Ересек тобындагы ұйымдастырылган оқу кызметiнiң конспектiсi
Конспект организованной учебной деятельности в старшей группе
өткізу күні/ Дата проведения:
Тәрбиеші/Воспитатель: Суюнбаева А.Б.
Білім беру саласы/ Образовательная область: познание
Пән/ Предмет: естествознание
Өтпелі тақырыбы/ Сквозная тема: «Техника и мы».
Тақырыбы Тема: «Песочная лаборатория»
Мақсатары/ Цели:
1. Тәрбиелiк- воспитательная: . Воспитывать умение работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом, проявлять интерес к новой информации.
2.
Дамытушылық – развивающая: Развивать
познавательную активность; умение сравнивать, анализировать, обобщать,
устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
3.
Оқыту- обучающая : Развивать представление о песке как об объекте
неживой природы, познакомить детей со свойствами песка в ходе практической
деятельности; представления о происхождении песка, об использовании человеком
песка в быту;
Ресурстық қамтамасыз ету/ ресурсное
обеспечение: видеописьмо от верблюжонка
Бота.
На столах у каждого ребенка: 2 тарелочки с сухим и сырым песком, 2 пластиковых
стаканчика, воронка, ложечка, палочка, трубочка, формочка, бутылочка с водой,
лупа, салфетки бумажные, поднос.
Методы и приемы:
Наглядные: просмотр видеоролика, показ опытов и
экспериментов, рассматривание различных видов песка.
Словесные: словесное поощрение, вопросы
проблемного и поискового характера, словесное привлечение малоактивных детей
через рассуждение.
Практические: опыты и эксперименты, решение
проблемных ситуаций.
Игровые: видеоролик для проведения
физкультминутки «Чударики».
Словарная
работа (билингвальный компонент) : Сыпучий,
тяжелее, легче, лаборатория, воздух, вода, пусто, пустой, пустынь, лупа.
Предварительная работа: чтение энциклопедии по данной теме; игры и
экспериментирование с песком в центре природы; рисование цветным песком;
знакомство с правилами безопасности при проведении эксперимента.
1. Ұйымдастыру кезеңі/ Организационный момент
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. (дети здороваются на каз.языке). Но у нас есть еще один гость. Он прислал нам видеописьмо. Внимание на экран. Бота: -Здравствуйте, ребята! Я живу в зоопарке с мамой и папой. Они мне часто рассказывают о своем путешествии по пустыне – стране песков. А я не разу не видел песок. Ребята, расскажите мне, что такое песок, откуда он берется, какой он? Воспит : Ребята, поможем нашему верблюжонку? Расскажем ему про пустыню и про песок? Итак, что такое пустыня?
2. Негізгі бөлімі/ Основная часть.
Расссаз детей про пустыню с опорой на иллюстрации:
1. Пустыня – это огромная территория, покрытая песком, отличающаяся отсутствием дождей и особым животным и растительным миром.
2. Многие пустыни полностью покрыты песком. Ветер делает из него холмы, которые называются - дюны.
3. Среди дюн нередко встречаются островки растительности под названием – оазисы. Тут стекается вода из подземных рек, и любой путник может утолить жажду.
4. Но не все пустыни покрыты песчаными дюнами, какие-то состоят из камней ооочень больших. Например, в австралийской пустыне можно увидеть Улуру – одну из древнейших в мире скал.
5. В пустыне растут кактусы. Кактусы от корней до самой верхушки покрыты колючками, для того, чтобы животные не могли их съесть.
6. А вот с птичками у кактусов отношения намного лучше. Вот, например. Этот дятел устроил гнездышко. Там уютно и прохладно.
7. А еще в пустыне есть очень вкусные и полезные сладости. Они растут на финиковой пальме.
8. Это юкка. В период цветения она покрывается ослепительно белыми цветами.
9. А это верблюд. Он может долго находиться без воды. Есть верблюды одногорбые и двугорбые.
10. А это земляная кукушка. Она очень быстро бегает. Свои гнезда она строит на кактусе и в траве.
В пустыне много растений и животных, которых не найдешь нигде на планете.
