Методическая разработка социального проекта
Твой фильм о войне. Моя Великая война. Воспоминания ветерана
Руководитель, автор проекта: Вайзберг И.А., учитель истории, обществознания, высшая квалификационная категория
МОУ «СОШ №3 г. Надыма»
Департамент образования Администрации Муниципального образования Надымский район
Контактные данные: г.Надым, ЯНАО ул.Геологоразведчиков 5/1 тел. 8(3499)53-68-76
Оглавление
1. Паспорт проектной работы ........................ ......................................... с.3
2.Введение. Цели и задачи проекта .........................................................с.4-5
3. Проектный метод как образовательная технология ..........................с.6
4. Этапы деятельности по проекту .........................................................с.7-10
5.Заключение ..............................................................................................с.11
6. Библиографический список. Приложения .........................................с.12-19
Паспорт проектной работы
1. Название проекта: «Твой фильм о войне. Моя Великая война. Воспоминания ветерана».
2. Руководитель, автор проекта: Вайзберг И.А., учитель истории, обществознания, высшая квалификационная категория МОУ «СОШ №3 г. Надыма» Департамент
образования Администрации Муниципального образования Надымский район
Состав проектной группы: учащиеся 9 -11классов (Приложение №4).
3. Цель: создание видеодокумента (видеовоспоминание ветерана - труженика тыла) о Великой Отечественной войне, вовлечение молодых людей в добровольческую, социально значимую деятельность.
Задачи:
- формирование у подрастающего поколения интереса к событиям отечественной истории;
- организация взаимодействия молодёжных объединений с общественными организациями ветеранов Великой Отечественной войны;
- в рамках выполнения проекта формировать у учащихся навыки проектной деятельности: способность объемного видения проекта, исследовательские, креативные способности, способность к самоопределению и целеполаганию, коммуникативные умения и навыки, навыки работы в режиме планирование -анализ - синтез -активная деятельность.
Планируемые результаты:
- создание видеодокумента - видеовоспоминания ветерана - труженика тыла Ларичкиной Александры Константиновны;
- использование видеодокумента в качестве исторического источника к урокам истории, мероприятиям патриотического характера;
- гражданско-патриотическое воспитание молодежи на основе сохранения исторической памяти о мужестве и стойкости советских людей, поднявшихся на защиту своей Отчизны.
4. Этапы проектной деятельности
Этап |
Сроки |
Содержание |
Результат |
Подготовительный |
март
|
Выбор темы, определение целей, задач, формирование группы, распределение ролевых функций, разработка инструментария работы над проектом, ресурсное обеспечение, изучение источников и литературы.
|
Программа деятельности. Связь с Общественной организацией «Надымский ветеран», Надымской студией телевидения. Дневник проведения совещания рабочей группы и консультаций. Банк данных. |
Практический
|
апрель
|
Знакомство и встречи с семьей Ветерана. Консультации с работниками НСТелевидения. Работа с информационными источниками, систематизация материала Разработка сценария, модели проведения интервью, интервью, монтаж, озвучивание. |
Банк данных. Нормативно - правовой пакет: согласие ветерана на использование персональных данных, паспортные данные. Инструкции для подготовки и проведения интервью. Видеоматериал - видеодокумент |
Представление результатов. Оценка. |
Май
|
Представление материала Ветерану, школьному, родительскому сообществу. Анкетирование участников проекта и целевой аудитории |
Творческий продукт - видеодокумент Вахта Памяти. |
5. Материально - техническое обеспечение проекта: персональный компьютер,
мультимедийный проектор, видеокамера, штатив
Введение
В связи с юбилеем Победы, тема войны по-прежнему вызывает острые разногласия, предпринимается попытка подорвать устоявшиеся представления об этой глобальной трагедии, перетолковать главные события, слепить новую версию ее происхождения, развития и итогов, попутно очернив воинский подвиг нашего народа.
Наш долг — сохранить для истории правду о войне, о величии Победы нашего народа, память о героях антифашистской борьбы. Фальсификаторам надо дать жесткий отпор.
