ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Эффективные методы преподавания литературы и русского языка – это методы, позволяющие давать ученикам твердые знания, активизирующие познавательные способности учеников.
Для того, чтобы процесс обучения был успешным, учитель должен из арсенала приемов и методов выбрать такие, которые позволят ученикам развивать творческие способности, обогащать знаниями, воспитывать и стимулировать процесс обучения и воспитания.
На уроках литературы очень важно развивать монологическую речь учащихся.
Для реализации этой задачи необходимо давать задания для аргументированного ответа (проблемный вопрос и доказательства). На начальной стадии этой работы учитель должен помочь ученику составить план устного выступления, помочь подобрать доказательства.
Чтобы помочь ребятам овладеть грамотной устной речью, нужно давать творческие задания – готовить сообщения, отзывы о прочитанных книгах, просмотренных кинофильмах.
Подготовка к докладам и их прочтение позволят ученикам не только повысить культуру монологической речи, но и приобщат к научной и исследовательской деятельности. Целесообразно применять метод интервью при изучении биографии писателя.
Все необычные, свежие приемы обучения привлекают внимание учеников к изучаемому материалу.
Развитие монологической речи учащихся осуществляется в основном на уроках русского языка и литературы, истории и географии.
Для развития монологической речи учащихся рекомендуется давать задания для аргументированного ответа, в котором приводятся аргументы ( доказательства), подтверждающие правильность тезиса, заключенного в вопросе.
Для развития речи учеников рекомендуется давать сообщения по опережающему обучению, написание отзывов о прочитанных книгах и просмотренных кинофильмах, особенно экранизацию литературных произведений., написание докладов и интервью.
На уроках русского языка для развития монологической речи учащихся целесообразно вести работу над речевыми нормами языка, для этого нужно давать упражнения и задания по исправлению речевых ошибок. Большую ценность имеет лексическая работа по выяснению знаний словосочетаний типа «Четвертое лишнее» (1), коллега по работе,/(2), памятный сувенир (3), снится во сне (4)..
Для развития речи на уроках русского языка необходимо составлять рассказы по изученной теме, например, «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием», «Падежные окончания имен существительных». Составление таких рассказов позволит ученикам не только развивать речь, но и закреплять теоретические знания по данным темам.
Эффективными методами преподавания на уроках русского язык являются творческие и распределительные диктанты, когда учитель читает текст, а ученики выписывают не глаголы из этого диктанта, а образованные от этих глаголов причастия, деепричастия и распределяют их по столбикам в тетради.
Неоценимую ценность представляют лингвистические разминки – осложненный словарный диктант. Когда ученики пишут вместо диктуемого учителем слова словосочетание с этим словом. Большую образовательную ценность представляют синтаксические пятиминутки- ученики не только проводят синтаксический разбор предложений, но и составляют схемы этих предложений., составляют предложения по данным учителем схемам. Например, 1) О:О,О и О..2)О ,но О и О,о.3)О и о, О и О.
Эффективным приемом обучения является творческое списывание упражнений, когда ребята вводят в текст упражнения причастные обороты, вводные слова, однородные члены и т.д.
Можно также по составленным схемам сложного и простого предложений придумать предложения, выделить грамматическую основу, расставить недостающие знаки препинания.
Очень ценный вид работы - составление таблиц на уроках русского языка по обобщающим темам, например , «ь» в именах существительных, прилагательных и глаголах. Ученики не просто вставляют где нужно «ь», но ставят слово в нужный столбик таблицы, осуществляя таким образом анализ и синтез изучаемых частей речи.
Высокой эффективностью отличаются задания соревновательного характера,например блиц- турниры (объяснить лексическое значение слова, ответы произносить быстро и четко):
Абонемент- право пользоваться телефоном, книгами и т.л. в течение определенного времени.
Абонент- лицо, пользующееся абонементом
Брокер- посредник при заключении сделок на бирже, специализирующийся по определенным видам товаров и услуг.
Дебитор- должник.
Импорт- ввоз товаров из-за границы.
Приватизация- передача государственной собственности в частную.
Маклер- посредник при заключении торговых сделок.
Лавировать- действовать хитро, искусно, избегая конфликтов и осложнений.
Рейтинг- степень популярности.
Электорат- избиратели
Наверное, применение дидактических игр как никакой другой вид обучения отличается эффективностью и любовью ребят к этому виду деятельности на уроке.
Игра-считалочка
«Слово пол- и слово -полу .Читаем со слайда хором. Если выделенное слово писать через дефис – встаем, если слитно – сидим.
Жила веселая семья: три забияки воробья.
На тротуаре всей семьей они ведут смертельный бой:
У воробья-соседа отбили (пол) обеда.
А у синицы-крошки украли (пол) лепешки,
У строгой утки-мамы стащили (ПОЛ)банана,
(Пол) яблока, (пол) груши, у мышки (пол) ватрушки.
Отбили –и взлетели подсчитывать потери.
Отец чирикает: «Добро! Мы, воробьи, упрямы-
У сына выдрали перо и (пол) хвоста у мамы.
Взгляните: на кого похожи!»
Смеялось (ПОЛ) Москвы, как «похудели»их хвосты.
