Особенности речевого дыхания у дошкольников
Дыхание- одна из функций жизнеобеспечения человека. Дыхание также является важной частью речи.
Характеристика речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями:
- малый объём лёгких;
- слабая дыхательная мускулатура;
- неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха
- слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой. едва слышной речи (часто наблюдается у физически слабых детей. а также у робких, стеснительных)
Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики:
- Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или открытой форточке.
- Занятия проводить до еды.
- Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.
- Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
- Выдох должен быть длительным, плавным.
- Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
- В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота.
- Упражнения можно выполнять как в положении сидя так и стоя.
- Достаточно трёх-пяти повторений
Дыхательные игровые упражнения для формирования направленной воздушной струи: «Ветреная мельница», «Мыльные пузыри»,Снегопад», «Листопад», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Футбол» и др.
Упражнения и игры для выработки фонационного дыхания:
«Аист»
Стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперёд и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесия; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося
(ш-ш-ш)
Повторить 5-6 раз
«В лесу»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Представьте, что вы заблудились в лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «Ау». Меняйте интонацию и громкость, поворачиваясь то вправо, то влево
Повторить 5-6 раз.
«Боевой клич индейцев»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Предложить ребенку имитировать боевой клич индейца: негромко кричать быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Взрослый «руководит» громкостью поднимая и опуская руку( тише - громче)
«Комарик»
Сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.
Повторить 3-4 раз
Правильное дыхание очень важно для развития речи, т.к. дыхательная система-это база для речевой системы.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Дыхательная гимнастика - важная часть оздоровительного режима: регулярные занятия способствуют формированию правильного речевого дыхания с постепенным удлиненным вдохом, а также профилактике болезней дыхательных путей.
Правильное речевое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.