Эффективные ИКТ- технологии при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Оценка 4.8

Эффективные ИКТ- технологии при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Оценка 4.8
docx
16.05.2020
Эффективные ИКТ- технологии при подготовке  к ЕГЭ по русскому языку
Бобровник С.В. Эффективные ИКТ- технологии при подготовке к ЕГЭ по русскому языкуу.docx

Бобровник Светлана Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ « ЕСШ №3»

г. Елизово,  Камчатский край

Эффективные ИКТ- технологии при подготовке

к ЕГЭ по русскому языку

Наша основная задача в 10-11 классах при подготовке к итоговой аттестации заключается в закреплении, обобщении и систематизации пройденного материала.

Для решения данной задачи необходимо оптимизировать все ресурсы, которые помогут за 2 года помочь учащимся    не только достигнуть минимального порога, но что важнее всего высокого качества выполнения всех частей ЕГЭ.

Что может стать такими ресурсами? Ресурсы учебных предметов, ресурсы специальных курсов и, конечно же, ресурсы тестовых и информационно-коммуникационных технологий.

 Информационные технологии сегодня органично вписываются в учебный процесс, позволяют  быстро получить необходимую информацию, помогают организовать вариативность учебной деятельности, ее индивидуализацию и дифференциацию. Кроме того, ИКТ способствует более эффективно организовать взаимодействие учащихся и учителя, сделать ученика активным субъектом образовательной деятельности.

Что дает применение ИКТ на уроке и в частности на уроках по подготовке к ЕГЭ?

-активизировать процесс обучения

- повысить темп урока

- увеличить объем самостоятельной работы учащихся

- задействовать визуальный и кинестетический  каналы восприятия

В первую очередь мы прибегаем к мультимедийной презентации, так это

·                  наглядное представление нового материала;

·                  опорный материал для работы на уроке и дома;

·                  средство актуализации и коррекции знаний;

·                  визуализация предмета речи.

 

Но сейчас, когда доступ в Интернет стал общедоступным (этому предшествовал Указ президента) на уроке стали широко применяться интернет- технологии.

Наиболее эффективными считаю следующие ресурсы: тренажеры, интерактивные таблицы, он-лайн – тесты. Нельзя также не остановиться на таком ресурсе, как ИД (интерактивная доска)

Направления применения ИКТ при подготовке к ЕГЭ:

- средство управлением учением ученика (возможность многократного повторения, исправления),

-создание заметок с помощью электронных чернил;

-создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий

-динамическое средство условной наглядности (все записи можно делать поверх изображения),

-средство организации проблемной ситуации, способствующее исследовательской работе учащихся (работа с таблицами, графическими записями).

Интерактивная доска способна стать первым помощником в ряду средств ИКТ. Как же применять ее при подготовке к ЕГЭ?

Во-первых, применение ИД помогает решать  специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку - формирование пунктуационных умений и навыков,  она становится способом трансляции наглядного пособия для формирования пунктуационной грамотности.

Для чего используются такие функции ИД, как: перемещение, письмо маркером, вставление элементов, самопроверка с помощью шторки.

Во-вторых, ИД – это средство создания индивидуального информационного пространства, это тренажер, средство диагностики и контроля, индивидуального тестирования. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающегося. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний.Электронное тестирование позволило выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав.

Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля.

Рассмотрим данное направление при подготовке  (некоторые вопросы, связанные с формированием пунктуационной грамотности)

 

Вопросы направлены на объяснение постановки знаков препинания: запятой, тире, двоеточия - и на расстановку знаков препинания

Таблица 1.

Применение функций интерактивной доски при решении пунктуационных задач

 

Формулировка заданий

Пример задания

Необходимые знания, умения, навыки

Возможности ИД

Пунктуация в сложносочиненном

предложении и простом

предложении с однородными

членами

 

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в

предложении.

М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и

служебных слов ( ) и в дальнейшем это разграничение поддерживалось

крупнейшими представителями русской науки.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая

не нужна.

2) Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным

членом, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна

запятая.

Знать определение однородных членов предложения, ССП.

Уметь различать однородные члены предложения, соединенные союзом «и» и простые предложения в ССП.

Знание условий, при которых не ставится запятая в ССП.

Текст- модель становится основой для теоретического тестирования

Знаки препинания

в предложениях

с обособленными членами

(определениями,

обстоятельствами,

приложениями)

 

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые?

Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2)

убедительно продемонстрировала существование в живописи (3)

складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

1) 1, 2, 4   2) 1, 2   3) 3, 4   4) 1, 2, 3, 4

Знать определение причастного оборота, приложения.деепричастного оборота и условий их обособлений

В тексте могут быть выделены слова, словосочетания, предложения, на которые следует обратить внимание и с помощью которых учащиеся моделируют собственный текст, развивая пунктуационную грамотность.

