Эффективные методы и приемы в обучении физике в условиях реализации ФГОС
Оценка 4.9

Эффективные методы и приемы в обучении физике в условиях реализации ФГОС

Оценка 4.9
doc
04.01.2023
Эффективные методы и приемы в обучении  физике в условиях реализации ФГОС
Эффективные методы и приемы в обучении физике в условиях реализации ФГОС.doc

Тема работы:  «Эффективные методы и приемы в обучении  физике в условиях реализации ФГОС»

 

Показателями эффективности урока являются:

а) мотивация к изучаемому предмету;

б) наличие устойчивого познавательного интереса к предмету;

в) состояние и уровень комфортности ученика на уроке;

г) сформированность компонентов учебной деятельности  (действие целеполагания, учебные действия, действие контроля, действие оценки);

д) развитие мыслительных способностей учащихся (операции анализа, синтеза, сравнения, способности выделять существенное, классифицировать понятия);

е) повышения качества знаний и уровня обученности;

ж) применение активных форм и методов работы способствуют и формированию личностных качеств учащихся: самостоятельности, трудолюбия, креативности, адекватной самооценки.

Мотивация к изучаемому предмету:

важен 1 этап урока – мотивация к деятельности (использование легенд, притч, стихотворений, высказываний ученых, пословиц...)

Например:

1) Притча

Дрона был величайшим мастером стрельбы из лука, и у него всегда было множество учеников. Как-то раз он повесил на дерево мишень и спросил каждого из своих учеников, что тот видит. Первый ученик ответил:
– Учитель! Я вижу дерево и мишень на нем. Другой ученик произнес:
– Я вижу ствол дерева с мишенью, листву, солнце, птиц на небе…
Третий сказал:

– Я вижу тебя, мой Учитель, твоих учеников и дерево, на котором висит мишень.
Остальные отвечали примерно то же самое. Затем Дрона подошел к своему лучшему ученику Арджуне и спросил:

– А ты что видишь, Арджуна?

– Прости, Учитель. Наверное, у меня что-то случилось со зрением. Как я ни стараюсь, не вижу ничего, кроме центра мишени, – последовал ответ.
Дрона повернулся к остальным ученикам и назидательно сказал: ...

- Что сказал учитель, как вы думаете? (ответы учеников, беседа)

– Знайте: только такой человек может стать Попадающим В Цель.

Ученики приходят к выводу, что достигает цели только тот, кто не отвлекается и всегда сосредоточен на цели.

2) Высказывание знаменитых ученых:

«Я смотрю на себя, как на ребенка, который

играя на морском берегу, нашел несколько камешков

 поглаже и раковин попестрее, чем удавалось другим,

в то время как неизмеримый океан истины расстилался

перед моим взором неисследованным»

Исаак Ньютон

 

Далее организуется беседа о значении слов ученого, о том как понимают их обучающиеся. После такого вхождения в урок можно перейти к этапу целеполагания. В свете темы, какова цель? А цель – изучить законы природы.

 

Формирование устойчивого познавательного интереса:

- многообразие форм самостоятельных работ (проведение физических диктантов по определениям, физическим величинам, единицам измерения; задания на заполнение пропущенных фраз, закончи предложение);

Например: дифференцированная самостоятельная работа на уроке может быть организованна следующим образом, двое учеников у доски выполняют задания по карточкам (заполни пропуски, 8-10 утверждений), двое выступают у доски с устным ответом по теме урока, большинство класса решают предложенную задачу творческого характера:

Крылья пчелы, летящей за нектаром, колеблются с частотой 420 Гц, а при полете обратно (с нектаром)  300 Гц. За нектаром пчела летит со скоростью 7 м/с, а обратно со скоростью 6 м/с. При полете в каком направлении пчела сделает больше взмахов крыльями и на сколько (    n), если расстояние от улья до цветочного поля s = 500 м? (учащиеся знают, что первый решивший задачу, выходит к доске и демонстрирует решение задачи на оценку).

Таким образом, в течение 5 минут урока - 5 оценок обучающихся, что для наших детей является ведущим мотивом.

