Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках
Оценка 4.9

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках

Оценка 4.9
docx
18.01.2024
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках
выступление.docx

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках

   слайд  

Читать -  значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл…» К.Д.Ушинский.

Следуя из требований сегодняшнего развивающегося быстрыми темпами общества, выделяется главная составляющая – это чтение. Чтение осознанное, направленное на приобретение знаний и тех знаний, которые помогут человеку быть конкурентоспособной личностью.

На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности. И на данный момент  наше общество находится в кризисе читательской грамотности и культуры. Как это не парадоксально,   но в условиях стремительного развития мира (информационно-коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения.

 

 слайд

Кризис читательской грамотности возник не мгновенно. Он развивался постепенно, и первая его ступень - это   кризис детского чтения. Что же такое читательская грамотность? Возьмем за определение положение исследования PISA – это способность обучающихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии их, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Главное, конечно, это понимание и умение правильно использовать прочитанное для достижения жизненных целей.

Сказать, что современные дети не читают, нельзя. Они читают, но что? Очень сильно изменился репертуар книг для детского чтения. Современный ребенок больше склонен к чтению книг такого направления как: фантастика, юмор, ужастик, детективы, комиксы и многие другие направления, но он практически не читает поэзию и классику.

  слайд

В чем же тогда причины падения интереса к чтению и постоянного его уменьшения по мере взросления. Ведь, если сегодня не читающий ребёнок, то завтра – не конкурентоспособная личность. В чем же причины низкого уровня чтения у подрастающего поколения?

На мой взгляд, их много (ведь это неспроста проблема глобального масштаба). Под наиболее главными причинами я бы хотела отметить:

    Не заинтересованные в воспитании родители  (на сегодняшний день число неблагополучных семей очень высоко, а отсюда нет примера и нет результата)

     Утрата ценности книги и предпочтение СМИ (чтение заменяем многочасовым просмотром телевизора, игрой на компьютере)

     Нечитающие родители (ребенок не видит своих родителей за чтением книг или читающих книг ему,  поэтому делает вывод, что в этом нет необходимости).

      Как тогда учителю изменить сложившуюся ситуацию по отношению к чтению? Как помочь школьнику не утонуть в огромном потоке информации и научить его  самому  видеть необходимость в чтении и поиске нужной, точной информации?

  слайд

Для этого нужно понять, в чем же заключается сущность понятия «читательская грамотность» в контексте современного мира? Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом,  отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации. Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности. Функциональная грамотность – это фундаментальная основа, способствующая активному участию человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности и, конечно же, это обучение на протяжении всей жизни.

 

   Почему же уделяется огромное внимание читательской грамотности? Авторы концепции развития универсальных учебных действий (научный руководитель А. Г. Асмолов) подчёркивают, что важнейшей задачей современной системы образования является обеспечение школьникам умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

слайд

Давайте рассмотрим модель выпускника средней школы. Каким он должен быть?

Выпускник средней школы должен обладать определенными способностями, то есть:

·        Управленческие (способность к решению возникших проблем)

·        Информационные (способность к самообразованию на протяжении всей жизни)

·        Коммуникативные (владение устной и письменной речью на родном языке и других языках)

·        Социальные (готовый к взаимодействию в обществе)

·        Личностные (обладающий способностью самоорганизации, самореализации)

·        Гражданские (патриот своего государства; знающий и владеющий своими гражданскими правами)

·        Технологические (эффективный пользователь технологиями разного направления)

Глядя на модель выпускника можно сделать вывод, что сегодня потребность общества в «человеке читающем» - высока. Вот здесь на помощь приходим мы – учителя, готовые помочь ребёнку не утонуть в огромном мире информации и сложном процессе чтения, а стать пловцом в море информации и быть готовым к постижению новых потоков информации и научиться направлять потоки информации в нужное русло для решения поставленных задач и проблем.

 

 

В школьных  учебниках   читательская грамотность формируется на основе работы с различными видами текстов.  И приемов  по формированию  смыслового чтения  для работы  с текстами очень много.

Некоторые из них нам хорошо знакомы( синквейн, кластер фишбоун, толстые и тонкие вопросы и др.).

 

УЧИ.РУ

Два интерактивных задания на работу с текстом: одно основано на художественном, другое — на научно-познавательном

Проверяются навыки

  • Поиск информации, представленной в явном виде
  • Построение простых умозаключений и прямых выводов на основе прочитанного
  • Интеграция и интерпретация прочитанного
  • Рефлексия относительно содержания и формы текста

 

 

 

Данная  работа  позволяет решать задачи по развитию читательской грамотности:

-понимать коммуникативную цель чтения текста;

-фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);

-определять основную мысль текста;

-дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;

-выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис;

- комментировать и оценивать информацию текста.

    слайд

 

Таким образом, для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности, систематически организовывать  работу  учащихся   с текстом  не только на уроках русского языка и  литературы, добывать и вычленять информацию на  других  уроках,                      аргументировать свой ответ,  развивать умения грамотного читателя, проводить постоянный мониторинг понимания прочитанного. Если мы систематически и целенаправленно будем использовать методические приемы в работе над развитием чтения,   то    сформируем читательскую самостоятельность  школьников, а  ценность книги и чтения  снова станет   неоспоримой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках слайд

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках слайд

Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности

Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности

Рефлексия относительно содержания и формы текста

Рефлексия относительно содержания и формы текста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2024