«ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
Оценка 4.7

«ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Оценка 4.7
docx
30.07.2020
«ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
ЛОКЛАД 2.docx

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ



Эффективные методы преподавания литературы и русского языка – это методы, позволяющие давать ученикам твердые знания, активизирующие познавательные способности учеников.

Для того, чтобы процесс обучения был успешным, учитель должен из арсенала приемов и методов выбрать такие, которые позволят ученикам развивать творческие способности, обогащать знаниями, воспитывать и стимулировать процесс обучения и воспитания.

На уроках литературы очень важно развивать монологическую речь учащихся.

Для реализации этой задачи необходимо давать задания для аргументированного ответа (проблемный вопрос и доказательства). На начальной стадии этой работы учитель должен помочь ученику составить план устного выступления, помочь подобрать доказательства.

Чтобы помочь ребятам овладеть грамотной устной речью, нужно давать творческие задания – готовить сообщения, отзывы о прочитанных книгах, просмотренных кинофильмах.

Подготовка к докладам и их прочтение позволят ученикам не только повысить культуру монологической речи, но и приобщат к научной и исследовательской деятельности. Целесообразно применять метод интервью при изучении биографии писателя.

Все необычные, свежие приемы обучения привлекают внимание учеников к изучаемому материалу.

Развитие монологической речи учащихся осуществляется в основном на уроках русского языка и литературы, истории и географии.

Для развития монологической речи учащихся рекомендуется давать задания для аргументированного ответа, в котором приводятся аргументы ( доказательства), подтверждающие правильность тезиса, заключенного в вопросе.

Для развития речи учеников рекомендуется давать сообщения по опережающему обучению, написание отзывов о прочитанных книгах и просмотренных кинофильмах, особенно экранизацию литературных произведений., написание докладов и интервью.

На уроках русского языка для развития монологической речи учащихся целесообразно вести работу над речевыми нормами языка, для этого нужно давать упражнения и задания по исправлению речевых ошибок. Большую ценность имеет лексическая работа по выяснению знаний словосочетаний типа «Четвертое лишнее» (1), коллега по работе,/(2), памятный сувенир (3), снится во сне (4)..

Для развития речи на уроках русского языка необходимо составлять рассказы по изученной теме, например, «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием», «Падежные окончания имен существительных». Составление таких рассказов позволит ученикам не только развивать речь, но и закреплять теоретические знания по данным темам.

Эффективными методами преподавания на уроках русского язык являются творческие и распределительные диктанты, когда учитель читает текст, а ученики выписывают не глаголы из этого диктанта, а образованные от этих глаголов причастия, деепричастия и распределяют их по столбикам в тетради.

Неоценимую ценность представляют лингвистические разминки – осложненный словарный диктант. Когда ученики пишут вместо диктуемого учителем слова словосочетание с этим словом. Большую образовательную ценность представляют синтаксические пятиминутки- ученики не только проводят синтаксический разбор предложений, но и составляют схемы этих предложений., составляют предложения по данным учителем схемам. Например, 1) О:О,О и О..2)О ,но О и О,о.3)О и о, О и О.



Эффективным приемом обучения является творческое списывание упражнений, когда ребята вводят в текст упражнения причастные обороты, вводные слова, однородные члены и т.д.

Можно также по составленным схемам сложного и простого предложений придумать предложения, выделить грамматическую основу, расставить недостающие знаки препинания.

Очень ценный вид работы - составление таблиц на уроках русского языка по обобщающим темам, например , «ь» в именах существительных, прилагательных и глаголах. Ученики не просто вставляют где нужно «ь», но ставят слово в нужный столбик таблицы, осуществляя таким образом анализ и синтез изучаемых частей речи.

Высокой эффективностью отличаются задания соревновательного характера,например блиц- турниры (объяснить лексическое значение слова, ответы произносить быстро и четко):

Абонемент- право пользоваться телефоном, книгами и т.л. в течение определенного времени.

Абонент- лицо, пользующееся абонементом

Брокер- посредник при заключении сделок на бирже, специализирующийся по определенным видам товаров и услуг.

Дебитор- должник.

Импорт- ввоз товаров из-за границы.

Приватизация- передача государственной собственности в частную.

Маклер- посредник при заключении торговых сделок.

Лавировать- действовать хитро, искусно, избегая конфликтов и осложнений.

Рейтинг- степень популярности.

Электорат- избиратели

Наверное, применение дидактических игр как никакой другой вид обучения отличается эффективностью и любовью ребят к этому виду деятельности на уроке.

Игра-считалочка

«Слово пол- и слово -полу .Читаем со слайда хором. Если выделенное слово писать через дефис – встаем, если слитно – сидим.



Жила веселая семья: три забияки воробья.

На тротуаре всей семьей они ведут смертельный бой:

У воробья-соседа отбили (пол) обеда.

А у синицы-крошки украли (пол) лепешки,

У строгой утки-мамы стащили (ПОЛ)банана,

(Пол) яблока, (пол) груши, у мышки (пол) ватрушки.

Отбили –и взлетели подсчитывать потери.

Отец чирикает: «Добро! Мы, воробьи, упрямы-

У сына выдрали перо и (пол) хвоста у мамы.

Взгляните: на кого похожи!»

Смеялось (ПОЛ) Москвы, как «похудели»их хвосты.



«Угадай слово»

Хорошо отрабатывает навык морфемного разбора слов. «Изюминка» в том, что задание учитель готовит только на начальном этапе, а потом это с успехом будут делать сами ребята.

-Какое слово я загадала, если в нем такое же окончание,

Как в слове КОНЬ?

- В нем такая же приставка как ив слове ЗАБЛУЛИЛСЯ.