 

- проблемное обучение (использование технологии проблемного обучения);

Например: 10 класс, урок на тему сила трения, использование «мозгового штурма» при изучении материала.

Урок начинается с постановки проблемы в виде задачи, зависит ли сила трения от площади поверхности тела, движущегося по горизонтальной поверхности? Класс разделяется во мнениях, но подтвердить свою точку зрения не могут. Какой выход, ученикам приходится внимательно перечитывать параграф учебника, в нем ответа нет. Один из учеников замечает утверждение о том, что сила трения покоя не зависит от площади соприкасающихся поверхностей, другой ученик опровергает, речь идет не о силе трения покоя, а о трении скольжения. Выход находят в содержании вопросов после параграфа, идея в измерении силы трения. Как же измерить силу трения? А  вообще любую силу? Ответ, с помощью динамометра. Как? Возникает идея перемещать тело, ученики выбирают его из предложенных (прямоугольный параллелепипед, т. к. площади граней разные). При проведении эксперимента, ответить на вопрос не получается, так как масса бруска мала. Что делать? Ученики догадываются, что надо использовать груз. В результате «мозгового штурма» обучающиеся получают вывод, что сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей, а цель урока изучить тему достигнута.

Преимущество физики перед другими науками заключается в том, что велика межпредметная связь с математикой (уравнения и их системы, методы решения уравнений и их систем, функции, функциональные зависимости, графики функции и их свойства, производная, тригонометрия, площади фигур, и т. д.). Поэтому, задавая вопросы по математике, получаем ответы в физике, что является хорошей основой для реализации проблемного обучения.

М.А. Данилов, В.П. Есипов в своей работе «Дидактика» сформулировали некоторые правила активизации процесса обучения, отражающие некоторые принципы организации проблемного обучения: вести обучающихся к обобщению, а не давать им готовых определений, понятий; эпизодически знакомить обучающихся с методами науки; развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий.

 

- усложнение познавательных задач;  

- творческие работы учащихся;

- выполнение практических работ учащимися.

Активные методы обучения (от лат. aktivus - деятельный), форма обучения, направленная на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. Цель обучения - не просто знания, не умения и навыки решать профессиональные задачи, а умение мыслить, размышлять, осмысливать свои действия. Знания усваиваются не «про запас», учат не культуре исполнительского действия, а культуре мыслительной творческой деятельности, т. к. задачи, обстоятельства и ситуации деятельности могут

Системно были разработаны два основных направления развивающего обучения: В.В. Давыдова и Л.В. Занкова. В системе Л.В. Занкова были заложены принципы проведения обучения на высоком уровне трудности, быстром темпе прохождения учебного материала, повышения теоретических знаний. Данная система обучения должна развивать мышление, эмоциональную сферу обучаемых, учить понимать и выделять общий смысл, основное содержание читаемого, но эта система повлекла за собой увеличение объема учебного образования и усложнила его теоретический уровень. Что привело к перегрузке обучения и отрицательно сказалось на качестве и успеваемости обучаемых.

Система развивающего обучения В.В. Давыдова, направлена на познание, познавательную деятельность обучающихся. Если в традиционном системе обучение направленно от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому, то в системе обучения В.В. Давыдова, наоборот, от общего к частному, от абстрактного к конкретному; знания усваиваются путем анализа условия их прохождения. Обучаемые учатся обнаруживать в учебном материале основное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний, это отношение они воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучить свойства учебного материала в чистом виде; обучаемые учатся переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно. Данная система получила всестороннее применение и внедрение в практику обучения.

                     Требования к современному уроку

 

Цель урока: создание условий для проявления активной познавательной учебной деятельности.

Средства достижения:

 -  использование арсенала форм и методов для раскрытия субъектного опыта учеников;

-  создание атмосферы заинтересованности;

-  использование дидактического материала, позволяющего выбрать наиболее значимые для ученика вид и форму учебного содержания материала;

-  оценка не только по конечному результату, но и по процессу достижения;

- стимулирование к диалогу, использование различных способов деятельности без боязни ошибки;

-  нет правильных и неправильных ответов, есть равноправные позиции;

-  поощрение находить свой способ работы, анализировать способы работы других;

-  создание ситуации общения.

