Представлен вариант к ЕГЭ по предмету биология с учётом всех требований. Вариант содержит 28 заданий. В конце представлены ответы к тестовой части и подробный разбор заданий части № 2 для самопроверки. Вариант можно использовать для самообразования выпускникам или для проведения пробных экзаменов учителями.
1. Рассмотрите схему взаимосвязи процессов фотосинтеза и дыхания. Запишите в ответе
пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Вариант № 19
2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Биохимический метод исследования используется для
1) изучения кариотипа организма
2) установления характера наследования признака
3) диагностики сахарного диабета
4) определения дефектов ферментов
5) определения массы и плотности органоидов клетки
3. В ДНК на долю нуклеотидов с тимином приходится 23 %. Определите процентное содержание
нуклеотидов с гуанином, входящих в состав молекулы. В ответе запишите только
соответствующее число.
4. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на
рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в
таблицу цифры, под которыми они указаны
1) наличие ядрышка с хроматином
2) наличие целлюлозной клеточной оболочки
3) наличие митохондрий
4) прокариотическая клетка
5) способность к фагоцитозу5. Установите соответствие между процессами, происходящими во время деления клетки, и
способами деления. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую
позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЦЕССОВ
СПОСОБ ДЕЛЕНИЯ
1) митоз
2) мейоз
А) обеспечивает рост и развитие организма
Б) в результате деления образуются
соматические клетки
В) поддерживает постоянство числа хромосом в клетках особей одного
вида при половом размножении
Г) лежит в основе комбинативной изменчивости
Д) лежит в основе вегетативного размножения
Е) в процессе деления образуются биваленты
6. Определите соотношение генотипов и фенотипов у потомков при моногибридном
скрещивании двух гетерозиготных организмов при неполном доминировании. Ответ запишите в
виде правильной последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся
генотипов и фенотипов.
7. Все приведённые ниже термины используются при описании развития эмбриона животного
типа Хордовые. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу
цифры, под которыми они указаны.
1) дробление
2) гаструляция
3) хитинизация
4) органогенез
5) мезоглея
8. Установите соответствие между характеристиками изменчивости и её видами: к каждой
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИЗМЕНЧИВОСТИ
ВИДЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ
А) изменяет фенотип в пределах нормы реакции
Б) передаётся по наследству
В) затрагивает гены, хромосомы
Г) вызывает одинаковые изменения у всех особей вида
Д) вызывает индивидуальные изменения
Е) адаптивна к условиям среды
9. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они
указаны. Из перечисленных признаков выберите те, которые есть у клеток грибов.
1) мутационная
2) модификационная
1) наследственный аппарат расположен в нуклеотиде
2) клеточная стенка содержит хитин
3) клетка эукариотическая
4) запасное вещество гликоген
5) клеточная мембрана отсутствует
6) тип питания автотрофный
10. Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак
характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию
из второго столбца.
ПРИЗНАК
А) наличие шейного позвонка
Б) отсутствие рёбер
В) непрямое развитие
Г) наличие рычажных конечностей
Д) двухкамерное сердце
Е) отсутствие лёгких
КЛАСС
1) Рыбы
2) Земноводные11. Установите последовательность, отражающую положение вида Человек разумный в системе,
начиная с наименьшей категории. Запишите в таблицу соответствующую последовательность
цифр
1) семейство Люди
2) класс Млекопитающие
3) отряд Приматы
4) тип Хордовые
5) род Человек
6) вид Человек разумный
12. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они
указаны. Какие функции в организме человека выполняет пищеварительная система?
1) защитную
2) механической обработки пищи
3) удаления жидких продуктов обмена
4) транспорта питательных веществ к клеткам тела
5) всасывания питательных веществ в кровь и лимфу
6) химического расщепления органических веществ пищи
13. Установите соответствие между костью и отделом черепа, к которому она принадлежит: к
каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
КОСТЬ
ОТДЕЛ ЧЕРЕПА
А) височная
Б) скуловая
В) теменная
Г) лобная
Д) носовая
14. Установите последовательность передачи звуковой волны на слуховые рецепторы. Запишите
в ответ соответствующую последовательность цифр.
1) лицевой
2) мозговой
1) колебание слуховых косточек
2) колебание жидкости в улитке
3) колебание барабанной перепонки
4) раздражение слуховых рецепторов
15. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они
указаны. Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путём
ароморфозов?