-В нем такие же суффиксы ,как в слове ЧИТАЛА.

В нем такой же корень как в слове ПЕРЕБЕЖЧИК.



Считалочка «Частицы»



Бы, ли, же,

Неужели, разве, не,

Ишь, лишь, бишь,

Пусть ,да, вишь,

Даже, именно,

Как ни,

Вот, вон ,раз,

И просто ни.

Все частицы повтори,

В центр круга выходи!



Анаграммы

 

1) Придумайте новые слова, состоящие из тех же букв, но расположенных в другом порядке: атлас (салат), акт (так), адрес (среда) ,армия (Мария), автор (товар), аист (стаи), араб (раба), арфа (фара).



2) Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв, но расположенных в другом порядке : атлас ( салат), акт (так),адрес (среда), армия (Мария) , автор (товар), аист (стаи) , араб (раба), анис (сани), арфа (фара).

Морфологические шарады:

1 Корень тот же , что в слове « сказка»,

Суффикс тот же, что в слове «извозчик», приставка та же , что в слове «расход» (рассказчик)

2 Корень тот же , что в слове отдавать», приставки взяты из слов «преграда» и «посылка», суффикс и окончание взяты из слова «знание» (преподавание).



Волшебная цепочка

 

Замените одну букву в словах:

Палка, балка, галка; печка-речка, почка; пень –день -тень- лень ;порт-сорт- корт –торт; пол- -вол – кол; кот –кит

.

Третий лишний

Найдите лишнее слово:

Желток, железо, желтый. Носильщик, нос, носатый. Часовщик, часть , час. Печурка, печать, печка. Циркуль, циркач, цирк.



Загадки –складки ( при изучении пословиц )

1) Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь,

О них обычно говорят :

Водой …….

2) Мы исходили в городок

Буквально вдоль и ……

И так устали мы в дороге,

Что еле…….

3) Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки,

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь…….

4) Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес, кто ……

Ребята слушать их не станут:

От этой песни …..



Пословицы шутят

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чье-то место заняла?



Два сапога – тара, трус кормит, а лень портит; ус хорошо – два лучше; нашла коза на камень; голод –не щетка; первый клин комом; один в золе не воин; правда глаза полет; трус своей лени боится; крутится как булка в колесе; жди у горя погоды; полк в овечьей шкуре



Фразеологический зверинец

 

Вместо точек вставьте названия животных:

Голоден как ….

Хитер как …

Труслив как….

Здоров как….

Колючий как….

Нем как…

. Грязный как…

 

Лексическая беседа «Кушать или есть»? (По культуре речи)

Если вам предложили поесть, а вы уже пообедали, что вы ответите : «Я уже покушал» или «Я уже поел»?

К.И.Чуковский в книге «Живой как жизнь» вот что писал по этому поводу : «С казать о себе: я кушаю – это все равно, что сказать: я настолько великодушен, что снисходительно вкушаю мою пищу». Чем же нехорош глагол «кушаю»?Глагол как глагол. Надо только знать, когда его можно употреблять. Это считается недостатком воспитания. При «Я» лучше использовать глагол»есть» :поел, ел, буду есть. А вот с местоимением ты, вы, она глагол «кушать, покушать».

 

Шуточные вопросы-загадки

 

Название какого распространенного дерева состоит из четырех предлогов? (с-о-с-на), Из каких двух предлогов можно составить домашнее животное? (к- от)

 

Веселая постановка двоеточия в предложении

Двоеточие глазастое

Ходит знаниями хвастается:

Так и хочется ему

разъяснить нам что к чему.

 

Веселая грамматика (разграничение частей речи)

Существительное школа,

Просыпается - глагол,

С прилагательным веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье,

Бьет числительное семь.

За ученье , без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

НЕ и НИ у нас частицы, Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях,

Здесь особенно уместны

Междометья «ох» и «ах».

А потом у теплой печи повторяем части речи!



Соедини карточки

 

В одной стопочке карточки с названиями частей речи , а в другой слова разных частей речи (народ, копировать, превосходный, глядеть, дышащий, возмутив и т.д.) Ученик должен на карточку с названием части речи положить слово, соответствующее этой части речи.

При обобщающем повторении эффективным является проведение всевозможных викторин по тексту изученных произведений.



Викторины

 

Чей портрет?

«Был сух в кости, хром, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной мсти борода и усы». (Пантелей Прокофьевич Мелехов из «Тихого Дона»

 

Кто автор стихов?

«Вечер черные брови насопил,

Чьи-то кони стоят у двора..»

Фразеологические турниры, интеллектуальные ринги, ролевые игры, игры «подбери себе пару» способствуют более крепкому усвоению изучаемого материала и имеют высокую эффективность.



Список использованной литературы:



1.       Н.В.Апатова « Информационные технологии в школьном образовании»Москва «Просвещение» 1994

2.       С.Ф.Занько « Игры и учение» Москва «Просвещение» 1992

3.       Ю.Л.Азаров «Игра и труд» Москва «Дрофа» 2004


 

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

Неоценимую ценность представляют лингвистические разминки – осложненный словарный диктант

Неоценимую ценность представляют лингвистические разминки – осложненный словарный диктант

А у синицы-крошки украли (пол) лепешки,

А у синицы-крошки украли (пол) лепешки,

Суффикс тот же, что в слове «извозчик», приставка та же , что в слове «расход» (рассказчик) 2

Суффикс тот же, что в слове «извозчик», приставка та же , что в слове «расход» (рассказчик) 2

Фразеологический зверинец Вместо точек вставьте названия животных:

Фразеологический зверинец Вместо точек вставьте названия животных:

И при этом не лениться И ни часу не терять!

И при этом не лениться И ни часу не терять!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.07.2020