МКДОУ – детский сад «Лучик»
Лексическая тема: «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ, ПТИЧИЙ ДВОР»
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ гусь, утка, селезень, курица, петух, цыпленок, индейка, голубь, птенец, яйцо, скорлупа, желток, белок, выводок, стая, наседка, клюв, гребешок, хохолок, крыло, хвост, нога, коготь, шпора, перепонка, деревня, двор, сарай, курятник, насест, жердочка, гнездо, птичник, инкубатор, пруд, водоем, луг, кряканье, гоготание, шипение, писк, кудахтанье, пение, перо, пух, перина, подушка, пуховик, мясо, яйца
Имя ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: домашний, яичный, мясной, почтовый, перьевой, пуховый, перепончатый, птичий, куриный, петушиный, гусиный, утиный, индюшачий, цыплячий, голубиный, пестрый, рябой, горластый, голосистый, плоский.
ГЛАГОЛ: ходить, плавать, клевать, щипать, разгребать, нестись, высиживать, гоготать, квохтать, кукарекать, петь, будить, крякать, пищать, болботать, нырять, чистить, плавать, защищать, подзывать, прятаться, согревать, созвать, насыпать, налить, взлететь, распушить, смазать, стряхнуть
ПРИЧАСТИЕ: плавающий, плывущий, ныряющий, высиживающий, поющий, кудахтающий, уплощенный, заостренный, удлиненный, натянутый, сложенный, распушенный, свисающий.
НАРЕЧИЕ: вперевалочку, гуськом, неспешно, наперегонки, голосисто, громко, звонко, тоненько, спозаранку, поутру.
Психогимнастика.
1. Выразите состояние хозяйки, у которой пропали гуси.
2. Обыгрывание народной песенки «Жили у бабуси два веселых гуся».
3. Представьте себя заботливой хозяйкой и покажите, как она ухаживает за птицами.
4. Изобразите домашних птиц: заботливого петуха, который нашел зернышко и отдает его курочкам;
5. гордого и смелого петуха, который охраняет свое семейство;
6. сердитую гусыню, которая вытянула шею и грозно шипит, защищая своих гусят;
7. индюка, распушившего хвост.
«ПЕТУШОК» (пальчиковая гимнастика)
Наш красивый петушок Обе руки сжаты в кулачки.
Кверху поднял гребешок. Разжать ладони.
Крылышками машет. Кистями помахать в воздухе.
На лужайке пляшет.
Крошки хлебные клюёт. Указательными пальцами постучать по столу.
Пёстрых курочек зовёт. Кистями рук сделать манящие движения.
Физминутка «Шел по берегу петух» (движения по тексту)
Шел по берегу петух,
Поскользнулся,
В речку – бух!
Будет знать петух,
Что впредь
Надо под ноги смотреть.
«слова-неприятели».
разгребать - загребать
загнать - выгнать
нырнуть – вынырнуть подбежать – убежать.
Повтори чистоговорку
КА – КА – КА - куры нашли червяка
ОВ – ОВ – ОВ - много кур и петухов
УХ – УХ – УХ - кукарекает петух
ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА - желтые цыплята
ДУ – ДУ – ДУ - утки плавают в пруду
ТЯТА – ТЯТА – ТЯТА - забавные утята
КИ – КИ – КИ - важно ходят индюки
ШАТА – ШАТА - ШАТА - смешные индюшата
СЫНЯ – СЫНЯ – СЫНЯ - вот сидит гусыня
СЯТА – СЯТА – СЯТА - бегают гусята
СЕЙ – СЕЙ – СЕЙ - целое стадо гусей
Назови ласково.
гусенок - гусеночек
цыпленок - цыпленочек
петух - петушок
гусыня - гусочка
утка - уточка
курица - курочка
рябой - рябенький
пестрый - пестренький
«Один - много».
один петух - петухи - много петухов
один цыпленок - цыплята - много цыплят
одна курица - куры - много кур
одна индейка - индейки - много индеек
один индюшонок - индюшата - много индюшат
одно яйцо - яйца - много яиц
Вставьте пропущенные слова.
Курица-несушка снесла много (яиц).
На птицефабриках разводят много (кур, уток, гусей, индюков).
На пруду плавает много (утят, гусят).
Ответьте на вопросы (полным ответом).
У кого есть гребешок?
У кого есть перепонки?
К кому побегут цыплята?
К кому поплывут утята?
За кем шагают индюшата?
За кем плывут гусята?
С кем гуляет курица?
С кем плавает гусыня?
С кем ныряет утка?
С кем стоит индейка?
Кем мы любовались?
За кем ухаживает хозяйка?
О ком заботится хозяйка?
«Жадина» (про что (кого) можно сказать)?.
мой, твой, наш (гусь, петух, индюк, селезень, цыпленок)
моя, твоя, наша (курица, утка, индейка)
мое, твое, наше (яйцо, зерно, перо)
мои, твои, наши (утята, гусята, индюшата).
Ответьте на вопросы.
Что делает курица? (Клюет, несет, высиживает, подзывает, квохчет.)
Что делал петух? (Пел, кукарекал, будил, защищал, разгребал.)
Что делают гуси и утки? (Плавают, ныряют, гогочут, крякают, щиплют.)
Что будет делать хозяйка? (Кормить, поить, заботиться, ухаживать.)
Что сделают куры, увидев коршуна? (Убегут, спрячутся, закудахчут, защитят.)
Будьте внимательными!
Хлопните в ладоши, если услышите название домашней птицы или птенца: цыпленок, курица, кукушка, петух, скворец, ворона, индюк, галка, утенок, гусыня, воробей.
Игра «Бывает - не бывает».
Курица полетела в теплые края. Курица снесла яйцо. Петух нырнул в речку. Цыпленок взлетел на забор. Петух нашел зернышко. Утка громко закукарекала. На пруду громко кудахтали гуси. Петух распустил хвост веером. Индейка высиживает индюшат. Утенок болбочет.
Отгадайте загадки.
Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит.
(Петух)
Он в мундире ярком,
Шпоры для красы.
Днем он - забияка,
Поутру - часы.
(Петух)
Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица-наседка)
Надуется, натужится,
Начнет болтать,
По-чудному лопотать.
(Индюк)
Шапочка алая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький.
(Курица)
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами.
(Петух)
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто это?
(Петушок)
Явился в желтой шубке.
- Прощайте, две скорлупки!
(Цыпленок)
Крылатый, горластый,
Красные ласты.
(Гусь)
Шагает вперевалочку,
Крякает, ныряет,
В водной тине
Корм себе добывает.
(Утка)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.