Данный проект ориентирован на сохранение исторического наследия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. от всяких искажений, грязной клеветы, политических спекуляций.
В. Р. Мединский в своей статье «Уроки войны», опубликованной в журнале «Международная жизнь», называет три урока войны и Победы. Главным среди них он считает то, что «войну выиграли мы, остальные нам только помогали». Вторым важным уроком, по его мнению, является урок великодушия: «мы победили, но не мстили». А вот третьим он рассматривает урок о том, что «победу нужно защищать». Великая Отечественная дает урок того, что народ непобедим, пока есть идея… любовь к своему Отечеству, Родине, дому, семье… Мы по-прежнему живем в тылу той Войны. Она все дальше, но каждое новое поколение входит в жизнь благодаря Победе. И об этом ему надо непрестанно напоминать.
На изучение Великой Отечественной войны в школьной программе число часов в последние годы значительно сократилось. Очень важную роль в формировании знаний и оценки событий войны играют непосредственные участники войны и труженики тыла, которые, к сожалению, уходят из жизни. Необходимо использовать рассказы, возможно, последних фронтовиков, тружеников тыла, а также детей предвоенных лет рождения. Они оказывают огромное влияние на воспитание молодёжи.
Цель: создание видеодокумента (видеовоспоминание ветерана - труженика тыла) о Великой Отечественной войне, вовлечение молодых людей в добровольческую, социально значимую деятельность.
Задачи:
- формирование у подрастающего поколения интереса к событиям отечественной истории; -организация взаимодействия молодёжных объединений с общественными организациями ветеранов Великой Отечественной войны;
- в рамках выполнения проекта формировать у учащихся навыки проектной деятельности: способность объемного видения проекта, исследовательские, креативные способности, способность к самоопределению и целеполаганию, коммуникативные умения и навыки, навыки работы в режиме планирование -анализ - синтез -активная деятельность.
Планируемые результаты:
- создание видеодокумента - видеовоспоминания ветерана - труженика тыла Ларичкиной Александры Константиновны;
- использование видеодокументав качестве исторического источника к урокам истории, мероприятиям патриотического характера;
- гражданско-патриотическое воспитание молодежи на основе сохранения исторической памяти о мужестве и стойкости советских людей, поднявшихся на защиту своей Отчизны.
Работа над проектом носит творческий, обучающий, воспитывающий, развивающий характер.
Целевая аудитория проекта: ветераны, учащиеся, учителя, родители, социальные партнеры (общественные организации ветеранов Великой Отечественной войны)
Вид (тип) проекта: комбинированный, сочетающий признаки творческого, практико - ориентированного, информационного, группового, межпредметного, среднесрочного проектов.
Источники при работе по проекту:
Воспоминания ветерана - труженика тыла Ларичкиной Александры Константиновны16.09.1929г.р.; г.Надым ЯНАО, Ленинградский проспект д.11 кв 184 (дата проведения интервью 19.04.2017);
Нормативные правовые акты: Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» https://legalacts.ru/doc/152_FZ-o-personalnyh-dannyh/;
Проектный метод как образовательная технология
В рамках процесса обучения проектный метод можно определить как образовательную технологию , нацеленную на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у учащихся специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно - ориентированного поиска.
Специфика проекта как формы учебной деятельности проявляется в его имманентных свойствах (познаваемость на основе личного опыта):
1. Проект - это цельная работа, т.к. оценивается конечный продукт, представляющий собой новое знание или опыт.
2. Проект - это сложная работа, состоящая из разных видов деятельности: составление плана, работа с информацией, работа с людьми, анализ полученных материалов, все части проектной деятельности объединены цельностью.
3. Проект - это реальная практическая деятельность, которая предполагает работу с первичной информацией (не существующей до начала работы), что позволяет активизировать познавательную, социально-ориентированную деятельность ученика.
Центральным принципом проектной работы является совместная работа учителя и учащихся, они вместе формулируют тему работы, определяют задачи, разрабатывают план работы, контролируют этапы выполнения работы, оценивают полученный результат.
