Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 1»
И.В.Колесников
ТЕМА РАБОТЫ: «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ БАСКЕТБОЛА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ»
г.Хабаровск
Содержание
Введение……………………………………………………………….. …………3
Глава 1.Теоретическое обоснование исследуемой проблемы………………...5
1.1 Характеристика психологического состояния лиц с нарушением органов слуха………………………………………………………………………………5
1.2 Особенности двигательной деятельности глухих и слабослышащих детей……………………………………………………………………………….8
1.3 Задачи и основные направления содержания физического воспитания глухих и слабослышащих детей………………………………………………...15
1.4 Особенности развития движений у детей в процессе специальных занятий физическими упражнениями……………………………………………………18
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования……………………...27
2.1. Задачи исследования………………………………………………………..27
2.2. Методы исследования………………………………………………………27
2.3 Организация исследования………………………………………………….31
Глава 3. Результаты собственных исследований и их обсуждение…………32
Выводы………………………………………………………………………….39
Библиографический список……………………………………………………..40
Приложения……………………………………………………………………..42
В последние годы все больше увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии, в том числе с нарушением органов слуха.
Известно, что человеческий организм – это целостная система, и нарушение деятельности одного из анализаторов, оказывает воздействие на деятельность других. Нарушение слуха приводит не только к задержке речевого развития, но и к другим отклонениям в психической и двигательной сфере человека.
На современном этапе в системе комплексной реабилитации и социальной адаптации детей с нарушением слуха и речи важное место отводится физической реабилитации. Повышение двигательной активности является непрерывным условием всесторонней реабилитации и социальной адаптации.
Для реализации личностных возможностей глухих детей большое значение имеет уровень моторной сферы. Именно в детском возрасте закладывается фундамент здоровья, необходимый для участия в различных формах двигательной и интеллектуальной деятельности.
В процессе анализа и обобщения специальной литературы не обнаружено единого мнения по вопросу физического развития глухих детей. Одни авторы утверждают, что показатели роста, веса и окружности грудной клетки слабослышащие дети уступают обычным детям. Кроме того, у глухих детей чаще встречается нарушение осанки.
Актуальность проблемы подтверждается недостаточной изученностью влияния физической подготовки на слуховое восприятие глухого ребенка.
Отставание в уровне физического развития глухих детей от слышащих сверстников определяет поиск новых эффективных путей их физической реабилитации.
Увеличение объема двигательной активности способствует оптимизации физического состояния глухих детей, а также коррекции недостатков их двигательных функций.
Совершенствование двигательной деятельности глухих и слабослышащих детей за счет использования разнообразных средств и методов физического воспитания позволит повысить функциональные возможности организма.
Одним из эффективных средств всестороннего воздействия на функции организма детей является баскетбол. Учитывая комплексный характер игровой деятельности в баскетболе, можно предположить, что именно данный вид спорта будет способствовать повышению физических и психологических способностей детей с нарушением слуха.
Поэтому целью настоящей работы является обоснование эффективности баскетбола как средства специальной и физической реабилитации детей.
Задачей исследования служило определение эффективности влияния регулярных занятий баскетболом на физическое развитие детей с нарушением слуха. Выявить динамику показателей технической подготовленности у занимающихся баскетболом детей в условиях специальной школы-интерната.
Результаты данного исследования позволяет обосновать эффективность применения баскетбола для коррекции нарушения двигательной деятельности неслышащих детей.
Глава 1.Теоретическое обоснование исследуемой проблемы.
1.1 Характеристика психологического состояния лиц с нарушением органов слуха.
Теоретическими основами существующей в специальной школе системы физического воспитания детей с недостатками слуха являются исследования физиологов (И.М.Сеченова, И.П.Павлова, П.К.Анохина), раскрывающие взаимодействие анализаторов в организме. Во все периоды жизни человека особая роль принадлежит двигательному анализатору. В процессе любого вида деятельности человека он взаимодействует со зрительным, слуховым, тактильно-вибрационным анализаторами. Человеческий организм – целостная система, и нарушение в деятельности одного из анализаторов оказывает воздействие на деятельность других. Нарушение слуха приводит не только к речевому недоразвитию, но и к отклонениям в двигательной сфере человека. Рецепторная функция моторного анализатора регулирует всю нервную трофику организма, поэтому у детей с недостатками слуха наблюдается неустойчивость вегетативной системы, проявляющаяся в их поведении (возбудимость, импульсивность, утомляемость, неустойчивость эмоциональной сферы). Снижение функционального состояния двигательного анализатора у глухих и слабослышащих приводит к ослаблению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы. У школьников наблюдается учащение сердечных сокращений и дыхания в покое, повышение реакции физиологических систем организма при физических нагрузках.
Исследованиями ученых-сурдопедагогов (И.М.Сеченов, П.К.Анохин и др.) установлено, что антропометрические показатели физического развития детей с недостатками слуха (рост, масса, окружность грудной клетки) почти не отличаются от антропометрических данных слышащих сверстников. Для глухих и слабослышащих характерно непрерывное физическое развитие.
Дисгармония в развитии глухих проявляется в более низком по сравнению с нормой уровне развития физических качеств. Особенно страдают из-за нарушения слуха такие качества, как точность, равновесие и координация движений, скоростно-силовые качества. Скоростно-силовые качества отличаются от нормы незначительно (отставание на 5-10%). Координация и точность движений глухих отстает от нормы в большей степени (на 15-20%) [3].
Функция равновесия – одна из сложнейших. В ней принимают участие несколько анализаторов (зрительный, вестибулярный, двигательный и тактический). У многих детей с недостатками слуха нарушается деятельность вестибулярного аппарата, обеспечивающего сохранение равновесия и необходимого положения в пространстве. У глухих детей уровень развития равновесия уступают не только слышащих, но так же слепым и умственно отсталым детям [18].
Для определения системы физического воспитания детей с недостатками слуха принципиальное значение имеет понимание причин недостаточного развития двигательных качеств. Основной причиной отставания в развитии двигательной сферы является нарушение слуха, вызванное различными неблагополучными факторами пренатального, натального и постнатального развития.
Установлено, что одной из причин, снижающих качество основных движений, является ограниченность словесной информации о выполняемых движениях. Учеными доказано, что в обучении физическими упражнениями существенную роль играет слово. На определенных этапах обучения движениям слово оказывается более доходчивым, чем прямое восприятие (при разъяснении отдельных деталей движения, которые трудно воспринять) (И.М.Сеченов. И.П.Павлов и др.).
Задерживает развитие двигательных качеств ограниченная двигательная активность детей. Ученые называют гиподинамию причиной недостаточного развития отдельных двигательных качеств и ослабления всех физиологических функций организма, его нервно-мышечного аппарата. Увеличение моторной плотности занятий, повышение двигательной активности учащихся положительно сказываются на двигательных качествах.
На качество основных движений влияет недоразвитие кинестетического контроля за выполняемым действиям и отсутствие слухового контроля. При выполнении ребенком любого движения реализуются функции исполнения (движения) и функции слежения (т.е. контроля за выполнением этого движения). Функция контроля осуществляется с опорой на зрительный и слуховой анализаторы. Значительное место отводится памяти. Только после длительных тренировочных упражнений роль контроля переходит к исполняющему органу и регулируется с помощью кинестетических ощущений.
У детей с недостатками слуха контроль со стороны слухового анализатора отсутствует или очень ослаблен. Кинестетическая чувствительность, которая должна взять на себя контроль за движениями, сама страдает из-за снижения слуха. Это приводит к тому, что даже при выполнении бытовых движений дети с недостатками слуха производят излишний шум, движения у них замедлены и неритмичны. Особенно ярко это проявляется в ходьбе: дети широко расставляют ноги, наблюдаются асимметрия шагов, пошатывание корпуса, шаркающая походка, повышенная редкость движения. Многие из выделенных недостатков проявляются и в беге: ноги работают неэкономично, корпус чрезмерно наклонен вперед. Бег приобретает характер «падающего». Непродуктивны у глухих детей движения рук в беге. Они не сгибаются в локтевом суставе.
