Представлен вариант к ЕГЭ по предмету биология с учётом всех требований. Вариант содержит 28 заданий. В конце представлены ответы к тестовой части и подробный разбор заданий части № 2 для самопроверки. Вариант можно использовать для самообразования выпускникам или для проведения пробных экзаменов учителями.
1. Рассмотрите предложенную схему и запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на
схеме знаком вопроса.
Вариант № 20
2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
В каких из указанных научных исследований применялся экспериментальный метод?
1) исследование растительного мира тундры
2) опровержение теории самозарождения Л. Пастером
3) создание клеточной теории
4) создание модели молекулы ДНК
5) исследование процессов фотосинтеза
3. Если в мейоз вступили два сперматогония, то сколько полноценных гамет образуется в
результате деления? В ответе запишите только цифру.
4. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания яичного
белка альбумина. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в
таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) состоит из аминокислот
2) пищеварительный фермент
3) денатурирует обратимо при варке яйца
4) мономеры связаны пептидными связями
5) молекула образует первичную, вторичную и третичную структуры
5. Установите соответствие между этапами процесса и процессами фотосинтеза и биосинтеза
белка: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
ЭТАПЫ ПРОЦЕССА
ПРОЦЕСС
1) фотосинтез
2) биосинтез белка
А) выделение свободного кислорода
Б) образование пептидных связей между
аминокислотами
В) синтез иРНК на ДНК
Г) процесс трансляции
Д) восстановление углеводов
Е) преобразование НАДФ+ в НАДФ∙2Н
6. Определите соотношение фенотипов при скрещивании двух дигетерозигот, если гены не
сцеплены. Ответ запишите в виде правильной последовательности цифр, показывающих
соотношение получившихся фенотипов в порядке их убывания.
7. Все приведённые ниже термины используются для описания мейоза.Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под
которыми они указаны.
1) биваленты
2) редукционное деление
3) клонирование
4) оплодотворение
5) кроссинговер
8. Установите соответствие между признаком и диапазоном его нормы реакции:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ПРИЗНАК
А) строение глаза насекомого
Б) удойность коровы
В) урожайность пшеницы
Г) масса тела человека
Д) количество пальцев на руках
9. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они
указаны. Какие признаки являются характерными для изображённого животного?
ДИАПАЗОН
1) узкая норма реакции
2) широкая норма реакции
1) дышит лёгкими и трахеями
2) у животного одна пара усиков
3) оплодотворение наружное
4) тело разделено на голову, грудь и брюшко
5) у животного 4 пары ходильных ног
6) развивается с полным превращением
10. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого этот признак
характерен.
ПРИЗНАК
КЛАСС ЖИВОТНОГО
1) Паукообразные
2) Насекомые
А) предварительное переваривание пищи вне организма
Б) разделение тела на головогрудь и брюшко
В) глаза простые, от двух до восьми пар
Г) наличие одной пары усиков на голове
Д) наличие трёх пар конечностей на груди
Е) глаза фасеточные, сложного строения
11. Установите последовательность расположения систематических категорий, используемых
при классификации растений, начиная с наибольшей. Запишите в ответ соответствующую
последовательность цифр.
1) фиалка
2) двудольные
3) фиалка трёхцветная
4) покрытосеменные
5) фиалковые
12. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они
указаны. Неправильная осанка у подростков может привести к
1) ослаблению действия ферментов
2) деформации грудной клетки
3) увеличению содержания солей кальция в костях4) смещению и сдавливанию внутренних органов
5) нарушению кровоснабжения внутренних органов
6) нарушению работы гипофиза
13. Установите соответствие между функцией и органом человека, который эту функцию
выполняет: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
ФУНКЦИЯ
ОРГАН
А) обезвреживание веществ, содержащихся в крови
Б) выделение ферментов, расщепляющих белки, жиры и углеводы
В) выработка гормона, регулирующего содержание сахара в крови
Г) образование веществ, эмульгирующих жиры
Д) формирование пищевого комка
14. Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме белков в организ
ме человека, начиная с попадания пищи в желудок. В ответе запишите соответствующую после
довательность цифр.
1) печень
2) поджелудочная железа
3) слюнная железа
1) расщепление ненужных и испорченных белков и окисление их до
2) расщепление пептидов на аминокислоты в двенадцатиперстной кишке
3) расщепление белков на короткие пептиды в желудке
4) поступление аминокислот в ткани и синтез собственных белков
5) выведение CO2, NH3 и H2O из организма
6) всасывание аминокислот в кровь в тонком кишечнике
и
15. Прочитайте текст. Выберите три верных утверждения. Запишите в таблицу цифры, под
которыми они указаны.
