МКДОУ – детский сад «Лучик»
Тема недели «Зимние забавы»
Словарь СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: зима, холод, ветер, снег, снежинка, снежок, снегопад, снеговик, лед, льдинка, сосулька, метель, вьюга, поземка, стужа, узор, наст, мороз, сугроб, оттепель, иней, крупа, хлопья, капель, санки, лыжи, коньки, каток, лыжня, снежная баба, шуба, дубленка, пуховик, валенки, варежки, рукавицы, шапка, декабрь, январь, февраль.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: холодный, морозный, снежный, блестящий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, мокрый, белый, чистый, прочный, ветренный, скользкие, быстрые, снежная, узорный, трескучий, крепкий, прозрачный, ледяная, ледовый, легкий, зимний, искристый, жесткий.
ГЛАГОЛЫ: пришла, идет, падает, кружится, замирает, покрывает, засыпает, метет, замерзает, катится, скользит, капает, блестит, рисует, летит, играет, выпадать, вьется, леденеет.
Артикуляционная гимнастика.
Снеговик радуется снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз. Грустный снеговик весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд. Сосулька. Высунуть “острый” язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до 5). Санки- ледянки. Сделать язык “чашечкой”. Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка “горочкой”. Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов. «Ветерок дует с горки» Поставить язычок в положение «горка» , а потом спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
Вот так горка, что за чудо! Выгнулся язык упруго: Кончик в зубы упирается, Бока кверху поднимаются. «Чистим нижние зубки» (с внутренней стороны) Улыбнуться, показать зубы, прикрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны. Двигая язычком из стороны в сторону, следите, чтобы он находился у десен. Чищу зубы, Чищу зубы И снаружи, И внутри. Не болели, Не темнели, Не желтели чтоб они.
Развитие речевого дыхания и голоса.
Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: “З-з-з-з-з” (с усилением звука). Застоном лес от вьюги: “М-м-м-м” (Тихо, высоким голосом). С горки катимся: “Ууууууууух” (Громко, низким голосом). Катимся на лыжах: “Ш-ш-ш-ш” (Тихо, высоким голосом). Скользят коньки: “С-с-с-с”.
Пальчиковая гимнастика.
"Снежок".
Раз, два, три, четыре; Лепят снежок
Мы с тобой снежок слепили. Дети "лепят".
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
Раз — подбросим, "Подбрасывают".
Два — поймаем, "Ловят".
Три — уроним "Роняют".
И... сломаем. Топают.
Самомассаж «Зима»
Пришла зима, трем ладошки друг о друга
Принесла мороз. пальцами массажируем плечи, предплечья
Пришла зима, трем ладошки друг о друга
Замерзает нос. ладошкой массажируем кончик носа
Снег, плавные движения ладонями
Сугробы, кулаки стучат по коленям попеременно
Гололед. ладони шоркают по коленям разнонаправлено
Все на улицу — вперед! одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)
Теплые штаны наденем, ладонями проводим по ногам
Шапку, шубу, валенки. ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами
Руки в варежках согреем круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони
И завяжем шарфики. ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи
Зимний месяц называй! ладони стучат по коленям
Декабрь, Январь, Февраль, кулак, ребро, ладонь
Какой? Какая?
Снеговик – холодный, веселый, белый, снежный…
Горка – холодная, большая, скользкая, ледяная…
Ледянки…, лед…, каток…, снежок…
ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ:
Декабрь, январь, февраль.
Декабрь за ноябрем и перед январем.
Январь - …
Февраль - …
ЗАКАНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Зимой люди ходят в…(шапках, шубах…).
Зимой я люблю играть на улице …. (в снежки, …).
Горка замерзла и стала…(скользкой, замерзшей…).
Я люблю кататься зимой на…(санках, лыжах…).
ПОДБЕРИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:
Снежный – ком, городок, вихрь…
Снежная – баба, гора, пелена…
Морозный…, морозная…, морозное…, ледяная… .
НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Зима – зимушка, мороз – морозец, снег – снежок, лед – ледок, сугроб – сугробик, метель – метелица, снеговик – снеговичок, санки – саночки, горка – горочка, снежинка - снежиночка…
Перескажи рассказ по памяти:
«Зимние забавы»
Наступила зима. Было много снега. Было холодно, ветрено. Дети вышли гулять на улицу. Они построили горку. Рома и Аня взяли ледянки и стали кататься на горке. Серёжа построил гигантского снеговика. Снеговик получился смешной и красивый. Дима с Алёшей построили крепость и начали играть в снежки. Яша стал кататься на лыжах. У детей было радостное настроение.
ПОДБЕРИ ПРИЗНАК К ПРЕДМЕТУ:
Елка (какая?)……
Праздник (какой?)…..
Елочные игрушки (какие?)…..
КОМУ ЧТО НУЖНО:
Хоккеисту – клюшка, шайба, коньки, каток, ворота…
Лыжнику - …
Фигуристу - …
Горке - …
Снеговику - …
Кто поляны белит белым и на стенах пишет мелом,
ЗАГАДКИ
С горки катятся зимой
По дорожке ледяной
Не на лыжах, не на санках,
Не на льдинках – на….
Его не купили
Хоть бел — не мелок.
Из снега слепили,
Чтоб бросить….
Это саночки с рулём.
Это снежный самокат.
На седле сидим вдвоём,
С горки мчит нас…..
И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лед узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы — фигурные …
Он на вид — одна доска,
Но зато названьем горд,
Он зовется…
Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: “шайбу!”, “мимо!”, “бей!” —
Значит там игра – …
Чистоговорки по теме: «Зимние забавы»
Ма-ма-ма – вот пришла зима,
Инка-инка-инка – падает снежинка,
Обы-обы-обы – высокие сугробы.
Роз-роз-роз – узоры рисует мороз,
Пад-пад-пад – зимой один снегопад,
Вик-вик-вик – дети лепят снеговик,
Баба-баба-баба – красуется снежная баба,
Ёд-ёд-ёд – лежит на речке лёд.
Выучите считалку.
Снего-снего-снегопад, каждый очень-очень рад,
Будут лыжи и коньки, будут санки и снежки.
Выучить стихотворение.
«Снеговик».
Давай, дружок,
смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок —
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза… шляпа…
Нос… метла.
Но солнце припечет слегка —
Увы! — и нет снеговика.
Игра «Льдинки, ветер и мороз».
Дети стоят парами лицом друг к другу, стучат ладошками и говорят:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки.
Искрятся и звенят:
Динь! Динь! Динь!
На слова педагога «ветер» дети разбегаются под музыку. На слово «мороз» — строят льдинки.
"Снег кружится".
Цель - научить соотносить собственные действия с действиями товарищей в соответствии с текстом.
Ход игры.
Снег, снег кружится, Дети кружатся, затем приседают.
Белая вся улица. Дуют, изображая, как дует ветер.
Собрались мы в кружок, Разлетелись "снежинки" в разные стороны.
Завертелись, как снежок.
(Игра проводится 3—4 раза.)
"Зимние забавы".
Цель - развить координацию речи с движением, общие речевые навыки.
Ход игры:
Мы бежим с тобой на лыжах, Дети изображают ходьбу на лыжах.
Снег холодный лыжи лижет.
А потом — на коньках, Дети изображают бег на коньках.
Но упали мы. Ах! "Падают".
А потом снежки лепили, Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.
А потом снежки катали, Катят воображаемый комок.
А потом без сил упали. "Падают".
И домой мы побежали. Бегут по кругу.
Что почитать
Рассказы
1. На катке Автор: Валентина Осеева;
2. На Ленинских горах Автор: Андрей Малеинов;
3. Саша Автор: Николай Некрасов.
4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.