МКДОУ – детский сад «Лучик»
Лексическая тема: «ФРУКТЫ. САД. ТРУД ВЗРОСЛЫХ»
Словарь
Существительные: фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, ананас, банан, сад, дерево.
Прилагательные: вкусный, сахарный, сочный, спелый, ароматный, гладкий, красный. Желтый, оранжевый, коричневый, синий, фиолетовый, розовый, зеленый, круглый, овальный, мелкий, крупный, большой, маленький.
Глаголы: цвести, плодоносить, зреть, собирать, убирать, заготавливать, срывать.
Причастия: созревший, поспевший, перезревший, висевший, сгнивший, упавший, срывающий, собирающий, уносящий.
Психогимнастика
■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО состояния
Выразите удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, клубничного джема, ягодного сока.
Изобразите действия: «Уборка урожая». Имитация действий: ставим лестницу, срываем яблоки, складываем в ящики, а затем грузим их в машину.
«Варим варенье». Изобразите действия мамы: моем фрукты, чистим, разрезаем, кладем в кастрюлю, засыпаем их сахаром и помешиваем варенье.
1. Развитие общей моторики
Как румян осенний сад! Всюду яблоки висят Краснобоки, краснощёки. На ветвях своих высоких Словно солнышки горят! |
Лёгкие хлопки ладонями по щекам. Руки поднять вверх. Руки на поясе, повороты направо – налево. Руки поднять вверх. Соединить руки в круг над головой. |
2. Развитие мелкой моторики
Будем мы варить компот. Фруктов нужно много, вот:
Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмём лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот, Угостим честной народ! |
Левую ладошку держат «ковшиком». Указательным пальцем правой руки «мешают» в «ковшике». Движение по тексту
Размешивают пальцем в «ковшике».
Соединим ладони, протягивают руки вперёд. |
3. Развитие артикуляционной моторики
Упражнение для мягкого нёба «Кашель»
Упражнение для губ и языка «Вкусное варенье»
Упражнение для языка «Чистим зубки»
Упражнения для мимических мышц:
«Мы пришли в сад. Какие большие яблоки!
А какие сочные груши!
И как их много!!!
Откусили кусочек яблочка, а там червяк...»
4. Развитие фонетико-фонематического восприятия
Игра «Хлопай – топай». На звук [А] – хлопать, на звук [У] – топать: А, А, У, А, У, У, У, А.
5. Игра «Мой, моя, мое, мои».
Цель: правильно согласовывать местоимение с именем существительным в роде.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: бросайте ребенку мяч и произносите: «Мой», «Моя», «Мое», «Мои». Попросите ребенка вернуть вам мяч, одновременно называя нужный фрукт: «Мой — ананас; мой — лимон; мой — банан. Моя — груша; моя — слива. Мое — яблоко. Мои — абрикосы; мои — персики».
6. Игра «Сок, варенье и компот»
Цель: правильно согласовывать имя существительное с прилагательным в роде, числе, падеже.
Оснащение: картинки.
Ход игры:
Попросите ребенка правильно назвать, какое варенье, какой сок или компот находится в кастрюле или в банке (яблочное варенье, яблочный сок, яблочный компот и т. д.).
7. Игра «Счетоводы»
Цель: согласовывать имена существительные мужского и женского рода с числительными от 1 до 10.
Оснащение: картинки (персики, гранаты, абрикосы).
Ход игры: разложите фрукты одного вида перед ребенком. Предложите их посчитать. Покажите, как это делается: «Один персик, два персика...» Попросите ребенка продолжить.
8. Игра «Скажем ласково».
Цель: употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы имен существительных единственного и множественного числа. Оснащение: не требуется.
Ход игры: попросите ребенка дополнить предложения нужным по смыслу словом. Начинайте фразу, а ребенок будет договаривать: «Яблоко сладкое, а яблочко... (сладенькое). Лимон кислый, а лимончик... (кисленький). Апельсины круглые, а апельсинчики... (кругленькие). Банан вкусный, а бананчик... (вкусненький). Ананас кисло-сладкий, а ананасик... (кисло-сладенький). Мандарины сладкие, а мандаринчики... (сладенькие). Абрикосы вкусные, а абрикосики... (вкусненькие)».
«Назови ласково».
Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.
Яблоко-яблочко-яблочки,
Груша-грушка-грушки,
Лимон-лимончик-лимончики,
Апельсин-апельсинчик-апельсинчики,
Мандарин-мандаринчик-мандаринчики,
Абрикос-абрикосик-абрикосики,
Бабан-бананчик-бананчики.
Загадки.
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нем полезный витамин-
Это спелый (Апельсин)
Он похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала (Груша)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А н6а вкус кислейший он.
Как зовут его… (Лимон)
Кто-то там, в углу садовом,
В скромном платьице лиловом
Прячется в листве пугливо.
Догадались? Это. (слива)
Жарким солнышком согрет,
В шкурку, как в броню, одет.
Удивит собою нас
Толстокожий. (ананас)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его? (Лимон)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран.
Высоко растет. (банан)
Самомассаж «Фрукты»
Хорошо у бабушки (гладить лоб)
Растёт фруктовый сад (вокруг глаз).
Там на деревьях сливы (круги на лбу)
И яблоки висят (на щеках рисовать круги).
И груши прямо с дерева (щипать щёчки)
Могу я собирать (гладить щёчки).
Как хорошо у бабушки (гладить лоб)
Мне летом отдыхать (гладить шею)
Игра «Что в лукошке»? (составление предложений с предлогом В)
Логопед: а теперь, ребята, поможем Лунтику собрать фрукты в лукошко (по картинке).
-У Лунтика в лукошке яблоко. и т. д (фрукты кладутся в лукошко по мере составления предложений).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.