Представлен вариант к ЕГЭ по предмету биология с учётом всех требований. Вариант содержит 28 заданий. В конце представлены ответы к тестовой части и подробный разбор заданий части № 2 для самопроверки. Вариант можно использовать для самообразования выпускникам или для проведения пробных экзаменов учителями.
1. Рассмотрите предложенную схему строения и функций клетки. Запишите в ответе
пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Вариант № 23
2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие методы научного исследования используются для А) выделения органоидов одного вида и
Б) локализации определённых химических веществ в клетке?
1) гистологический
2) центрифугирования
3) радиоизотопный
4) цитогенетический
5) клонирования
3. В соматической клетке спорофита цветкового растения 24 хромосомы. Сколько хромосом в
микроспоре этого растения? В ответе запишите только число.
4. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы
ДНК. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры,
под которыми они указаны.
1) состоит из двух цепей, образующих спираль
2) содержит нуклеотиды АТГЦ
3) в состав входит сахар рибоза
4) самоудваивается
5) участвует в процессе трансляции
5. Установите соответствие между функциями клеточных структур и структурами,
изображёнными на рисунке: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.ФУНКЦИИ
А) осуществляет активный транспорт веществ
Б) изолирует клетку от окружающей среды
В) обеспечивает избирательную проницаемость веществ
Г) образует секреторные пузырьки
Д) распределяет вещества клетки по органеллам
Е) участвует в образовании лизосом
СТРУКТУРЫ
6. Сколько типов гамет будет давать потомок, полученный от скрещивания гомозиготного по
двум доминантным признакам отца с рецессивной по этим признакам матерью? Ответ запишите в
виде числа, обозначающей количество видов гамет.
7. Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания методов селекции
растительных организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите
в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) прививка
2) вакцинация
3) гибридизация
4) полиплоидия
5) окучивание
8. Установите соответствие между насекомым и типом его развития: к каждой позиции, данной в
первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
НАСЕКОМЫЕ
А) домашняя муха
Б) майский жук
В) клопсолдатик
Г) стрекоза коромысло
Д) бабочка павлиний глаз
Е) таракан
ТИП РАЗВИТИЯ
1) с полным превращением
2) с неполным превращением
9. Выберите три верных ответа из шести. Гриб в составе лишайника
1) создает органические вещества из неорганических
2) поглощает воду и минеральные соли
3) расщепляет минеральные вещества
4) защищает водоросль от воздействия неблагоприятных факторов
5) осуществляет связь лишайника с окружающей средой
6) использует синтезируемые водорослью органические вещества
10. Установите соответствие между признаками организма и организмом, которому данный при
знак принадлежит.
ПРИЗНАКИ
А) паразитический организм
Б) способна к фагоцитозу
В) вне организма образует споры
1) Сибиреязвенная палочка
ОРГАНИЗМЫ
2) Амёба обыкновеннаяГ) в неблагоприятных условиях образует цисту
Д) наследственный аппарат содержится в кольцевой хромосоме
Е) энергия запасается в митохондриях в виде АТФ
11. Расположите в правильном порядке кости задних конечностей птицы, начиная от
позвоночника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) цевка
2) кость голени
3) фаланги пальцев
4) бедренная кость
12. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Какие особенности плоских червейпаразитов связаны с условиями жизни в кишечнике человека?
1) органы прикрепления
2) большая плодовитость
3) паренхима
4) развитая нервная система
5) уплощённая форма тела
6) покровы, на которые не действует пищеварительный сок
13. Установите соответствие между характеристикой и видом поперечнополосатых мышц.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) состоит из длинных волокон, не соединяющихся друг с другом
Б) воспринимает импульсы по соматической рефлекторной дуге
В) сокращается произвольно
Г) сокращается автономно
Д) клетки соединяются друг с другом в определённых участках
ВИД МЫШЦЫ
1) скелетная
2) сердечная
14. Расположите в правильном порядке кости нижней конечности, начиная от тазового пояса. В
ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) плюсна
2) бедренная кость
3) предплюсна
4) малоберцовая кость
5) фаланги пальцев
15. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они
указаны. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) наличие млечных желез у млекопитающих
2) образование корнеплода у моркови
3) возникновение полового процесса у организмов
4) возникновение процесса фотосинтеза
5) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня
6) наличие плавательных перепонок конечностей у водоплавающих птиц.