Глухота и тугоухость возникает под воздействием сложного сочетания эндогенных и экзогенных факторов, приводя детский организм к ослаблению. Физически ослабленный ребенок развивается замедленно (замедленно отставание в росте, массе, в окружности грудной клетки). Такой ребенок испытывает трудности в обучении. Он быстро утомляется, работоспособность у него снижена.
Важным для сурдопедагогики является вывод ученых, что некоторые особенности физического развития детей с недостатками слуха и речи успешно корригируются в условиях целенаправленного учебно-воспитательного процесса.
Знание особенностей развития детей с недостатками слуха помогает педагогу найти индивидуальный подход к воспитаннику и создать наиболее благоприятные условия для преодоления последствий глухоты.
1.2 Особенности двигательной деятельности глухих и слабослышащих детей.
Двигательная сфера глухих уже давно привлекала внимание специалистов. Осуществленный в этом направлении научный поиск позволил ведущим представителям дефектологической науки (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, А.П. Гозова, А.И. Дьячков, А.Т. Зинеев, С.А. Зыков, В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, И.М. Соловьева, Т.И. Шир, Н.Д. Ярмаченко) внести весомый вклад в определение дифференцированного содержания обучения, в основание оптимальных условий соединения обучения с занятиями по физическому воспитанию, в разработку основы подготовки лиц с нарушением слуха к активной самостоятельной жизни.
В результате исследований были отмечены следующие особенности двигательной деятельности глухих детей: недостаточно точная координация и неуверенность движения, трудность сохранения статического и динамического равновесия, низкий уровень развития в пространственной ориентировки, замедленное овладение двигательными навыками.
Все исследования выявили особенности развития двигательной сферы глухих. Глухота сопровождается нарушением некоторых функциональных систем.
Одной из важных сторон изучения двигательной активности глухих является анализ их физических качеств, от которых во многом зависят успехи в формировании трудовых и спортивных навыков и умений.
В настоящее время установлена определенная связь между степенью двигательной деятельности глухих детей и уровнем развития физических качеств: выносливости, быстроты, мышечной силы и гибкости.
А.О.Костяном (1963) обнаружено, что у глухих детей скоростные качества несколько понижены, время двигательной реакции и реакции по выбору у них удлинены по сравнению со слышащими. По данным автора, результаты глухих в беге на 20м «с хода» и 30м со старта уступают слышащим. Это связано с особенностями центральной нервной системы.
Аналогичные данные были получены в исследованиях Г.Ф.Козырнова (1973) и др. Разница между глухими и слышащими отмечается не только в развитии двигательных качеств, но и в показателях одного и того же качества.
Так, по данным Н.Г.Байкиной (1971), глухие юноши и девушки в физической подготовленности в беге на короткие дистанции имели худшие, сравнительно с их слышащими сверстниками результаты.
На отставание показателей становой силы и статической выносливости глухих по сравнению со слышащими указывалось в работе В.А.Рябичева (1964). Низкие показатели становой силы он объясняет дефектом вестибулярного анализатора, который, по его мнению, является регулятором тонуса мышц.
По уровню развития прыгучести наблюдалось отставание глухих от слышащих детей в дошкольном возрасте. Разница составляла от 17 до 32% [16,18].
Потеря слуха существенно сказывается и по координации движений [13].
В связи с этими особый интерес представляют работы А.П.Гозовой (1961,1966). У глухих на начальной стадии обучения – нерациональное распределение усилий и низкий темп движений по сравнению со слышащими сверстниками. В этих работах и позднее автор дает, исходя из функциональной модели двигательной деятельности, трактовку такой замедленности. Она сводится к сложившейся за весь предшествующий период замедленной структуре управления деятельностью. Эта замедленность управления возникает из-за поражения слухового анализатора, недостатка объема обратно - связной информации.
Таким образом, все исследователи отмечают некоторое снижение функций у глухих по сравнению со слышащими. Немалую роль в этом играет такие и двигательная память, которая у глухих, по данным Н.Г. Байкиной (1971), по своему развитию несколько ниже, чем у слышащих. Таким образом, причиной существующих особенностей является отсутствие слуха, недостаточное развитие словесной речи как факторов, сформировавшихся ранее в процессе развития в некоторую специфику динамики двигательных процессов, и как элементов, непосредственно участвующих в протекании конкретного двигательного акта. Нарушение же функции вестибулярного аппарата оказывает влияние на сохранение статического и динамического равновесия и, как следствие, сказывается в какой-то мере на координации движений. К причинам вторичного порядка относится снижение объема второй сигнальной информации, которая участвует в формировании всех видов деятельности человека, в том числе и каждого двигательного навыка. Все это сказалось на функциональном состоянии двигательного анализатора у глухих детей.
Относительная функциональная недостаточность двигательного анализатора отражается в некоторой мере и на физическом развитии, функциональном состоянии сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, так как непременным условием нормального функционирования и совершенствования всех важнейших систем организма, в том числе центральных нервных систем и внутренних органов, является моторная активность.
До настоящего времени в специальной литературе не существует единого мнения по вопросам физического развития глухих школьников.
В.А. Рябичев (1964) также не наблюдал изменений основных показателей физического развития. У глухих эти показатели находятся в пределах норм, установленных для слышащих. В то же время автор указывает, что показатели ЖЕЛ глухих ниже, объясняя это отсутствием у них речевого дыхания.
Глухие дети дошкольного и младшего школьного возраста по показателям роста, веса и окружности грудной клетки уступают слышащим детям, кроме того, у глухих значительно чаще встречались нарушение осанки [16].
Б.В. Сермеев (1971) с сотрудниками выявил, что глухие мальчики в наибольшей мере отставали от слышащих сверстников в показателях окружности грудной клетки.
По данным Т. Матчак (1975), распространенное явление акселерации имеет место и у глухих, но этот процесс протекает медленнее, чем у слышащих. Однако в средних величинах роста, веса тела глухие школьники отстают от слышащих.
Существует мнение, что отсутствие слуха сказывается не только на физическом развитии, физической подготовленности, но на кардио-респираторной системе. Так, А.О. Костанян (1963) утверждает, что сердечно-сосудистая система у глухих в состоянии покоя отклонений не имеет. Однако реакция на физическую нагрузку у глухих школьников более выражена и процесс восстановления в большинстве случаев проходит медленнее. Исходные гемодинамические показатели (ЧСС, АФ) в условиях жаркого климата у глухих подростков несколько повышены.
Недостатки в физической подготовленности глухих детей многие авторы объясняют не только патологией органа слуха, но и функциональной запущенностью двигательного анализатора и несовершенством применяемой методики обучения физическим упражнениям. [3.13]
Увеличение объема двигательной активности, увеличение времени в режиме дня для занятий по физическому воспитанию способствует оптимальному физическому развитию глухих детей, а также коррекции подростков двигательных функций.
На необходимость увеличения объема двигательной активности глухих детей обращает внимание в своих работах Г.В.Трофимова (1975).
Совершенствование двигательной деятельности глухих детей в определенной мере позволит повысить функциональные возможности организма. На тесную взаимосвязь физической подготовленности с функциональным состоянием двигательного анализатора и сердечно- сосудистой системы у неслышащих детей указывали А.О.Костанян (1963), Н.Г.Байкина (1971) и др. Наиболее быстрая зрительно-моторная реакция среди обследуемых наблюдалась у глухих школьников, которые также отличались и лучшей статической выносливостью. [11]
Процесс обучения движениями позволяет нивелировать различия в уровне развития двигательных навыков между глухими и слышащими учениками. [8] При этом для глухих важны упражнения, связанные с выработкой ускоренного темпа работы и развития кинестетического контроля, который в ряде случаев заменяемых отсутствующий слуховой анализатор.