1) наличие двойного оплодотворения
2) образование корней у папоротниковидных
3) снижение испарения путём образования воскового налёта на листьях
4) усиление опушённости листьев у покрытосеменных растений
5) образование плодов с семенами у покрытосеменных растений
6) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате
16. Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которые для
него характерно: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую
позицию из второго столбца.
ВИДЫ
А) крыса серая
Б) снежный барс
В) амурский тигр
Г) пырей ползучий
Д) лошадь Пржевальского
Е) одуванчик обыкновенный
НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ
1) биологический прогресс
2) биологический регресс17. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они
указаны. В экосистеме широколиственного леса — дубраве.
1) короткие пищевые цепи
2) устойчивость обеспечивается разнообразием организмов
3) начальное звено цепи питания представлено растениями
4) популяционный состав животных не изменяется во времени
5) источник первичной энергии — солнечный свет
6) в почве отсутствуют редуценты
18. Установите соответствие между характеристикой среды и ее фактором: к каждой позиции,
данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ФАКТОРЫ СРЕДЫ
А) постоянство газового состава атмосферы
Б) изменение толщины озонового экрана
В) изменение влажности воздуха
Г) изменение численности консументов
Д) изменение численности продуцентов
Е) изменение численности паразитов
19. Установите последовательность формирования приспособленности растений в процессе
эволюции. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) биотические
2) абиотические
1) размножение особей с полезными изменениями
2) возникновение различных мутаций в популяции
3) борьба за существование
4) сохранение особей с наследственными изменениями, полезными для данных условий
среды
20. Проанализируйте таблицу «Соединения костей». Заполните пустые ячейки таблицы,
используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите
соответствующий термин из предложенного списка.
Соединения костей
Объект
позвоночник
локтевой сустав
____________ (А) неподвижное
Тип соединения костей Местонахождение в организме человека
_________(Б)
подвижное
позвоночник
____________ (В)
туловище
1) блоковое
2) полуподвижное
3) череп
4) грудная клетка
5) таз
6) запястье
7) верхняя конечность
8) пояс верхних конечностей
21. Изучите график зависимости интенсивности обмена веществ от величины беговой дистанции,
на которую бежит легкоатлет. (По оси x отложена длина дистанции, а по оси y — интенсивность
обмена веществ). Какое из приведённых ниже описаний интенсивности обмена наиболее точно
описывает данную зависимость?1) Интенсивность обмена снижается, достигая своего минимального значения, после чего
резко растёт.
2) Интенсивность обмена резко растёт, достигая своего максимального показателя, после
чего также резко снижается.
3) Интенсивность обмена резко снижается, после чего выходит на постоянные показатели.
4) Интенсивность обмена на всём своём протяжении плавно снижается, достигая
минимальных показателей.
22. Объясните, как называется явление, показанное на рисунке, и в результате какого процесса
происходит это явление. Цифрами показаны стадии процесса.
23. Назовите типы и виды животных, нервные системы которых показаны на рисунке. Чем эти
системы отличаются друг от друга?
24. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых
сделаны ошибки, исправьте их.
1. Фотосинтез – это процесс синтеза органических веществ из неорганических с
использованием солнечной энергии. 2. Он протекает в две стадии – световую и темновую.
3. В световой стадии происходит восстановление углекислого газа и синтез АТФ. 4. Также
в световой стадии при фотолизе воды образуется свободный кислород. 5. В темновой
стадии синтезируются НАДФ∙2Н и глюкоза. 6. Эта стадия протекает в тилакоидах
хлоропластов. 7. Таким образом, процесс фотосинтеза обеспечивает живые системы
органическими веществами и кислородом.
25. Роберт Кох, изучая причины заболевания овец сибирской язвой, выделил чистую культуру
микроорганизмов, взятых у больной овцы. Он ввёл эту культуру 70 другим здоровым овцам, изкоторых 50 заболели сибирской язвой и погибли. Ответьте на следующие вопросы: какова
причина гибели 50 овец; почему выжили 20 овец, является ли культура, выделенная Кохом,
вакциной? Ответ объясните.
26. Дано описание домашней кошки сиамской породы.
Кариотип кошки – 38 хромосом. Она свободно скрещивается с кошками других пород.
