Эффективное использование современных образовательных технологий на уроках биологии
Оценка 5
Повышение квалификации
doc
биология
5 кл—9 кл
24.12.2018
Использование приемов развития критического мышления позволяют сделать работу на уроках биологии более эффективной, интересной и творческой. Способствует развитию умений ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию.
Игра способствует свободному развитию личности обучающегося, способствует развитию наблюдательности, творческих способностей, стремления к успеху.
Эффективное использование современных образовательных технологий НОЯБРЬ 2018.doc
Эффективное использование современных образовательных технологий
на уроках биологии
В своей педагогической деятельности я использую современные образовательные технологии.
Элементы технологии развития критического мышления.
На этапе актуализации опорных знаний использую прием прогнозирования «Верные и неверные
утверждения». Предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Обучающиеся,
работая индивидуально, выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или
просто угадывая. Таким образом, они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые
моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На этапе
первичного закрепления изученного материала возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить,
какие из утверждений были верными.
Например, 8 класс, тема «Место человека в системе органического мира»
До
изучения
Утверждения по теме
новой
темы
«Место человека в системе органического мира»
1. Люди всех рас относятся к одному виду – Человек разумный
2. Ближайшие родственники человека – сумчатые животные
3. Осевым скелетом на ранних стадиях развития всех хордовых и
человека является хорда
…7. Кровеносная система человека, как и млекопитающих, замкнутая
и имеет два круга кровообращения.
После
изучения
темы
Прием «Толстые и тонкие вопросы» применяю на этапе усвоение новых знаний и способов
действий. Использование данного приема развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником
вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие»
вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы –
вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Толстые вопросы
1.Что общего у грибов и растений.
2.Что общего у грибов и животных.
3.Причины выделения грибов в отдельное царство.
Тонкие вопросы
1.Каково значение грибницы в жизни грибов.
2.Как питаются грибы.
В течение трех уроков при изучении темы «Тип Членистоногие» на этапе усвоение новых знаний
и способов действий заполняем таблицу. По окончании данной темы на этапе закрепления
изученного материала применяю прием «Концептуальная таблица», которая помогает учащимся
систематизировать информацию, выявлять черты сходства и отличия между различными
организмами.
ПАРАМЕТР ДЛЯ СРАВНЕНИЯ
1. МЕСТО
ОБИТАНИЕ
2. ОТДЕЛЫ ТЕЛА
3. ОРГАНЫ ЗРЕНИЯ
4. КОЛИЧЕСТВО УСИКОВ
5. КОЛИЧЕСТВО ХОДИЛЬНЫХ
НОГ
НЕМНОГИЕ
КЛАСС РАКООБРАЗНЫЕ
ВОДОЕМЫ ПРЕСНЫЕ И
СОЛЕНЫЕ,
–
НАЗЕМНЫЕ, ПАРАЗИТЫ
3 ГОЛОВА, ГРУДЬ И БРЮШКО
ИЛИ
2 – ГОЛОВОГРУДЬ И БРЮШКО
СЛОЖНЫЕ
(ШАРОВИДНЫЕ)
2 ПАРЫ
5 ПАР
ГЛАЗА
КЛАСС ПАУКООБРАЗНЫЕ
НАЗЕМНЫЕ, НЕКОТОРЫЕ – В
ВОДЕ, ПАРАЗИТЫ
КЛАСС НАСЕКОМЫЕ
НАЗЕМНЫЕ,
ПОЧВЕННЫЕ, ПАРАЗИТЫ
ВОДНЫЕ,
2 – ГОЛОВОГРУДЬ И БРЮШКО
3 – ГОЛОВА, ГРУДЬ, БРЮШКО
ПРОСТЫЕ ГЛАЗА
ОТСУТСТВУЮТ
4 ПАРЫ
2 СЛОЖНЫХ, 3 ПРОСТЫХ
1 ПАРА
3 ПАРЫ … 14.
Так же на этапе первичного закрепления изученного материала применяю прием «Найди
ошибку».
Например, 5 класс, тема «Мхи»:
Найдите ошибки в очерках:
1. Мхи – очень низенькие растеньица. Их слабые корешки не могут всасывать воду с большой
глубины, и маленькие размеры помогают ее экономить, поэтому их так много в засушливых
районах.
2. Мхи – низшие растения. У многих из них нет стеблей и листьев. Маленькими корешками
они прочно прикрепляются к различным поверхностям. При этом расти они, могут в самых
неблагоприятных условиях – в пустыне, степи, на стенах, на поверхности металла и даже на
ледниках и в темных пещерах.
Использование приемов развития критического мышления позволяют сделать работу на уроках
более эффективной, интересной и творческой. Способствует развитию умений ученика
самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию.
Элементы игровой технологии обучения.
На этапе мотивации учебной деятельности предлагаются ребусы, отгадав которые учащиеся
смогут самостоятельно сформулировать тему урока. Пример, 5 класс, тема «Папоротники».
В начале этапа изучения нового материала применяю сказки (сказки – рассказы, сказки –
загадки). Например, 7 класс ОВЗ тема «Взаимосвязи органов растений».
Какой из органов важнее?
«Спор органов растения»
Заспорили както органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.
– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю
минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда.
Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю! Одно
то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности! Иногда я так изменяюсь, что надо
быть очень внимательным и любознательным, чтобы меня узнать. Называют меня тоже по–разному:
корнеплоды, корневые клубни. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!
Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы
готовим растению питательные вещества, умело, используя солнечную энергию! Это мы
подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могут жители нашего
царства листьев кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом с нами легко».
– Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто
поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к
корню?
– Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! – сказал цветок. Потому что
я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться.
А кроме того я самый красивый из Вас…
А какой чудесный аромат исходит от меня… – Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли
размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из
главных источников питания.
Начавшийся спор между частями растения неразрешимый. Он бы продолжался до
сегодняшнего дня, если бы вовремя не вмешался в разговор человек.
Как вы думаете, что сказал человек корням, стеблям, листьям и цветку?
На уроке обобщения и систематизации знаний в этапе обобщения знаний применяю игру
«Светофор».
Например, 6 класса ОВЗ тема «Обобщение знаний о воде».
Читаю вопросы и три ответа, если вы считаете, что правильный ответ первый, то поднимаете
красный кружок (а), второй — желтый кружок (б), третий — зеленый кружок (в). На обороте
каждого цвета кружка написаны буквы вариантов ответов. Если же вы думаете, что правильный два
ответа, то поднимаете два кружка соответственно порядку.
1. При нагревании вода: а) сжимается; б) расширяется; в) ничего не происходит. (ответ б —
желтый кружок)
2. Если опустить предмет в воду: а) его не видно; б) он хорошо виден; в) еле заметен. (ответ б —
желтый кружок)
…7. Если поставить на мороз бутылку с водой, плотно закрытую пробкой, то при замерзании
воды бутылка: а) сузится; б) ничего не произойдет; в) разорвется на части. (ответ в — зеленый
кружок).
Игра способствует свободному развитию личности обучающегося в целом, обогащает его
внутренний мир, определяет направление его интересов, способствует развитию наблюдательности,
творческих способностей, изобретательности, самоутверждения, настойчивости, стремления к
успеху.
Эффективное использование современных образовательных технологий на уроках биологии
Эффективное использование современных образовательных технологий на уроках биологии
Эффективное использование современных образовательных технологий на уроках биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.