             Необходимые условия:

-  наличие плана в зависимости от готовности класса;

-  использование проблемно-творческих заданий;

- использование вариантов заданий для различного вида деятельности (словесная, графическая, условно-символическая) и его выбор;

-  сообщение не только темы, но и организации учебной деятельности;

- создание положительного настроя, ситуация успеха;

- обсуждение не только того, что узнали, но и что понравилось (что выполнить еще раз, а что сделать иначе?);

-  стимулирование к выбору;

- оценка не только факта выполнения, но и анализа (правильность, самостоятельность, оригинальность);

-  инструктаж домашнего задания и способов деятельности.

 

Целью  урока является не столько сообщение конкретных знаний (их усвоение, воспроизведение), сколько опора на сложившиеся у школьников способы учебной работы, обеспечивающие им самостоятельность в познании, т.е. умение учиться.

   Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую  активность  в  учебном познании,   является   средством   развития   познавательных    способностей обучаемых

Как указывается в современных работах по психологии усвоения знаний, наибольшая активность мышления побуждается при возникновении «проблемной ситуации». Такой подход лежит в основе проблемного обучения, которое реализуется с помощью трех методов: проблемное изложение знаний, частично-поисковый (эвристическая беседа), исследовательский.

 Характеристика активных методов обучения.

 

Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес, а чтобы он не угас, необходимо сочетать в ходе урока рациональное и эмоциональное, факты и обобщение, различные виды деятельности.

 Желательно, чтобы каждый урок содержал проблему, требующую решения, - это заставляет ученика излагать собственное мнение, выдвигать гипотезы, искать решение. Учащиеся наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, планируют свою деятельность.

Диалог  «учитель – ученик» делает обучение посильным, воспитывает уверенность в себе, способствует осознанию себя личностью.

 

Применение исследовательского метода  при решении задач по физике.

 

Исследовательский метод можно определить как самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования , как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов .Применение исследовательского метода возможно в ходе решения сложной задачи, анализа первоисточников, разрешения поставленной учителем проблемы и др.

       Процесс решения физических задач предполагает выполнение школьниками таких важных мыслительных операций как: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация, сравнение и противопоставление, систематизация и обобщение. Качество выполнения этих операций значительно повышается, если процессу решения задач придавать исследовательский характер. Исследование будет заключаться в том, чтобы не ограничиваться разбором только одной единственной заданной ситуации, а рассматривать все возможные случаи в данной задаче, анализировать,  каким образом будет изменяться ответ задачи при изменении силы трения, показателя преломления, коэффициента полезного действия, удельной теплоемкости, плотности вещества и т.п. Организация такой познавательной деятельности учащихся формирует у них гибкость мышления, широту взглядов на физическое явление, глубину понимания физических законов, значимость теоретических знаний для решения практических проблем. В этом случае экономится время, т.к., используя одно условие задачи, можно рассмотреть пять-шесть различных вариантов и открыть определенную закономерность, которая не будет очевидной при разборе только одного случая при традиционном решении физической задачи. Такой исследовательский подход к решению задач по физике активизирует познавательную деятельность учащихся. При этом каждый ученик ставится в такие условия, когда он сможет самостоятельно сделать свое «научное открытие».

Рассмотрение физических процессов с разных позиций, включение в условие задачи разнообразных данных, использование вариативности решения задач неизбежно приводит к тому, что значительно повышается прочность знаний учащихся по физике и, как следствие, формируется нестандартное мышление учащихся.

 Приведу несколько примеров исследовательских задач по физике.

 

        1. На наклонной плоскости длиной 5 м и высотой 3 м поднимают груз массой 50 кг. Коэффициент трения равен 0,4. Какую силу нужно приложить к телу, чтобы удержать его на наклонной плоскости? Какую силу нужно приложить к телу, чтобы втащить тело вверх по наклонной плоскости? Какую силу нужно приложить к телу, чтобы тянуть его вниз по наклонной плоскости с постоянной скоростью? Какую силу нужно приложить к телу, чтобы тянуть его с ускорением 2 м/с2 вверх по наклонной плоскости? Какую силу нужно приложить к телу, чтобы тянуть его с ускорением 2 м/с2 вниз по наклонной плоскости? С каким ускорением это тело будет скользить по наклонной плоскости без действия внешних сил? Как изменится ответ задачи, если изменить  высоту наклонной плоскости? Как изменится ответ задачи, если изменить коэффициент трения?