Технологию по выполнению проекта можно представить в следующем виде:
Постановка проблемы. Цели и задачи |
Проект |
Деятельность |
Конечный продукт |
содержательная воспитательная развивающая |
действие исследование работа ресурсы |
Подготовительный этап (предпроектная подготовка): выбор и формулирование темы, целей, задач, формирование группы, разработка инструментария, ресурсное обеспечение (библиотечное обслуживание, компьютерное оборудование и др. ТС), изучение источников и литературы |
Письменный отчет Статья Доклад Фильм Выставка Презентация SWOT - анализ |
|
|
Планирование: определение сроков представления результатов распределение ролей, периодичность собрания группы с руководителем, ведение дневника совещаний рабочей группы (SWOT - анализ) |
|
|
|
Рабочий этап: работа с объектом получение первичной информации, обработка информации (выводы, осмысление, обсуждение: SWOT - анализ), выполнение проекта |
|
|
|
Представление результатов: подготовка результатов (конечный продукт), публичная презентация, анализ работы, проделанной в проектный период (SWOT - анализ) |
|
|
|
Оценка работы проектной группы в целом и каждого её ученика. |
|
Вариант воплощения проектной технологии. Этапы деятельности по проекту
I. Предпроектная подготовка. Постановка проблемы.
Один из самых важных моментов в организации проекта на данном этапе - это определение темы проекта. Это мощный мотивирующий фактор для успешной работы над проектом. Как придумать тему проекта? Существуют такие приемы как «Привязка изучаемого материала к практике», «Ответ на вопрос», «Деревянная проблема» («дерево решений»), «Два в одном».
В основе выбора темы социального проекта «Твой фильм о войне. Моя Великая война. Воспоминания ветерана» применялся прием «Деревянная проблема» («дерево решений»): современные жизненные ситуации, проблемы, неоднозначность оценок исторических событий, понимание и решение которых находят отражение в проектах.
Искажение фактов истории Второй мировой и Великой Отечественной войны – одна из основных тем в современной информационной войне против России.
На молодое поколение потенциально большое влияние оказывают фальсификации, господствующие в средствах массовой информации. Война становится всё более далёким событием, участники её уходят из жизни — следовательно, «живая» память ослабевает. Историческая память необходима для укрепления государственности, гражданско-патриотического воспитания молодежи.
Видеодокумент - воспоминание ветерана - труженика тыла Ларичкиной Александры Константиновны - это «живая историческая память». Рассказы фронтовиков, тружеников тыла, а также детей предвоенных лет рождения оказывают огромное влияние на воспитание молодёжи, учат молодежь, как необходимо защищать и любить Родину.
Данный проект ориентирован на сохранение исторического наследия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. от всяких искажений, грязной клеветы, политических спекуляций. «Победу нужно защищать!».
Создание видеодокумента потребовало у участников проекта приобретение знаний основ телесъемки, монтажа, написания сценария, режиссуры, знание нормативных правил проведения видеоинтервью.
Инструментарий на подготовительном этапе представлен:
- инструкция для проведения интервью (приложение №1);
- нормативно- правовой пакет: согласие ветерана на использование персональных данных, паспортные данные (приложение №2);
- рекомендации по подготовке и проведению видеоинтервью (приложение №3);
-форма творческого участия в производстве видеодокумента (сценарий, режиссура, операторская работа, видеомонтаж, приложение №4).
