Представлен вариант к ЕГЭ по предмету биология с учётом всех требований. Вариант содержит 28 заданий. В конце представлены ответы к тестовой части и подробный разбор заданий части № 2 для самопроверки. Вариант можно использовать для самообразования выпускникам или для проведения пробных экзаменов учителями.
1. Рассмотрите предложенную схему «Рефлексы».
Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Вариант № 21
2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие методы научного исследования используются для диагностики сахарного диабета и выявления
характера его наследования?
1) биохимический
2) цитогенетический
3) близнецовый
4) генеалогический
5) исторический
3. Кариотип собаки состоит из 78 хромосом. Сколько хромосом содержит зрелый эритроцит собаки?
В ответе запишите только число.
4. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы
инсулина. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры,
под которыми они указаны
1) состоит из аминокислот
2) гормон надпочечников
3) катализатор многих химических реакций
4) гормон поджелудочной железы
5) вещество белковой природы
5. Установите соответствие между названием органоидов и наличием или отсутствием у них
клеточной мембраны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую
позицию из второго столбца.
ОРГАНОИДЫ
А) вакуоли
Б) лизосомы
В) клеточный центр
Г) рибосомы
Д) пластиды
Е) аппарат Гольджи
НАЛИЧИЕ МЕМБРАНЫ
1) мембранные
2) немембранные6. С какой вероятностью у потомков может проявиться патологический ген, если скрещивается
организм, гетерозиготный по одному признаку (гены не сцеплены), с организмом, имеющим
рецессивный генотип по данному признаку? Ответ запишите в виде числа (в процентах),
показывающей искомую вероятность.
7. Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания изображённого на рисунке
процесса двойного оплодотворения у цветковых растений. Определите два термина, «выпадающие» из
общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Пыльцевая трубка достигает зародышевого мешка.
2) В оплодотворении участвуют вегетативная клетка и спермий.
3) Из материнских клеток спор образуются микро и макроспоры.
4) Гаметы – спермии и яйцеклетки – образуются результате мейоза микроспор.
5) Яйцеклетка оплодотворяется одним спермием, а другой спермий оплодотворяет
центральную клетку.
8. Установите соответствие между органами, развивающимися из зародышевых листков эмбриона
хордовых, и зародышевыми листками из которых развиваются данные органы: к каждой позиции,
данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ
ОРГАНЫ
А) головной мозг
Б) скелет
В) мышцы
Г) кожные железы
Д) лёгкие
Е) печень
1) эктодерма
2) энтодерма
3) мезодерма
9. Выберите три верных ответа из шести. По форме слоевища лишайники делятся на
1) древесные
2) кустистые
3) плоские
4) листоватые
5) накипные
6) талломные
10. Установите соответствие между признаками организма и организмом, которому данный признак
принадлежит.
ПРИЗНАКИ
А) запасают углеводы в виде крахмала
Б) тело образовано гифами
В) в состав клеточной стенки входит хитин
Г) содержат хлорофилл
Д) при размножении образуют зооспоры
ОРГАНИЗМЫ
1) водоросли
2) грибыЕ) запасное вещество – гликоген
11. Установите последовательность стадий жизненного цикла папоротника орляка, начиная с
оплодотворения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) оплодотворение
2) развитие половых клеток
3) развитие спорангиев на листьях
4) развитие корневища
5) развитие заростка
6) развитие спор в спорангиях
12. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
При повышенной теплоотдаче в организме человека:
1) усиливается секреторная функция печени
2) ускоряется процесс биосинтеза белка
3) изменяется количество тромбоцитов в плазме
4) усиливается приток крови к коже
5) усиливается испарение воды через потовые железы
6) увеличивается просвет капилляров кожи
13. Установите соответствие между характеристиками и типами ткани человека: к каждой позиции,
данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ТИПЫ ТКАНИ
А) обладает проводимостью
Б) выполняет функцию опоры и питания
В) образует наружный покров кожи
Г) вырабатывает антитела
Д) состоит из тесно прилегающих клеток
Е) образует серое вещество спинного мозга
14. Определите правильную последовательность прохождения порции кислорода через организм чело
века от момента вдоха до поступления в клетки. В ответе запишите соответствующую последователь
ность цифр.
1) эпителиальная
2) соединительная
3) нервная
1) лёгкие
2) трахея
3) ткани
4) носоглотка
5) бронхи
6) кровь
7) гортань
15. Выберите три верных ответа из шести и запишите в тответ цифры, под которыми они указаны.