     2. Подводная лодка, проходя испытания в закрытом бассейне , сначала плавает на поверхности, а потом, постепенно заполняясь водой, погружается в бассейн и опускается на дно. Как при этом будет изменяться уровень воды в бассейне?

      3. В калориметр, содержащий 0,4 кг льда при температуре -200С, налили 0,6 кг воды при температуре 800С. Какая температура установится в калориметре? Сколько воды нужно влить в калориметр, чтобы весь лед растаял, а температура воды оказалась равной 00С?

      4. Имеются четыре резистора по 6 Ом каждый. Сколькими способами их можно соединить? Начертить все возможные схемы соединений. Запишите, по какой формуле можно рассчитать общее сопротивление в каждом случае? Какими будут ответы, если резисторов будет только три?

      5. Какая работа совершается при подъеме гранитной плиты объемом 2 м3 на высоту 12 м? Чему будет равна работа, если эту плиту поднимать на ту же высоту в воде?

 

Используя такую методику решения задач, учитель имеет возможность развивать мышление, творческие способности и инициативу школьников и на меньшем количестве задач рассматривать большее число вариантов задач.

 

              Решение экспериментальных задач.

 

Задача. Чему равна тепловая мощность одной горящей спички?

Оборудование: спичка, весы, разновес, часы.

Работа начинается с того, что ученики обязаны представить предлагаемое задание в форме структурно-логической схемы. Дать решение задачи с конца, показывающее, как и на какие этапы нужно разбить  этот процесс.

Создание структурно- логической схемы делится на две части:

- нахождение выражения ( формулы) для решения проблемы в общем виде;

- формулирование обязательных указаний о том, как может быть определена каждая обозначенная  в нем физическая величина.

 

Результат представляется в виде схемы,

                                          Находим:

                                    из таблицы       с помощью весов

 

                          A= U=qm

                   A                                      qm

N=?     N=___________________=____

                 t   по секундомеру            t       

                  

 

 Рассмотренный прием придает работе разумную, всем понятную целенаправленность, обосновывает логикой последовательность выполняемых действий, связывает теорию и практику.

 

Задача 2. Найти силу трения, удерживающую пробку.

Оборудование: толстостенный сосуд, закрытый резиновой пробкой , сквозь отверстие которой проходит трубка, металлический манометр, насос линейка.

Задача 3. Оценить, во сколько раз измениться масса воздуха при переносе трубки из воздуха в нагретую воду.

Оборудование: стеклянная трубка диаметром 4-5 мм и длиной 250-300 мм, запаянная с одного конца, линейка, ванночка с нагретой водой, термометр.

 

                          Метод эвристической беседы.

 

     Характерным  признаком эвристической беседы является то, что учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний.

 Активизация познавательной деятельности определяется не самим методом беседы, а характером задаваемых вопросов.. Беседа активизирует познавательную деятельность, если вопросы рассчитаны на мышление учащихся, их аналитико-синтетическую деятельность, если они направлены на получение индуктивного или дедуктивного вывода. При индуктивном введении нового материала стараюсь ставит вопросы, направленные на то, чтобы учащиеся самостоятельно в ходе анализа выделили общие черты наблюдаемых объектов и пришли к обобщению.

Применение метода эвристической беседы способствует усилению

интеллектуальной активности учащихся на уроке, развитию мышления, глубокому пониманию учащимися изучаемого материала, умению

применить имеющиеся знания для решения новых познавательных и практических задач.

 

Тема урока: «Собственные и вынужденные колебания».

 

Стадия вызова- прием  верных-неверных  утверждений.

