Представлена подборка материалов к заданию № 10 по теме: «Многообразие организмов». Для удачного выполнения, необходимо знать теорию. Ознакомившись с планом выполнения заданий, выпускники будут точно представлять технологию выполнения подобных заданий. Тематика задания охватывает курс школьного предмета биологии. Здесь представлены задания на множественный выбор
задание 10.doc
Задание 10 «Царства Бактерии, Грибы, Лишайники, Растения»
«Вирусы»
1. Установите соответствие между признаком организма и группой, для которой он характерен.
ПРИЗНАК
A) клеточное строение тела
Б) наличие собственного обмена веществ
B) встраивание собственной ДНК в ДНК клетки хозяина
Г) состоит из нуклеиновой кислоты и белковой оболоч-
Д) размножение делением надвое
Е) способность к обратной транскрипции
ки
ГРУППА ОРГАНИЗМОВ
1) прокариоты
2) вирусы
2. Соотнесите особенности с представителями
ОСОБЕННОСТЬ ВИРУСОВ И БАКТЕРИЙ
А) нет клеточной стенки
Б) наследственный материал заключён в кольцевой
ДНК
В) наследственный материал заключён в РНК
Г) может иметь жгутик
Д) внутриклеточный паразит
Е) симбионт человека
«Грибы»
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
1) вирус иммунодефицита человека
2) кишечная палочка
1. Установите соответствие между группами грибов по строению плодового тела и их примерами.
ПРИМЕРЫ ГРИБОВ
А) белый гриб
Б) волнушка
В) подосиновик
Г) подберёзовик
Д) шампиньон
Е) сыроежка
«Животные»
ГРУППЫ ГРИБОВ
1) Трубчатые грибы
2) Пластинчатые грибы
ми (1) либо пресмыкающимися (2)
А) оплодотворение внутреннее
Б) оплодотворение у большинства видов наружное
В) непрямое развитие
Г) размножение и развитие происходит на суше
Д) тонкая кожа, покрытая слизью
Е) яйца с большим запасом питательных веществ
1. Соотнесите признаки животных с классами, для которых этот признак характерен – земноводны-
2.Установите соответствие между отдельными мерами профилактики и конкретными паразитами:
аскарида (1), печеночный сосальщик (2), бычий цепень (3) либо острица (4)
А) не есть сырое, плохо проваренное или прожаренное мясо
Б) не пить сырую воду из водоёмов, не есть щавель, дикий лук с сырых лугов
В) не есть немытые сырые фрукты и овощи
Г) защищать продукты питания от мух
Д) не грызть ногти
3.Для каждого животного выберите температуру тела – постоянная (1) или непостоянная (2):
А) Речной окунь Б) Голубая акула В) Заяц–беляк
Г) Серая жаба Д) Большая синица Е) Гренландский тюлень
Ж) Прыткая ящерица
4.Установите соответствие между признаком членистоногих и классом (1 – паукообразные либо 2
– насекомые), для которого он характерен
А) тело имеет три отдела: голову, грудь, брюшко
Б) тело состоит из головогруди и нерасчлененного брюшка
В) органы дыхания – трахеи и лёгочные мешки
Г) четыре пары ходильных ног
Д) на груди три пары ног, у многих крылья
5.Установите соответствие между признаком животных и классом членистоногих, к которому их
относят – (1) Паукообразные или (2) Насекомые
А) пара усиков Б) органы дыхания – только трахеи В) 3 пары грудных конечностей Г) сложные глаза отсутствуют
Д) у большинства видов имеются крылья Е) тело разделено на головогрудь и брюшко
6.Установите соответствие между особенностью жизненного цикла и видом паразита, для которого
он характерен – (1) человеческая аскарида, (2) бычий цепень или (3) печеночный сосальщик:
А) развитие без смены хозяина
Б) промежуточный хозяин – крупный рогатый скот
В) промежуточный хозяин – малый прудовик
Г) основной хозяин – крупный рогатый скот
7.Установите соответствие между видом животного и особенностью строения его сердца – (1)
трёхкамерное без перегородки в желудочке, (2) трёхкамерное с неполной перегородкой в желудоч
ке или (3) четырёхкамерное:
А) прыткая ящерица Б) обыкновенный тритон В) озёрная лягушка
Г) синий кит Д) серая крыса Е) сокол сапсан
8.Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак ха
рактерен – (1) Земноводные либо (2) Пресмыкающиеся:
А) оплодотворение внутреннее
Б) оплодотворение у большинства видов наружное
В) непрямое развитие
Г) размножение и развитие происходит на суше
Д) тонкая кожа, покрытая слизью
Е) яйца с большим запасом питательных веществ
9. Установите соответствие между особенностями кожи и классами позвоночных, для которых эти
особенности характерны – (1) Земноводные либо (2) Пресмыкающиеся:
А) обеспечивает всасывание воды Б) защищает от высыхания В) имеет роговую чешую
Г) содержит много желез Д) участвует в газообмене
10.Установите соответствие между представителями и классами, к которым они относятся
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
А) эвглена зелёная
Б) амёба протей
В) вольвокс
Г) амёба дизентерийная
Д) лейшмания
Е) лямблия
КЛАСС
1) Саркодовые
2) Жгутиковые
11.Установите соответствие между особенностями образа жизни и строения и разными кишечно
полостными, для которых эти особенности характерны
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ЖИЗНИ
И СТРОЕНИЯ
А) обитание в толще морской воды
Б) обитание в полосе прибоя
В) образуют колонии
Г) не образуют колонии
Д) имеют известковый скелет
Е) не имеют известкового скелета
РАЗНЫЕ
КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ
1) медузы
2) коралловые полипы
12.Установите соответствие между функцией и типом клеток Кишечнополостных
ФУНКЦИЯ
А) поражение жертвы
Б) защита организма от врагов
В) ответ организма на раздражение
Г) образование покрова тела
Д) передвижение
ТИП КЛЕТКИ
1) кожно–мускульные
2) нервные
3) стрекательные
13.Установите соответствие между мерой профилактики заражения человека и паразитом, его вы
зывающим
МЕРА ПРОФИЛАКТИКИ
ЗАРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
мяса
А) не есть сырого плохо проваренного или прожаренного
Б) не пить сырую воду из водоёма
В) не есть немытые сырые фрукты и овощи
Г) защищать продукты питания от мух
ПАРАЗИТ
1) аскарида
2) бычий цепень 14.Установите соответствие между группами животных и характерными для них признаками
ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ
1) плоские черви
2) круглые черви
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ
А) есть полость тела
Б) нет полости тела
В) кишечник заканчивается слепо
Г) кишечник заканчивается анальным отверсти-
Д) характерен жизненный цикл с одним хозяи-
Е) характерен жизненный цикл со сменой хозяев
ем
ном
15.Установите соответствие между признаком и типом животных
ПРИЗНАК
тела
А) незамкнутая кровеносная система
Б) внутренний скелет — хорда
В) нервная трубка расположена на спинной стороне
Г) брюшная нервная цепочка
Д) замкнутая кровеносная система
Е) членистые конечности
ТИП ЖИВОТНЫХ
1) Членистоногие
2) Хордовые
16.Установите соответствие между признаком и классом типа Членистоногие
ПРИЗНАК
зы
А) головогрудь и брюшко
Б) выделительная система — антенальные желе-
В) органы дыхания — трахеи
Г) органы дыхания — жабры
Д) три пары ходильных конечностей
Е) голова, грудь и брюшко
КЛАСС ТИПА
ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
1) Ракообразные
2) Насекомые
17.Установите соответствие между особенностями членистоногих и классом, для которых они ха
рактерны
ОСОБЕННОСТИ
ко
А) отделы тела: голова, грудь и брюш-
Б) три пары ходильных ног
В) наличие паутинных желез
Г) четыре пары ходильных ног
Д) отделы тела: головогрудь и брюшко
Е) наличие усиков
КЛАСС
1) Паукообразные
2) Насекомые
18.Установите соответствие между характерными особенностями членистоногих и их эволюцион
ных предков — кольчатых червей
ОСОБЕННОСТИ
А) замкнутая кровеносная система
Б) конечности в виде многоколенчатых рычагов
В) незамкнутая кровеносная система
Г) наружный хитиновый скелет
Д) поперечнополосатая мускулатура в аппарате движения
Е) наличие кожно — мускульного мешка
ОРГАНИЗМ
1) Членистоногие
2) Кольчатые черви
19.Установите соответствие между группами животных и характерными для них признаками.