II. Планирование деятельности по выполнению проекта.
Разработан
1. план действий по реализации проекта
Организационно-содержательная работа |
Механизм реализации |
Планируемый результат |
Сбор информации |
Изучение различных источников по обозначенной проблеме. Социологическая выборка по базе данных. |
Сформированное представление о работе над проектом. Создание микрогрупп по ролевому признаку |
Разработка варианта проекта |
Определение целей, задач проекта. Определение содержания проекта. Распределение обязанностей и программа действий микрогрупп |
Банк данных |
Реализация действий исследовательских групп |
Изучение и анализ собранных материалов. Встречи с Ветераном, консультации с работниками НСТелевидения. Разработка сценария, модели проведения интервью, интервью. |
Банк данных. Нормативно- правовой пакет: согласие ветерана на использование персональных данных, паспортные данные. Инструкции для подготовки и проведения интервью. Интервью. Видеоматериал. |
Подготовка материалов |
Систематизация материала. Монтаж, озвучивание |
Подготовка портфолио: демонстрационный раздел, документационный раздел. |
Презентация |
Представление материала Ветерану, школьному, родительскому сообществу. |
Демонстрация фильма |
Анализ результатов работы
|
Анализ поставленных целей и достигнутых результатов: - разбор проделанной работы, определение встретившихся проблем и пути их решения - оценивание деятельности микрогрупп, отдельных участников - выявление сильных и слабых сторон проекта (SWOT - анализ) |
Аналитические материалы Анкеты участников проекта и целевой аудитории |
2. Дневник проведения совещания рабочей группы и консультаций
Класс_______________
Тема проекта: _____________________
Рабочая группа:__________________________
Руководитель группы:_______________________
№ |
Дата |
Отсутствовали |
Обсуждены вопросы |
Рабочее задание |
Исполнители |
Срок исполнения |
Кто проводил совещание |
|
|
|
|
|
|
|
|
III. Рабочий этап: Выполнение плана действий по реализации проекта: интервью - оформление проекта (сценарий - монтаж - озвучивание).
IV. Представление результатов: Защита проекта. Демонстрация перед целевой аудиторией. Проведение самооценки (рефлексия) по составленному инструментарию оценки результатов работы над проектом (Анкета для участника проекта)
Анкета для участника проекта.
Дорогой друг! Ваше мнение окажет неоценимую помощь для дальнейшего развития социальных проектов. Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.
1. Оцените по пятибалльной системе проект
А. Содержание проекта интересно для меня
Б. Содержание проекта полезно для меня
В. Задания к учебной деятельности в рамках проекта интересны для меня
Г. Задания к учебной деятельности в рамках проекта полезны для меня
Д. Ваша общая оценка проекта
2. Что Вам нравится в проекте (назовите минимум 3 пункта)
3. Оцените слабые стороны проекта (назовите минимум 3 пункта)
4. Оцените по пятибалльной системе занятия в рамках проекта
А. Занятия интересны для меня
Б. Занятия полезны для меня
В. Ваша общая оценка занятиям
5. Советы, рекомендации, комментарии
V. Оценка результатов выполнения и защиты проекта.
Проектная работа позволяет провести комплексную оценку деятельности каждого учащегося. Оценка должна опираться на основные элементы проектной работы , качества основного продукта и качества процесса работы. Оценка выставляется руководителем проекта (педагогом) и целевой аудиторией (коллективная оценка)
Инструменты оценивания - балльная система по критериям, микроанкеты для целевой аудитории
1. Проведение педагогом, целевой аудиторией анализа достигнутых результатов
п/н |
Критерии оценки |
Баллы |
Коллективная оценка |
Оценка педагога |
Общий результат |
1 |
Достижение цели проекта |
2 |
|
|
|
2. |
Актуальность и новизна проекта |
2 |
|
|
|
3 |
Качество защиты проекта: - уровень информированности участников проекта по теме - научность раскрытия теоретических аспектов - владение способами интервьюирования - способность дать оценку проблемы и сделать вывод |
4
1 1
1
1 |
|
|
|
4 |
Практическая деятельность - реальность и практическая ценность проекта - уровень деловых качеств членов рабочей группы, способность работать в коллективе - оценка творческих способностей членоврабочей группы (качество сценария: наличие общей идеи, точность в изложении фактического материала; качество режиссуры: единство содержания и формы подачи материала, качество операторской работы, монтажа) - точность, своевременность выполнения работы |
6 1
1
3
1 |
|
|
|
2. Проведение самооценки (рефлексия) целевой аудиторией по составленному инструментарию оценки результатов работы над проектом (Анкета для учащихся, родителей, педагогов).
2.1 Анкета для учащихся
1. Что понравилось в проекте? Почему?