Положительное влияние тренировочных занятий в условиях среднегорья и жаркого климата наблюдала Н.Г.Байкина (1971). Глухие бегуны в более короткий срок компенсируют отставание в развитии скоростных качеств и выносливости при использовании системы комплексных упражнений, направленных на воспитание скоростных качеств и выносливости. Равновесие можно повысить упражнениями, направленными на выработку у учащихся сознательного сохранения устойчивости и связанными с тренировкой вестибулярного анализатора. [3]
Существенное сокращение отставания в физическом развитии и физической подготовленности глухих школьников по сравнению со слышащими достигается путем увеличения объема специальных упражнений на уроках физической культуры. Систематическое применение специально подобранных физических упражнений, направленных на устранение недостатков физического развития и двигательных функций детей с нарушениями слуха, позволяет добиться желаемых сдвигов у глухих школьников в развитии двигательных способностей, физического и функционального развития.
Выявление и знание закономерностей в развитии глухих детей будет способствовать соблюдению одного из главных теоретических положений, выдвинутых Л.С.Выготским, о двух уровнях развития, о связи обучения и развития и о том, что правильное построенное обучение должно идти впереди развития и опираться не только на завершенные его этапы, но и на формировании функции. И, наконец, один из наиболее значимых факторов, сказывающихся на развитии двигательных навыков глухих, заключается в речевых ограничениях этого контингента.
Недостаточность в речевой деятельности, уменьшение объема информации, получаемой глухими вследствие поражения слуха, сказывается на развитие таких познавательных процессов, как мышление, память, восприятие и др.[5,8].
Особенности познавательной и речевой деятельности глухих детей накладывают отпечаток на развитие двигательного анализатора и отражаются на овладение почти всеми видами двигательных навыков и развитием двигательных качеств.
Еще И.П.Павловым (1961) указывалось, что речь, являясь основным средством общения, становится и средством углубленного анализа и синтеза действительности и, что особенно важно, «высшим регулятором поведения».
Высшие специфически человеческие формы регуляции движений рождаются в социальном общении. Индивидуальное развитие произвольных движений начинается с того, что ребенок начинает подчинять свои моторные реакции словесно сформулированным требованиям окружающих. Затем слово как средство воздействия одного человека на другого становится и средством организации собственного двигательного поведения[7].
Двигательные навыки, складывающие у детей в условиях их развернутой речевой деятельности, приобретают более обобщенный характер, легче переносятся в новые условия, чем те навыки, которые складываются при снижении словесной активности.
П.Ф. Лесгафт (1951) также подчеркивает особое значение словесной речи для сознательного обучения физическими упражнениями. Широкое использование словесных средств общения на уроках физической культуры позволило в значительной мере преодолеть отставание в развитии двигательных качеств. Двигательная память во многом определяется развитием словесной речи и словесно-логического мышления.
Таким образом, многие научные данные свидетельствуют о том, что особенности развития двигательной сферы обусловлены функциональным нарушением некоторых физиологических систем, отсутствие слуха и недостаточным развитием речи. Особенности двигательной сферы глухих порождаются целым комплексом причин. Однако влияние их речевых ограничений весьма значительно. Эти данные позволили показать основные проявления особенностей двигательной сферы глухих. Вместе с тем анализ и обобщение, практически и научно-методические рекомендации применительно к коррекционно-педагогическому процессу глухих относятся к центральным вопросам.
1.3 Задачи и основные направления содержания физического воспитания глухих и слабослышащих детей.
В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что физические упражнения и спорт являются действенным средством в коррекции и компенсации двигательной сферы [3,11.13.18]. Глухота не ограничивает возможности физического развития детей, но требует применения многих специальных физических упражнений, что позволяет в итоге добиться таких же результатов, как и у слышащих.
Двигательный анализатор в совокупности с другими может в некоторой степени возместить недостаточную функцию вестибулярного аппарата.
Первоочередная задача школы в области физического воспитания глухих и слабослышащих является укрепление здоровья ребенка, закаливание детского организма. Это задача решается учителями совместно с родителями и врачом, ведущим систематический контроль за состоянием здоровья учеников. Ежегодные профилактические осмотры детей, проводимые в школах-интернатах врачами-специалистами, способствует предупреждением заболеванию, позволяет применять меры по оказанию помощи заболевшим, проконсультирать родителей.
В числе мероприятий, укрепляющих здоровье детей, особое место занимает режим дня. Чередование различных видов деятельности, труда и отдыха способствуют сохранению жизнедеятельности и работоспособности учащихся, укрепляет их здоровье. В режиме определены виды деятельности учащихся во внеурочное время и указаны примерные часы их проведения. Особое внимание обращается на проведение прогулок детей и игры на свежем воздухе.
Состояние здоровья человека во многом зависит от выработанных у него генетических навыков. Дети с недостатками слуха приходят в школу, как правило, с отработанными в семье и детском саду гигиеническими навыками ухаживать за чистотой лица, тела, одежды. Но уровень сформулированности гигиенических навыков не у всех школьников одинаков.
Задача школы – обогатить школьников знаниями о гигиене, закрепить имеющиеся у них гигиенические навыки и выработать новые, необходимые для жизни в интернате. Эта задача выполняется всем педагогическим коллективом школы-интерната, а медицинский персонал учреждения оказывает консультативную помощь. Большая роль в воспитании гигиенических навыков учащихся принадлежит санаторно-гигиеническому режиму в школе-интернате. Он требует рациональной организации в неурочной деятельности учащихся от подъема до занятий в школе (утренние прогулки, зарядки): соблюдение гигиенических норм во время урока (освещенность класса, систематическое их проветривание, перерывы в работе), обязательное пребывание на воздухе в течение двух часов, регламентированное во времени приготовления домашних занятий.
Немаловажное значение имеет специальное обучение учащихся гигиенических навыков на занятиях в интернате, систематическое закрепление их в повседневной жизни.
Отставание детей с недостатками слуха в развитии своих двигательных навыков диктует необходимость систематического проведения коррекционной работы по определению отрицательных последствий глухоты (тугоухости). Решение этой задачи предполагает комплексное воздействие на учеников со стороны учителя ритмики и физкультуры, педагога, ведущего обучения, воспитателя и медицинского персонала школы. Суть такого комплексного воздействия в том, что любая организованная деятельность детей в интернате (трудовая, игровая, учебная, спортивная) предусматривает коррекцию недостатков физического развития. В трудовой деятельности развиваются плавность, точность, ритмичность, дифференцированность, экономность, координированность движений, скоростно-силовые качества детей. В игре совершенствуется быстрота, ловкость, выносливость, закрепляются умения выполнять основные движения, бегать, лазить, ходить. В учебной деятельности обращаются внимания на развитие мелкой моторике рук учеников.
На уроках физкультуры в специальных упражнениях отрабатывается ритм движений, обращается внимание на развитие тактильно-вибрационных и кинестетических ощущений. Предусматриваются упражнения для коррекции нарушенного равновесия и ориентировки в пространстве. Здоровые, нормально развивающиеся дети совершенствуют ежедневно 12-16 тыс. локомоторных движений, т.е. до 9 тыс. движений в час. Предоставление детям возможности двигаться, позволяя проявлять энергию роста, прививают вкус к движениям, обеспечивает покой в другие отрезки времени (на уроке, при подготовке домашних заданий и прочие). Из этого вытекает еще одна задача физического воспитания – развитие основных двигательных качеств, необходимых для жизнедеятельности школьника, совершенствование двигательных навыков. В основном эта задача решается на уроках ритмики и физической культуры, на музыкально-ритмических занятиях. Само содержание программы предполагает проведение разнообразных общеразвивающих и специальных упражнений на развитие и совершенствование основных движений.
