Представлен вариант к ЕГЭ по предмету биология с учётом всех требований. Вариант содержит 28 заданий. В конце представлены ответы к тестовой части и подробный разбор заданий части № 2 для самопроверки. Вариант можно использовать для самообразования выпускникам или для проведения пробных экзаменов учителями.
Вариант № 1898321
1.
Рассмотрите рисунок с примерами хромосомных мутаций. Под цифрой 3 на нём обозначена хро
мосомная перестройка ... (запишите в ответе термин)
2.
Ниже приведён перечень теорий, законов, закономерностей. Все они, кроме двух, относятся к
теориям, законам, закономерностям, правилам биологии. Найдите два понятия, «выпадающих» из
общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) закон расщепления
2) правило экологической пирамиды
3) закон сохранения энергии
4) закон единообразия
5) закон всемирного тяготения
3.
Какую группу крови по системе АВО имеет человек с генотипом IBI0? В ответ запишите цифру.
4.
Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания темновой фазы
фотосинтеза в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в
ответ цифры, под которыми они указаны.
1) восстановление углекислого газа до глюкозы
2) синтез молекул АТФ за счет энергии солнечного света
3) соединение водорода с переносчиком НАДФ+
4) использование энергии молекул АТФ на синтез углеводов
5) образование молекул крахмала из глюкозы
5.
Установите соответствие между процессами и этапами энергетического обмена: к каждой
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ
ЭТАПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА
А) расщепление глюкозы в цитоплазме
Б) синтез 36 молекул АТФ
В) образование молочной кислоты
Г) полное окисление веществ до СО2 и Н2О
Д) образование пировиноградной кислоты
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
1) бескислородный
2) кислородный
А
Б
В
Г
Д
6.Сколько фенотипических групп образуется при скрещивании двух дигетерозигот?
7.
Выберите два верных ответа из пяти. Если у горностаевого кролика на определённом участке
тела выщипать белую шерсть и воздействовать на него холодом, то на этом месте вырастет
чёрная шерсть. Как называют такую изменчивость?
1) геномная
2) мутационная
3) комбинативная
4) модификационная
5) фенотипическая
8.
Установите соответствие между способом размножения и примером: к каждой позиции, данной в
первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР
А) спорообразование у сфагнума
Б) семенное размножение у ели
В) партеногенез у пчёл
Г) размножение луковицами у тюльпанов
Д) откладывание яиц птицами
Е) вымётывание икры у рыб
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
1) половое
2) бесполое
СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ
A
Б
В
Г
Д
Е
9.
Выберите три верных ответа из шести.
Роль лишайников в том, что они
1) являются основным видом пищи для некоторых птиц
2) являются "пионерами" в сообществах
3) защищают стволы от переохлаждения
4) являются хорошими биоиндикаторами чистоты окружающей среды
5) являются основными природными красителями
6) являются основным видом пищи для северных оленей
10.
Установите соответствие между классом животных и типом, к которому его относят.
КЛАСС ЖИВОТНЫХ
ТИП
А) Пиявки
Б) Малощетинковые
В) Сосальщики
Г) Ленточные
Д) Ресничные
Е) Многощетинковые
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
1) Кольчатые черви
2) Плоские черви
А
Б
В
Г
Д
Е11.
Установите последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с
самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Мятлик луговой
2) Мятлик
3) Покрытосеменные
4) Однодольные
5) Растения
6) Злаковые
12.
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха». Запишите в таблицу
цифры, под которыми они указаны.
1) наружный слуховой проход
2) барабанная перепонка
3) слуховой нерв
4) стремя
5) полукружный канал
6) улитка
13.
Установите соответствие между показателями жизненных функций человека и диагнозами
заболевания
ПОКАЗАТЕЛИ ЖИЗНЕННЫХ ФУНКЦИЙ
ДИАГНОЗ
А) авитаминоз С
Б) выпадение зубов
В) повышенное содержание тироксина в крови
Г) повышенное содержание глюкозы в крови
Д) выпученные глаза, зоб
Е) недостаток инсулина в крови
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
1) сахарный диабет
2) цинга
3) базедова болезнь
А
Б
В
Г
Д
E
14.
Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги рефлекса чихания у человека.
В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) чувствительный нейрон
2) рецепторы носовой полости3) центр продолговатого мозга
4) двигательный нейрон
5) дыхательные мышцы
15.