16. Установите соответствие между примерами объектов и методами изучения эволюции, в
которых используются эти примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ОБЪЕКТОВ
А) колючки кактуса и колючки барбариса
Б) останки зверозубых ящеров
В) филогенетический ряд лошади
Г) многососковость у человека
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
1) палеонтологический
2) сравнительноанатомическийД) аппендикс у человека
17. Какие признаки характеризуют агроценоз? Выберите три верных ответа из шести и запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) естественный круговорот веществ у данного сообщества нарушен
2) высокая численность растений одного вида
3) большое число видов растений и животных
4) ведущий фактор, влияющий на сообщество, – искусственный отбор
5) замкнутый круговорот веществ
6) виды имеют различные приспособления к совместному обитанию
18. Установите соответствие между организмами и функциональными группами биоценоза, к ко
торым их относят.
ОРГАНИЗМЫ
А) холерный вибрион
Б) инфузория
В) колониальный коралловый полип
Г) паразитическое растение
Д) бактерия гниения
Е) плесневый гриб
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
ГРУППЫ
1) консументы
2) редуценты
19. Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе запишите соответ
ствующую последовательность цифр.
1) зёрна пшеницы
2) рыжая лисица
3) клоп вредная черепашка
4) степной орёл
5) обыкновенный перепел
20. Проанализируйте таблицу «Обмен веществ в организме человека». Заполните пустые ячейки
таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой,
выберите соответствующий термин из
предложенного списка.
Обмен веществ в организме человека
Объект
обмен белков
____________ (А) глицерин и жирные кислоты
обмен углеводов глюкоза
Список терминов
Всасываются в тонком кишечнике Конечные продукты распада
вода, углекислый газ, мочевина
_________(Б)
углекислый газ и вода
____________ (В)
1) обмен жиров
2) углекислый газ и вода
3) крахмал
4) водный обмен
5) аминокислоты
6) аммиак
7) белки
8) гликоген
21. Проанализируйте таблицу «Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в
кладке».Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке
Количество яиц в
кладке
Доля выживших птенцов (в %)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
100
95
90
83
80
53
40
35
32
1) Оптимальное количество яиц в кладке, позволяющее сохранить численность скворцов,
– 5.
2) Гибель птенцов объясняется случайными факторами.
3) Чем меньше в кладке яиц, тем эффективнее забота о потомстве.
4) Чем больше птенцов в гнезде, тем чаще родители кормят каждого из птенцов.
5) Количество яиц в кладке зависит от климатических факторов и наличия корма.
22. Чем опасен для здоровья человека авитаминоз С? В каких продуктах этот витамин
содержится в максимальном количестве?
23. Какие черты приспособленности у изображенного организма к среде её обитания? Какие
недостатки приспособленности?
24. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых
сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Все железы организма человека делятся на три группы: железы внешней, внутренней и
смешанной секреции. (2)Секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через
выводные протоки поступают на поверхность тела. (3)Секреты желёз внутренней секреции
по протокам поступают в кровь. (4)Железы внутренней секреции – эндокринные железы –
выделяют биологически активные регуляторные вещества – гормоны. (5)Гормоны
регулируют обмен веществ, влияют на рост и развитие организма, участвуют в регуляции
всех органов и систем органов, процессов, протекающих на клеточном уровне. (6)Гормон
поджелудочной железы – инсулин – регулирует содержание глюкозы в крови. (7)Гормон
щитовидной железы – адреналин – повышает возбудимость нервной системы, учащает
сердечные сокращения.
25. Почему регуляция функций организма названа нейрогуморальной? Как она осуществляется?26. Назовите четыре основных структурных компонента биогеоценоза, обеспечивающие
круговорот веществ в природе, и укажите их функции.
27. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНКматрице. Фрагмент молекулы ДНК, на
которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность
нуклеотидов:
ЦГТТГГ ГЦТ АГГЦТТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который
синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в
процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ
поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
Генетический код (иРНК)
Первое
основание
Второе основание
Третье
основание
У
Ц
А
Г
Фен
Фен
Лей
Лей
Лей
Лей
Лей
Лей
Иле
Иле
Иле
Мет
Вал
Вал
Вал
Вал
Сер
Сер
Сер
Сер
Про
Про
Про
Про
Тре
Тре
Тре
Тре
Ала
Ала
Ала
Ала
Тир
Тир
—
—
Гис
Гис
Глн
Глн
Асн
Асн
Лиз
Лиз
Асп
Асп
Глу
Глу
Цис
Цис
—
Три
Арг
Арг
Арг
Арг
Сер
Сер
Арг
Арг
Гли
Гли
Гли
Гли
У
Ц
А
Г
У
Ц
А
Г
У
Ц
А
Г
У
Ц
А
Г
У
Ц
А
Г
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй — из верхнего гори
зонтального ряда; третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от
всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.28. Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с самками с
чёрным телом и укороченными крыльями. Все гибриды первого поколения были с серым телом и
нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появилось 75 %
особей с серым телом и нормальными крыльями и 25 % с чёрным телом и укороченными
крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1 и
F2. Объясните характер наследования признака и полученные результаты.