КЛАСС
ПРИЗНАКИ
А) наличие жаберных крышек,
Б) жаберные крышки отсутствуют,
В) зубы представляют собой видоизменение чешуй,
Г) зубы и чешуя имеют разное строение,
Д) характерно внутреннее оплодотворение, распространены разные типы живо-
рождения,
Е) оплодотворение обычно внешнее.
20.Установите соответствие между представителями животного царства и их особенностями.
1) Хрящевые рыбы,
2) Костные рыбы.
А) включают отряд Клювоголовые,
ОСОБЕННОСТИ
ПРЕДСТАВИТЕЛИ
1) Рыбы Б) включают класс Хрящевые,
В) дыхание в основном жаберное,
Г) дыхание лёгочное,
Д) развита боковая линия,
Е) у некоторых встречается теменной орган, воспринимающий световые сигна-
лы.
21.Установите соответствие между группами животных и характерными для них признаками.
2) Рептилии
ПРИЗНАКИ
КЛАССЫ
А) почки туловищные,
Б) почки тазовые,
В) грудная клетка не выражена,
Г) развиты рёбра, у многих групп есть грудная клетка, плечевой пояс связан с осе-
вым скелетом,
Д) развитие прямое, есть зародышевые оболочки,
Е) развитие с метаморфозом.
22.Установите соответствие между особенностями кровеносной системы и классами животных.
1) Земноводные,
2) Рептилии.
ОСОБЕННОСТИ
А) в сердце венозная кровь,
Б) в сердце четыре камеры,
В) два круга кровообращения,
Г) один круг кровообращения,
Д) венозная кровь из сердца поступает к лёгким,
Е) в сердце две камеры.
КЛАСС
1) сельдь атлантическая
2) большой пестрый дятел
23.Установите соответствие между особенностями строения животных и группами, к которым их
относят в зависимости от вида потребляемой пищи.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ
на,
А) хорошо развиты клыки,
Б) клыки отсутствуют,
В) слепая кишка короткая или редуцирова-
Г) желудок имеет несколько отделов,
Д) кишечник во много раз длиннее тела,
Е) однокамерный железистый желудок.
ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ
1) травоядный
2) хищник
24.Установите соответствие между особенностями строения простейшего и его видом.
чек
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ
А) перемещается с помощью ресни-
Б) есть клеточный рот
В) перемещается с помощью жгутика
Г) способна к автотрофному питанию
Д) имеется два ядра
Е) есть светочувствительный глазок
ВИД ПРОСТЕЙШЕГО
1) Эвглена зеленая
2) Инфузория-туфелька
25.Установите соответствие между растением и его признаками.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) цветок трехчленный
Б) околоцветник двойной
В) плод костянка
Г) цветок пятичленный
Д) плод зерновка
Е) листья с параллельным жилковани-
РАСТЕНИЕ
1) Вишня
2) Пшеница
ем
26.Установите соответствие между видом растения и классом, к которому относится данный вид.
ВИД РАСТЕНИЯ
А) Пшеница твердая
Б) Кукуруза сахарная
В) Лютик кашубский
Г) Тюльпан алтайский
Д) Клен платанолистный
Е) Пастушья сумка
КЛАССЫ РАСТЕНИЙ
1) Двудольные
2) Однодольные
27.Установите соответствие между названием животного и отрядом.
НАЗВАНИЕ ЖИВОТНОГО
ОТРЯД А) Лошадь Пржевальского
Б) Носорог
В) Жираф
Г) Корова
Д) Тапир
Е) Олень
1) непарнокопытные
2) парнокопытные
28.Установите соответствие между признаком рыб и классом, для которого он характерен.
ПРИЗНАК РЫБ
A) жаберные щели открываются наружу
Б) рот смещён на брюшную сторону тела
B) большинство представителей имеют плавательный пу-
Г) костный скелет
Д) жабры прикрыты жаберными крышками
зырь
КЛАСС
1) Хрящевые рыбы
2) Костные рыбы
29.Установите соответствие между признаком и типом червей, для которого он характерен.
ПРИЗНАК
ем
A) тело обычно листовидной или лентовидной формы
Б) пищеварительная система заканчивается анальным отверсти-
B) в пространстве между органами находится паренхима
Г) кровеносная система замкнутая
Д) наличие вторичной полости тела — целома
ТИП ЧЕРВЕЙ
1) Плоские черви
2) Кольчатые черви
30.Установите соответствие между признаком и типом червей, представители которого обладают
данным признаком.