1. Неандерталец — древний человек, ископаемые остатки которого были обнаружены в
долине Неандерталь в Германии. 2. Жили неандертальцы в пещерах, охота велась
коллективно с использованием костяных орудий. 3. Череп неандертальцев имел мощный
надглазничный валик, лоб был низким, лицо скуластым. 4. Неандертальцы — самые
близкие предки человекообразных обезьян. 5. Немногочисленные ветви неандертальцев
сохранились до сегодняшнего дня в Африке.
16. установите соответствие между организмом и направлением эволюции, по которому в
настоящее время происходит его развитие: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ
А) страус эму
Б) дождевой червь
В) домовая мышь
Г) комнатная муха
Д) уссурийский тигр
17. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они
указаны. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции ландыша
майского в лесном сообществе?
1) биологический прогресс
2) биологический регресс
1) вырубка деревьев
2) увеличение затененности
3) недостаток влаги в летний период
4) сбор дикорастущих растений
5) низкая температура воздуха зимой
6) вытаптывание почвы
18. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими
примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.ПРИМЕРЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
А) повышение давления атмосферного воздуха
Б) изменение рельефа экосистемы, вызванное
землетрясением
В) изменение численности популяции зайцев в результате
эпидемии
Г) взаимодействие между волками в стае
Д) конкуренция за территорию между соснами в лесу
19. Установите последовательность расположения организмов в цепи питания. Запишите в
таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) абиотический
2) биотический
1) чайка
2) окунь
3) мальки рыб
4) водоросль
5) хищная птица
20. Проанализируйте таблицу «Гормоны». Заполните пустые ячейки таблицы, используя
термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите
соответствующий термин из предложенного списка.
Гормоны
Что регулирует
Название гормона Железа
обмен веществ
тироксин
соматотропин
____________ (В)
____________ (А) поджелудочная уровень глюкозы
_________(Б)
гипофиз
1) слюнные железы
2) адреналин
3) рост
4) инсулин
5) надпочечники
6) щитовидная
7) синтез белков
8) вилочковая
21. Изучите график зависимости скорости фотосинтеза от различных факторов. Выберите
утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа предложенного графика.
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) Скорость фотосинтеза при интенсивности освещения возрастает.
2) Скорость фотосинтеза не зависит от концентрации угарного газа.
3) Скорость фотосинтеза зависит от концентрации углекислого газа.
22. Какие процессы через некоторое время происходят с кожей человека после его выхода из
парной на мороз?
23.На рисунке изображён стрелолист с листьями разных форм (1, 2, 3). Какая форма изменчивости
характерна для разнообразия этих листьев? Объясните причину их появления. Какую форму
листьев будет иметь стрелолист, выросший на отмели?
24. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых
сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Рыбы обитатели водной среды. (2) По происхождению и особенностям строения рыб
подразделяют на 2 класса: Хрящевые рыбы и Костные рыбы. (3) Заострённая спереди
голова слита с туловищем, которое начинается от свободного края жаберных крышек и
заканчивается хвостовым отделом. (4) У всех рыб жабры открываются снаружи тела
жаберными щелями. (5) Все рыбы имеют плавательный пузырь. (б) Наиболее древние из
костных рыб Кистепёрые рыбы. (7) Для них характерны мясистые, покрытые чешуёй
плавники, развитая у взрослых рыб хорда, плохо развитый плавательный пузырь и другие
особенности.
25. Николай Иванович Лунин исследовал влияние химического состава пищи на мышей. Он
кормил их искусственными смесями белков, жиров и углеводов. Мыши гибли на 11 день. Он
добавил в пищу поваренную соль и воду. Мыши гибли на 30 день. Когда Н.И. Лунин добавил в их
искусственную пищу все необходимые соли, все мыши тоже погибли. Другая группа мышей
питалась коровьим молоком и была здорова. Какие выводы сделал Н.И. Лунин из первого опыта?
Какие выводы он сделал после кормления мышей пищей, содержащей все необходимые соли?
Почему выжили мыши, питавшиеся коровьим молоком?
26. Назовите и объясните три фактора, которые могут быть ограничивающими скорость
фотосинтетических реакций в световой и темновой стадиях.
27. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНКматрице. Фрагмент молекулы ДНК, на
котором синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность
нуклеотидов: ГААГЦТГТТЦГГАЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка
тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить
эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК.
Обоснуйте последовательность Ваших действий. Для решения задания используйте таблицу
генетического кода.Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй из верхнего
горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие
от всех трёх нуклеотидов, находится искомая аминокислота.