Работа школы по физическому воспитанию детей с недостатками слуха направлена на осуществление еще одной задачи – формирование интереса к физической культуре и спорту, желание совершенствовать свое спортивное мастерство. Школьная практика показывает, что дети с недостатками слуха проявляют интерес к спорту, но этот интерес не является устойчивым, и лишь у не многих он превращается в личностную направленность. Задача реализуется средствами внеклассной и внешкольной работы.
Занятия физкультурой и спортом всегда сопряжены с волевыми усилиями человека, с умением работать в коллективе. Успех или неуспех в спортивных занятиях вызывают сильные моральные переживания. Неумения управлять эмоциями может привести или к завышенной самооценки, или к неуверенности, робости, занижению собственных возможностей и притязаний.
Задача школы – вести воспитательную работу с учениками по привитию им чувства коллективизма, воли, настойчивости.
Занятия физкультурой невозможно отделить от центральной и специфичной задачи школы – формирование речи как средство общения. Эта задача решается в ходе всех видов деятельности, включенных в систему физического воспитания. Обогащение речи новыми понятиями, спортивной терминологии, развитие речевого общения воспитанников на уроках, спортивных занятиях и внеклассных мероприятиях позволяют добиться не только более высокого уровня речевого развития учеников, но и более сознательного выполнения ими движения.
Все выделенные задачи физического воспитания реализуются взаимосвязано.
1.4 Особенности развития движений у детей в процессе специальных занятий физическими упражнениями.
В ходе педагогических экспериментов решались вопросы, связанные с определением особенностей развития движений у детей: у глухих и у учащихся массовой школы.
Под наблюдением находились две группы: учащихся 6-7 классов школы глухих и массовой школы. Учащиеся экспериментальных групп на протяжении 6 месяцев выполняли одинаковый комплекс специальных упражнений на равновесие, точность, координацию, быстроту, силу, гибкость, выносливость и прыгучесть с одинаковой дозировкой для каждого опытной группы.
В эксперименте приняло участие 48 школьников 11-14 лет. До и после эксперимента у всех испытуемых определялись показатели функции равновесия, точности, координации и быстроты движений мышечной силы, прыгучести, подвижности в суставах и выносливости.
В экспериментальный период у испытуемых двух групп произошли положительные, но неодинаковые изменения показателей функции равновесия (таб.1). Наибольшие сдвиги показателей функции равновесия выявлены при участии всех анализаторов: прирост в этой группе составляет 117сек. У глухих величина прироста исследуемого показателя несколько меньше (103сек.).
Таким образом, эффективность развития функции равновесия при специальном обучении у детей зависит от того, какие анализаторы в условиях дефекта вступают «в кооперацию» по поддержанию устойчивости тела в гравитационном поле.
Таблица 1.
Изучаемые функции |
Глухие (16 чел.) |
сдвиг |
Слышащие (32 чел.) |
сдвиг |
||
До э. |
После э. |
До э. |
После э. |
|||
Функция равновесия (сек) Закрытые глаза Открытые глаза Точность (град.) Сила (кг) Скорость (час) Прыгучесть (см) Подвижность (см) Выносливость (сек) Координация (баллы) |
8 57 7 23 21 154 0 33 4 |
22 160 2,3 27 24 171 3 51 4,8 |
14 103 4,7 4 3 17 3 18 0,8 |
27 84 5,2 25 20 166 -1 42 4,2 |
39 201 2,2 30 24 176 6 85 5 |
12 117 3 5 4 10 7 43 0,8 |
Совместная деятельность всех анализаторов создает наилучшие условия для развития функции равновесия у школьников. Выключение из анализаторной системы какого-либо одного анализатора существенно сказывается на развитие этой функции. В принципе, при выключении того или иного анализатора из совместной деятельности всех анализаторов развития функции равновесия осуществляется при кооперировании сохранившихся анализаторов: при выключении зрительного анализатора за счет кинестетического, тактильного и слухового анализаторов; при выключении слуха за счет зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Наибольший эффект в улучшении показателей функции равновесия в условиях выключения одного анализатора дает «кооперирование» слухового, кинестетического и тактильного анализаторов. «Кооперирование» зрительного, кинестетического и тактильного анализаторов на развитии функции равновесия сказывается в меньшей степени, хотя и при этом она улучшается довольно значительно (на 103сек.). Это говорит о том, что в поддержании устойчивости тела органов слуха имеет большое значение, чем зрение. У глухих детей функция равновесия «страдает» в большей степени, чем у слепых и слабовидящих школьников.
В таб.1 представлены изменения координации, быстроты и точности движений в процессе специального обучения у глухих и учащихся массовых школ. Результаты проведенного эксперимента свидетельствует о том, что сдвиги в показателях координации точности и быстроты движений неодинаковы.
При участии всех анализаторов координация движений у детей улучшилась до 5 баллов, у глухих – до 4,8 балла.
Комплексная деятельность всех анализаторов (кинестетического, слухового, зрительного и т.д.) имеет решающее значение для развития координации, быстроты и точности движений. В этом случае эти показатели изменяются в наибольшей степени.
У учащихся массовой школы за время эксперимента произошли существенные сдвиги в изучаемых показателях (координации, точности, быстроты движений мышечной силы и выносливости), что объясняется нормальным функционированием у детей этого контингента высшей нервной деятельности.
У глухих (выключение слухового анализатора) также замедляется развитие координации, точности и быстроты движений. Одной из причин такого явления – резкое уменьшение словесной информации о выполняемых движениях в процессе обучения. В процессе обучения движениям громадную роль играет слово. В определенном отношении оно оказывается не менее, а иногда даже более доходчивым, чем прямое восприятие. Речь идет, в частности, о пояснении деталей и механизмов движений, с трудом поддающихся непосредственному наблюдению или вообще скрытые от него. Слово и показ в процессе обучения движениям не только взаимосвязаны, но и по действию своему переходят одно в другое. Это объясняется единством чувственной и логической ступени познания, а с физиологической точки зрения – единством первой и второй сигнальных систем действительности.
Развитие выносливости, мышечной силы и скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры также зависит от состояния анализаторных систем, что показано в таблице 1.
Принципиальной разницы в темпах прироста подвижности в суставах у глухих и учащихся массовых школ в процессе специальных занятий не выявлено. Развитие подвижности в суставах человека определяется в основном функциональными возможностями суставно-связочного и мышечного аппаратов: конгурентностью суставных поверхностей, растяжимостью связочного и мышечного аппаратов и суставной сумки, эластичностью мышц. Роль зрительного, слухового, тактильного анализаторов в развитии подвижности в суставах чрезвычайно мала, чем и объясняется довольно равномерное развитие подвижности в суставах у детей.
При выключении того или иного анализатора из «комплексного анализатора» отставание показателей различных движений выражено не в одинаковой степени, что отчетливо видно из таб. 2.
Наибольшее значение зрение имеет для функции равновесия, координации, быстроты и выносливости (отставание от нормы от 20 до 50%).
У глухих в наибольшей степени «страдает» функция равновесия (на 80%), координация (на 25%) и точность движений (на 20%). Амплитуда и быстрота движений, мышечная сила, выносливость у глухих школьников от нормы отстают в меньшей степени (от 5 до 16%).
Таблица 2
Отставание различных сторон двигательной функции от нормы у аномальных детей (в %), у четырнадцатилетних мальчиков
Название движений |
слепые |
глухие |
умственно отсталые |
Точность Координация Амплитуда Быстрота Мышечная сила Выносливость Функция равновесия |
10 20 15 20 15 30 50 |
20 25 10 16 5 15 80 |
50 50 43 30 30 15 40 |
При поражении нервной системы большое отставание от нормы выражено почти по всем изучаемым движениям (от 30 до 50%).
