Использование приемов технологии развития критического мышления.
Аннотация: в статье анализируется технология развития критического мышления, как приём работы с текстом на уроках литературного чтения. Основное внимание уделено проблемам формирования читательской компетенции, как одной из ключевых, которая составляет основу умения учиться.
Ключевые слова: читательская компетентность, ТРКМ, инновация.
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Эти слова были сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так решение проблемы привития интереса к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.
Начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению.А интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы. Не научившись работать с текстом, испытывая затруднения при чтении, у детей возникает нелюбовь к чтению и негативное отношение к учёбе вообще.
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Читательская компетентность определяется:
- владением техникой чтения;
- приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
- сформированностью духовной потребности в книге, как средстве познания мира и самопознания.
От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование универсальных учебных действий.
Среди многообразия путей и средств для формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом.
Реализация на практике нетрадиционных приемов работы с текстом на уроках литературного чтения предусматривает несколько иное представление учителя об этапах урока. В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления (далее ТРКМ).Методы и приёмы работы с текстом формируют самостоятельность мышления и повышают учебно-познавательный интерес.
Приемы технологии развития критического мышления.
Приемы активного чтения:
· Прием «Чтение с пометами»
Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,
"V" – это я знаю
"+" – это новое для меня
"-" – я думаю иначе
"?" – необходимо разъяснение
"!!" – это меня очень заинтересовало и др.
· Прием «Чтение с остановками»
Данный прием содержит все стадии технологии:
1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.
Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Приемы графической организации учебного материала:
формировать читательские умения младших школьников на уроках литературного чтения эффективно через моделирование, которое в период начального образования становится основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий.
Моделирование - это метод познания интересующих нас объектов через модели. Обучение моделированию обучающихся приводит к повышению эффективности обучения и общеразвивающему эффекту.
Приём «Модель «Цепочка событий»
Цель: Формирование умения обучающихся представлять композицию произведения. Например, при работе над сказкой В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок» в 1 классе вниманию детей предлагается схема:
Старик--------лиса--------еж-------медведь---------волк------------белка
Дать оценку этой модели. Соответствует ли она построению сказки? Имеются ли лишние элементы?
В ходе рассматривания блок-схемы ученики приходят к выводу, что последовательность частей сказки нарушена. Предлагается восстановить композицию.
Данный приём учит рассуждать над последовательностью частей, находить верное решение и доказывать свой выбор.
Приём «Модель – описание»
Цель: формирование умения обучающихся работать над образом героя.
Выстраивая модель, дети учатся внимательно относиться к словам автора, к тексту произведения. Такая работа позволяет ученикам грамотно и доказательно составлять собственные высказывания.
Приём «Модель- сравнение»
Цель: формирование умения обучающихся анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию.
В таких произведениях, как рассказ Л.Пантелеева «Две лягушки» для раскрытия авторского замысла очень важно и описание героев, и их взаимодействия, и композиционная последовательность. После того, как дети прослушали произведение, обменялись впечатлениями, выстраиваем модель – сравнение.
Проблема: Одинаков ли характер у обеих лягушек?
Приём «Модель –рассуждение»
Цель: формирование умения обучающихся анализировать, доказывать и отбирать необходимую информацию.
Прямоугольнички – качества героя.
Круг – заместитель героя (слово или рисунок заготовлены заранее)
Построение модели –рассуждения к русской народной сказке «Дети Деда Мороза».
Дети рассуждают какая снежинка: выбирают, обосновывая и доказывая каким из качеств обладает герой сказки.
Приём «Составление кластера»
Цель: систематизировать знания обучающихся по данной проблеме.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Данный приём стимулирует мыслительную деятельность, на стадии осмысления позволяет учащимся самостоятельно структурировать учебный материал, ну и, как правило, использую при проверке знаний.
Приемы, требующие творчества учащихся:
· Прием «Синквэйн»и «Диаманта»
Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке.
|
· Прием «Цветопись»
Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
Методы и приемы, используемые при групповой работе:
· Метод «Шесть шляп»
В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
Цель:обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Маркировочные таблицы:
· Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»
Это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы «Что я знаю» по теме. Это могут быть какие-то ассоциации, конкретные сведения, ранее полученные на уроках и во внеурочной деятельности.
Затем предлагается вопрос: «Что бы вы хотели узнать?» В столбик "Хочу узнать" записываются (без оценок!) и эти формулировки. Записи остаются на доске до конца занятия.
На стадии рефлексии осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. Можно выписать третий столбик "Узнал" отдельно, если в этом будет необходимость или расположить записи в виде отдельной таблицы.
· Прием «Чтение с пометками и таблица INSERT».
Это «самоактивизирующая» системная разметка для эффективного чтения и размышления».
В заключении хочется сказать, что современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, Интернет вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. Только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.
Список литературы:
1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997.
2. Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения/ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006.
3. Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам внеклассного чтения// начальная школа. – 1994. – №6.
4. Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков литературы.// Начальная школа. – 2001. – №7.
5. Загашев И. Умение задавать вопросы. // Перемена, весна 2001 (4). – С. 8–13.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.