Воспитатель. Делать научные открытия дело не из легких. Поэтому в нашей лаборатории объявляется перерыв для отдыха. Давайте немножко поиграем.
Физкультминутка: «Чударики».
Воспитатель предлагает детям пройти на рабочие места. Дети надевают фартуки и шапочки, становятся за столы.
Ребята, вы знаете правила безопасности во время эксперементирования:
1. Каждый работает за своим рабочим местом , не толкаясь и не мешая другому.
2. Класть все на место.
3. Делать все аккуратно.
4. Когда грязные руки – пользуйся салфеткой.
5. Не дотрагиваться до лица, до глаз, до рта.
Но, прежде чем мы с вами приступим к опытам, скажите, что такое песок? Песок - это твердая скала, которую вода и ветер миллионы лет разрушали на маленькие кусочки. В основном, такие кусочки - это маленькие, размером не больше нескольких миллиметров, зерна кварца – самого распространенного на Земле минерала.
Воспитатель:
- Посмотрите на свои рабочие места. Какое оборудование лежит У вас на столах ? ( материал в тарелочках, 2 стаканчика, лейка, ложка, палочка, форма, бутылочка с водой, лупа, трубочка, весы, салфетка). Все это пригодится нам в работе.
Одной рукой прикоснитесь к песку, кот. лежит на желтой тарелочке. Скажите, пожалуйста, какой это песок? (Это песок сухой). У меня в руке карточка, на которой написано песок и нарисовано солнышко. Это значит, мы будем говорить о сухом песке.
Приложите ладошку свою на другой песок. (Это песок мокрый). У меня в руках карточка, на которой написано песок и нарисована капелька. Это говорит о том , что мы будем разговаривать о сыром песке.
1 . Посмотрите через лупу на сырой и сухой песок . - Из чего состоит песок? (из маленьких камешков) - А какого цвета сухой песок? (светлого). - А сырой песок какого цвета? (темного). Вывод: сухой песок светлого цвета, поэтому у меня клякса будет светлого цвета.
Следующие опыты проводят дети.
Опыт 1. Возьмем стакан и леечку. Положите сухой песок в леечку и посмотрите, что произойдет? (Когда сыпем сухой песок через воронку – он легко сыпется, потому что он сухой и сыпучий). Возьмите второй стакан. Переставьте в него воронку и положите туда сырой песок. Что произойдет? Вывод: сухой песок сыпучий, а мокрый песок несыпучий.
Опыт 2. Возьмите воду. Налейте в воронку воды. Мы видим, что сухой и сырой песок не растворились в воде. Вывод: сырой и сухой песок в воде не растворяются.
Опыт 3. Предлагаю определить, имеют ли сухой и сырой песок форму с помощью фигур. Ребенок прикладывает фигурки к песку. Вывод: сухой песок не имеет формы, сырой имеет форму.
Опыт 4. Возьмите трубочку и подуем на сырой и сухой песок. Вывод: Сухой песок разлетается, потому что он легкий, а сырой не разлетается потому что он тяжелый и склеен водой.
Предлагаю хорошо подумать и сказать, какое еще свойство имеют и сухой и сырой песок? Вывод: сухой песок не имеет запаха, сырой имеет.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю рассказать о свойствах сухого и сырого песка. ( 2 ребенка подводят итог).
Воспитатель. Уважаемые исследователи как вы считаете , а нужен ли песок нам – людям? На экране появляются картинки- коллаж, где используется песок - в производстве стекла. В строительстве. Для здоровья полезно ходить босиком по песку. В создании песочных скульптур. Для безопасности песком посыпают дорожки в гололед. Песком тушат пожар.
Применение песка.
- Строительство
- Изготовление Стекло
- Детские игры с песком
- Песок в медицине – полезно ходить босиком по песку
- при тушении пожара
- во время гололеда
Воспитатель. А зачем
песок детям?
Дети. Игры в песочнице. В художественном творчестве -
рисовании песком и на песке.
Воспитатель. Молодцы, мои юные исследователи, вы помогли
разобраться нашим верблюжонку Боте, что такое песок, какими свойствами он
обладает и как его использовать?
Творческая деятельность. Рисование цветным песком.
3. Қорытынды / Итог.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.