Для оценки степени отставания от нормы показателей различных движений у детей определяется «суммарный показатель отставания движений» (СПОД) в формуле:
СПОД= Х1 + Х2 + Х3 +… + Хn / H
СПОД у глухих равняется 24%, у слепых – 23%, у умственных отсталых детей – 35%.
Нарушение высшей нервной деятельности приводят к резкому уменьшению показателей проявления различных движений. У слепых и глухих школьников СПОД значительно меньше, чем у умственных отсталых школьников.
При изыскании методов совершенствования функции зрительных и слуховых анализаторов в управлении движениями удалось вскрыть ряд важнейших закономерностей:
1) временное ограничение зрительного и слухового контроля при выполнении движений способствует повышению качества выполняемых движений (точности, координации и т.д.) и отчетливости мышечно-суставных ощущений; в таких движениях двигательный анализатор играет ведущую роль и в процессе образования тонких дифференцировок частично замещает функции зрительного и слухового анализатора;
2) эффективность приемов ограничения зрения при выработке пространственных дифференцировок движений существенно зависит от методики их применения;
3) способности глухих детей точно оценивать движение совершенствуются тем успешнее, чем точнее информация, подаваемая из вне.
Глухие дети, занимающиеся в спортивной секции, не имеют правильного представления о длительности производимых ими движений любой амплитуды и направления. Поэтому необходимо предварительно воспитывать чувство времени с помощью срочной информации о временных параметрах выполняемых движений. Выяснилось, что при наличии срочной информации дети довольно быстро учатся определять время своих движений [18].
В процессе обучения движению глухих детей ведущая роль принадлежит анализаторам. Ведь двигательные представления складываются в сознании детей далеко не сразу. Как известно, источником представления является ощущения, возникающие, благодаря различным раздражителям внешней среды от мышц и сводок, глаза и уха, от кожи и внутренних органов в кору больших полушарий головного мозга идут нервные пути, проводящие в нее все раздражения, которые падают из окружающий среды на органы чувств – анализаторы.
Так, в момент выполнения прыжка в высоту в кору поступают различные раздражения, идущие от мышц и связок, от вестибулярного аппарата, от органов зрения и слуха. Эти раздражения (сигналы), сталкиваясь и дифференцируясь в коре, вызывают ответную реакцию, главным образом со стороны двигательного аппарата, осуществляемого это упражнение.
Следовательно, чтобы правильно координировать все действия, связанные с выполнением физического упражнения, необходимо слаженная деятельность всех анализаторов. С помощью анализаторов человек в каждую долю секунды получает информацию о том, какие действия совершают его части тела. Если упражнение составляет для школьника значительную трудность, то он далеко не сразу начинает правильно оценивать свои действия и, в частности, положение тела и его звеньев в пространстве.
В процессе разучивания движений школьники постепенно уточняют свои мышечные, зрительные, тактильные представления, т.е. те, которые возникают в процессе правильного выполнения движений. Выпадение одного или двух анализаторов из такой деятельности анализаторов приводит к замедлению формирования движений в процессе обучения.
Анализаторы существуют не изолированно друг от друга. Совокупность анализаторов представляет условную систему – единства в многообразии, в котором все они взаимосвязаны и взаимозависимы. Однако в этом многообразном единстве при выполнении определенных движений отдельные анализаторы занимают ведущее место. На основании многолетних личных наблюдений, что при выполнении каждого упражнения, каждого движения тот или иной анализатор является ведущим. В зависимости от их преимущественного проявления все упражнения разбиваются на три группы (таб.3):
1) Упражнения, в которых ведущим является зрительный анализатор.
2) Упражнения, в которых ведущим является слуховой анализатор.
3) Упражнения, где ведущим анализатором будет двигательный.
Классификация упражнений на основе участия анализаторов при выполнении имеет важное практическое значение при планировании средств и методов физического воспитания для глухих детей и учащихся массовых школ.
Значение анализаторов при выполнении различных движений.
Таблица 3
Группы |
Виды движений |
Ведущий анализатор |
Ближайший анализатор по отношению к ведущему |
Другие анализаторы |
I II
III |
Нормальные дети Упражнения на точность Упражнения на равновесие, на точность оценки временных параметров движений Упражнения на силу, выносливость, гибкость Упражнения для развития чувства ритма |
Зрительный Вестибулярный Слуховой
Двигательный
Двигательный |
Слуховой Зрительный
Зрительный
Слуховой |
Двигательный
Слуховой Тактильный Зрительный Тактильный |
I
II |
Глухие Упражнения на равновесие, точность, координацию, ритм движений, быстроту Упражнения на силу, выносливость, гибкость |
Зрительный
Двигательный |
Двигательный
Зрительный |
Тактильный
Тактильный |
Разграничение роли анализаторов для формирования движений позволяет более целенаправленно использовать разные средства в процессе обучения детей различным движениям. Нельзя забывать при этом о всестороннем использовании сохранившихся анализаторов для коррекции движений.
Формирование функциональной системы, проявляющееся в новом движении, имеет много сходного с теми закономерностями, которые установлены советскими психологами в отношении развития психических функций [7].
Каждое движение, как и психическая функция, возникает в результате длительного развития, обусловленного активным взаимодействием организма детей с окружающей средой при целенаправленных воспитательных воздействиях педагога.
В процессе формирования лишние, неподкрепляемые звенья затормаживаются и выпадают, и последовательность их включения изменяется.
Путем педагогических воздействий можно обеспечить своевременное развитие движений у детей, не допустить значительного отставания в развитии статических и локомоторных функций у глухих школьников от нормы и компенсировать образовавшуюся в результате недостатка воспитательных воздействий резкую задержку в развитии движений.
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования
2.1. Задачи исследования
Целью исследования явилось научное обоснование эффективности применения баскетбола как средства специальной и физической реабилитации детей подросткового возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности двигательной деятельности и психического состояния лиц с нарушением органов слуха.
2. Определить эффективность влияния регулярных занятий баскетболом на физическое развитие и физическую подготовленность детей.
3. Выявить динамику показателей технической подготовленности у занимающихся баскетболом в условиях специальной школы-интерната.
2.2. Методы исследования
Для решения указанных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение литературных данных.
2. Педагогические наблюдения.
3. Тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математической статистики.
Объектом наблюдения в ходе исследования явились учащиеся восьмых классов школы-интерната для слабослышащих и позднооглохших детей г. Хабаровска.
Предметом наблюдения были показатели физической и технической подготовленности занимающихся баскетболом. Педагогический эксперимент был организован в период с октября 2014 г. по май 2015г.
В ходе эксперимента организованы две группы: контрольная и экспериментальная, по восемь человек в каждой. Занятия в обеих группах проводились три раза в неделю по 90 минут. Контрольная группа занималась общей физической подготовкой, экспериментальная группа – по программе обучения основам техники баскетбола.
Для оценки физической и технической подготовленности учащихся применены комплексы контрольных тестов:
1) Бег 6, 20, 60 м с высокого старта (с). Проводится на дорожке стадиона. Количество стартующих в забеге определяется условиями, при которых бегущие не мешают друг другу. Секундомер включается в момент, когда сзади стоящая нога отрывается от дорожки.
2) Непрерывный шестиминутный бег (м). Условия проведения те же. Учитывается расстояние, которое преодолевает учащийся в течение 6 минутного бега.
3) Челночный бег 3*10 м (с). Тест проводят в спортивном зале на ровной дорожке, длиной не менее 12-13 см, измеряют 10-ти м участок, старт и финиш отмечают линией. На дальний полукруг за финишной линией кладут деревянную палку (длина равна 15 см). Учащийся становится за стартовой линией и по команде «Марш» начинает бег в сторону финишной черты: обегает полукруг, берет палку и возвращается к линии старта, кладет палку (бросать не разрешается) в полукруг на стартовую линию и снова бежит к дальней финишной черте, пробегая ее. Учитывают время выполнения задания по команде «Марш» и до пересечения линии.