Что из перечисленного считается палеонтологическими доказательствами эволюции? Выберите
три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) скелет археоптерикса
2) окаменевшие остатки древних моллюсков
3) схожесть эмбрионов позвоночных животных на ранних стадиях, развития
4) отпечатки папоротников в пластах угля
5) схожесть строения клеток эукариотических организмов
6) общий план строения всех позвоночных животных
16.
Установите соответствие между организмами, появившимися или расцветавшими в процессе
эволюции, и эрами, в которые они появились и расцветали.
ОРГАНИЗМЫ
ЭРЫ
А) возникновение первых птиц
Б) расцвет рептилий
В) расцвет моллюсков
Г) расцвет насекомых
Д) расцвет млекопитающих
Е) распространение птиц
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
1) палеозойская
2) мезозойская
3) кайнозойская
А
Б
В
Г
Д
E
17.
Какие из приведённых организмов являются потребителями готового органического вещества в
сообществе соснового леса? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под кото
рыми они указаны.
1) почвенные зелёные водоросли
2) гадюка обыкновенная
3) мох сфагнум
4) подрост сосны
5) тетерев
6) лесная мышь
18.
Установите соответствие между особенностями круговорота вещества и веществом.
ОСОБЕННОСТИ КРУГОВОРОТА
А) больше всего этого вещества содержится в атмосфере
Б) клубеньковые бактерии превращают это вещество в нитраты
В) около 50 % возвращается в атмосферу растениями
Г) значительные количества накапливаются в осадочных породах
Д) в выдыхаемом животными воздухе содержится значительно больше, чем во вдыхаемом
Е) поглощается растениями из почвы в виде минеральных солей
ВЕЩЕСТВО
1) углерод
2) азотЗапишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д
Е
19.
Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания, начиная с организма,
поглощающего солнечный свет. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) липа
2) ястреб перепелятник
3) жук пахучий красотел
4) обыкновенный скворец
5) гусеница непарного шелкопряда
20.
Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины,
примеры приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите
соответствующий термин из предложенного списка.
Вид изменчивости Форма изменчивости
Пример изменчивости
А
мутационная
появление в потомстве растенияальбиноса
наследственная
Б
в результате комбинации гамет
у потомков формируется новый фенотип
ненаследственная
модификационная
В
Список терминов и понятий:
1) наследственная
2) рождение белоглазой особи у красноглазых родительских организмов дрозофилы
3) изменение окраски шерсти у зайцабеляка в зависимости от температуры
4) комбинативная
5) ненаследственная
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
21.
Пользуясь таблицей «Содержание белков, жиров и углеводов в продуктах питания», выберите
верные утверждения
1) В сметане из органических веществ больше всего жиров.
2) В ржаном хлебе преобладают белки.
3) Наибольшее содержание белков наблюдается в сырах и горохе.
4) Жиров нет в яблоках, сахарном песке и пшене.
5) Углеводы есть во всех продуктах.22.
С какой целью при выпечке хлеба и хлебобулочных изделий применяют дрожжевые грибы?
Какой процесс при этом происходит?
23.
Где находится дыхательный центр безусловного рефлекса?
Какова его основная функция?
24.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошиб
ки, объясните их.
1) У прокариотических организмов под оболочкой клетки находится плазматическая мембрана.2) Прокариоты не способны к фагоцитозу.
3) В клетках прокариот имеется оформленное ядро.
4) В клетках прокариот отсутствуют мембранные органоиды.
5) У всех эукариот есть хлоропласты.
6) В синтезе белков эукариоты используют свободный азот атмосферы.
25.
В чём проявляется усложнение организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными?
Укажите не менее четырёх признаков и объясните их значение.
26.
Большинство современных костистых рыб находится в состоянии биологического прогресса.
Приведите не менее трёх доказательств, подтверждающих это положение.
27.
Какой хромосомный набор характерен для клеток восьмиядерного зародышевого мешка и
зародышевой почечки семени пшеницы. Объясните, из каких исходных клеток и в результате
какого деления они образуются.
28.
У крупного рогатого скота красная окраска шерсти неполно доминирует над светлой, окраска
гетерозиготных особей чалая. Гены признаков аутосомные, не сцеплены.