 

Тело совершает колебательное движение в следующих ситуациях

1. Автобус проходит обкатку по Волгоградскому проспекту, проезжая весь проспект 6 раз.                                                                         ( верно)

2. Мальчик скатывается в санях с « Американских гор»        ( неверно)

3. Девочка играет в мяч ,называя пять городов, пять имен и т. д.     (верно)

4. Первоклассница роняет пенал.                                              ( неверно)   

5. Ребята катаются на карусели.                                                ( верно)   

6. Спортсмен совершает прыжки на батуте.                               ( верно)

7. Ведро раскачивается на коромысле при ходьбе.                    ( верно)

8. Гимнаст раскачивается на перекладине.                                  (верно)

9. Ребята играют в бадминтон , удерживая  воланчик  в игре до ста ударов

                                                                                                                         ( верно)

Как видно из данного примера, характер вопросов, задаваемых учащимся, постоянно меняется: сначала они требуют воспроизведения знаний, а затем - размышлений, построения умозаключений.  Такое построение урока должно развивать познавательные способности учащихся, формировать у них как конкретно-образное (анализ опытного факта), так и абстрактное (предсказание новых фактов) мышление.

 

                       Приемы  работы с учебником.

 

 Успешности учебного процесса способствует правильная организация работы учащихся с учебником на уроке и дома.

Учебник на уроке является не столько источником информации, сколько организатором учебной деятельности школьника.

 

        Методический прием  « Чтение с пометками на полях»

 

Этот прием является  средством, позволяющим ученику отслеживать  свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

 

«!» -я это знаю

«+» - узнал новое

«- » - думаю иначе

«?» - хочу узнать подробнее

С позиции ученика:

·                                 «Критическое мышление позволяет увидеть проблему совершенно в новом ракурсе. Это возможность по-своему увидеть, понять и принять решение по той или иной проблеме.»

·                                 "Я научилась выражать свои мысли, доверять себе"

·                                 "Теперь у меня появился стимул учиться"

С позиции учителя:

·                                 "Я обнаруживаю скрытые таланты в своих учениках, они открывают для себя новые знания, и между ними устанавливаются отношения, основанные на взаимоуважении и доверии"

·                                 "Учитель поддерживает, но не навязывает, помогает, но не ущемляет.., поощряет к исследованию, но не исследует проблему вместо ученика”

·                                 "…учитель, который ценит критическое мышление, мало говорит, а труд его заключается в том, чтобы слушать, наблюдать и направлять учащихся".

Предлагаю некоторые приемы с примерами- фрагментами уроков

 

Тема урока: « Элементарные частицы»

Стадия рефлексия- составление кластера.

Кластеры (гроздья) – графический прием в систематизации материала. Мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть  расположены в определенном порядке.

Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересным. И тогда выступает ещё один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Вот почему воздействие различных форм организации и характера протекания учебной деятельности школьников порождает иной, своеобразный аспект

 

 формирование познавательных интересов:

1.                 Многообразие форм самостоятельных работ учащихся позволяет выгодно ставить ученика в позицию человека, который оперирует знаниями, прилагает максимум умственных и волевых сил к решению познавательных задач. Успешно протекающая самостоятельная деятельность вызывает у учащихся положительные переживания, усиливающие активность протекания мыслительных процессов и помогающие осознать необходимость преодоления больших и малых трудностей.

2.                 Проблемное обучение, а не преподавание готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое учение заставляет искать истину и всем коллективом находить её. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос – проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда - неожиданности. Проблемная ситуация созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс (потребность в познании данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса. Для проблемного обучения характерно столкновение различных точек зрения, в которых нужно разобраться, чтобы затем занять собственную позицию. Проблемное обучение в силу этого стимулирует активный поиск доказательств, аргументов для отстаивания своей точки зрения. Это стимул для преодоления трудностей, для интенсивной мыслительной деятельности, для напряжения ума, для исследовательской активности.

3.                 Для развития познавательного интереса важно усложнение познавательных задач. Материал учения располагается так, что ученик постепенно, но неуклонно и непременно преодолевает всё более и более сложные его ступени. Такой процесс обучения требует овладения всё более сложными умениями логически мыслить, разрешать противоречия, находить доказательства и т.д. Скучно решать задачу знакомую, известную, которая может быть решена при помощи уже ставших трафаретными способов. Но трудно и бесполезно решать задачу, к которой ты не подготовлен. Интересно решать задачу, которая требует как использования приобретенных ранее знаний и умений, так и новых, более сложных способов решения. Увлекательно решать задачу, где есть элемент сложности, преодоление которого приносит удовлетворение, приносит положительные эмоции.