4) Прыжок в длину с места (см) – выполняется толчком двух ног от линии или края доски на покрытие, исключающее жесткое приземление. Измерение дальности прыжка осуществляется рулеткой.
5) Метание теннисного мяча вперед (м). Проводится на дорожке стадиона, дальность броска измеряется рулеткой.
6) Подтягивание в висе на перекладине (кол-во раз). Выполняют из положения виса хватом сверху. Руки на ширине плеч, темп выполнения произвольный. Подтягивание считается выполненным, если при сгибании рук подбородок находится выше перекладины, не засчитываются попытки при вспомогательных движениях ног и туловища.
7) Быстрота и ловкость защитных передвижений (с). Учащийся из баскетбольной защитной стойки последовательно без пауз выполняет рывки из исходной точки 1 в точки 2, 3, 4, 5, 6 (рис.1), обязательно нанося удар рукой по набивным мячам, лежащим в этих точках, и возвращается каждый раз в точку 1, а также, нанося удар по набивному мячу, причем рывки из точки 1 в точки 3, 4, 5 выполняется лицом вперед, возвращение в точку 1 спиной вперед, а из точки 1 в точки 2,6 и обратно боком, приставными шагами. Секундомер останавливается в момент удара игроком по мячу в точки 1 из возвращения из точки 6.
8) Стабильность штрафных бросков (кол-во очков). Учащийся выполняет 30 бросков сериями по три броска подряд в полном соответствии с правилами игры поочередно в оба щита, передвигаясь от щита к щиту с ведением. После первых двух бросков мяч игроку подает партнер, после третьего он подбирает его сам. Учитывается суммарное количество очков.
9) Серийная прыгучесть (с). Учащийся преодолевает расположенные по кругу натянутые резиновые тяжи, расположенные вплотную друг к другу крестом. Всего преодолевается три круга без пауз и подшагиваний на время (измеряется с точностью до 10-ти долей секунды от стартового сигнала до момента приземления после последнего прыжка). Учащемуся предоставляется одна попытка.
Рис. 1 Оценка быстроты и ловкости защитных передвижений
Методы математической статистики
Методы математической статистики применялись в соответствии с задачами исследования и с характером экспериментальных данных.
Нами высчитывались:
1) Средняя арифметическая величина (M):
M = SV / n, где
S – знак суммирования;
V – полученные значения в исследовании;
n – число вариантов
2) Среднее квадратичное отклонение (s):
s = m Vmax – Vmin / k, где
Vmax –наибольшее значение варианты
Vmin – наименьшее значение варианты
k – табличный коэффициент, соответствующий определенной величине размаха
3) Средняя ошибка средней арифметической (m):
M = m s / √n, где
n – число вариант
4) Критерий достоверности (tp; ) по таблице Стьюдента:
tp = (M1 – M2) / √m12 – m22
5) Процентный прирост признаков:
Прирост = | M1 – M2|*100% / M1
При проверке статической значимости (достоверности) в качестве основного (предельно допустимого) был выбран 5% уровень значимости (0,05), как наиболее целесообразный.
2.3 Организация исследования
Исследование было организовано в три этапа:
- на первом этапе осуществлялся анализ данных специальной научной литературы по избранной теме, определялась методология исследования;
- на втором этапе был проведен сравнительный педагогический эксперимент, который был завершен в мае 2015 года;
- на третьем этапе проведена математическая обработка полученных данных, анализ и обобщение материала исследования, оформление работы в целом.
Глава 3. Результаты собственных исследований и их обсуждение.
Характер игровых действий в баскетболе требует от участников способности быстро выполнять различные по направлениям усилия; умения многократно использовать «стартовые» рывки, по первому требованию игровой ситуации изменять направление бега и его скорость, быстро и своевременно включаться в борьбу за мяч, отскочивший от щита, стараясь овладеть им в наивысшей точке, вести и передавать мяч с максимальной быстротой, силой, точностью.
Для овладения всем арсеналом игровых средств, характерных для современного баскетбола, необходим достаточно высокий уровень скоростно-силовой подготовленности.
Техника баскетбола имеет два больших раздела: техника нападения и техника защиты. Действия в нападении включают технику передвижения и технику владения мячом, а техника защиты – передвижения, отбор мяча и противодействия.
На начальном этапе обучения глухих детей необходимо: а) привить им правильные навыки осуществления игровых действий игры; б) воспитать навыки выполнения игровых действий, состоящих из этих приёмов; в) научить их применять изученные приёмы и игровые действия в простейших условиях игры.
С этой целью необходимо подбирать упражнения для индивидуального совершенствования таких действий, как передача и ловля мяча, ведение и броски мяча в корзину.
Данные проведенного эксперимента с использованием
методики, направленной на развитие скоростно-силовых качеств, представлены в
таблице 3. Полученные результаты свидетельствуют о пользе силовой подготовки и
рациональности комплексного развития физических качеств с преимущественной
направленностью на развитие быстроты. Так, результаты бега на 20 м (рис.2)
свидетельствуют о том, что произошел прирост показателей как в контрольной,
так и в экспериментальной группах.
В контрольной группе на начало эксперимента средний групповой результат был равен 4.14 с и в конце эксперимента – 4.0 с. Прирост составил 3,38%, при P<0,05.
В экспериментальной группе в начале эксперимента был равен 4.1 с, в конце эксперимента – 3.9 с. Прирост составил 4,88%, P<0,05.
При этом в контрольной группе испытуемый Дорош улучшил результат на 4,88%, а в экспериментальной группе испытуемый Ткачук улучшил на 7,5%.
На рис.3 показаны результаты в метании мяча, где прирост соответственно составил 5,41% (P>0,05) в экспериментальной группе и 2,70% (P>0,05) в контрольной группе. Что, на наш взгляд, свидетельствует об эффективном применении в занятиях с экспериментальной группой достаточно большого количества упражнений с набивным мячом, что по утверждению В.П.Филина (1968) комплексно развивают скоростно-силовые качества «взрывного» характера основных мышечных групп: рук, плечевого пояса и т.п.
Существенные изменения обнаружены в проявлении выносливости (рис.4). В контрольной группе в начале эксперимента средний показатель был равен 1140 м. После эксперимента результат возрос на 72,5 м. В экспериментальной группе соответственно в начале эксперимента средний показатель был равен 1100 м, после эксперимента результат возрос на 100 м.
Если сравнить эти показатели с модельными, то результат экспериментальных групп на 2,73% лучше, что подтверждает эффективность воздействия систематических занятий баскетболом на уровень проявления функциональных способностей.
Менее значимый прирост к концу эксперимента выявлен в показателях ловкости (рис.5). Так, в контрольной группе результат в тесте на ловкость защитных перемещений составил 2,32% (P>0,05), а в экспериментальной группе – 2,47% (P<0,05).
В контрольной группе до эксперимента был равен 8.19 с, после эксперимента – 8.0 с, а в экспериментальной группе в начале эксперимента составил 8.1 с, в конце эксперимента – 7.9 с.
Изменились также за этот период и показатели технической подготовленности испытуемых, так обнаружен прирост результатов в точности штрафных бросков как в контрольной, так и в экспериментальной группах, соответственно 0% (P>0,05) и 33,3% (P<0,05) (рис.6). При этом отмечено, что при сравнении средних показателей в контрольной группе результат вырос незначительно, в то время как в экспериментальной произошли существенные изменения: если в начале эксперимента результат равнялся 15 попаданий, то после эксперимента – 22 попаданий.
Анализ защитных передвижений испытуемых также говорит о положительном воздействии проведенного эксперимента и их изменение (рис.7).