Скрещивали красных комолых (В) коров и чалых рогатых быков, в потомстве получились
красные комолые (безрогие) и чалые комолые особи. Полученные гибриды F1 с разными
фенотипами были скрещены между собой. Составьте схемы решения задачи. Определите
генотипы родителей и потомков в обоих скрещиваниях, соотношение фенотипов в поколении F2.
Какой закон наследственности проявляется в данном случае? Ответ обоснуйте.
Ответы к варианту № 24
1.
Рассмотрите рисунок с примерами хромосомных мутаций. Под цифрой 3 на нём обозначена хро
мосомная перестройка ... (запишите в ответе термин)
О т в е т : д у п л и к а ц и я | Д у п л и к а ц и я | Д У П Л И К А Ц
2.
Ниже приведён перечень теорий, законов, закономерностей. Все они, кроме двух, относятся к
теориям, законам, закономерностям, правилам биологии. Найдите два понятия, «выпадающих» из
общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) закон расщепления
2) правило экологической пирамиды
3) закон сохранения энергии
4) закон единообразия
5) закон всемирного тяготения
О т в е т : 3 5
3.Какую группу крови по системе АВО имеет человек с генотипом IBI0? В ответ запишите цифру.
О т в е т : 3
4.
Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания темновой фазы
фотосинтеза в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в
ответ цифры, под которыми они указаны.
1) восстановление углекислого газа до глюкозы
2) синтез молекул АТФ за счет энергии солнечного света
3) соединение водорода с переносчиком НАДФ+
4) использование энергии молекул АТФ на синтез углеводов
5) образование молекул крахмала из глюкозы
О т в е т : 2 3
5.
Установите соответствие между процессами и этапами энергетического обмена: к каждой
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ
ЭТАПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА
А) расщепление глюкозы в цитоплазме
Б) синтез 36 молекул АТФ
В) образование молочной кислоты
Г) полное окисление веществ до СО2 и Н2О
Д) образование пировиноградной кислоты
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
1) бескислородный
2) кислородный
А
Б
В
Г
Д
О т в е т : 1 2 1 2 1
6.
Сколько фенотипических групп образуется при скрещивании двух дигетерозигот?
О т в е т : 4
7.
Выберите два верных ответа из пяти. Если у горностаевого кролика на определённом участке
тела выщипать белую шерсть и воздействовать на него холодом, то на этом месте вырастет
чёрная шерсть. Как называют такую изменчивость?
1) геномная
2) мутационная
3) комбинативная
4) модификационная
5) фенотипическая
О т в е т : 4 5
8.
Установите соответствие между способом размножения и примером: к каждой позиции, данной в
первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР
А) спорообразование у сфагнума
Б) семенное размножение у ели
В) партеногенез у пчёл
Г) размножение луковицами у тюльпанов
1) половое
2) бесполое
СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯД) откладывание яиц птицами
Е) вымётывание икры у рыб
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д
Е
О т в е т : 2 1 1 2 1 1
9.
Выберите три верных ответа из шести.
Роль лишайников в том, что они
1) являются основным видом пищи для некоторых птиц
2) являются "пионерами" в сообществах
3) защищают стволы от переохлаждения
4) являются хорошими биоиндикаторами чистоты окружающей среды
5) являются основными природными красителями
6) являются основным видом пищи для северных оленей
О т в е т : 2 4 6
10.
Установите соответствие между классом животных и типом, к которому его относят.
КЛАСС ЖИВОТНЫХ
ТИП
А) Пиявки
Б) Малощетинковые
В) Сосальщики
Г) Ленточные
Д) Ресничные
Е) Многощетинковые
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
1) Кольчатые черви
2) Плоские черви
А
Б
В
Г
Д
Е
О т в е т : 1 1 2 2 2 1
11.
Установите последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с
самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Мятлик луговой
2) Мятлик
3) Покрытосеменные
4) Однодольные
5) Растения
6) Злаковые
О т в е т : 5 3 4 6 2 1
12.Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха». Запишите в таблицу
цифры, под которыми они указаны.
1) наружный слуховой проход
2) барабанная перепонка
3) слуховой нерв
4) стремя
5) полукружный канал
6) улитка
О т в е т : 1 2 6
13.
