Использование приемов технологии развития критического мышления

  • docx
  • 20.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ледовских Т.А. статья.docx

Использование приемов технологии развития критического мышления.

                                                                                  

       Аннотация: в статье анализируется технология развития критического мышления, как приём работы с текстом на уроках литературного чтения. Основное внимание уделено проблемам формирования читательской компетенции, как одной из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Ключевые слова: читательская компетентность, ТРКМ, инновация.

 

            «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Эти слова были сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так решение проблемы привития интереса к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания. 

Начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению.А интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы. Не научившись работать с текстом, испытывая затруднения при чтении, у детей возникает нелюбовь к чтению и негативное отношение к учёбе вообще.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Читательская компетентность определяется:

- владением техникой чтения;

- приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;

- сформированностью духовной потребности в книге, как средстве познания мира и самопознания.

От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование универсальных учебных действий.

Среди многообразия путей и средств для формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников -  новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом.

Реализация на практике нетрадиционных приемов работы с текстом на уроках литературного чтения предусматривает несколько иное представление учителя об этапах урока. В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления (далее ТРКМ).Методы и приёмы работы с текстом формируют самостоятельность мышления и повышают учебно-познавательный интерес.

         Приемы технологии развития критического мышления.

Приемы активного чтения:

·        Прием «Чтение с пометами»

Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,

"V" – это я знаю

 "+" – это новое для меня

"-" – я думаю иначе

"?" – необходимо разъяснение

"!!" – это меня очень заинтересовало и др.

·        Прием «Чтение с остановками»

Данный прием содержит все стадии технологии:

1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.   Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

     Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Приемы графической организации учебного материала: 

формировать читательские умения младших школьников на уроках литературного чтения эффективно через моделирование, которое в период начального образования становится основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий.

Моделирование - это метод познания интересующих нас объектов через модели. Обучение моделированию обучающихся приводит к повышению эффективности обучения и общеразвивающему эффекту.

Приём «Модель «Цепочка событий»

Цель: Формирование умения обучающихся представлять композицию произведения. Например, при работе над сказкой  В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок» в 1 классе вниманию детей предлагается схема:

 

Старик--------лиса--------еж-------медведь---------волк------------белка

 

 Дать оценку этой модели. Соответствует ли она построению сказки? Имеются ли лишние элементы?

         В ходе рассматривания блок-схемы ученики приходят к выводу, что последовательность частей сказки нарушена. Предлагается восстановить композицию.

Данный приём учит рассуждать над последовательностью частей, находить верное решение и доказывать свой выбор.

Приём «Модель – описание»

Цель: формирование умения обучающихся работать над образом героя.

Выстраивая модель, дети учатся внимательно относиться к словам автора, к тексту произведения. Такая работа позволяет ученикам грамотно и доказательно составлять собственные высказывания.

Приём «Модель- сравнение»

Цель: формирование умения обучающихся анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию.

В таких произведениях, как рассказ Л.Пантелеева «Две лягушки» для раскрытия авторского замысла очень важно и описание героев, и их взаимодействия, и композиционная последовательность. После того, как дети прослушали произведение, обменялись впечатлениями, выстраиваем модель – сравнение.

Проблема: Одинаков ли характер у обеих лягушек?

Приём «Модель –рассуждение»

Цель: формирование умения обучающихся анализировать, доказывать и отбирать необходимую  информацию.

Прямоугольнички – качества героя.

Круг – заместитель героя (слово или рисунок заготовлены заранее)

Построение модели –рассуждения к русской народной сказке «Дети Деда Мороза».

Дети рассуждают какая снежинка: выбирают, обосновывая и доказывая каким из качеств обладает герой сказки.

 Приём «Составление кластера»

Цель: систематизировать знания обучающихся по данной проблеме.

       Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Данный приём стимулирует мыслительную деятельность, на стадии осмысления позволяет учащимся самостоятельно структурировать учебный материал, ну и, как правило, использую при проверке знаний.

Приемы, требующие творчества учащихся:

·        Прием «Синквэйн»и «Диаманта»

Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке. 

 

·        Прием «Цветопись»

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

Методы и приемы, используемые при групповой работе:

·        Метод «Шесть шляп»

В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

                  Цель:обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

          Маркировочные таблицы:

·        Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»

Это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы «Что я знаю» по теме. Это могут быть какие-то ассоциации, конкретные   сведения, ранее полученные на уроках и во внеурочной деятельности. 

     Затем предлагается вопрос: «Что бы вы хотели узнать?» В столбик "Хочу узнать" записываются (без оценок!) и эти формулировки. Записи остаются на доске до конца занятия.

     На стадии рефлексии осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. Можно выписать третий столбик "Узнал" отдельно, если в этом будет необходимость или расположить записи в виде отдельной таблицы.

·        Прием «Чтение с пометками и таблица INSERT».

Это «самоактивизирующая» системная разметка для эффективного чтения и размышления».

 В заключении хочется сказать, что современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, Интернет вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески.  Только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.

 

           Список литературы:

1.     Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997.

2.     Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения/ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006.

3.     Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам внеклассного чтения// начальная школа. – 1994. – №6.

4.     Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков литературы.// Начальная школа. – 2001. – №7.

5.     Загашев И. Умение задавать вопросы. // Перемена, весна 2001 (4). – С. 8–13.