ЕГЭ. Биология. Вариант № 5
Оценка 4.7

ЕГЭ. Биология. Вариант № 5

Оценка 4.7
Контроль знаний
doc
биология
11 кл
08.03.2018
ЕГЭ. Биология. Вариант № 5
Представлен вариант к ЕГЭ по предмету биология с учётом всех требований. Вариант содержит 28 заданий. В конце представлены ответы к тестовой части и подробный разбор заданий части № 2 для самопроверки. Вариант можно использовать для самообразования выпускникам или для проведения пробных экзаменов учителями.
вариант 5.doc
Вариант 5 1. С помощью какого метода генетики человека определяют хромосомные и геномные мута­ ции?   1) биохимического 2) генеалогического 3) цитогенетического 4) близнецового 2. Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию   1) защитную 2) каталитическую 3) аккумулятора энергии 4) транспорта веществ 3. В ядре соматической клетки тела человека в норме содержится 46 хромосом. Сколько хро­ мосом содержится в оплодотворённой яйцеклетке? В ответ запишите ТОЛЬКО соответствую­ щее число. 4. Какие признаки характерны для молекулы ДНК?   1) состоит из одной полипептидной нити 2) состоит из двух полинуклеотидных нитей, закрученных в спираль 3) имеет нуклеотид, содержащий урацил 4) имеет нуклеотид, содержащий тимин 5) сохраняет наследственную информацию 6) переносит информацию о строении белка из ядра к рибосоме 5. Установите соответствие между особенностями нуклеиновой кислоты и её видом. ВИД НК  ОСОБЕННОСТИ НК   A) хранит и передаёт наследственную информацию Б) включает нуклеотиды АТГЦ B) триплет молекулы называется кодоном Г) молекула состоит из двух цепей Д) передаёт информацию на рибосомы Е) триплет молекулы называется антикодоном   1) ДНК 2) и­РНК 3) т­РНК  6. Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от скрещи­ вания растений с красными (А) и белыми (а) цветками (неполное доминирование) 7. В современную эпоху у людей увеличивается число наследственных и онкологических забо­ леваний вследствие   1) загрязнения среды бытовыми отходами 2) изменения климатических условий 3) загрязнения среды обитания мутагенами 4) увеличения плотности населения в городах 8. Установите соответствие между структурой организма человека и зародышевым листком, из которого она сформировалась.  СТРУКТУРА ОРГАНИЗМА A) болевые рецепторы Б) волосяной покров B) лимфа и кровь Г) жировая ткань Д) ногтевые пластинки ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК 1) эктодерма 2) мезодерма     9. Животные, имеющие первичную полость тела, — это 1) бычий цепень 2) аскарида 3) острица 4) ришта 5) свиной солитёр 6) печёночный сосальщик 10. Соотнесите признаки однодольных и двудольных растений.  ПРИЗНАКИ 1) Однодольные 2) Двудольные     КЛАСС РАСТЕНИЙ А) стержневая корневая система Б) параллельное или дуговое жилкование листьев В) сетчатое жилкование листьев Г) развит камбий, древесина Д) мочковатая корневая система Е) камбия нет  11. Установите последовательность этапов развития мха кукушкина льна, начиная с прораста­ ния споры.   1) образование предростка (протонемы) 2) оплодотворение при наличии воды 3) прорастание споры 4) развитие на предростке женских или мужских растений 5) созревание на мужских растениях сперматозоидов, на женских — яйцеклеток 6) развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами 12. Внутренняя среда организма образована   1) органами брюшной полости 2) кровью 3) лимфой 4) содержимым желудка 5) межклеточной (тканевой) жидкостью 6) ядром, цитоплазмой, органоидами клетки 13. Установите соответствие между примером регуляции работы сердца и типом регуляции.  ПРИМЕР РЕГУЛЯЦИИ   ТИП  РЕГУЛЯЦИИ A) учащение сердцебиений под влиянием адреналина Б) изменение работы сердца под влиянием ионов калия B) изменение сердечного ритма под влиянием вегетативной системы Г) ослабление деятельности сердца под влиянием парасимпатической системы  14. Установите, в какой последовательности лучи света должны передаваться в органе зрения к зрительным рецепторам.   15. Установите соответствие между характеристикой и видом изменчивости. 1) хрусталик         2) роговица  3) зрачок   4) палочки и колбочки   5) стекловидное тело 1) гуморальная 2) нервная    ХАРАКТЕРИСТИКА А) Связана с изменением генов и хромосом. Б) Не затрагивает генотипа. В) Проявляется у отдельных особей. Г) Изменения проявляются у всех особей вида. Д) Изменения имеют случайный характер. Е) Изменения имеют приспособительный характер.     ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ 1) наследственная 2) модификационная  16. Установите соответствие между примером и способом видообразования, который этот при­ мер иллюстрирует.  ПРИМЕР   СПОСОБ ВИДООБРАЗОВАНИЯ 1) географическое 2) экологическое   А) обитание двух популяций обыкновенного окуня в прибрежной  зоне и на большой глубине озера Б) обитание разных популяций чёрного дрозда в глухих лесах и вблизи жилья человека В) распад ареала ландыша майского на изолированные участки в  связи с оледенением Г) образование разных видов синиц на основе пищевой специали­ зации Д) формирование лиственницы даурской в результате расширения ареала лиственницы сибирской на восток 17. Выберите примеры идиоадаптаций.   1) сходство мухи­журчалки с пчелой 2) второй круг кровообращения у жабы 3) теплокровность у голубя 4) длинный корень верблюжьей колючки 5) диафрагма у волка 6) обтекаемая форма тела пингвина 18. Установите соответствие между экологическим фактором и группой, к которой его отно­ сят.  ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР   ГРУППА ФАКТОРОВ А) лесной пожар вследствие грозы Б) распространение семян растений птицами В) понижение температуры, приводящее к зимней спячке животных Г) санитарная вырубка леса Д) питание паразитических животных Е) затопление лугов при ливне 19. Расположите в правильном порядке элементы классификации вида Серая жаба, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.   1) абиотические 2) биотические 3) антропогенные   1) класс Земноводные 2) тип Хордовые 3) род Жабы 4) царство Животные 5) отряд Бесхвостые 20. Вставьте в текст «Отличие растительной клетки от животной» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.   ОТЛИЧИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ ОТ ЖИВОТНОЙ Растительная клетка, в отличие от животной, имеет ___________ (А), которые у старых клеток ___________(Б) и вытесняют ядро клетки из центра к её оболочке. В клеточном соке могут   находиться   ___________   (В),   которые   придают   ей   синюю,   фиолетовую,   малиновую окраску и др. Оболочка растительной клетки преимущественно состоит из ___________ (Г).   ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1) хлоропласт 2) вакуоль 3) пигмент 4) митохондрия 6) распадаются 5) сливаются  21. Учёные выяснили степень активности действия амилазы на крахмал в зависимости от тем­ пературы. В 4 пробирки налили по 5 мл 5% раствора крахмала. Через 10 минут в каждую про­ бирку капают по 0,5 мл разбавленной слюны и добавляют по 2 капли йода. 7) целлюлоза 8) глюкоза Выберите верные утверждения 1) Амилаза наиболее активна при температуре 39°С 2) Йод является реакцией на крахмал. Исчезновение окраски раствора говорит о разложе­ нии крахмала 3) Активность пищеварительных ферментов может зависеть от кислотности среды 4) Амилаза наиболее активна при температуре 100 °С 5) Активность пищеварительных ферментов может зависеть от количества воздействую­ щих веществ 22. Весной, при благоприятных условиях, самка тли, размножаясь партеногенетически, может воспроизвести до 60 особей только женского пола, каждая из которых через неделю даст столь­ ко же самок. К какому способу относят такое размножение, в чём его особенность? Почему при этом образуются только женские особи? 23. Определите, какой буквой на рисунке обозначен орган, отделяющий грудную полость от брюшной, как он называется? Какие другие функции выполняет, какой мышечной тканью обра­ зован. Чем эта ткань отличается от других мышечных тканей? 24. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. 1. Окунь — первичноводное животное, кит — вторичноводное животное. 2. У первично­ водных животных есть органы боковой линии, воспринимающие давление, направление движе­ ния, скорость течения воды. 3. Передние конечности кита превратились в грудные плавники 4. Задние конечности кита видоизменены в хвостовой плавник. 5. У окуня и кита жаберное дыха­ ние. 6. У китов к крестцовому отделу позвоночника прикреплены тазовые кости. 25. Что происходит с мясной пищей в ротовой полости, желудке и тонкой кишке человека? Укажите не менее трёх фактов. 26. Каковы свойства биогеоценоза? 27. Фрагмент нуклеотидной цепи ДНК имеет последовательность ЦЦАТАГЦ. Определите нук­ леотидную последовательность второй цепи и общее число водородных связей, которые образу­ ются между двумя цепями ДНК. Объясните полученные результаты. 