Установите соответствие между показателями жизненных функций человека и диагнозами
заболевания
ПОКАЗАТЕЛИ ЖИЗНЕННЫХ ФУНКЦИЙ
ДИАГНОЗ
А) авитаминоз С
Б) выпадение зубов
В) повышенное содержание тироксина в крови
Г) повышенное содержание глюкозы в крови
Д) выпученные глаза, зоб
Е) недостаток инсулина в крови
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
1) сахарный диабет
2) цинга
3) базедова болезнь
А
Б
В
Г
Д
E
О т в е т : 2 2 3 1 3 1
14.
Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги рефлекса чихания у человека.
В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) чувствительный нейрон
2) рецепторы носовой полости
3) центр продолговатого мозга
4) двигательный нейрон
5) дыхательные мышцы
О т в е т : 2 1 3 4 5
15.
Что из перечисленного считается палеонтологическими доказательствами эволюции? Выберите
три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) скелет археоптерикса2) окаменевшие остатки древних моллюсков
3) схожесть эмбрионов позвоночных животных на ранних стадиях, развития
4) отпечатки папоротников в пластах угля
5) схожесть строения клеток эукариотических организмов
6) общий план строения всех позвоночных животных
О т в е т : 1 2 4
16.
Установите соответствие между организмами, появившимися или расцветавшими в процессе
эволюции, и эрами, в которые они появились и расцветали.
ОРГАНИЗМЫ
ЭРЫ
А) возникновение первых птиц
Б) расцвет рептилий
В) расцвет моллюсков
Г) расцвет насекомых
Д) расцвет млекопитающих
Е) распространение птиц
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
1) палеозойская
2) мезозойская
3) кайнозойская
А
Б
В
Г
Д
E
О т в е т : 2 2 1 3 3 3
17.
Какие из приведённых организмов являются потребителями готового органического вещества в
сообществе соснового леса? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под кото
рыми они указаны.
1) почвенные зелёные водоросли
2) гадюка обыкновенная
3) мох сфагнум
4) подрост сосны
5) тетерев
6) лесная мышь
О т в е т : 2 5 6
18.
Установите соответствие между особенностями круговорота вещества и веществом.
ОСОБЕННОСТИ КРУГОВОРОТА
А) больше всего этого вещества содержится в атмосфере
Б) клубеньковые бактерии превращают это вещество в нитраты
В) около 50 % возвращается в атмосферу растениями
Г) значительные количества накапливаются в осадочных породах
Д) в выдыхаемом животными воздухе содержится значительно больше, чем во вдыхаемом
Е) поглощается растениями из почвы в виде минеральных солей
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д
Е
О т в е т : 2 2 1 1 1 2
19.
ВЕЩЕСТВО
1) углерод
2) азотРасположите в правильном порядке организмы в цепи питания, начиная с организма,
поглощающего солнечный свет. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) липа
2) ястреб перепелятник
3) жук пахучий красотел
4) обыкновенный скворец
5) гусеница непарного шелкопряда
О т в е т : 1 5 3 4 2
20.
Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины,
примеры приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите
соответствующий термин из предложенного списка.
Вид изменчивости Форма изменчивости
Пример изменчивости
А
мутационная
появление в потомстве растенияальбиноса
наследственная
Б
в результате комбинации гамет
у потомков формируется новый фенотип
ненаследственная
модификационная
В
Список терминов и понятий:
1) наследственная
2) рождение белоглазой особи у красноглазых родительских организмов дрозофилы
3) изменение окраски шерсти у зайцабеляка в зависимости от температуры
4) комбинативная
5) ненаследственная
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
О т в е т : 1 4 3
21.
Пользуясь таблицей «Содержание белков, жиров и углеводов в продуктах питания», выберите
верные утверждения
1) В сметане из органических веществ больше всего жиров.
2) В ржаном хлебе преобладают белки.
3) Наибольшее содержание белков наблюдается в сырах и горохе.
4) Жиров нет в яблоках, сахарном песке и пшене.
5) Углеводы есть во всех продуктах.О т в е т : 1 3
22. 22.
С какой целью при выпечке хлеба и хлебобулочных изделий применяют дрожжевые грибы?
Какой процесс при этом происходит?
Пояснение.
Элементы ответа:
1) дрожжи, питаясь сахаром, превращают его в спирт и углекислый газ, этот процесс называют
брожением;
2) этот процесс используют в хлебопечении, так как выделяемый углекислый газ способствует
поднятию теста.
23.Где находится дыхательный центр безусловного рефлекса?
