Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» города Новопавловска
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИГРЫ НА ГИТАРЕ.
Разработчик: Хлыстов Г.Н.
педагог дополнительного образования,
руководитель кружка «Удивительный мир гитары»
2019 год
Гитара – инструмент с особой историей отличной от многих академических инструментов судьбой. В современном мире найдется немного музыкальных инструментов, столь распространенных среди людей всех возрастов, независимо от рода их деятельности. Жанровый диапазон гитарного репертуара по своей универсальности и широте может сравниться с фортепианным или скрипичным репертуаром.
При всей демократичности гитары, она доставляет исполнителю много неприятных минут. При малейшем форсировании звука он становится трескучим. Гитарный звук быстро гаснет: чтобы продлить звучания его, гитаристу приходится пользоваться растяжками левой руки. Именно благодаря такому техническому приему удается выделит мелодическую линию в фактуре музыкального произведения.
Несмотря на многовековую историю гитарного исполнительства, устойчивые критерии эстетики гитарного звука только формируются, а следовательно не разработаны методики работы над звуком в учебном процессе. Поэтому одна из основных проблем для гитаристов- достижение плотного, объемного, певучего, красивого звука. Особенно актуальным становится вопрос художественного критерия в гитарной исполнительской практике, повышения уровня общей исполнительской культуры. Ведь порой беглость пальцев становится главной и единственной целью молодого гитариста.
Как преодолеть технические и художественные трудности, достичь красивого звука и исполнительской легкости. Это основные задачи, которые стоят перед начинающим исполнителем.
Распределение пальцев при игре на музыкальных инструментах, в том числе на гитаре, называется аппликатурой. Рассмотрим аппликатуру левой руки на грифе гитары.
При игре на гитаре может быть два типа аппликатуры левой руки – типовая и уникальная.
Типовой аппликатурой называются случаи, когда все звуки аккорда извлекаются на струнах, каждая из которых прижата к какому – либо ладу грифа. Уникальной – когда часть звуков аккорда извлекается на открытых струнах ( не прижатых к ладам).
Рассмотрим систему построения на основе типовой аппликатуры.
Поскольку буквенно-числовое обозначение не показывает порядка расположения звуков в аккорде, то имеет смысл изобразить аппликатуру в виде схем – рисунков участка грифа гитары, на которых указаны места прижатия струн пальцами левой руки.
Приведенная таблица дает возможность определить, каким приемом , и на каком ладу можно построить аккорд от заданной ноты.
Схемы-рисунки аппликатуры образуют 17 горизонтальных и 5 вертикальных рядов. Горизонтальные ряды носят названия разновидностей аккордов с буквенно-цифровыми обозначениями, вертикальные ряды условно названы «приемами».
Определение аппликатуры аккорда производится следующим образом. По таблице определяем, что аппликатуру аккордов от звука до можно построить пятью способами:
4-ым приемом на III ладу,
5-ым приемом на V ладу,
1-ым приемом на VII ладу,
2-ым приемом на X ладу,
3-им приемом на XII ладу.
После этого из горизонтального ряда мажорного трезвучия выбираем наиболее удобный прием.
На данных ладах устанавливается указательный палец левой руки, остальные пальцы расставляются, как указано на схемах-рисунках.
Чтобы получить минорный вид аккорда от до, следует вышеперечисленные приемы строить на тех же ладах:
4-ым приемом на III ладу,
5-ым приемом на V ладу,
1-ым приемом на VII ладу,
2-ым приемом на X ладу,
3-им приемом на XII ладу.
Но, брать эти приемы надо из горизонтального ряда, носящего название «минорное трезвучие».
Таким образом, чтобы получить любой другой вид аккорда от до, приемы аппликатуры, найденные в таблице, надо строить из горизонтального ряда, носящего название требуемого вида аккорда.
Пользуясь данной системой, можно построить на грифе гитары 17 видов аккордов от до или любой другой ноты звукоряда. Причем, система дает возможность построить каждый вид аккорда пятью приемами, что позволяет свободно и разнообразно подобрать аккомпанемент (сопровождение) на гитаре с учетом удобства исполнения и выразительности звучания.
Аппликатуру аккордов определяем, каким приемом, и на каком ладу строятся аккорды от данной ноты, находим в схемах-рисунках горизонтальный ряд с требуемым видом аккорда и в соответствии с таблицей переносим любой из пяти приемов аппликатуры на гриф гитары.
Рисунки с аппликатурой представляют схему участка грифа гитары.
Шесть горизонтальных линий соответствуют струнам гитары.
Верхняя горизонтальная линия – первая струна (тонкая), нижняя – шестая (бас).
Вертикальные линии обозначают лады на грифе гитары.
Расположение пальцев левой руки на ладах и струнах (аппликатурах) показано точками. Цифры, стоящие слева от точек, обозначают пальцы левой руки: 1-указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец.
Звуки следует извлекать только на струнах, прижатых к ладам.
При типовой аппликатуре указательный палец левой руки часто прижимает на одном ладу несколько струн одновременно ( такой прием называется «барре»).
Можно пользоваться и уникальной аппликатурой, при которой ряд звуков аккорда извлекается на открытых струнах. Уникальная аппликатура образуется, когда роль указательного пальца левой руки выполняет верхний порожек грифа гитары.
На таблице с обозначением звуков до, ре, ми, соль, ля указаны номеров приемов, которыми можно строить аккорды этих звуков в уникальной аппликатуре.
При подборе аккомпанемента уникальную аппликатуру следует использовать в первую очередь, так как она технически легче для пальцев левой руки.
В таких случаях надо логично изменить обозначенную постановку пальцев, используя освобожденный указательный палец.
Система позволяет сделать удобное наглядное пособие для определения аппликатуры к аккомпанементам.
Приемы игры аппликатуры на грифе гитары.
Аккорды |
Лады гитары |
|||||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII |
|
С (до) 3 |
|
|
4 |
|
5 |
|
|
1 |
|
2 |
|
3 |
D (ре) 2 |
|
3 |
|
|
4 |
|
5 |
|
|
1 |
|
2 |
Е (ми) 1 |
|
2 |
|
3 |
|
|
4 |
|
5 |
|
|
1 |
F (фа) |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
|
4 |
|
5 |
|
|
G(соль)5 |
|
|
1 |
|
2 |
|
3 |
|
|
4 |
|
5 |
А (ля) 4 |
|
5 |
|
|
1 |
|
2 |
|
3 |
|
|
4 |
Н (си) |
|
4 |
|
5 |
|
|
1 |
|
2 |
|
3 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.