28. У матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца родились 2 дочери и 2 сына. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы детей, если ген гемо­ филии является рецессивным и сцеплен с Х­хромосомой. Ответы Вариант 5:  1­ 3;  2­ 3;  3­ 46;  4­ 245;  5­ 112123;  6­ 100 (100%);  7­ 3;  8­ 11221;  9­ 234;  10­ 212211; 11­ 314526;  12­ 235;  13­ 1122;  14­ 23154;  15­ 121212;  16­ 22121;  17­ 146;  18­ 121321;  19­ 35124;  20­ 2537;  21­ 12; 22­  1) Способ – партеногенез — относят к половому размножению. 2) Особенность – развитие из неоплодотворенной яйцеклетки. Из неоплодотворенной яй­ цеклетки у тлей может получиться только женская особь. 23­ 1) Б — диафрагма. 2) Диафрагма образована сухожилиями и поперечно­полосатой мышечной тканью. Другие функции: участвует в дыхании (при сокращении увеличивает объем грудной клетки), является верхней стенкой брюшной полости, с другими мышцами живота осуществляет функции брюш­ ного пресса. 3) Поперечнополосатая мышечная ткань состоит из длинных многоядерных волокон и об­ разует скелетные мышцы, которые работают как произвольно (по воле человека), так и рефлек­ торно. Волокна этой ткани способны к быстрому сокращению и долго могут находиться в со­ кращенном или расслабленном состоянии. Из­за чередования белков разной плотности (актина и миозина) в мышечных волокнах, данная ткань под микроскопом имеет поперечную исчерчен­ ность. 24­ 4 — задние конечности кита утрачены (хвостовой плавник ­ складка кожи). 5 — у кита легочное дыхание (а не жаберное). 6 — у китообразных крестцовый отдел позвоночника и пояс задних конечностей не развит.   Примечание. Хвостовой плавник китообразных — новообразование, по происхождению не имеет ничего общего с хвостовым плавником рыб. Изучение закладки и раннего эмбрионального развития хвостового плавника китообразных позволило ученым предположить, что он постепенно раз­ вился из небольшой боковой складки кожи на хвосте у предков китообразных. Позвоночник китообразных имеет четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и хвосто­ вой. Крестцовый отдел у китообразных отсутствует. Грудной отдел несет 10–17 пар ребер, из которых только первые 2–8 пар сочленяются с грудиной. Межпозвоночные диски придают по­ звоночнику, особенно его хвостовой части, большую подвижность. Отсутствие задних конечно­ стей, крестцового отдела позвоночника и таза увеличивает свободу движения хвостового стеб­ ля, а также позволяет рождать очень крупных и развитых детенышей.  25­ 1) в ротовой полости пища механически обрабатывается; формируется пищевой комок; 2) в желудке начинается расщепление белков мяса под действием ферментов желудочного сока и соляной кислоты; 3) в тонкой кишке происходит расщепление белков до аминокислот под действием фер­ ментов пищеварительного сока (трипсина и химотрипсина) поджелудочной железы и их всасы­ вание в кровь. 26­ 1) Биогеоценоз — открытая, саморегулирующаяся система, обладающая устойчивостью, способная к обмену веществ и энергии. 2) Биогеоценоз — часть биосферы. Она состоит из абиотической и биотической составля­ ющей, характеризуется, продуктивностью, биомассой, плотностью популяций, его составляю­ щих, разнообразием видов. 3) Живыми компонентами биогеоценоза являются продуценты, консументы и редуценты, благодаря которым в нем происходит непрерывный круговорот веществ и превращения энер­ гии. 27­ 1) Вторую цепь ДНК строим по принципу комплементарности I ДНК: ЦЦА­ТАГ­Ц II ДНК: ГГТ­АТЦ­Г  2) Водородные связи образуются между определенными основаниями: А = Т ­ соединены двумя водородными связями, между Г = Ц ­ тремя водородными связя­ ми.  3) В данной цепи А­Т 3х2= 6; Г­Ц 4х3=12 итого 18 связей 28­ 1) Генотипы родителей ХD ХD и ХdУ; 2) генотипы потомства — ХD Хd и ХDУ; 3) дочери — носительницы гена гемофилии, а сыновья — здоровы.

ЕГЭ. Биология. Вариант № 5

ЕГЭ. Биология. Вариант № 5

ЕГЭ. Биология. Вариант № 5

ЕГЭ. Биология. Вариант № 5

ЕГЭ. Биология. Вариант № 5

ЕГЭ. Биология. Вариант № 5

ЕГЭ. Биология. Вариант № 5

ЕГЭ. Биология. Вариант № 5

ЕГЭ. Биология. Вариант № 5

ЕГЭ. Биология. Вариант № 5

ЕГЭ. Биология. Вариант № 5

ЕГЭ. Биология. Вариант № 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018