Какова его основная функция?
Пояснение.
1) Дыхательный центр безусловного рефлекса находится в продолговатом мозге
2) На рисунке продолговатый мозг отмечен буквой А
3) Дыхательный центр координирует ритмическую активность мышц, обеспечивающих
вдох/выдох.
Примечание. Дыхательным центром называют совокупность нервных клеток, расположенных в
разных отделах центральной нервной системы, обеспечивающих координированную ритмическую
деятельность дыхательных мышц и приспособление дыхания к изменяющимся условиям внешней
и внутренней среды организма. Дыхательный центр возбуждается автоматически, в среднем 15
раз в минуту. При физических и эмоциональных нагрузках частота дыхания резко возрастает.
Человек способен произвольно задерживать или учащать дыхание, менять его глубину. Это
возможно потому, что деятельность дыхательного центра продолговатого мозга находится под
контролем высших отделов мозга, в частности коры больших полушарий. На активность
дыхательного центра влияют также целый ряд гормонов и состояние других систем организма.
24.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошиб
ки, объясните их.
1) У прокариотических организмов под оболочкой клетки находится плазматическая мембрана.
2) Прокариоты не способны к фагоцитозу.
3) В клетках прокариот имеется оформленное ядро.
4) В клетках прокариот отсутствуют мембранные органоиды.
5) У всех эукариот есть хлоропласты.
6) В синтезе белков эукариоты используют свободный азот атмосферы.
Пояснение.
3) В клетках прокариот имеется нуклеоид.
5) У эукариотов хлоропласты присутствуют только в зеленых клетках растений.
6) В синтезе белков эукариоты не могут использовать свободный азот атмосферы. В основном
используется азот, входящий в состав минеральных солей и поступающий с пищей.
25.
В чём проявляется усложнение организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными?
Укажите не менее четырёх признаков и объясните их значение.
Пояснение.
Элементы ответа:
1) сухая кожа без желёз с роговыми образованиями, обеспечивающая защиту от потерь влаги в
организме;
2) дыхание только с помощью лёгких, имеющих ячеистое строение, что увеличивает площадь
газообмена в лёгких и его интенсивность;3) появление в трёхкамерном сердце неполной перегородки в желудочке, поэтому кровь
смешивается частично;
4) внутреннее оплодотворение, появление в яйце запаса питательных веществ и защитных
оболочек даёт возможность размножаться на суше;
5) усложнение нервной системы и органов чувств, развитие переднего мозга обеспечивают более
сложное поведение пресмыкающихся и связь с внешней средой;
6) увеличение количества позвонков шейного отдела, позволяющего не только поднимать и
опускать голову, но и поворачивать её.
26.
Большинство современных костистых рыб находится в состоянии биологического прогресса.
Приведите не менее трёх доказательств, подтверждающих это положение.
Пояснение.
Элементы ответа:
1) костистые рыбы характеризуются большим видовым разнообразием и высокой численностью;
2) они имеют большой ареал (Мировой океан и водоёмы Земного шара);
3) они имеют многочисленные приспособления к разнообразным условиям водной среды
(окраска, форма тела, строение плавников и т. д.).
27.
Какой хромосомный набор характерен для клеток восьмиядерного зародышевого мешка и
зародышевой почечки семени пшеницы. Объясните, из каких исходных клеток и в результате
какого деления они образуются.
Пояснение.
Элементы ответа:
1) клетки восьмиядерного зародышевого мешка гаплоидные — n;
2) в клетках зародышевой почечки диплоидный набор хромосом — 2n;
3) клетки зародышевой почечки развиваются из зиготы в результате митоза;
4) клетки восьмиядерного зародышевого мешка развиваются из женской споры митозом.
28.
У крупного рогатого скота красная окраска шерсти неполно доминирует над светлой, окраска
гетерозиготных особей чалая. Гены признаков аутосомные, не сцеплены.
Скрещивали красных комолых (В) коров и чалых рогатых быков, в потомстве получились
красные комолые (безрогие) и чалые комолые особи. Полученные гибриды F1 с разными
фенотипами были скрещены между собой. Составьте схемы решения задачи. Определите
генотипы родителей и потомков в обоих скрещиваниях, соотношение фенотипов в поколении F2.
Какой закон наследственности проявляется в данном случае? Ответ обоснуйте.
Пояснение.