«Угадай слово»
Хорошо отрабатывает навык морфемного разбора слов. «Изюминка» в том, что задание учитель готовит только на начальном этапе, а потом это с успехом будут делать сами ребята.
-Какое слово я загадала, если в нем такое же окончание,
Как в слове КОНЬ?
- В нем такая же приставка как ив слове ЗАБЛУЛИЛСЯ.
-В нем такие же суффиксы ,как в слове ЧИТАЛА.
В нем такой же корень как в слове ПЕРЕБЕЖЧИК.
Считалочка «Частицы»
Бы, ли, же,
Неужели, разве, не,
Ишь, лишь, бишь,
Пусть ,да, вишь,
Даже, именно,
Как ни,
Вот, вон ,раз,
И просто ни.
Все частицы повтори,
В центр круга выходи!
Анаграммы
1) Придумайте новые слова, состоящие из тех же букв, но расположенных в другом порядке: атлас (салат), акт (так), адрес (среда) ,армия (Мария), автор (товар), аист (стаи), араб (раба), арфа (фара).
2) Придумайте
новые слова, состоящие из этих же букв, но расположенных в другом порядке :
атлас ( салат), акт (так),адрес (среда), армия (Мария) , автор (товар), аист (стаи)
, араб (раба), анис (сани), арфа (фара).
Морфологические
шарады:
1 Корень тот же , что в слове « сказка»,
Суффикс тот же, что в слове «извозчик», приставка та же , что в слове «расход» (рассказчик)
2 Корень тот же , что в слове отдавать», приставки взяты из слов «преграда» и «посылка», суффикс и окончание взяты из слова «знание» (преподавание).
Волшебная цепочка
Замените одну букву в словах:
Палка, балка, галка; печка-речка, почка; пень –день -тень- лень ;порт-сорт- корт –торт; пол- -вол – кол; кот –кит
.
Третий лишний
Найдите лишнее слово:
Желток, железо, желтый. Носильщик, нос, носатый. Часовщик, часть , час. Печурка, печать, печка. Циркуль, циркач, цирк.
Загадки
–складки ( при изучении пословиц )
1) Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь,
О них обычно говорят :
Водой …….
2) Мы исходили в городок
Буквально вдоль и ……
И так устали мы в дороге,
Что еле…….
3) Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки,
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь…….
4) Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес, кто ……
Ребята слушать их не станут:
От этой песни …..
Пословицы шутят
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чье-то место заняла?
Два сапога – тара, трус кормит, а лень портит; ус хорошо – два лучше; нашла коза на камень; голод –не щетка; первый клин комом; один в золе не воин; правда глаза полет; трус своей лени боится; крутится как булка в колесе; жди у горя погоды; полк в овечьей шкуре
Фразеологический зверинец
Вместо точек вставьте названия животных:
Голоден как ….
Хитер как …
Труслив как….
Здоров как….
Колючий как….
Нем как…
. Грязный как…
Лексическая беседа «Кушать или есть»? (По культуре речи)
Если вам предложили поесть, а вы уже пообедали, что вы ответите : «Я уже покушал» или «Я уже поел»?
К.И.Чуковский в книге «Живой как жизнь» вот что писал по этому поводу : «С казать о себе: я кушаю – это все равно, что сказать: я настолько великодушен, что снисходительно вкушаю мою пищу». Чем же нехорош глагол «кушаю»?Глагол как глагол. Надо только знать, когда его можно употреблять. Это считается недостатком воспитания. При «Я» лучше использовать глагол»есть» :поел, ел, буду есть. А вот с местоимением ты, вы, она глагол «кушать, покушать».
Шуточные вопросы-загадки
Название какого распространенного дерева состоит из четырех предлогов? (с-о-с-на), Из каких двух предлогов можно составить домашнее животное? (к- от)
Веселая постановка двоеточия в предложении
Двоеточие глазастое
Ходит знаниями хвастается:
Так и хочется ему
разъяснить нам что к чему.
Веселая
грамматика (разграничение частей речи)
Существительное школа,
Просыпается - глагол,
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье , без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
НЕ и НИ у нас частицы, Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях,
Здесь особенно уместны
Междометья «ох» и «ах».
А потом у теплой печи повторяем части речи!
Соедини карточки
В одной
стопочке карточки с названиями частей речи , а в другой слова разных частей
речи (народ, копировать, превосходный, глядеть, дышащий, возмутив и т.д.)
Ученик должен на карточку с названием части речи положить слово,
соответствующее этой части речи.
При обобщающем повторении эффективным является проведение всевозможных викторин по тексту изученных произведений.
Викторины
Чей портрет?
«Был сух в кости, хром, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной мсти борода и усы». (Пантелей Прокофьевич Мелехов из «Тихого Дона»
Кто автор стихов?
«Вечер черные брови насопил,
Чьи-то кони
стоят у двора..»
Фразеологические турниры, интеллектуальные ринги, ролевые игры, игры «подбери себе пару» способствуют более крепкому усвоению изучаемого материала и имеют высокую эффективность.
Список использованной литературы:
1. Н.В.Апатова « Информационные технологии в школьном образовании»Москва «Просвещение» 1994
2. С.Ф.Занько « Игры и учение» Москва «Просвещение» 1992
3. Ю.Л.Азаров «Игра и труд» Москва «Дрофа» 2004
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.