4.                 Стимулирующее влияние на познавательный интерес оказывают творческие работы учащихся, которые активизируют эмоционально-волевые и интеллектуальные психологические процессы, способствуют формированию творческих возможностей школьника. Творческие работы включают в себя не только поиск своеобразных и лучших решений познавательной задачи, но, как правило, бывают выражены в реально видимых результатах, которые можно сравнивать с творческими результатами других. Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат – всё требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок и кроссвордов, сообщения и доклады учащихся, рисунки и т.д. Любую творческую задачу, какой бы привлекательной внешне она ни казалась ученикам, нельзя вводить в обучение до той поры, пока у них нет необходимых умений для её выполнения. Требуется и подготовка восприятия самого задания, и элемент научения тому, как его выполнить. Только при этом условиях творческое задание может явиться стимулом формирования подлинного познавательного интереса.

5.                 Оказывает влияние на познавательный интерес выполнение практических работ учащимися. Большую часть занятий по предмету составляют практические задания. Школьники выполняют их с охотой, при этом оттачиваются умения и применяемые знания становятся средством приобретения новых.

 

 

                                                                                    

 

 

 

Тема урока: Количество теплоты.

Цели урока:

·                                          Познакомить с различными видами теплопередачи;

·                                          Ввести меру изменения внутренней энергии;

·                                          Закрепить полученные знания при решении задач.

 

 

Ход урока.

1.                             Повторение материала.

 

Установите соответствие между приведенными утверждениями и аналитическими выражениями.

1.                             Если на  тело действует постоянная сила F и оно перемещается на расстояние Δh в направлении действия силы, то при этом .совершается работа…..

2.                             Сила, с которой газ давит на поршень площади S, равна…

3.                             Следовательно, при небольшом перемещении поршня газ совершает работу….

4.                             Произведение SΔh равно изменению объема газа, поэтому газ при расширении совершает работу…

   А) pSΔh    Б) FΔh     в)pS      г)p(V2-V1)

 

2.                             Новый материал.

 

1.                             Процесс передачи энергии от одного тела другому без совершения работы – теплообмен или теплопередача.

Количественная мера измерения внутренней энергии при теплообмене – количество теплоты Q Дж. При теплообмене происходит превращения энергии из одной формы в другую, часть внутренней энергии горячего тела передается холодному телу.

2.                             Составление схемы.

Виды теплопередачи.

 

 

Теплопроводность

Непосредственный обмен кинетической энергии между хаотически движущимися частицами соприкасающихся тел или частей одного и того же тела.

          Конвекция                            Излучение

         Перенос энергии                   Перенос энергии  

          потоками жидкости             электромагнитными волнами 

          или газа.

 

3.                             Расчет количества теплоты.

 

Нагревание (охлаждение)

Q=cm(t2-t1)

Удельная теплоемкость вещества с ,

Это количество теплоты, которое поглощается (выделяется) одним килограммом вещества при изменении температуры на 1 К

Парообразование

(конденсация)

Q=rm

Удельная теплота парообразования

r,  

Это количество теплоты которое поглощается ( выделяется) 1 кг вещества при его превращении в пар ( или конденсации) при постоянной температуре.

Плавление (кристаллизация)

Q=λm

Удельная теплота плавления

λ

Это количество теплоты которое поглощается ( выделяется) 1 кг вещества при его плавлении( кристаллизации)

Горение топлива

Q=gm

Удельная теплота сгорания топлива

g

Это количество теплоты, которое выделяется при полном сгорании топлива.

 

4.                             Решение задач.

Класс делится на несколько групп, каждая получает свое задание ( наиболее подготовленная без инструктажа)

 1.Предел измерения термометра равен 500С. Разработай способ измерения температуры воды в сосуде, если температура превышает этот предел.