2. Оцените по пятибалльной системе содержание проекта
А. Содержание интересно для меня
Б. Содержание полезно для меня
3. Какие гражданские уроки можно извлечь из проекта.
2.2 Анкета для родителей (следует анкетировать родителей, которые знают о проекте)
1. Что рассказывал Ваш ребенок о проекте?
2. Как изменилось поведение сына (дочери), когда он (она) начали участвовать в проекте?
3. По каким вопросам Ваш ребенок обращался к Вам за помощью в рамках работы над проектом? Смогли ли Вы помочь ему?
4. Ваше общее мнение о проекте
2.3 Анкета для педагогов
1. Что понравилось в проекте? Почему?
2. Как возможно изменить проект? Почему?
3.Помогает ли проектная деятельность Вашему профессиональному росту? Каким образом?
3. Советы, комментарии, рекомендации и пожелания авторам проекта.
Заключение
Проект «Твой фильм о войне. Моя Великая война. Воспоминания ветерана» призван сохранить историческое наследие Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг от всяких искажений и фальсификации, повысить гражданскую активность молодёжи.
Работа над проектом в сотрудничестве с Общественной организацией «Надымский ветеран», Надымской студией телевидения способствует сохранению исторической памяти и гражданско-патриотическому воспитанию молодежи, приобщает учащихся к историческому прошлому и настоящему страны, вовлекает молодых людей в социально значимую деятельность, развивает навыки проектной деятельности: способность объемного видения проекта, исследовательские, креативные способности, способность к самоопределению и целеполаганию, коммуникативные умения и навыки, навыки работы в режиме планирование -анализ - синтез - активная деятельность
Готовый видеодокумент может использоваться педагогическим сообществом в учебно-образовательном процессе и внеклассной воспитательной работе.
Библиографический список
Воспоминания ветерана- труженика тыла Ларичкиной Александры Константиновны16.09.1929г.р.; г.Надым ЯНАО, Ленинградский проспект д.11 кв 184 (дата проведения интервью 19.04.2017);
Учебно-методическая литература: Концептуальные основы историко-культурного стандарта http://histrf.ru/ru/biblioteka/book/istoriko-kul-turnyi-standart;
А.Г.Гостяев, Е.В. Киприянова Инновационная образовательно-профессиональная среда как фактор внедрения современных технологий обучения.- Екатеринбург, 2008;
С.И. Заир -Бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке. -М.: Просвещение, 2011
Справочная литература:
Великая Отечественная война 1941-1945. Словарь-справочник. -М.: Политиздат,1988;
Великая Отечественная война 1941-1945. События. Люди. Документы.- М.: Политиздат, 1990; Великая Отечественная 1941-1945. Фотоальбом. Авторы текста: В.С. Рябов, В.И Чуйков. – М: Планета, 1987;
И.С. Желтиков, И.З. Озерский Из истории Великой Отечественной войны Советского Союза и второй мировой войны (Факультативный курс). – М: Просвещение, 1979;
Страницы истории советского общества. Факты, проблемы, люди. - М.: Политиздат, 1989;
Учебные пособия: А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. История России. XX -н. XXI века.11 класс (Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации). - М.: Просвещение, 2008г; А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. История России XX - н. XXI века . (Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.). - М.: Просвещение, 2006;
Научные статьи:
Вторая мировая война и историческая память - мгимо https://mgimo.ru › files › 23_Senjavskie;
Победа Советского народа в Великой Отечественной войне
https://cyberleninka.ru › article › pobeda-sovetskogo-naroda-v-velikoy-ote...
