Эффективность урока как условие повышения качества образования.
Все мы знаем, что одной из главных задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока как средства повышения качества образования. Слово «эффективность» в переводе означает – результат какого-либо действия. А урок остается одним из основных компонентов школьного образования.
Я задаю себе вопросы: Зачем я прихожу в класс? С какой целью? Какую задачу ставлю перед собой? Для чего и, главное, для кого? Что ожидает каждый из нас от урока? Каким он нам видится? Каким должен быть эффективный урок, каким он может быть, если грамотность и мастерство учителя соединяются. И как в эффективном уроке соседствует традиционное и новое?
Эффективный урок имеет свое лицо, своеобразие, которое определяется индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников. Считаю, что кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна еще и грамотность учителя. А значит, умение планировать, проводить и анализировать урок.
Реальная эффективность урока - его результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приемами ни пользовался педагог, но если ученики не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке учащиеся должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.
Когда урок делают вместе учитель и ученик, когда к нему готовы и учитель, и ученики, можно говорить о его эффективности.
Урок нельзя считать эффективным, если я не создала все предпосылки для возникновения «ситуации успеха» обучающихся. Существует огромное разнообразие всем известных приемов и методов, но я поделюсь своей разработкой.
Многим из вас знаком лист оценивания, применяемый в технологии модульного обучения, который превратился сначала в оценочный лист, а затем в лист успеха.
Для разной возрастной категории я разработала листы или карты успешности. Можно увидеть различные критерии оценивания, варьировать и само оценивание. То есть, карта успешности очень гибкая для работы со всем классом, в группах, для защиты проектов, а так же для помощи ученикам в их индивидуальных учебных достижениях.
Каждый учитель хочет найти сильные и яркие мотивы, развивающие интерес к предмету, вызывающие стремление самостоятельно, осознанно осваивать материал, заставляющие включаться в творческую деятельность каждого ученика. Мне в этом помогает проектная деятельность.
Все эти достижения говорят о результате совместных действий и повышении качества образования. Эффективный урок должен ориентироваться на успех участников урока, ведь современный урок сегодня – это активная (самостоятельная) деятельность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.