Единый тематический урок " Владимир Иванович Даль" 2 класс
Оценка 4.9

Единый тематический урок " Владимир Иванович Даль" 2 класс

Оценка 4.9
docx
19.01.2022
Единый тематический урок " Владимир Иванович Даль" 2 класс
Единый тематический урок.docx

Единый тематический урок «Моё Отечество – Русь!»

Дата: 1 сентября 2021 г.

Класс : 2

Подготовила: учитель начальных классов  ГУ ЛНР « ЛУВО « ВОСТОК» Проценко Екатерина Георгиевна

Цель: развитие у обучающихся патриотизма, уважения и любви к Родине, Отечеству, познакомить с вкладом В.И. Даля, других видных деятелей в становление и развитие Донбасса; формировать чувство ответственности за будущее и судьбу родного края.

Задачи:

ознакомление с жизнью и творчеством Владимира Ивановича Даля – писателя, этнографа, медика, моряка, лексикографа, нашего земляка;

популяризация произведений Владимира Ивановича Даля, воспитание интереса к изучению литературного краеведения;

формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма, интереса к изучению истории родного края;

воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за своих земляков, за их вклад в науку и искусство;

приобщение к патриотическим ценностям своего народа, к ценностям русской культуры;

развитие индивидуальных задатков и способностей к творческой деятельности.

Оборудование: иллюстрации к уроку для оформления доски

Ход урока

       1.Эмоциональный настрой.

Прослушивание песни на слова Матусовского « С чего начинается Родина?»

       2. Актуализация опорных знаний, самоопределение целей урока.

Учитель.Ребята, как вы понимаете слово «Отчизна»? (Ответы детей: дом, Родина, Отечество, место, где родились.)

Что значит любить свою Родину? (Ответы детей: защищать от врага, прославлять в стихах, песнях и т. п.).

Что вы можете сделать для своей Родины сейчас? (Хорошо учиться, участвовать в олимпиадах, приносить победу гимназии, городу, участвовать в спортивных мероприятиях и т. п.)

Когда вырастете? (Защищать Родину, трудиться на благо Родине, совершать открытия, приносить победу в спортивных соревнованиях и т. п.)

Один великий человек сказал: «Я полезу на нож за правду, за русское слово, язык».

Как Вы думаете, чему будет посвящен наш первый урок?

3. Раскрытие темы урока (беседа).

Я хочу с вами сегодня поговорить о великом человеке, который всем сердцем любил Россию, он посвятил ей всю свою жизнь. Он и защищал ее, служил ей и прославлял ее.Это Владимир Иванович Даль

Владимир Иванович Даль родился 10 (22) ноября 1801 года в местечке Луганский завод, Екатеринославской губернии (отсюда взятый им псевдоним Казак Луганский). Он был этнографом, медиком, моряком, инженером, лексикографом и, наконец, выдающимся писателем.

Владимир Иванович Даль родился в поселке Луганский Завод (ныне Луганск) 22 ноября 1801 года. С детства был очень привязан к родному краю, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский. В 1819 году закончил Петербургский Морской кадетский корпус, служил на флоте, затем изучал медицину в Дерптском университете (сейчас – Тартусский университет) в Эстонии. В 1828-1829 году принимал участие в русско-турецкой войне, участвовал в сражениях, оперировал в условиях полевых госпиталей, отмечен наградами. Работал ординатором в военно-сухопутном госпитале Петербурга. Вскоре Даль всерьез занялся литературой. В 1832 году были опубликованы его «Русские сказки». Даль был дружен с известными писателями и поэтами: Гоголем, Пушкиным, Крыловым, Жуковским. Вместе с Пушкиным путешествовал по России. Даль лечил Пушкина после роковой дуэли, присутствовал при кончине великого русского поэта. Даль написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни. Он много путешествовал, поэтому отлично знал русский быт. Также Даль составил учебники "Ботаника", "Зоология", а в 1838 году стал членом Петербургской академии наук. Вот как, например, выглядит его таблица умножения:


     Придет маслена – будет и блин, одиножды один – один.

     Волга Дону пошире, дважды два – четыре.

     Хлеб жнем, а сено косим, дважды четыре – восемь.

     Без закваски хлеб не месят, дважды пять – десять.

     На руках и ногах пальцев двадцать, дважды шесть – двенадцать.

     Пять пальцев долой – пятнадцать, дважды семь – четырнадцать.

     Дважды девять – восемнадцать, дважды десять – двадцать.


Молоденький мичман ехал на паре почтовых лошадей. День был морозный, а новая, с иголочки, мичманская шинель грела плохо. Ямщик, поглядывая на небо, спешил. Вдруг он сказал: «Замолаживает».

- То есть как замолаживает? - переспросил Даль. - Вот ведь русское слово, а непонятно.

Ямщик стал объяснять:

- Значит, к теплу, у нас в Новгородской губернии так говорят о пасмурной погоде.

Даль вытащил из кармана записную книжку и, коченевшими от холода пальцами записал: «Замолаживать – иначе пасмурнеть, заволакиваться тучками, клониться к ненастью».В этот морозный мартовский день Даль принял решение, которое изменило всю его жизнь. Он стал собирать слова, а в дороге записал своё первое слово «замолаживать». Самым главным делом жизни Даля стало создание «Толкового словаря живого великорусского языка». 47 лет своей жизни посвятил Даль его созданию. Словарь включает более 200 тысяч слов, 80 тысяч из которых ранее в словари не включались. Если просто записывать все слова в столбик, то понадобится 450 школьных тетрадей. Умер Владимир Иванович в Москве, на 71-м году жизни,  22 сентября 1872 г. 22 ноября 1986 года в Луганске на улице, где родился будущий лексикограф, в честь 185-летия со дня его рождения был открыт музей как «Дом-музей Владимира Ивановича Даля.