( В сосуд с горячей водой погружают тело с известной удельной теплоёмкостью. После нагревания его переносят в калориметр с холодной водой. Используя уравнение теплового баланса, рассчитывают первоначальную температуру тела, т.е. температуру воды в сосуде. Результат проверяют контрольным термометром и делают вывод.)

2.В пробирку примерно на треть объема насыпана свинцовая дробь, а одна треть залита водой. В другой такой же пробирке налита одна вода до такого же уровня, что и в первой. В какой пробирке вода закипит быстрее?

(Лучше нагреть обе пробирки одновременно на спиртовках, дающих одинаковое пламя. При этом быстрота подвода количества теплоты к каждой пробирке одинакова. При решении сопоставляются теплоемкости, а также плотности воды и свинца. Проводится теоретический анализ.)

3.                             Изучить принцип действия термоса .Провести опыт , иллюстрирующий зависимость скорости утечки теплоты через стенки термоса со временем.

 В термос наливают кипяток и измеряют температуру через 10, 15, 20 минут.

4.                             В стакан с горячей водой опущены две пробирки: одна с песком, другая с древесными опилками. Используя термометры и секундомер, сравните теплопроводность песка и опилок в рыхлом и уплотненном состоянии.

5.                             Имея спиртовку и два одинаковых парафиновых шарика, проверить зависимость скорости передачи тепла от площади соприкосновения нагретой пластины и ненагретой. Построить график зависимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема работы : «Эффективные методы и приемы в обучении физике в условиях реализации

Тема работы : «Эффективные методы и приемы в обучении физике в условиях реализации

Исаак Ньютон Далее организуется беседа о значении слов ученого, о том как понимают их обучающиеся

Исаак Ньютон Далее организуется беседа о значении слов ученого, о том как понимают их обучающиеся

Поэтому, задавая вопросы по математике, получаем ответы в физике, что является хорошей основой для реализации проблемного обучения

Поэтому, задавая вопросы по математике, получаем ответы в физике, что является хорошей основой для реализации проблемного обучения

Данная система получила всестороннее применение и внедрение в практику обучения

Данная система получила всестороннее применение и внедрение в практику обучения

Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных способностей обучаемых

Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных способностей обучаемых

Такой исследовательский подход к решению задач по физике активизирует познавательную деятельность учащихся

Такой исследовательский подход к решению задач по физике активизирует познавательную деятельность учащихся

Решение экспериментальных задач

Решение экспериментальных задач

При индуктивном введении нового материала стараюсь ставит вопросы, направленные на то, чтобы учащиеся самостоятельно в ходе анализа выделили общие черты наблюдаемых объектов и пришли к…

При индуктивном введении нового материала стараюсь ставит вопросы, направленные на то, чтобы учащиеся самостоятельно в ходе анализа выделили общие черты наблюдаемых объектов и пришли к…

Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте

Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте

Многообразие форм самостоятельных работ учащихся позволяет выгодно ставить ученика в позицию человека, который оперирует знаниями, прилагает максимум умственных и волевых сил к решению познавательных задач

Многообразие форм самостоятельных работ учащихся позволяет выгодно ставить ученика в позицию человека, который оперирует знаниями, прилагает максимум умственных и волевых сил к решению познавательных задач

Любую творческую задачу, какой бы привлекательной внешне она ни казалась ученикам, нельзя вводить в обучение до той поры, пока у них нет необходимых умений для…

Любую творческую задачу, какой бы привлекательной внешне она ни казалась ученикам, нельзя вводить в обучение до той поры, пока у них нет необходимых умений для…

Эффективные методы и приемы в обучении физике в условиях реализации ФГОС

Эффективные методы и приемы в обучении  физике в условиях реализации ФГОС

Тема урока: Количество теплоты

Тема урока: Количество теплоты

Непосредственный обмен кинетической энергии между хаотически движущимися частицами соприкасающихся тел или частей одного и того же тела

Непосредственный обмен кинетической энергии между хаотически движущимися частицами соприкасающихся тел или частей одного и того же тела

В пробирку примерно на треть объема насыпана свинцовая дробь, а одна треть залита водой

В пробирку примерно на треть объема насыпана свинцовая дробь, а одна треть залита водой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2023