автор: ВП Купцов - 2010 / Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова;
Фальсификация итогов Второй мировой войны в рамках ...https://cyberleninka.ru › article › falsifikatsiya-itogov-vtoroy-mirovoy-voy... автор: ЮВ Морозов - 2015;
О.В.Чернова. Историческая память россиян о Великой ...www.politpros.com › journal › read
Уроки войны и победы, забвение которых недопустимо https://histrf.ru › uploads › media › default
Интернет-ресурсы: Фрагмент ролика «Моя Великая война. Воспоминания ветеранов»
Фрагмент ролика «Подвиг тружеников тыла»
Фрагмент ролика «Юные герои России»
Фрагмент выпуска новостей «Губернатор ЯНАО, встреча с ветеранами»
https://schools.dnevnik.ru/news.aspx?network=20889&news=612764
Музыкальное сопровождение: Бах Иоганн Себастьян (Johann Sebastian Bach), Сюита для оркестра си минор № 2 BWV 1067
Приложение №1
Инструкция для проведения интервью
- Прочитайте и максимально запомните вопросы анкеты для того, чтобы в момент съемки сократить время потери «зрительного контакта» с ветераном.
- Заранее убедитесь, заряжена ли камера и достаточно ли свободного места на цифровом носителе.
- Обратите внимание на свой внешний вид. Постарайтесь приблизить свой стиль одежды к классическому.
- Ведите себя максимально уважительно и почтительно.
- Видеосъемка длится от 35 мин до полутора часов, поэтому помогите респонденту устроиться таким образом, чтобы ему было максимально удобно на протяжении всего времени интервью.
- Обратите внимание на задний план. В кадр не должны входить отражающие поверхности и прямые источники света.
- Камера должна быть установлена под нулевым либо минимальным углом к респонденту. Зафиксируйте видеокамеру таким образом, чтобы видеоизображение было стабильным. Если есть возможность, используйте штатив.
- Видеосъемка в помещении предполагает наличие дополнительного света. Чтобы избежать размытости и неправильной цветопередачи изображения, используйте комнатное освещение.
- Перед началом съемки создайте в помещении максимальную тишину и предотвратите возможное появление посторонних шумов (поставьте мобильный телефон на беззвучный режим, попросите членов семьи ветерана, других, присутствующих в помещении лиц, не беспокоить во время видеосъемки, по возможности закройте окна и двери).
- Если все условия соблюдены, приступайте к записи интервью, предупредив ветерана о начале съемки.
Приложение №2
Ларичкина Александра Константиновна
(фамилия, имя, отчество заявителя)
16.09.1929г.р.; г. Надым ЯНАО,
Ленинградский проспект д.11 кв 184
7102 533092 УВД г.Тюмени 04.2002
(паспортные данные)
ЗАЯВЛЕНИЕ
о согласии на обработку персональных данных
Не возражаю против получения и обработки Вами сведений обо мне, содержащих данные о Ларичкина Александра Константиновна, 16.09.1929г.р.; 7102 533092 УВД г.Тюмени 10. 04.2002 (перечень персональных данных (ФИО, дата рождения, паспортные данные и др.) с целью участия в социальном проекте «Твой фильм о войне» .
Дата Ларичкина А.К. (подпись ветерана).
ЗАЯВЛЕНИЕ
о согласии на обработку персональных данных
Я, Ларичкина Александра Константиновна, проживающая в г. Надыме ЯНАО, даю свое согласие на размещение на сайте МОУ СОШ №3 г. .Надыма видеозаписи интервью со мной и дальнейшего использования данной видеозаписи в некоммерческих целях.
Дата Ларичкина А.К (подпись ветерана).
Паспорт
пол |
Фамилия Имя Отчество |
|
||||
муж |
жен |
|||||
Год и место рождения |
16 сентября 192 г. Город________________________________________ Область Петропавловская Район Рыковский Населенный пункт: Новоталовка |
|||||
Статус в годы Великой Отечественной войны |
Участник трудового тыла: работа в совхозе, на заводе, в госпитале. |
|||||
Приложение (фото, копии документов) |
Нет: все фото, документы, награды находятся в г.Тюмени. |
|||||
Приложение №3
Рекомендации по проведению видеоинтервью
1. Запись
- В ходе проведения интервью следует придерживаться следующих правил: не забудьте после вопроса о фамилии, имени, отчестве и дате рождения ветерана, попросить ветерана подтвердить свое согласие на размещение видеоинтервью на официальном сайте школы
- Задаваемые Вами вопросы по возможности не должны отличаться от вопросов анкеты (по порядку и содержанию), при этом следите за ответами ветерана, избегайте повторных вопросов, даже если они указаны в вопроснике;
- Максимально внимательно слушайте ответы, старайтесь превратить разговор в непринужденную беседу, но, по возможности, не позволяйте уходить в долгие лирические отступления.