А что же сделал Даль для детей? Он написал много сказок, даже придумал как облегчить изучение таблицы умножения.Вот как, например, выглядит его таблица умножения:

    Придет маслена – будет и блин, одиножды один – один.

    Волга Дону пошире, дважды два – четыре.

    Хлеб жнем, а сено косим, дважды четыре – восемь.

    Без закваски хлеб не месят, дважды пять – десять.

    На руках и ногах пальцев двадцать, дважды шесть – двенадцать.

    Пять пальцев долой – пятнадцать, дважды семь – четырнадцать.

    Дважды девять – восемнадцать, дважды десять – двадцать.

4. Викторина.

Учитель.Сегодня мы с вами поучаствуем в литературной викторине, посвященной творчеству великого Владимира Даля.

а)«Таблица умножения»

Учитель. Владимир Иванович хотел дать народу полезные для него знания и даже придумал, как легче выучить таблицу умножения.

Вот как выглядит “Таблица умножения” в изложении Даля.

Учитель произносит строку из стихотворения, а ребята хором называют цифры.


Придет маслена – будет и блин, одиножды один – (один).

Волга Дону пошире, дважды два (четыре).

Хлеб жнем, а сено косим, дважды четыре (восемь).

Без закваски хлеб не месят, дважды пять (десять).

На руках и ногах пальцев двадцать, дважды шесть (двенадцать).

Пять пальцев долой – пятнадцать, дважды семь (четырнадцать).

Дважды девять – восемнадцать, дважды десять (двадцать).


б)«Собери пословицу»

Учитель. Мы с вами знаем много пословиц. Но вы даже не догадываетесь, что мы знаем только начало, а есть еще концовка. Я предлагаю составить пословицы. Из первого столбика читаете начало пословицы, а из второго – подходящую по смыслу концовку, затем объясняем смысл пословицы.

Учитель называет первую часть пословицы, а ребята продолжают.

Лиха беда начало [есть дыра, будет и прореха].

Один в поле не воин [а путник].

 У страха глаза велики [да ничего не видят].

Язык мой - враг мой [прежде ума рыщет, беды ищет].

Голод не тетка [пирожка не поднесет].

в) Определите значение фразеологизмов, заменив их одним словом.

Яблоку негде упасть (тесно);

• Хоть глаз выколи (темно);

• Хоть пруд пруди (много);

• Кот наплакал (мало);

• Не успел оглянуться (быстро);

• Черепашьим шагом (медленно);

г) Викторина по сказке «Девочка Снегурочка». Я буду зачитывать вопрос и четыре варианта ответа к нему. Вам нужно выбрать правильный ответ. Не забывайте, что выкрикивать нельзя. Нужно поднимать руку.


1. В какое время года происходят события в сказке?

Летом

Зимой

Весной

Осенью

 2. Куда вышли старик со старухой?

Во двор

За околицу

За ворота

За дом

3.  О чём мечтали старики?

О сыночке

О дочке

О счастье

О деньгах

4.  Куда старик положил комочек?

На стол

На лавку

В горшочек

В мешочек

5.  Кто появился из комочка?

Мальчик-с-пальчик

Девочка Снегурочка

Дюймовочка

Машенька

 6. За что старик прогнал Жучку?

Съела сметану

Съела мясо

Съела кур

Пустила лису в хлев

 7. Куда и зачем летом пошла Снегурочка с подружками?

В лес за грибами

В луг за цветами

В лес за ягодами

В лес за малиной

8.  Что случилось в лесу?

Снегурочку забыли

Снегурочку потеряли

Снегурочку спать уложили

Снегурочку обманули

9.  Кто из зверей не подходил к девочке?

Медведь

Волк

Лиса

Заяц

10. Кто привёл Снегурочку домой?

Старик

Старуха

Жучка

Подружки

     - Ребята, чему учит сказка «Девочка Снегурочка»?


Молодцы ребята, все активно поучавствовали.

Учитель. В. И. Даль отдал 47 лет своей жизни собиранию слов. Он считал себя русским человеком.Он говорил: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни сама кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека — вот где надо искать принадлежности его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски.“

5. Рефлексия.


Продолжи выражение:

Теперь я знаю, что…

Мне стало понятно….

Дома я расскажу о…

Я бы больше хотел(а) узнать о…


      6. Итог урока.

Учитель. Владимир Иванович Даль был одним из авторитетнейших русских писателей. Обладал врождённым талантом и имел серьёзное образование. Природа наделила его чутким умом. Наблюдательность, знание быта, обычаев, нравов русского народа, четкий слог и живость изложения делают сочинения В. И. Даля историческими. Обращаясь к трудам Даля, мы изучаем народный язык во всех его видах и в полном богатстве. Мы относимся к творчеству Даля, как к великому наследию.


 

Единый тематический урок «Моё

Единый тематический урок «Моё

Хлеб жнем, а сено косим, дважды четыре – восемь

Хлеб жнем, а сено косим, дважды четыре – восемь

Голод не тетка [пирожка не поднесет]

Голод не тетка [пирожка не поднесет]
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2022