Добрый день, уважаемый коллеги!
Тема моего выступления : «Эффективное взаимодействие родителей и педагогов с одарёнными и талантливыми детьми в начальной школе»
Послушайте одну притчу
Один мудрец искал способного и талантливого ученика. Собралось множество его последователей. Мудрец сказал им:
- У меня возникла проблема. Видите - в стене позади меня находится самая большая, тяжелая и массивная дверь в городе. Кто из вас сможет открыть ее без посторонней помощи?
Некоторые из учеников опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие обсудили возможность использования рычага и особенности материала и пришли к выводу, что решить эту задачу невозможно. Только один ученик подошел к двери и подверг ее тщательному исследованию. Он проверил ее, используя свои глаза и руки. Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с легкостью и без малейшего сопротивления открылась. Мудрец нашел себе преемника.
В документах
федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка"
провозглашается приоритетной государственной задачей.
Проблема одаренности в настоящее время становится всё более актуальной. Это,
прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой
личности.
. Ведущая роль в развитии таких обучающихся принадлежит учителю. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.
Какие же основные цели и задачи работы с одарёнными детьми?
Цель: Создание
условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития
индивидуальных задатков одарённых и мотивированных детей в начальной школе.
К основным общим принципам обучения одарённых и мотивированных обучающихся,
как и вообще всех детей школьного возраста, относятся следующие:
· Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
· Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
· Принцип учёта возрастных возможностей.
Работа с одаренными детьми у меня строится направлении «Работа с родителями»
Работа с талантливыми детьми в учебном процессе осуществляется мною через обучение по программе «Школа 21 века», которая соответствует требованиям ФГОС.
В стремлении реализовать идеи авторов этой программы, я пришла к выводу, что личностно- ориентированный подход к обучению является средством для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников, способствует проявлению их индивидуальных способностей.
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами. В своей профессиональной деятельности я использую следующую форму работы :
Работа с родителями
А урок – это та учебная ситуация, на мой взгляд , где не
только излагаются знания, но и раскрываются, и реализуются личностные особенности
учащихся. На уроках я использую следующие приёмы и технологии .
Так на уроках литературного чтения я веду диалог с учащимися, подталкивая их к
размышлению и к общению с родителями. Дети любят работать в парах с
родителями.
Результат такой работы : праздники, интеллектуальные игры, турниры. Некоторые ученики любят читать сказки и стихотворения. Активно участвуют в конкурсе чтецов.
Для привития интереса к математике использую задачи
повышенной сложности, готовлю и отправляю родителям, через социальные сети. Так
начинается «Мозговой штурм» решение сложны задач начинают присылать те
родители, дети которых активно участвуют в олимпиадах . Учу детей правильно
выходить из нестандартных ситуаций.
Например, в процессе игры, в группе ВКонтакте для себя учащиеся выполняют
различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять
арифметические действия, тренироваться в устном счете.
Предлагаю и Вам побывать в роли детей и поиграть в игру, которая называется "Пальцы". Нам потребуется 7 человек. Прошу выйти желающих.
Правила игры таковы:
1. Игроки становятся в линию. Первый и второй игроки друг к
другу лицом
и прячут одну руку за спиной.
2.
1.
Ведущий говорит: «На старт, внимание, пальцы!» На слове «Пальцы!»
игроки выбрасывают спрятанные руки вперед, показывая один, два, три, четыре,
пять или ни одного пальца.
3. Оба игрока перемножают количество пальцев на обеих руках. Тот, кто первым выкрикнет правильный ответ, получает букву «п», первую букву в слове «пальцы».
4. После этого, оставшийся игрок поворачивается к третьему игроку и снова продолжают игру. Оба игрока перемножают количество пальцев на обеих руках. Тот, кто первым выкрикнет правильный ответ, получает следующую букву в слове «пальцы».
5. Игра продолжается, пока не соберут все буквы слова «пальцы». Один игрок остаётся без буквы.
Уважаемые коллеги, спасибо за игру! Прошу занять свои места в зале. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым.
Авторы курса русского языка по этой программе также предусмотрели
множество возможностей для реализации личностно-ориентированного и
дифференцированного подхода к обучению младших школьников.
Очень люблю на уроках использовать дифференцированные задания трех разных уровней
сложности. Например:
1группа: находят в предложении только главные члены;
2 группа: задание 1группы и находят второстепенные члены;
3 группа: задание 1 и 2 групп и определяют части речи.
Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности
восприятия, формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы .
На уроках окружающего мира мои ученики всегда активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников.
По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной
литературы дети составляют проекты. Например проект на тему: « Моя семья» , по
математике « Числа в пословицах и поговорках» коллективные проекты: « Покормите
птиц зимой» , « Моя малая родина» пишут рефераты и сообщения, проводят мини-
исследования, рисуют рисунки. Я побуждаю учащихся к творческому поиску
вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению
предположений и их проверки.
Одна из форм работы с одарёнными детьми –
научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и
индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых
знаний. А сейчас мне хотелось рассказать о результатах своей
работы. Имеются позитивные результаты участия детей в предметных олимпиадах и
конкурсах, в конкурсах творческой направленности.
Мне очень помогают в работе с талантливыми детьми интересы и склонности учащихся, которые реализуется через занятия по собственному выбору ребенка в рамках дополнительного образования. Музыкальная школа, художественная школа, занятия танцами, спортивные секции.
Предлагаю родителям определить малыша либо в школу дополнительного образования, либо в кружок, секцию и т. д. Здесь важно сотрудничество с родителями, оказание им помощи в развитии ребенка.
Кроме того, я решаю и другую задачу: вовлекаю родителей к сотрудничеству.
Наиболее важным результатом работы, проводимой с одарёнными и способными детьми, является высокая мотивация учебной деятельности, наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей. У учащихся наблюдается стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развитие творческих способностей, навыков проектно–исследовательской деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в добывании знаний и совершенствовании умений, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
Кроме того, повысилась познавательная активность детей, их участие в различных конкурсах, олимпиадах и соревнованиях.
Обобщая всё вышесказанное, могу сделать вывод, что работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты? Очень хочется сейчас обратиться к своим коллегам. Поэтому в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными детьми, а также буду отслеживать их успехи. Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. Как говорил Сухомлинский « Одарённость человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующийся к себе внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое , чтобы он вырос и дал обильный плод.»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.