- Ни в коем случае не прерывайте речь ветерана и не перебивайте его! В моменты пауз постарайтесь уточнить ответы наводящими вопросами и скорректировать ответы ветерана в случае, если он уходит в сторону от темы беседы.
- Разговаривайте вежливо, адекватно реагируйте на шутки и трагические истории.
- После окончания опроса поблагодарите ветерана за уделённое Вам время, полные и развернутые ответы.
- Остановите съемку.
2. После съёмок
- Попросите ветерана показать военные фотографии, награды, письма. Сфотографируйте их. Если Вам отказали в какой-либо просьбе, не настаивайте.
- Вежливо попрощайтесь, еще раз поблагодарив за интервью.
Перечень вопросов, адресованных Ветерану.
1. Откуда Вы родом? Сколько Вам было лет, когда началась Война?
2. Расскажите о Вашем военном детстве и юности. Что помогало преодолевать трудности?
3. Какую конкретную помощь Вы и Ваши сверстники оказывали фронту?
4. Как Вы думаете, почему мы победили?
5. Вы помните день, когда окончилась Война?
6. Расскажите о Вашей послевоенной жизни.
7. Оказывают ли Вам социальную помощь как Ветерану трудового фронта, заботятся ли о Вас?
8. Какое у Вас пожелание для нас, молодежи, в преддверии Дня Победы?
Приложение №4
Форма творческого участия в производстве видеодокумента (сценарий, вопросы для интервью, режиссура, операторская работа, видеомонтаж).
Фамилия, имя, отчество автора (членов группы) |
Контактный телефон, адрес электронной почты (e-mail) |
Форма творческого участия в производстве видеодокумента |
Бакшеева Александра Александровна |
BAKSHEEVA.ASYA0101@MAIL.RU 89044546609 |
сценарий |
Галиева Диана Равильевна |
galieva.dr@mail.ru 89824054514 |
сценарий |
Гизатулина Татьяна Викторовна |
Gizatulina1701@gmail.com 89195579103 |
режиссура, озвучивание |
Лялин Егор Олегович |
89084994904 |
операторская работа, видеомонтаж |
Мифтахова Валерия Линаровна |
l.miftakhova@bk.ru 89124283339 |
режиссура |
Никонова Анна Владимировна |
anuta_nikonova01@mail.ru |
сценарий |
Садовая Елизавета Юрьевна |
liza231101@mail.ru |
видеомонтаж |
Вайзберг Ирина Александровна |
klionadym@yandex.ru 89088593079 |
Руководитель проекта, учитель истории, обществознания. |
Приложение №5
Сценарий.
1. Военное поколение.
Война – самое трагическое событие в жизни людей. Она несёт с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание взрослых и детей. Нет в истории человечества войны более жестокой и страшной, чем Великая Отечественная. Она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами. Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить победу. В этой борьбе активное участие принимали и дети.
Цена Победы – 27 миллионов человеческих жизней и 30% национального богатства СССР.
В Великой Отечественной войне приняли участие представители трех поколений. Первое поколение – это те, кто родился в последней четверти XIX века – 8 миллионов 860 тысяч 400 сыновей и дочерей погибли на поле брани и в тылу. Второе поколение, те, кто родился с 1905 по 1927 год – непосредственные участники боевых действий и труженики тыла. Третье поколение – подростки, работавшие наравне со взрослыми и дети войны. Первое полностью и второе поколение за малым исключением ушли в вечность. Самым молодым труженикам тыла сегодня не меньше 83 лет, а самые юные участники войны переступили порог семидесятилетия.
Увековечить память каждого ветерана войны – задача сегодняшнего дня.
2. Дети и война.
В начале войны самым младшим труженикам тыла было около 10 лет. Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта: ребят посылали туда, где нужна была помощь старшим, они трудились на сельскохозяйственных работах, своими силами создавали все условия для поддержания не только боеспособности армии, но и обеспечения населения продовольствием и одеждой.