Результаты, полученные в ходе проведенного эксперимента, показывают, что при достоверных межгрупповых различиях, более высокие приросты показателей всех основных физических качеств произошли в экспериментальной группе, что доказывает большую эффективность разработанной методики, направленной на развитие скоростно-силовых качеств, по сравнению общепринятой, рекомендованной программой по физическому воспитанию для глухих и слабослышащих детей подросткового возраста.
ВЫВОДЫ
1) В процессе анализа и обобщения данных специальной научной литературы установлено, что нарушение слуха отрицательно сказывается на физическое развитие, физической подготовленности и деятельности функциональных систем. Это обусловлено несовершенством двигательного анализатора и ставит проблему поиски средств и методов оптимизации двигательной активности детей и подростков.
2) Результаты экспериментального исследования позволили обосновать эффективность влияния регулярных занятий баскетболом на физическую подготовленность занимающихся, что выражено в достоверном изменении показателей:
· скоростно-силовых способностей на 5,41%;
· скоростных способностей на 4,88%:
· общей выносливости на 9,09%;
· ловкости на 2,47%.
В контрольной группе достоверных изменений обнаружено в показателях скоростных способностей на 3,38% и общей выносливости на 6,36%.
3) В ходе эксперимента определены закономерные изменения в показателях технической подготовленности. Так, выполнение штрафных бросков в экспериментальной группе составило 33,3% (P<0,05), в контрольной группе – 0% (P>0,05); защитных передвижений (в экспериментальной группе – 2,78% при P<0,05, в контрольной группе – 0,46% при P>0,05); серийности прыжков (в экспериментальной группе – 3,9% при P>0,05, в контрольной группе – 1,31% при P>0,05).
Таким образом, полученные результаты проведенного исследования свидетельствует об эффективности влияния занятий баскетболом на уровень физической и технической подготовленности занимающихся.
Библиографический список
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: ФК и С,1978. –222 с.
2. Бабенкова, Р.Д. Вопросы физического воспитания глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста / Р.Д. Бабенкова // Дефектология. 1983. – №3. – С.21–29.
3. Байкина, Н.Г. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих: учебное издание / Н.Г. Байкина, Б.В. Сермеев. – М.: Советский спорт, 1991. – 62 с.
4. Баскетбол (под об.ред. Портнова Ю.М.): уч-к для институтов физической культуры. – М.: ФК и С,1988. – 289 с.
5. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – Изд-во АПН СССР, М.,1963. – 335 с.
6. Воспитательная работа в школе слабослышащих: из опыта работы. [Сб.ст.] / Составитель Никулина Л.В. – М.: Просвещение,1985. –70 с.
7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6- т. Т.5. Основы дефектологии / Лев Семенович Выгодский; Под ред. Т.А.Власовой. – М.: Педагогика, 1983. – С.101–115.
8. Гозова, А.П. Выработка двигательных навыков у глухих школьников /А.П. Гозова // Специальная школа. –1961. – Выпуск 3. – С.34–40.
9. Дефектология: Словарь-справочник /Авт.-сост. С.С.Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа, 1996. – 80 с.
10. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. – М.: Советский спорт, 2000. – 240 с.
11. Козырнов, Г.Ф. Исследование особенностей методики физического воспитания глухих школьников. (На материале фехтования): автореф. дис. . канд. пед. наук / Козырнов Геннадий Фадеевич; ГЦОЛИФК. М., 1972. – 26 с.
12. Коррекционная педагогика: учебное пособие / Под ред. Б.П. Пузанова. – 3-е изд., доп. – M.:Academia, 1999. – 155 с.
13. Костанян, А.О. Об особенностях движений глухих школьников // Пятая научная сессия по дефектологии: Тезисы докладов/ А.О.Костанян; Под ред. Т.А. Власовой и др., НИИ дефектологии АПН СССР. – М., 1967. – С.293–294.
14. Развитие познавательной деятельности глухонемых детей. Под ред. Соловьева И.М. – М.,Учпедгиз,1957. –258 с.
15. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения ./ Под ред. Розановой Т.В. НИИ дефектологии АПН СССР. – М.: Педагогика,1958. –174 с.
16. Рау, Н.А. Дошкольное воспитание глухих. – М., Учпедгиз, 1947. – 204 с.
17. Ростомашвили, Л. Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития: учеб. пособие / Л. Н. Ростомашвили. – М.: Советский спорт, 2009. –224 с.
18. Сермеев, Б.В. Особенности физического воспитания аномальных детей / Б.В. Сермеев // Дефектология. 1982. – №3. – С.29–33.
19. Совершенствование процесса обучения и воспитания глухих и слабослышащих учащихся: Межвуз.сб.научн.тр. [Редкол: К.А.Волкова (отв.ред.) и др.]. – М.: МГПИ,1984. –114 с.
20. Совершенствование познавательной деятельности глухих в процессе обучения: опыт экспер. исслед. / Под ред. Гозовой А.П.; НИИ дефектологии АПН СССР. – М., Педагогика,1986. – 383 с.
21. Сурдопедагогика [для дефектол. фак-та /А.В.Андреева и др.]; под ред. М.И.Никитиной. – М.: Просвещение, 1989. – 382 с.
23. Хода, Л.Д. Физическая реабилитация глухих детей 4-7 лет республики Саха (Якутия): автореф..канд. пед. наук / Хода Людмила Дмитриевна. Хабаровск, 1999. – 18 с.
Приложение 1
Таблица 4
Сравнительный анализ показателей физического развития и физической подготовленности занимающихся до эксперимента
Показатели ( n = 8 ) |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
tp |
P |
% |
||||
M |
±m |
± σ |
M |
±m |
± σ |
||||
1. Рост, см |
171 |
0,99 |
2,80 |
169 |
0,75 |
2,11 |
1,61 |
> 0,05 |
1,17 |
2. Вес, кг |
52,4 |
0,49 |
1,40 |
50 |
1,12 |
3,16 |
1,96 |
> 0,05 |
4,58 |
3. Окр.гр.кл., см |
82,5 |
0,25 |
0,70 |
82,9 |
0,25 |
0,70 |
1,13 |
> 0,05 |
0,48 |
4. Динометрия |
37 |
0,62 |
1,75 |
37 |
0,62 |