 

 Знаки препинания в простом

осложненном предложении

(с однородными членами)

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки

препинания не расставлены.)

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу

отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.

3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.

4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как

сходства так и различия.

Знание определения однородных членов и условий разделения их запятыми

Текст-модель- схема, эффективно проверяющая пунктуационные знания учащихся

.

Знаки препинания

в бессоюзном сложном

предложении

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Большую роль в опере А.П. Бородина «Князь Игорь» играют народные

сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход,

хор бояр, возвещающий о пленении князя.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие

того, о чём говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает

содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время

совершения того, о чём говорится во второй части.

Знание структуры СБП и условий постановки двоеточия в нем. Знание условий постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом.

Материал можно открывать поэтапно, воспользовавшись шторкой.

Знаки препинания

в сложноподчиненном

предложении

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые?

Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2)

которой (3) был первый директор Царскосельского лицея

Малиновский (4) обрела множество сторонников.

1) 1, 42) 2, 33) 1, 34) 2, 4

Умение различать главную  и придаточную часть в СПП, строить схемы к СПП.

Информация легко изменяется, используя электронный маркер, мы легко перемещаем объекты.

Знаки препинания в сложном

предложении с союзной и

бессоюзной связью. Сложное

предложение с разными

видами связи

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые?

После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно

пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4)

стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных

криков.

1) 1, 2, 3, 42) 1, 23) 3, 44) 2

Умение расставлять знаки препинания в предложениях с союзной ( сочинительной и подчинительной)  и бессоюзной связью, на стыке двух союзов.

 

 

Для успешной сдачи экзамена в тестовой форме помогут специальные интерактивные тренажёры, их преимущество в том, они  позволяют развить навыки подготовки к подобной форме итоговой аттестации.

Преимущество интерактивных тренажеров я вижу в том, что они позволяют выполнять работу учащемуся в произвольной последовательности, учитывают индивидуальные особенности учащихся, их можно применять на любом этапе подготовки к ЕГЭ: знакомство с тем или иным видом задания на элективах или консультациях, вна уроках тематического повторения,  в качестве задания для самоподготовки и т.п.Удобство их в том, к  одному тренировочному упражнению можно обращаться неоднократно.Контроль в форме электронных тестов позволяет учителю осуществить обратную связь с обучающимися и выявить оперативную информацию о промежуточных результатах усвоения информации.

Интерактивные тренажеры позволяют учащимся быстрее адаптироваться к новым условиям сдачи экзамена по русскому языку, сократит время на уроке, отведенное на повторение и проверку знаний, облегчит контроль знаний, сделает подготовку к экзамену содержательной и интересной. Учащийся будет иметь возможность наблюдать объективные результаты своего труда и самостоятельно выявлять пробелы в знаниях.

Роль учителя в учебном процессе принципиально меняется с использованием электронного издания: из транслятора знаний он превращается в руководителя индивидуально-поисковой работы учащихся.

Виды тренажеров:

- карточки- тренажеры предназначены для индивидуального тестирования (А-22 В каком предложении нужно поставить одну запятую) и дают возможность непосредственно фиксировать  результаты и диагностировать проблемы, возникающие у обучающихся на определенном этапе усвоения учебного материала. При обнаружении «проблемной зоны» учащегося  учитель может быстрее скорректировать работу  по данной теме.

-презентации-тренажеры Создаются по шаблону, что позволяет обновлять текстовой  материал. Предназначены для организации коллективной работы на уроке. Наличие ответов позволяет учащимся объективно оценить уровень своих знаний, увидеть ошибки. Сопоставление своего ответа с правильным становится способом анализа ошибки, в случае ее допуска, выяснение ее причин, затруднений, и тогда тренажер выступает не только как тренировочная работа, но и как объект  получения новых знаний.

Нормы орфоэпии-А-1 ( анимация)

Нормы орфографииА-16.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е? (анимация цветом)

 

Тренажеры по грамматике: А-4 (ответ в виде кругляшка)

Тренажер по морфологии В-2 (появляются слова, как в ЕГЭ)

Тренажеры по синтаксису и пунктуации: А-25 моментальная отметка

Интерактивные таблицы:

В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов по русскому языку (http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8) широко представлены электронные интерактивные таблицы, поддерживающие изучение практически всех тем школьного курса во всех классах.
Электронные интерактивные таблицы по русскому языку – относительно новое средство моделирования учебной информации, вызванное к жизни объективными условиями информатизации системы образования. Отличия этих электронных образовательных ресурсов от их «сородичей» на бумажной основе проявляются не только в структуре и содержании, но и в методике их использования. 

