МКДОУ – детский сад «Лучик»
Тема недели: «Наземный транспорт»
Словарь.
Существительные: пассажир, автобус, троллейбус, маршрутка, водитель, кондуктор, поручень, салон, рельсы, вагоновожатый, такси, маршрутка, электровоз, машинист, проводник, вагон, купе, тамбур, перрон, вокзал, станция, корпус, метро, эскалатор, касса, туннель.
Прилагательные: грузовая, легковая, моечная (машины), спасательный (жилет), наземный, подземный, резиновое, железное (колесо), асфальтированная (дорога), буксировочная (веревка).
Глаголы: отъехать-приехать, входить-выходить, садиться-вставать, стартовать, пропускать (пассажиров), уступать (место), обходить, объезжать, перестраиваться.
Наречия: быстро-медленно, высоко-низко, впереди-сзади, тихо-громко, спокойно, вежливо, налево-направо, справа-слева.
Артикуляционная гимнастика по теме «Транспорт»
1.Упражнение на дыхание «Ветерок». Подуем на «кораблик»: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот.
2.Развитие речевого дыхания и голоса.
Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш.
Насос. Произнесение звука с-с-с-с.
Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».
Гудит поезд. Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».
Сигналит машина. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».
3.Упражнения для щек и губ.
Шторм на море. Поставить три пальца к уголкам губ. Приподнимать и спускать уголки губ, одновременно поднимая щеки.
Гребем веслом. Перемещать язык из одного угла рта в другой.
4.Упражнения для языка.
«Вагон на рельсах». Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку языка прогнуть вниз, кончик держать свободно. Делать движение языком вперед-назад, боковые края языка при этом должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
«Самосвал высыпает груз». Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упереть в боковые верхние зубы почти до клыков. Поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней нижней десны за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губ были неподвижны.
«Заводим моторчик»-- улыбнуться, открыть рот. Во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону.
1. Подбери признаки (не менее трех признаков): автобус (какой?) —
(см. словарь)э
Подбери действия (не менее трех действий): самолет (что делает?) – …
2. «Один – много (множественное число): машина – машины
колесо – … вагон — … водитель — … пассажир— …
3. Посчитай
один поезд, два …, три…, четыре …, пять …
одно колесо, два…, три…, четыре …, пять…
одна машина, две…, три…, четыре…, пять…
4. Закончи предложение: Машинист – это тот, кто … Регулировщик – это… Шофер – это… Пешеход – это… Пассажир – это… Кондуктор – это… Водитель – это…
5. Закончи предложение (подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от слова «ехать») Машина из гаража … Машина к дому … Машина от дома… Машина в ворота… Машина до дома… Машина с моста…
6. П.Г.Выучи стихотворение «Паровоз» (пальчики здороваются с большим)
Паровоз, паровоз,
Что в подарок нам привез?
- Я привез цветные книжки.
Пусть читают ребятишки.
Я привез карандаши,
Пусть рисуют малыши. Е. Благинина
7. Назови наземный транспорт, который ты знаешь (5 – 6 видов). Объясни, почему этот транспорт называют наземным.
8. Раздели на слоги следующие слова: автобус, такси, грузовик, самосвал, автомобиль. Расскажи, что из вышеперечисленного относиться к пассажирскому транспорту, а что к грузовому. Объясни, почему ты так думаешь.
9. Скажи по образцу:
• Один автобус – 5 ……….
• Одна электричка – 7…….
• Два грузовика – 8 ……….
• Один самосвал – 5…………
10. Расскажи, люди каких профессий работают на транспорте.
• Автомобилем управляет ……… (водитель)
• Трамваем ………………………...( вагоновожатый)
• Поездом …………………………..(машинист)
• Грузовиком………………………..(шофер)
• Билеты продает……………………(кондуктор)
11. Вставь предлоги:
• Грузовик едет ______ дороге.
• ____ гаража выезжает автомобиль.
• Автобус подъезжает _____ остановке.
12. Повторить предложение, четко проговаривая все слова:
МЧАТСЯ БЕШЕНО МАШИНЫ, ПО ШОССЕ ШУРШАТ ИХ ШИНЫ.
13. Дополни предложение несколькими определениями.
Папа купил ( какую?)____________________________________машину.
На платформе мы увидели (какой?)_______________________поезд.
Ребята ехали (в каком?)_________________________________автобусе.
Маша с мамой остановили (какое?)__________________________такси.
Славе купили (какой?)____________________________________велосипед.
14. Упражнение "Почему так называется?" на образование сложных слов.
Самолет - сам летает.
Вездеход - ... Паровоз - ... Пароход - ...
Самосвал - ... Самокат - ... Мусоровоз - …
Пешеход - … Ледокол - … Луноход - …
Автогонщик - … Электровоз - … Молоковоз - …
Цементовоз - … Бензовоз - …
15. Кто чем управляет?
Мотоциклом - мотоциклист
велосипедом - велосипедист
подъемным краном – крановщик
такси – таксист
электричкой – машинист
грузовиком – шофер
автомобилем – водитель
16. Закончи предложение по образцу.
Автобус едет быстро, а электричка еще …(быстрее).
Вертолет летит высоко, а самолет еще…(выше).
Катер сигналит громко, а пароход еще…(громче).
Автомобиль стоит близко, а велосипед еще…(ближе).
17. Упражнения на развитие речевого слуха.
Налили бензину.
Завели…(машину).
Сели мы в машины,
Зашуршали…(шины).
Опустела мостовая,
И уехали …(трамваи).
Хочешь ехать – не зевай!
Отправляется…(трамвай).
Нажимаю на педаль
И машина мчится…(вдаль).
Вот бежит, поднявши пыль,
По шоссе… (автомобиль).
Нам проехать нехитро
Через город на …(метро).
Подготовлен самолет
Он отправиться в …(полет).
18. Упражнение "Назови одним словом" на образование сложных слов.
Если у мотоцикла три колеса, он (какой?) - трехколесный.
Если у велосипеда два колеса, то он (какой?) - ...
Если у машины 4 колеса, она (какая?) - ...
Упражнение "Из чего - какой?" на образование относительных прилагательных.
Кабина из металла (какая?) - металлическая кабина.
Руль из пластмассы (какой?) - ...
Сиденье, обшитое кожей (какое?) - ...
Шины из резины (какие?) - ...
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.