Отличительными чертами кошки этой породы являются: тонкое, длинное, трубообразное гибкое
тело, голова в виде длинного клина, большие миндалевидные косо поставленные глаза ярко
синего цвета, очень большие уши, широкие в основании и заострённые на концах. В норме
температура тела взрослой кошки колеблется от 38,0 до 39,5° С, у котят эти показатели бывают
более высокие. Частота дыхания равна 20–30, у молодых кошек достигает 40 дыхательных
движений в минуту. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.
27. Участок молекулы ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов:
ЦАТГААГГЦТГЦАТЦ. Перечислите не менее трёх последствий, к которым может привести
случайная замена всех нуклеотидов Т на нуклеотид Ц.
28. Таня и Наташа – родные сестры и обе страдают дальтонизмом. У них есть сестра с
нормальным зрением и брат с нормальным зрением. Таня и Наташа вышли замуж за здоровых по
указанному признаку мужчин. У Тани родились две девочки, которые нормально различают
цвета, и два мальчика. У Наташи два сына. Определите генотипы Тани и Наташи, их родителей,
пол их детейдальтоников. Заштрихуйте на родословных значки в соответствии с решением
(больных – сплошной штриховкой, носителей – пунктирной).Ответы к варианту № 19
1. к и с л о р о д
2. 3 4
3. 2 7
4. 2 4
5. 1 1 2 2 1 2
6. 1 2 1
7. 3 5
8. 2 1 1 2 1 2
9. 2 3 4
10. 2 2 2 2 1 1
11. 6 5 1 3 2 4
12. 2 5 6
13. 2 1 2 2 1
14. 3 1 2 4
15. 1 2 5
16. 1 2 2 1 2 1
17. 2 3 5
18. 2 2 2 1 1 1
19. 2 3 4 1
20. 5 2 7
21. 3
22.
23.
1) это явление плазмолиза – отделение клеточного сока от клеточной стенки (сжатие
цитоплазмы);
2) плазмолиз происходит в результате потери клеткой воды при её переходе в более
насыщенный раствор соли
1) Цифрой 1 обозначена нервная система белой планарии. (Тип Плоские черви).
2) Цифрой 2 обозначена нервная система пресноводной гидры. (Тип Кишечнополостные).
3) У планарии нервная система стволового или лестничного типа, а у гидры – диффузная
нервная система.
Примечание.Если указаны типы и не указано видовое название, то отметка не должна снижаться
24.
Ошибки допущены в предложениях 356:
1) 3 – восстановление углекислого газа происходит в темновой стадии
2) 5 – НАДФ∙Н2 синтезируется в световой стадии.
3) 6 – темновая стадия протекает в строме хлоропластов
25.
26.
27.
1) Овцы погибли, так как они были заражены возбудителем сибирской язвы.
2) У 20 овец был естественный иммунитет против этого заболевания (либо: они
переболели раньше и приобрели иммунитет к этой болезни).
3) Культура, выделенная Кохом, вакциной не является, так как она не ослаблена, и
выжившим овцам предварительно не вводилась
1) Генетический критерий – описан кариотип, отмечена способность к свободному
скрещиванию и рождению плодовитого потомства.
2) Морфологический критерий – внешние признаки кошки и особенности породы.
3) Физиологический критерий – указаны температура тела и частота дыхания животного
1) Молекула ДНК приобретёт следующую последовательность нуклеотидов:
ЦАЦГААГГЦЦГЦАЦЦ. Это генная мутация.
2) Изменится последовательность и состав кодонов на иРНК.
3) Изменится набор кодируемых аминокислот и, следовательно, первичная структура
белка
28.
Таня и Наташа – родные сестры и обе страдают дальтонизмом. У них есть сестра с нормальным
зрением и брат с нормальным зрением. Таня и Наташа вышли замуж за здоровых по указанному
признаку мужчин. У Тани родились две девочки, которые нормально различают цвета, и два
мальчика. У Наташи два сына. Определите генотипы Тани и Наташи, их родителей, пол их детей
дальтоников. Заштрихуйте на родословных значки в соответствии с решением (больных –
сплошной штриховкой, носителей – пунктирной).
Пояснение.Схема решения задачи включает:
1) генотипы родителей: отец Тани и Наташи – дальтоник XdY,
мать – носительница дальтонизма ХDХd;
2) Таня и Наташа ХdХd, дальтоники, их мужья – ХY – здоровы;
3) дочери Тани: девочки ХDХd – носительницы дальтонизма, сыновья Тани и Наташи –
дальтоники ХdУ
Ответ включает все названные выше
(Допускается иная генетическая символика)