1,75 |
0 |
> 0,05 |
0 |
5. Бег на 6 м, сек |
1,96 |
0,02 |
0,07 |
1,9 |
0,04 |
0,11 |
1,34 |
> 0,05 |
3,06 |
6. Бег на 20 м, сек. |
4,14 |
0,01 |
0,04 |
4,1 |
0,04 |
0,11 |
0,98 |
> 0,05 |
0,96 |
7. Челночный бег, сек. |
8,19 |
0,07 |
0,21 |
8,1 |
0,02 |
0,07 |
1,24 |
> 0,05 |
1,10 |
8. Бег на 60 м, сек. |
10,4 |
0,10 |
0,28 |
10,6 |
0,12 |
0,35 |
1,28 |
> 0,05 |
1,92 |
9. Бег на выносливость, м |
1140 |
12,41 |
35,09 |
1100 |
24,81 |
70,18 |
1,44 |
> 0,05 |
3,64 |
10. Прыжки в длину с места, см |
173 |
0,99 |
2,81 |
175,6 |
0,99 |
2,81 |
1,86 |
> 0,05 |
1,50 |
11. Метание мяча, м |
37 |
0,25 |
0,70 |
37 |
0,99 |
2,81 |
0 |
> 0,05 |
0 |
12. Подтягивание |
8 |
0,49 |
1,4 |
7 |
0,49 |
1,4 |
1,44 |
> 0,05 |
12,5 |
Приложение 2
Таблица 5
Сравнительный анализ показателей физического развития и физической подготовленности занимающихся после эксперимента
Показатели ( n = 8 ) |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
tp |
P |
% |
||||
M |
±m |
± σ |
M |
±m |
± σ |
||||
1. Рост, см |
174 |
0.75 |
3.16 |
174 |
0.75 |
2.11 |
0 |
> 0,05 |
0 |
2. Вес, кг |
55 |
0,75 |
2,11 |
53 |
1,12 |
3,16 |
1,48 |
> 0,05 |
3,64 |
3. Окр.гр.кл., см |
83 |
0,37 |
1,05 |
84 |
0,75 |
2,11 |
1,20 |
> 0,05 |
1,20 |
4. Динометрия |
37 |
0,62 |
1,75 |
37 |
0,62 |
1,75 |
0 |
> 0,05 |
0 |
5. Бег на 6 м, сек |
1,9 |
0,02 |
0,05 |
1,86 |
0,01 |
0,04 |
1,8 |
> 0,05 |
2,1 |
6. Бег на 20 м, сек. |
4,0 |
0,02 |
0,07 |
3,9 |
0,05 |
0,14 |
1,85 |
> 0,05 |
2,5 |
7. Челночный бег, сек. |
8 |
0,06 |
0,18 |
7,9 |
0,04 |
0,11 |
1,40 |
> 0,05 |
1,25 |
8. Бег на 60 м, сек. |
10,2 |
0,06 |
0,18 |
10,2 |
0,15 |
0,42 |
0 |
> 0,05 |
0 |
9. Бег на выносливость, м |
1212,5 |
24,81 |
70,18 |
1200 |
24,81 |
70,18 |
0,36 |
> 0,05 |
1,04 |
10. Прыжки в длину с места, см |
175 |
1,24 |
3,51 |
177,25 |
0,75 |
2,11 |
1,55 |
> 0,05 |
1,29 |
11. Метание мяча, м |
38 |
0,75 |
2,11 |
39 |
0,87 |
2,46 |
0,86 |
> 0,05 |
1,29 |
12. Подтягивание |
9 |
0,49 |
1,4 |
8 |
0,49 |
1,4 |
1,44 |
> 0,05 |
11,1 |
Приложение 3
Таблица 6
Средние показатели физического развития и физической подготовленности занимающихся баскетболом в ходе эксперимента
Показатели ( n = 8 ) |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||||||||||||
До экспер-та |
После экспер-та |
tp |
P |
% |
До экспер-та |
После экспер-та |
tp |
P |
% |
|||||
M |
± m |
M |
± m |
M |
± m |
M |
± m |
|||||||
1. Рост, см |
171 |
0,99 |
174 |
1,12 |
2,01 |
>0,05 |
1,75 |
169 |
0,75 |
174 |
0,75 |
4,71 |
<0,05 |
2,96 |
2. Вес, кг |
52,4 |
0,49 |
55 |
0,75 |
2,90 |
< 0,05 |
4,96 |
50 |
1,12 |
53 |
1,12 |
1,89 |
> 0,05 |
6 |
3. Окр.гр.кл., см |
82,5 |
0,25 |
83 |
0,37 |
1,12 |
> 0,05 |
0,61 |
82,9 |
0,25 |
84 |
0,75 |
1,39 |
> 0,05 |
1,33 |
4. Динометрия, |
37 |
0,62 |
37 |
0,62 |
0 |
> 0,05 |
0 |
37 |
0,62 |
37 |
0,62 |
0 |
> 0,05 |
0 |
5. Бег на 6 м, сек. |
1,96 |
0,02 |
1,9 |
0,02 |
1,41 |
> 0,05 |
2,04 |
1,9 |
0,04 |
1,86 |
0,01 |
1 |
> 0,05 |
2,11 |
6. Бег на 20 м, сек. |
4,14 |
0,01 |
4,0 |
0,02 |
6,0 |
< 0,05 |
3,38 |
4,1 |
0,04 |
3,9 |
0,05 |
3,33 |
< 0,05 |
4,88 |
7. Челночный бег, сек. |
8,19 |
0,07 |
8,0 |
0,06 |
2,07 |
> 0,05 |
2,32 |
8,1 |
0,02 |
7,9 |
0,04 |
4,47 |
< 0,05 |
2,47 |
8. Бег на 60 м, сек. |
10,4 |
0,1 |
10,2 |
0,06 |
1,66 |
> 0,05 |
1,92 |
10,6 |
0,12 |
10,2 |
0,15 |
2,08 |
> 0,05 |
3,77 |
9. Бег на выносливость |
1140 |
12,41 |
1212,5 |
24,81 |
2,61 |
< 0,05 |
6,36 |
1100 |
24,81 |
1200 |
24,81 |
2,84 |
< 0,05 |
9,09 |
10. Прыжки в длину с места, см |
173 |
0,99 |
175 |
1,24 |
1,25 |
> 0,05 |
1,16 |
175,6 |
0,99 |
177,25 |
0,75 |
1,33 |
> 0,05 |
0,94 |
11. Метание мяча, м |
37 |
0,25 |
38 |
0,75 |
1,26 |
> 0,05 |
2,70 |
37 |
0,99 |
39 |
0,87 |
1,52 |
> 0,05 |
5,41 |
12. Подтягивание |
8 |
0,49 |
9 |
0,49 |
1,44 |
> 0,05 |
11,1 |
7 |
0,49 |
8 |
0,49 |
1,44 |
> 0,05 |
11,1 |
Приложение 4
Таблица 7
Сравнительный анализ показателей технической подготовленности занимающихся баскетболом до эксперимента
Показатели ( n = 8 ) |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
tp |
P |
% |
||||
M |
±m |
± σ |
M |
±m |
± σ |
||||
1. Защитные передвижения, сек. |
21,7 |
0,16 |
0,46 |
21,6 |
0,12 |
0,35 |
0,5 |
> 0,05 |
0,46 |
2. Штрафные броски |
15 |
1,36 |
3,86 |
15 |
0,87 |
2,46 |
0 |
> 0,05 |
0 |
3. Серийность прыжков, сек. |
7,6 |
0,12 |
0,34 |
7,7 |
0,16 |
0,46 |
0,5 |
> 0,05 |
0,46 |
Приложение 5
Таблица 8
Сравнительный анализ показателей технической подготовленности занимающихся баскетболом после эксперимента
Показатели ( n = 8 ) |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
tp |
P |
% |
||||
M |
±m |
± σ |
M |
±m |
± σ |
||||
1. Защитные передвижения, сек. |
21,6 |
0,16 |
0,46 |
21,0 |
0,12 |
0,35 |
3 |
< 0,05 |
2,77 |
2. Штрафные броски |
15 |
1,24 |
3,51 |
20 |
0,62 |
1,75 |
3,65 |
< 0,05 |
33,3 |
3. Серийность прыжков, сек. |
7,5 |
0,12 |
0,35 |
7,4 |
0,15 |
0,42 |
0,53 |
> 0,05 |
1,33 |
Приложение 6
Таблица 9
Средние показатели технической подготовленности занимающихся баскетболом в ходе эксперимента
Показатели ( n = 8 ) |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||||||||||||
До экспер-та |
После экспер-та |
tp |
P |
% |
До экспер-та |
После экспер-та |
tp |
P |
% |
|||||
M |
± m |
M |
± m |
M |
± m |
M |
± m |
|||||||
1. Защитные передвижения, сек. |
21,7 |
0,16 |
21,6 |
0,16 |
0,47 |
> 0,05 |
0,46 |
21,6 |
0,12 |
21,0 |
0,12 |
3,53 |
< 0,05 |
2,78 |
2. Штрафные броски |
15 |
1,36 |
15 |
1,24 |
0 |
> 0,05 |
0 |
15 |
0,87 |
20 |
0,62 |
4,67 |
< 0,05 |
33,3 |
3. Серийность прыжков, сек. |
7,6 |
0,12 |
7,5 |
0,12 |
0,59 |
> 0,05 |
1,31 |
7,7 |
0,16 |
7,4 |
0,15 |
1,34 |
> 0,05 |
3,9 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.