Классификация электронных таблиц по русскому языку:
-иллюстративные таблицы;
- таблицы-парадигмы;
-теоретико-понятийные таблицы;
-сравнительно-сопоставительные таблицы;
-таблицы-орфограммы и таблицы - пунктограммы.

вопрос в егэ

ссылка на ЦОР

 методическое обоснование

найти пример с ошибкой в форме образования слова

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36516b89-2299-4342-933a-99db2987b1a9/%5BIS-TA_05-11_03%5D_%5BIA_05-AT%5D.swf

 

 позволяет вспомнить способы образования степеней сравнения прилагательных

Нормы правописания Н и НН

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e4cd6a51-679c-40b8-bbdb-4d383c603aaf/%5BIS-TA_05-11_03%5D_%5BIA_10-AT%5D.swf

позволяет развить орфографический навык , так как с помощью анимации можно подобрать множество примеров по аналогии  сначала устно, а затем проверить по образцу.

грамматические нормы ( личные окончания глаголов)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3b8fdf43-cb15-42ec-b29a-4eedc3ae8ffd/%5BIS-TA_05-11_04%5D_%5BIA_11-AT%5D.swf

 

с помощью анимации позволяет сопоставить личные окончания глаголов

выбор слитного, дефисного и раздельного правописания разных частей речи

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/93b52b88-3c60-481b-bc0c-fec3cd75a2cb/%5BRUS6_118%5D_%5BIA_090%5D.swf

 

позволяет сопоставить свои примеры по правилу и предложенные в конверте

Морфологические нормы

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a849f982-108b-40df-bdac-73006c66250d/%5BIS-TA_05-11_06%5D_%5BIA_01-AT%5D.swf

 

позволяет динамично повторить все разряды местоимения

 Морфологические нормы

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/43cddd99-cdf6-43e3-83db-48ec3bb36216/%5BRUS7_147%5D_%5BIA_028%5D.swf

развивает навык различения производных предлогов и самостоятельных частей речи в сопоставлении примеров

Пунктуационные нормы при обособлении второстепенных членов предложения

.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b2749cb7-7e05-41a7-8e2e-8f845e037238/%5BIS-TA_05-11_09%5D_%5BIA_04-AT%5D.swf

С помощью анимации и цвета отрабатывается навык правильной постановки запятых при обособленных членах предложения

 Указать предложение, в котором нужно поставить только одну запятую

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/73b2660f-0b7f-4480-88b1-a50671c17416/%5BRUS8_187%5D_%5BIA_018%5D.swf

 

С помощью конвертов можно закрепить навык постановки запятой в предложениях с составными союзами

Выбор грамматической основы

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2a93a-0a01-00ee-0002-965dd2de8c43/%5BRUS8_162%5D_%5BIM_207%5D.swf

 

Задание развивает аудиальный канал восприятия, помогает провести самопроверку


Интерактивная презентация по пунктуации- это новый вид презентации, при использовании которой учащийся имеет возможность корректировать свои  как теоретические, так и практические навыки.

Он-лайн тесты по орфографии и пунктуации  являются многоуровневыми и способствуют развитию самостоятельности учащихся при овладении пунктуационной грамотностью.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/893cd128-f543-4314-b35e-8f7d113e9d30/index_listing.html


 

Скачано с www.znanio.ru

Бобровник Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

Бобровник Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

В первую очередь мы прибегаем к мультимедийной презентации, так это · наглядное представление нового материала; · опорный материал для работы на уроке и дома; ·…

В первую очередь мы прибегаем к мультимедийной презентации, так это · наглядное представление нового материала; · опорный материал для работы на уроке и дома; ·…

Во-первых , применение ИД помогает решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку - формирование пунктуационных умений и навыков, она становится способом трансляции…

Во-первых , применение ИД помогает решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку - формирование пунктуационных умений и навыков, она становится способом трансляции…

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

ЕГЭ: знакомство с тем или иным видом задания на элективах или консультациях, вна уроках тематического повторения, в качестве задания для самоподготовки и т

ЕГЭ: знакомство с тем или иным видом задания на элективах или консультациях, вна уроках тематического повторения, в качестве задания для самоподготовки и т

В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов по русскому языку (http://school-collection

В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов по русскому языку (http://school-collection

BRUS6_118%5D_%5BIA_090%5D.swf позволяет сопоставить свои примеры по правилу и предложенные в конверте

BRUS6_118%5D_%5BIA_090%5D.swf позволяет сопоставить свои примеры по правилу и предложенные в конверте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2020