Использование приемов технологии развития критического мышления
Оценка 4.9

Использование приемов технологии развития критического мышления

Оценка 4.9
docx
20.05.2020
Использование приемов технологии развития критического мышления
Ледовских Т.А. статья.docx

Использование приемов технологии развития критического мышления.

                                                                                  

       Аннотация: в статье анализируется технология развития критического мышления, как приём работы с текстом на уроках литературного чтения. Основное внимание уделено проблемам формирования читательской компетенции, как одной из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Ключевые слова: читательская компетентность, ТРКМ, инновация.

 

            «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Эти слова были сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так решение проблемы привития интереса к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания. 

Начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению.А интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы. Не научившись работать с текстом, испытывая затруднения при чтении, у детей возникает нелюбовь к чтению и негативное отношение к учёбе вообще.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Читательская компетентность определяется:

- владением техникой чтения;

- приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;

- сформированностью духовной потребности в книге, как средстве познания мира и самопознания.

От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование универсальных учебных действий.

Среди многообразия путей и средств для формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников -  новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом.

Реализация на практике нетрадиционных приемов работы с текстом на уроках литературного чтения предусматривает несколько иное представление учителя об этапах урока. В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления (далее ТРКМ).Методы и приёмы работы с текстом формируют самостоятельность мышления и повышают учебно-познавательный интерес.

         Приемы технологии развития критического мышления.

Приемы активного чтения:

·        Прием «Чтение с пометами»

Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,

"V" – это я знаю

 "+" – это новое для меня

"-" – я думаю иначе

"?" – необходимо разъяснение

"!!" – это меня очень заинтересовало и др.

·        Прием «Чтение с остановками»

Данный прием содержит все стадии технологии:

1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.   Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

     Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Приемы графической организации учебного материала: 

формировать читательские умения младших школьников на уроках литературного чтения эффективно через моделирование, которое в период начального образования становится основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий.

Моделирование - это метод познания интересующих нас объектов через модели. Обучение моделированию обучающихся приводит к повышению эффективности обучения и общеразвивающему эффекту.

Приём «Модель «Цепочка событий»

Цель: Формирование умения обучающихся представлять композицию произведения. Например, при работе над сказкой  В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок» в 1 классе вниманию детей предлагается схема:

 

Старик--------лиса--------еж-------медведь---------волк------------белка

 

 Дать оценку этой модели. Соответствует ли она построению сказки? Имеются ли лишние элементы?

         В ходе рассматривания блок-схемы ученики приходят к выводу, что последовательность частей сказки нарушена. Предлагается восстановить композицию.

Данный приём учит рассуждать над последовательностью частей, находить верное решение и доказывать свой выбор.

Приём «Модель – описание»

Цель: формирование умения обучающихся работать над образом героя.

Выстраивая модель, дети учатся внимательно относиться к словам автора, к тексту произведения. Такая работа позволяет ученикам грамотно и доказательно составлять собственные высказывания.

Приём «Модель- сравнение»

Цель: формирование умения обучающихся анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию.

В таких произведениях, как рассказ Л.Пантелеева «Две лягушки» для раскрытия авторского замысла очень важно и описание героев, и их взаимодействия, и композиционная последовательность. После того, как дети прослушали произведение, обменялись впечатлениями, выстраиваем модель – сравнение.

Проблема: Одинаков ли характер у обеих лягушек?

Приём «Модель –рассуждение»

Цель: формирование умения обучающихся анализировать, доказывать и отбирать необходимую  информацию.

Прямоугольнички – качества героя.

Круг – заместитель героя (слово или рисунок заготовлены заранее)

Построение модели –рассуждения к русской народной сказке «Дети Деда Мороза».

Дети рассуждают какая снежинка: выбирают, обосновывая и доказывая каким из качеств обладает герой сказки.

 Приём «Составление кластера»

Цель: систематизировать знания обучающихся по данной проблеме.

       Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Данный приём стимулирует мыслительную деятельность, на стадии осмысления позволяет учащимся самостоятельно структурировать учебный материал, ну и, как правило, использую при проверке знаний.

Приемы, требующие творчества учащихся:

·        Прием «Синквэйн»и «Диаманта»

Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке. 

 

·        Прием «Цветопись»

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

Методы и приемы, используемые при групповой работе:

·        Метод «Шесть шляп»

В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

                  Цель:обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

          Маркировочные таблицы:

·        Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»

Это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы «Что я знаю» по теме. Это могут быть какие-то ассоциации, конкретные   сведения, ранее полученные на уроках и во внеурочной деятельности. 

     Затем предлагается вопрос: «Что бы вы хотели узнать?» В столбик "Хочу узнать" записываются (без оценок!) и эти формулировки. Записи остаются на доске до конца занятия.

     На стадии рефлексии осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. Можно выписать третий столбик "Узнал" отдельно, если в этом будет необходимость или расположить записи в виде отдельной таблицы.

·        Прием «Чтение с пометками и таблица INSERT».

Это «самоактивизирующая» системная разметка для эффективного чтения и размышления».

 В заключении хочется сказать, что современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, Интернет вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески.  Только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.

 

           Список литературы:

1.     Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997.

2.     Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения/ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006.

3.     Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам внеклассного чтения// начальная школа. – 1994. – №6.

4.     Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков литературы.// Начальная школа. – 2001. – №7.

5.     Загашев И. Умение задавать вопросы. // Перемена, весна 2001 (4). – С. 8–13.

 


 

Использование приемов технологии развития критического мышления

Использование приемов технологии развития критического мышления

От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе

От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе

На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст

На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст

Дать оценку этой модели. Соответствует ли она построению сказки?

Дать оценку этой модели. Соответствует ли она построению сказки?

Приём «Составление кластера»

Приём «Составление кластера»

Цель:обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс

Цель:обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс

Только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника

Только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2020