28. У человека отсутствие потовых желёз определяется рецессивным геном, расположенным в Х
хромосоме, а голос бас – аутосомный доминантный признак. Мужчина, имеющий голос бас
(гомозигота) и страдающий отсутствием потовых желёз, женится на женщине с высоким голосом
и с потовыми железами (гомозиготой). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы
родителей, возможные фенотипы и генотипы потомства, вероятность рождения мальчиков без
потовых желёз. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
Ответы к варианту № 20
1. г л и к о л и з
2. 2 5
3. 8
4. 2 3
5. 1 2 2 2 1 1
6. 9 3 3 1
7. 3 4
8. 1 2 2 2 1
9. 2 4 6
10. 1 1 1 2 2 2
11. 4 2 5 1 3
12. 2 4 5
13. 1 2 2 1 3
14. 3 2 6 4 1 5
15. 1 2 3
16. 2 1 1 1 2
17. 1 4 6
18. 1 1 2 2 2
19. 4 3 2 1 5
20. 4 6 3
21. 1 322
23.
1) В парной сосуды кожи рефлекторно расширяются, кожа краснеет.
2) На морозе сосуды рефлекторно суживаются и кожа бледнеет.
1) разнообразие форм листьев у одного растения — это модификационная изменчивость;
2) листья растения развивались в разных средах и условиях жизни, поэтому у него
сформировались листья разных форм;
3) стрелолист на отмели будет иметь стреловидные листья.
24.
Ошибки допущены в предложениях 3, 4, 5.
(3) Заострённая спереди голова слита с туловищем, которое начинается от свободного
края жаберных крышек и заканчивается анальным плавником (или анальным
отверстием).
(4) НЕ всех рыб жабры открываются снаружи тела жаберными щелями, у костных и
костнохрящевых прикрыты жаберными крышками.
(5) Не все рыбы имеют плавательный пузырь.
Примечание.
Можно исправить и 6 предложение.
Среди костных рыб самые древние представители – лопастеперые, которые объединяют всего 6
видов двоякодышащих рыб
(6) Наиболее древние из костных рыб Двоякодышащие рыбы.
Можно исправлять и 2 предложение.
Ныне живущие рыбы представлены тремя классами: хрящевые рыбы (Chondrichthyes),
лопастепёрые (Sarcopterygii) и лучепёрые рыбы (Actinopterygii). Два последних класса
составляют группу костных рыб.
25.
1) Первый вывод: мышам кроме органических соединений необходимы неорганические –
минеральные соли.
2) Второй вывод: полного набора минеральных солей для жизни мышей недостаточно,
необходимы ещё какието вещества.
3) Мыши, питавшиеся коровьим молоком, выжили потому, что в нём содержатся все
питательные вещества и витамины, на необходимость которых и указал Н.И. Лунин.
*Собственно витамины были открыты через несколько лет после работы Лунина.
26.
1) Свет. Его недостаток замедляет процессы возбуждения хлорофилла и образования
НАДФ∙2Н и АТФ.
2) Концентрация углекислого газа. При малой концентрации замедляется синтез глюкозы в
темновой стадии.
3) Температура. При значительном понижении или повышении температуры активность
ферментов, участвующих в процессе фотосинтеза, заметно снижается
27.
1) По принципу комплементарности на основе ДНК находим нуклеотидную
последовтельность тРНК
нуклеотидная последовательность участкатРНК ЦУУЦГАЦААГЦЦУГА;
2) нуклеотидная последовательность антикодона ЦАА (третий триплет) соответствует
кодону на иРНК ГУУ;
3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота ВАЛ (валин),
которую будет переносить данная тРНК.
Примечание.
В данном типе заданий ключевыми словами являются: «все виды РНК синтезируются на ДНК
матрице».
Т. е. нам необходимо найти именно тРНК — молекулы, состоящие из 70—90 нуклеотидов, кото
рые свернуты определенным образом и напоминают по форме клеверный лист и переносят аминокислоты в биосинтезе белка. Синтезируются они на ДНК в определенных участках, которые
видны под микроскопом в виде ядрышек.
Поэтому, сначала на ДНК по принципу комплементарности определяем участок тРНК (так же
как мы это делали при определении иРНК).
Затем находим тот триплет, который является центральным, именно его по принципу комплемен
тарности переводим в иРНК и только теперь по таблице генетического кода находим аминокис
лоту.
28.
У человека отсутствие потовых желёз определяется рецессивным геном, расположенным в Х
хромосоме, а голос бас – аутосомный доминантный признак. Мужчина, имеющий голос бас
(гомозигота) и страдающий отсутствием потовых желёз, женится на женщине с высоким голосом
и с потовыми железами (гомозиготой). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы
родителей, возможные фенотипы и генотипы потомства, вероятность рождения мальчиков без
потовых желёз. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
Схема решения задачи включает:
AAX♂
РХР
♀ P
аX
P Y
1) P
гаметы АX♂ p,
2) F1 АаX♀
3) вероятность рождения мальчика без потовых желёз равна нулю.
Проявляется третий закон Г. Менделя – закон независимого наследования признаков, так
как гомологичные хромосомы
распределяются по гаметам независимо друг от друга, – и закон сцепленного с полом
наследования.
pY × aaХ♀
АY
PXp АаX♂
♂