Ответы к варианту № 23
1. р и б о с о м ы | р и б о с о м а
2. 2 3
3. 1 2
4. 3 5
5. 1 1 1 2 2 2
6. 4
7. 2 5
8. 1 1 2 2 1 2
9. 2 4 6
10. 1 2 1 2 1 2
11. 4 2 1 3
12. 1 2 6
13. 1 1 1 2 2
14. 2 4 3 1 5
15. 1 3 4
16. 2 1 1 2 2
17. 1 2 4
18. 1 1 1 1 2 2
19. 1 3 5 2 4
20. 1 5 2
21. 1 3
22. Чем опасен для здоровья человека авитаминоз С? В каких продуктах этот витамин
содержится в максимальном количестве?
Элементы ответа:
1) Авитаминоз С вызывает такие заболевания как анемия и цинга, их симптомы –
кровоточивость дёсен, общая слабость.
2) Витамин С в максимальных количествах содержится в чёрной смородине, цитрусовых,
луке, чесноке
23. Какие черты приспособленности у изображенного организма к среде её обитания? Какие
недостатки приспособленности?1) Донные рыбы обычно окрашены под цвет песчаного дна (камбала, скаты). При этом камбала
ещё способна менять окраску в зависимости от цвета окружающего фона, путём
перераспределения пигмента в покровах тела
(или, способна к быстрому изменению покровительственной окраски благодаря
перераспределению пигментов в хроматофорах кожи)
2) Уплощенное с боков тело — это приспособление для жизни на дне глубоких морей; глаза
смещены на одну сторону
3) Недостатки приспособленности: небольшая площадь, занимаемая жабрами — потому что не
достаточно кислорода и рыба малоподвижна.
Относительный характер приспособленности. Приспособленность к среде обитания носит
относительный характер, полезна только в тех условиях, в которых она исторически
сформировалась.
24. Ошибки в предложениях:
2 – секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки
поступают не только на поверхность тела, но и в полости тела;
3 – секреты желёз внутренней секреции поступают непосредственно в кровь, так как
железы внутренней секреции протоков не имеют;
7 – гормон щитовидной железы – тироксин, а адреналин – это гормон надпочечников
25. Почему регуляция функций организма названа нейрогуморальной? Как она осуществляется?
Элементы ответа:
1) В регуляции деятельности организма человека участвуют две системы – нервная и
эндокринная.
2) Нервная система обеспечивает рефлекторную деятельность организма, проводя
нервные импульсы от рецепторов к ЦНС и от ЦНС к органам
3) Гуморальная регуляция основана на действии гормонов, выделение которых в кровь
контролируется нервной системой
26. Назовите четыре основных структурных компонента биогеоценоза, обеспечивающие
круговорот веществ в природе, и укажите их функции.
Элементы ответа:
1) Продуценты – организмы, производящие органические вещества из неорганических
(растения, цианобактерии).
2) Консументы – потребители готового органического вещества (растительноядные,
всеядные, хищные животные).
3) Редуценты – организмы, минерализующие органические вещества (грибы, бактерии).
4) Неживые компоненты – солнечная энергия, почва, вода, атмосфера (источник энергии,
среда жизни, переносчики вещества)
27. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНКматрице. Фрагмент молекулы ДНК, на
которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность
нуклеотидов:ЦГТТГГ ГЦТ АГГЦТТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который
синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в
процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ
поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
Схема решения задачи включает:
1) нуклеотидная последовательность участка тРНК ГЦААЦЦЦГАУЦЦГАА;
2) нуклеотидная последовательность антикодона ЦГА (третий триплет) соответствует
кодону на иРНК ГЦУ;
3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота АЛА,
которую будет переносить данная тРНК.
28. Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с самками с
чёрным телом и укороченными крыльями. Все гибриды первого поколения были с серым телом и
нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появилось 75 %
особей с серым телом и нормальными крыльями и 25 % с чёрным телом и укороченными
крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1 и
F2. Объясните характер наследования признака и полученные результаты.
Схема решения задачи включает:
1) Генотипы родителей ААВВ × аавв
G АВ/ ав/
F1 AaBb Серое тело, нормальные крылья
G АВ/, ав/
2) АаВв × АаВв
G АВ/, ав/ АВ/, ав/
F2 1ААВВ : 2 АаВв : 1 аавв
3) Гены А и В (а и в) наследуются сцепленно, т. к. расположены в одной паре
гомологичных хромосом. Этим объясняется полученное отношение генотипов во втором
поколении