поезд приближается и его гудок постепенно усиливается: «у – у – у – у» и удаляется гудок ослабевает: «у – у – у – у».

Упражнения на развитие звукового дыхания

«Муха» на стимуляцию микроциркуляции крови и обмена веществ в области лица.
И.п. – стоя. Ноги на ширине плеч. Глаза закрыты. Ладонь одной руки положить на голову. После глубокого вдоха негромко произнести звук [в] до полного выдоха воздуха из лёгких. Повторить 4 раза.

Упражнения на развитие звукового дыхания

«Комар» на стимуляцию микроциркуляции крови и обмена веществ в области головы и шеи.
И.п. – стоя, расслабив всё тело и положив ладонь одной руки на шею спереди. Вдох. На выдохе произнести негромко и предельно долго звук [з]. повторить 4 раза.

Упражнения на развитие звукового дыхания

3. «Жук» направлено на стимуляцию микроциркуляции крови и обмена веществ в области грудной клетки
И.п. – стоя, расслабив все мышцы и закрыв глаза. Ладонь положить на грудь. Вдох. На выдохе произнести долго и негромко звук [ж]. повторить 4 раза.

Развитие дыхания с участием голоса:


жужжание пчелы: ж-ж-ж-ж-ж-ж;
писк летающего комара: з-з-з-з-з-з;
рычание собаки: р-р-р-р-р-р-р-р;
шипение змеи: ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш;
звук сдувающегося шарика: с-с-с-с-с-с-с-с;
 

Развитие на дыхания с участием голоса.

Упражнение «Свеча» - имитация задувания свечи. Формирование ровного медленного выдоха.

 Упражнение «Погаси свечу» - интенсивный прерывистый выдох (после задержки дыхания короткими толчками выдохнуть воздух: «Фу! Фу! Фу!»).

Развитие дыхания с участием голоса.

Упражнение «Надоедливый комар» - продолжительный выдох и движения на отработку «Опоры дыхания».
(Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. При счёте «раз» вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести до отказа в стороны руки, затем, медленно выдыхая воздух, свести руки, чтобы ладони встретились, соединить эти действия с произнесением звука «з-з-з-з».)

Упражнения для выработки холодной воздушной струи.

«Снегопад». Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
«Листопад». Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Упражнения для выработки холодной воздушной струи.

«Футбол». Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
«Ветряная мельница». Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

Упражнения для выработки холодной воздушной струи.

«Бабочка». Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
«Кораблик». Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

Упражнения для выработки холодной воздушной струи.

«Одуванчик». Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
«Шторм в стакане». Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

Упражнения для выработки тёплой воздушной струи.

«Фокус».На кончик носа укладывают маленький кусочек ватки. Ребенок должен поднять язык к верхней губе и с силой выдохнуть на ватку. Она должна взлететь вертикально вверх.
«Погреем ладошки». Ребенок свободно, не напрягаясь, держит перед собой руки, согнутые в локтях, повернув ладони к себе. Язык в виде «чашечки» во рту у верхних зубов. Рот открыт. В таком положении ребенок на сильном выдохе «греет ладошки» (х-х-х...).

Упражнения для выработки тёплой воздушной струи.

3. «Подуем на плечо»
Подуем на плечо, подуем на другое.
Нам солнце горячо, пекло дневной порою.
Подуем мы на грудь и грудь свою остудим.
Подуем мы на облака и остановимся пока.
 Это упражнение можно выполнять лёжа:
(Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки вдоль тела. На счет от 1 до 6 идет медленный вдох носом, руки при этом поднимаются вверх вдоль тела, скользя по полу. На счет от 1 до 6 идет медленный выдох через рот, руки опускаются в исходное положение, но поверху. Повторяем 3 раза).

Дыхательная гимнастика Стрельниковой А. Н.

уникальная методика дыхательных упражнений («актерская» дыхательная гимнастика) была разработана педагогом-вокалистом.
Применяется в коррекции заикания.
восстанавливает певцам дыхание и голос, и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.

восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
улучшает дренажную функцию бронхов;
устраняет некоторые морфологические изменения в бронхолегочной системе;
способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков легочной ткани,
восстановлению нормального крово- и лимфоснабжения, устранению местных застойных явлений;

Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.

положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
налаживает нарушенные функции сердечно -сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;

Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.

исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;
способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.

Способствует также выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Усилению рефлекторных связей.
Положительно влияет на функцию нервно-регуляторных механизмов, управляющих дыханием.

Спасибо за внимание!