Примером общей дегенерации служит
1) редукция органов чувств у ленточных червей
2) редукция задних конечностей у кита
3) отсутствие хлорофиллоа у растенийпаразитов
4) отсутствие конечностей у змеи
5) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня
6) потеря страусом способности к полёту
16. Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которые для него
характерно: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из
второго столбца.ВИДЫ
А) рыжий таракан
Б) мышь полевая
В) сизый голубь
Г) латимерия
Д) секвойя
КРИТЕРИЙ ВИДА
1) биологический прогресс
2) биологический регресс
17. Какие из перечисленных факторов окружающей среды относятся к антропогенным? Выберите три
верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) температура воздуха
2) загрязнение парниковыми газами
3) наличие неперерабатываемого мусора
4) наличие дороги
5) освещённость
6) концентрация кислорода
18. Установите соответствие между характеристикой экосистемы и её видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОСИСТЕМЫ
А) включает большое разнообразие видов
Б) продукция частично изымается из системы
В) используются удобрения разных видов
Г) круговорот веществ незамкнутый
Д) является саморегулирующейся системой
Е) имеет разветвлённые сети питания
ЭКОСИСТЕМА
1) пшеничное поле
2) смешанный лес
19. Расположите в правильном порядке уровни организации жизни, начиная с наименьшего. В ответе
запишите соответствующую последовательность цифр.
1) биоценоз
2) популяция
3) нейрон
4) многоклеточный организм
5) биосфера
20. Проанализируйте таблицу «Деление клетки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя
термины и формулы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите
соответствующий термин из предложенного списка
Деление клетки
Способ деления Фаза деления Количество ДНК и хромосом
митоз
____________ (А) телофаза
мейоз II
анафаза II
Список терминов и формул
_________(Б) 2n4c
n2c
____________ (В)
1) профаза
2) nc
3) 2n2c
4) амитоз
5)метафаза II
6) мейоз I
7) n2c
8) 4n4c
21. Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий.Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных
результатов. Скорость размножения бактерий
1) всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды.
2) зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии.
3) зависит от генетической программы организма.
4) в интервале от 20 до 36 °С повышается.
5) уменьшается при температуре выше 36 °С в связи с денатурацией части белков в клетке
бактерии.
22. Что такое клеточные культуры и для чего их создают?
23. Используя рисунок процесса полового размножения хламидомонады, объясните, в чем сущность
полового размножения и каково его отличие от бесполого. В результате какого процесса образуются
гаметы, в чем их особенность? Какой цифрой на рисунке обозначена зигота? Чем она отличается от
гамет?
24. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны
ошибки, исправьте их.
(1) Сходство в строении органов разных систематических групп организмов позволяет учёным
установить их родство. (2) В процессе эволюции у организмов сформировались гомологичные
и аналогичные органы. (3) Гомологичные органы развиваются из разных зародышевых листков
эмбриона. (4) Аналогичные органы развиваются из одинаковых зародышевых листков. (5)
Примерами гомологичных органов могут служить крылья птиц и лапы собак, косточки
среднего уха различных млекопитающих, тычинки и листья цветковых растений. (6)
Примерами аналогичных органов могут служить плавники рыбы и дельфина, конечности мыши
и конечности жука, усики винограда и усики гороха. (7) Важными доказательствами эволюции
являются также рудименты и атавизмы.25. Какие основные ароморфозы способствовали появлению на Земле птиц?
Назовите не менее трёх ароморфозов и объясните их.
26. Чем можно объяснить тот факт, что частота встречаемости наследственных заболеваний в
маленьких замкнутых общинах гораздо выше, чем обычно?
27. Антикодоны тРНК входят в рибосому в следующем порядке: ГАГ ЦЦУ ЦЦЦ УАУ. Используя
таблицу генетического кода, определите последовательность нуклеотидов матричной цепи ДНК,
иРНК и аминокислот в молекуле синтезируемого фрагмента белка. Ответ объясните.
Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй – из верхнего
горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от
всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
28. Скрестили гомозиготного петуха, имеющего гребень (А) и оперённые ноги (В), с гетерозиготной
курицей с гребнем и голыми ногами (гены не сцеплены). Определите генотипы родителей, генотипы и
фенотипы гибридов первого и второго поколений, если во втором скрещивании были взяты особи с
разными генотипами из первого поколенияОтветы к варианту № 22
1. и н д и в и д у а л ь н ы е | л и ч н ы е
2. 1 4
3. 0
4. 2 3
5. 1 1 2 2 1 1
6. 5 0
7. 2 4
8. 1 3 3 1 2 2
9. 2 4 5
10. 1 2 2 1 1 2
11. 1 4 3 6 5 2
12. 4 5 6
13. 3 2 1 2 1 3
14. 4 7 2 5 1 6 3
15. 1 3 5
16. 1 1 1 2 2
17. 2 3 4
18. 2 1 1 1 2 2
19. 3 4 2 1 5
20. 6 1 3
21. 4 5
22. Что такое клеточные культуры и для чего их создают?
Элементы ответа:
1) Клеточные культуры или культуры тканей – это изолированные клетки, живущие в
искусственной среде
2) Клеточные культуры используют для получения антител, лекарственных веществ,
диагностики заболеваний и их лечения
Возможные варианты ответов:
Культура тканей используется для пересадки кожи, восстановления органов и тканей, для
выращивания микроорганизмов и т. д.
1) При неблагоприятных условиях у разных особей хламидомонады митозом образуются
половые гаплоидные клетки, которые, сливаясь, образуют диплоидную зиготу. Это процесс
полового размножения.
2) Зигота делится мейозом, образуются четыре гаплоидные споры. Это бесполое размножение.
23.3) Зигота обозначена на рисунке цифрой 6. В отличие от гаплоидных спор, дающих начало
новым особям, она диплоидна.
24.
Ошибки допущены в предложениях 3, 4, 6.
(3) Гомологичные органы развиваются из одинаковых зародышевых листков.
(4) Аналогичные органы выполняют одинаковые функции.
(6) Плавники рыбы и дельфина – это гомологичные органы
25. Какие основные ароморфозы способствовали появлению на Земле птиц?
Назовите не менее трёх ароморфозов и объясните их.
Элементы ответа:
1) Прогрессивное развитие коры мозга и мозжечка обусловило более сложное поведение птиц
2) Появление четырёхкамерного сердца с полным разделением артериального и венозного
кровотока привело к теплокровности и интенсивному обмену веществ, а также повсеместному
расселению на Земле.
3) Формирование густо пронизанных капиллярами лёгких и наличие воздушных мешков
позволило осуществлять вентиляцию при вдохе и выдохе (двойное дыхание), что является
приспособлением к полёту
26. Чем можно объяснить тот факт, что частота встречаемости наследственных заболеваний в
маленьких замкнутых общинах гораздо выше, чем обычно?
Элементы ответа:
1) В маленьких замкнутых общинах распространены родственные браки.
2) Родственные браки ведут к повышению гомозиготности людей по ряду признаков.
3) Переход рецессивных мутаций в гомозиготное состояние ведёт к фенотипическому
проявлению имеющихся в роду патологических генов
27. Антикодоны тРНК входят в рибосому в следующем порядке: ГАГ ЦЦУ ЦЦЦ УАУ. Используя
таблицу генетического кода, определите последовательность нуклеотидов матричной цепи ДНК,
иРНК и аминокислот в молекуле синтезируемого фрагмента белка. Ответ объясните.
Схема решения задачи включает:
1) ДНК: ГАГ – ЦЦТ – ЦЦЦ – ТАТ;
2) иРНК: ЦУЦ – ГГА – ГГГ – АУА;
3) фрагмент белка: лей – гли – гли – иле.
4) В соответствии с правилом комплементарности находим кодоны иРНК и по ним определяем
последовательность нуклеотидов в ДНК.
По таблице генетического кода и кодонам иРНК находим последовательность аминокислот в
пептиде
28.
Скрестили гомозиготного петуха, имеющего гребень (А) и оперённые ноги (В), с гетерозиготной
курицей с гребнем и голыми ногами (гены не сцеплены). Определите генотипы родителей, генотипы и
фенотипы гибридов первого и второго поколений, если во втором скрещивании были взяты особи с
разными генотипами из первого поколения
Схема решения задачи включает:
♀
Аавв
♂
ав
♀
♂
♂ ♀
Ав,
♀
AABв ×
1) Генотипы родителей ААВВ ×
Гаметы АВ
2) F1
AaBв
Гребень, оперённые ноги
Гаметы АВ,
3) Фенотипы и генотипы второго поколения:
Ав АВ, Ав, аВ, ав
♂ ♀
♂
♀
♀
♀С гребнем и оперёнными ногами ААВВ, 2ААВв, 2АаВв, АаВВ. С гребнем и голыми ногами
ААвв, Аавв