3. Военное детство Ларичкиной Александры Константиновны.
Война не обошла стороной и семью Ларичкиной Александры Константиновны.
Когда началась война, ей было около двенадцати. Военное время Александра Константиновна помнит только по работе: пилила чурочки для тракторов, дрова для школы и фермы, помогала матери ухаживать за колхозным скотом, косить сено, возить дрова, воду. Было очень тяжело. Все, что собиралось с полей, отправляли на фронт, оставляя себе самый минимум.
Некогда было учиться, а не то, что играть. Нужно было помогать матери. Голодали, жили в холоде, но для фронта отправляли все, что могли… И дождались Победы.
Интервью…….
4.Трудовой тыл. Великая Победа.
Более 30 млн. мужчин было мобилизовано в годы Великой Отечественной войны. Практически вся промышленность была переведена на военные рельсы. Необходимо было наращивать объемы, потерянные в первые месяцы боевых действий. Поэтому к станку вставали все, в том числе подростки и дети.
В первые годы войны процент молодежи, работавшей на военных предприятиях (до 18 лет), увеличился с 6 до 15%. Ребят наскоро обучали азам профессии, и те приступали к работе. Трудились наравне со взрослыми, но никогда не жаловались. Они обеспечивали фронт всем необходимым: оружием, военной техникой, боеприпасами, топливом.
Александра Константиновна, когда подросла, стала работать на заводе в г. Челябинске, ей было 15 лет. Потом она окончила медицинские курсы и работала медсестрой до 1946 года.
Интервью…..
За доблестный труд на трудовом фронте в годы Великой Отечественной войны Александра Константиновна награждена государственными наградами.
Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны. Он обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора и завоевания Великой Победы.
Интервью….
5. Жизненный путь после войны. Поколение победителей.
После войны Александра Константиновна вышла замуж. Супруг Ларичкин Петр Серафимович был участником войны. В 1947 году он демобилизовался, приехал в г. Челябинск, встретил Александру Константиновну, и они поженились, родилась дочь Наташа. Жили и работали супруги сначала в Челябинске, затем переехали в Надым. В 2004г. Петра Серафимовича не стало, похоронен он в г. Надыме.
Интервью……
6. Историческая память.
Все мы в долгу перед поколением победителей в Великой Отечественной войне. Их с каждым годом все меньше, и с каждым годом все меньше у нас адресатов для того, чтобы проявить эту вечную благодарность за спасенную страну, за подаренную нам жизнь...
Сегодня в Ямало-Ненецком автономном округе проживает 1317 ветеранов Великой Отечественной войны. Из них 99 участников войны, 958 тружеников тыла.
Губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин считает, что помнить о том, какой ценой далась Победа в Великой Отечественной войне - священный долг каждого.
На Ямале разработана большая программа по поддержке ветеранов.
Интервью…..
7. Поколение победителей.
Труженики тыла относятся к поколению победителей. Это они в годы войны строили оборонительные укрепления, выпускали танки, самолеты, оружие, боеприпасы, выращивали хлеб, одевали и кормили армию. Они работали по 16-18 часов в сутки, без выходных и отпусков. Люди, совершившие беспримерный подвиг в тылу, справедливо приравниваются в своем подвиге к воинам-победителям.
Интервью….
8. Заключение.
Говорят, что в третьем тысячелетье
Изменилось всё на огромной планете:
Изменились законы, изменились понятия,
Увлеченья пристрастья, виды занятий…
Что другая растет молодежь и что ей
Никакого нет дела до дедовских дней,
Будто ей наплевать на историю в целом,
Что в ней память чужда, в ней душа оскудела.
Только не все это правда!
Помнит нынешняя молодежь…
Помнит и никогда не забудет,
Потому что без памяти жизни не будет…
Ларичкина Александра Константиновна, 1929 года рождения, Ветеран, труженик тыла…
Низкий поклон тем, кто ковал Победу для фронта в тылу.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.