ПРИЗНАК
А) промежуточного хозяина нет
Б) личинка развивается в малом прудовике
В) пищеварительная система сквозная
Г) пищеварительная система замкнутая
Д) заражение происходит цистами
Е) личинка развивается в лёгких человека
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
ЦАРСТВА
1) Плоские черви (печёночный сосальщик)
2) Круглые черви (аскарида)
31.Установите соответствие между позвоночным животным и особенностью температуры его тела.
ЖИВОТНОЕ
А) домовый воробей
Б) прыткая ящерица
В) обыкновенный дельфин
Г) нильский крокодил
Д) обыкновенный тритон
Е) обыкновенный крот
ОСОБЕННОСТЬ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА
1) постоянная
2) непостоянная
32.Установите соответствие между особенностями строения дыхательной системы и классами,
для которых эти особенности характерны.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ
ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
А) имеются воздушные мешки
Б) лёгкие имеют губчатое строение
В) отношение поверхности кожи к поверхности лёгких 2:3
Г) лёгкие представлены полыми мешками
Д) дыхание двойное
Е) частично кожное дыхание
КЛЕТКИ
1) Земноводные
2) Птицы
33.Установите соответствие между процессами жизнедеятельности и животными, у которых эти
процессы происходят.
ПРОЦЕССЫ
А) передвижение происходит при помощи ложноножек (перетеканием)
Б) захват пищи путём фагоцитоза
В) выделение происходит через одну сократительную вакуоль
Г) обмен ядрами при половом процессе
Д) выделение происходит через две сократительные вакуоли с канала-
Е) передвижение происходит с помощью ресничек
ми
ЖИВОТНЫЕ
1) амёба обыкновенная
2) инфузория-туфелька
34.Установите соответствие между признаками животных и классами, для которых эти признаки
характерны. ПРИЗНАКИ ЖИВОТНЫХ
ста
А) отсутствие плавательного пузыря
Б) жабры открываются наружу жаберными щелями
В) для некоторых видов характерны миграции во время нере-
Г) жабры прикрыты жаберными крышками
Д) как правило, есть плавательный пузырь
Е) широко распространены в океанах, морях, реках, озёрах
ОТДЕЛЫ
1) Хрящевые рыбы
2) Костные рыбы
35.Установите соответствие между признаком и классом хордовых животных, для представителей
которого этот признак характерен.
ПРИЗНАК
А) отсутствие зубов
Б) участие кожи в теплорегуляции
В) участие в дыхании воздушных мешков
Г) альвеолярное строение лёгких
Д) заполнение костных полостей воздухом
Е) наличие извилин и борозд в коре
КЛАСС
1) Млекопитающие
2) Птицы
больших полушарий
36.Установите соответствие между признаком животного и животным, к которому относится дан
ный признак.
ПРИЗНАК ЖИВОТНОГО
А) кровеносная система замкнутая
Б) сердце разделено на отделы
В) есть мантия и мантийная полость
Г) нервная система представлена брюшной нервной цепочкой с узлами в
Д) имеется радула (тёрка)
сегментах тела
ТИП
1) дождевой червь
2) малый прудовик
37.Установите соответствие между характеристиками и классами животных.
смешанная кровь
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) к клеткам тела животного поступает
Б) в области грудины имеется киль
В) конечности имеют развитую цевку
Г) имеют непостоянную температуру тела
Д) сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудоч-
Е) хорошо развита забота о потомстве
ке
КЛАССЫ ЖИВОТНЫХ
1) Пресмыкающиеся
2) Птицы
38.Установите соответствие между признаками и классами позвоночных животных, для которых
они характерны.
ПРИЗНАКИ
А) непостоянная температура тела
Б) постоянно интенсивный обмен веществ
В) отсутствие мочевого пузыря
Г) сердце четырёхкамерное
Д) неполная перегородка в желудочке сердца
Е) наличие киля
КЛАССЫ
1) Пресмыкающиеся
2) Птицы
39.Установите соответствие между особенностями строения животного и классом, к которому оно
принадлежит
ПРИЗНАК ЖИВОТНЫХ
А) пищеварение внекишечное
Б) глаза простые
В) дыхание трахейное
Г) ходильных ног шесть
Д) тело разделено на голову, грудь и брюшко
Е) ходильных ног восемь
КЛАСС ЖИВОТНЫХ
1) пауки
2) насекомые
40.Установите соответствие между особенностями кровеносной системы земноводных и пресмы
кающихся.
ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ
А) сердце трёхкамерное
Б) сердце четырёхкамерное
В) в желудочке сердца смешанная кровь
ЖИВОТНОЕ
1) Озёрная лягушка
2) Крокодил Г) в сердце один желудочек
Д) в сердце два желудочка
Е) желудочки сердца разделены перегород-
кой
41.Установите соответствие между классом животных и типом, к которому его относят.
КЛАСС ЖИВОТНЫХ
А) Пиявки
Б) Малощетинковые
В) Сосальщики
Г) Ленточные
Д) Ресничные
Е) Многощетинковые
ТИП
1) Кольчатые черви
2) Плоские черви
42.Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого этот признак ха
рактерен.
ПРИЗНАК
ма
А) предварительное переваривание пищи вне организ-
Б) разделение тела на головогрудь и брюшко
В) глаза простые, от двух до восьми пар
Г) наличие одной пары усиков на голове
Д) наличие трёх пар конечностей на груди
Е) глаза фасеточные, сложного строения
КЛАСС ЖИВОТНОГО
1) Паукообразные
2) Насекомые
1. Установите соответствие между признаками организмов и группами, для которых они характер-
«Лишайники»
ны: грибы (1) или лишайники (2)
А) выделяют в особое царство Б) тело представляет собой слоевище
В) имеют плодовое тело Г) по способу питания – авто-гетеротрофы
Д) вступают в симбиоз с корнями растений Е) представляют симбиоз грибов и водорослей
« Растения»
1. Установите соответствие между семейством и классом покрытосеменных, к которому оно относит-
ся — (1) Однодольные либо (2) Двудольные
А) Капустные (Крестоцветные)
Г) Пасленовые Д) Лилейные
В) Розоцветные
Б) Злаки
2.Для каждого признака приспособленности установите для каких местообитаний он характерен –
для засушливых (1) или для влажных (2):
А) листья видоизменены в колючки Б) листья мелкие, покрытые толстой кожицей
В) листья крупные с тонкой кожицей Г) листья крупные, сочные с цельной листовой пластин-
Д) у листьев много устьиц, расположенных на верхней стороне листа
Е) листья видоизменены в иголки
кой
А) Вика. Б) Кукуруза. В) Пшеница. Г) Рис. Д) Соя. Е) Фасоль.
А) бамбук Б) груша В) рожь Г) земляника Д) персик Е) овес
3.Отнесите представленные растения к семейству злаков (1) либо розоцветных (2)
4.Установите соответствие между растениями и семействами, к которым они относятся – (1) Бо
бовые либо (2) Злаки:
5.Установите соответствие между (1) водорослями и (2) покрытосеменными растениями и призна
ками, характерными для этих растений.
А) Первые, наиболее древние растения. Б) Господствующая группа растений на Земле.
В) Не имеют органов и тканей. Г) Имеют вегетативные и генеративные органы.
Д) Имеют приспособления к опылению, распространению плодов и семян.
Е) Тело состоит из одной или множества сходных клеток.
6.Установите соответствие между признаком растений и его принадлежностью к отделу.
ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ
1) Папоротниковидные
2) Голосеменные
ОТДЕЛ
А) не выносят засушливых условий
Б) представлены только деревьями и кустарниками
В) имеют семязачаток
Г) образуют пыльцу
Д) для полового размножения необходима вода
7.Соотнесите признаки однодольных и двудольных растений.
ПРИЗНАКИ
КЛАСС РАСТЕНИЙ 1) Однодольные
2) Двудольные
А) стержневая корневая система
Б) параллельное или дуговое жилкование листьев
В) сетчатое жилкование листьев
Г) развит камбий, древесина
Д) мочковатая корневая система
Е) камбия нет
8.Установите соответствие между представителями растительного царства и их особенностями.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ
1) Мхи
2) Папоротники
ОСОБЕННОСТИ
А) в почве закрепляются ризоидами
Б) в цикле развития преобладает спорофит
В) споры образуются в коробочках
Г) споры образуются в спорангиях, на нижней стороне листьев
Д) из споры развивается заросток
Е) из споры развивается зелёная нить
9.Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак ха
рактерен.
ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ
1) Моховидные
2) Папоротниковид-
ные
ОТДЕЛ
А) отсутствие корней
Б) развитая проводящая система
В) наличие водоносных клеток
Г) недоразвита проводящая система, поэтому размеры растения ограничены
Д) спорофит преобладает над гаметофитом
10.Установите соответствие между характерным признаком растения и его принадлежностью к от
делу.
ХАРАКТЕРНЫЙ ПРИЗНАК
ОТДЕЛ
1) Голосеменные
2) Покрытосеменные
А) господствуют в растительном мире
Б) все растения ветроопыляемые
В) наличие цветков
Г) образование семян в шишках
Д) двойное оплодотворение
Е) отсутствие плодов
11.Установите соответствие между признаками приспособленности растения к опылению и его
способом (1–ветром либо 2–насекомыми).
А) мелкая сухая пыльца Б) мелкие невзрачные цветки В) наличие в цветках нектара
Г) яркая окраска цветков Д) образование большого количества пыльцы
Е) зацветание до распускания листьев
12.Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому их относят.
ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ
ки
А) не выносят засушливых условий
Б) жизненная форма — деревья и кустарни-
В) яйцеклетка созревает в семязачатке
Г) образуют мелкую сухую пыльцу
Д) в цикле развития присутствует заросток
ОТДЕЛ
1) Папоротниковидные
2) Голосеменные
13.Установите соответствие между описанием признаков таксономической группы и таксономиче
ской группой.
ОПИСАНИЕ ПРИЗНАКОВ
A) однодольные
Б) соцветие кисть
B) тычинок шесть
Г) корневая система мочковатая
Д) плод-ягода
Е) жилкование листьев параллельное
ТАКСОНОМИЧЕСКАЯ ГРУППА
1) Класс
2) Семейство
14.Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, для которой
он характерен.
ПРИЗНАК
A) в цикле развития преобладает гаметофит
Б) взрослое растение — спорофит
B) споры образуются в коробочках
Г) споры образуются в спорангиях на нижней стороне ли-
СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА
1) Моховидные
2) Папоротниковидные стьев
Д) из споры развивается заросток
Е) из споры развивается предросток (протонема)
15.Какие растения относят к голосеменным?
1) пихту сибирскую 2) хвощ полевой 3) берёзу бородавчатую
4) ель европейскую 5) плаун булавовидный 6) лиственницу европейскую
16.Установите соответствие между характеристикой и группой растений.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) не имеют тканей
Б) не имеют органов
В) имеют коробочки со спорами
Г) у некоторых представителей имеются водоносные клетки
Д) спорофит развивается на гаметофите
Е) содержат одноклеточные и многоклеточные организмы
ГРУППА РАСТЕНИЙ
1) Зелёные водоросли
2) Моховидные
17.Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого
она характерна.
ОСОБЕННОСТЬ РАЗМНОЖЕНИЯ
тия
А) преобладание гаметофита в цикле разви-
Б) преобладание бесполого поколения
В) образование спор в коробочке (спорогоне)
Г) развитие спорофита на гаметофите
Д) образование гамет на заростке
Е) образование предростка из споры
ОТДЕЛ РАСТЕНИЙ
1) Моховидные
2) Папоротниковидные
18.Установите соответствие между признаком растения и семейством покрытосеменных, для ко
торого он характерен.
ПРИЗНАК
А) пятичленный цветок
Б) мочковатая корневая система
В) параллельное жилкование листьев
Г) в проводящих пучках нет камбия
Д) многие части растения ядовиты
Е) встречаются кустарниковые формы
СЕМЕЙСТВО
1) лилейные
2) паслёновые
19.Установите соответствие между признаком растения и семейством покрытосеменных, для кото
рого он характерен.
ПРИЗНАК
А) плод боб
Б) трёхчленный цветок
В) соцветие сложный колос
Г) стержневая корневая система
Д) в проводящей системе есть камбий
Е) листья с параллельным жилкованием
СЕМЕЙСТВО
1) Бобовые
2) Злаки
20.Установите соответствие между признаками растений и отделами, для которых они характер
ны.
ПРИЗНАКИ
ний
А) двойное оплодотворение
Б) травянистые формы растений отсутствуют
В) широко представлены все известные жизненные формы расте-
Г) у большинства листья игловидные (хвоя)
Д) имеют плоды с семенами
Е) опыляются насекомыми
ОТДЕЛЫ
1) Голосеменные
2) Покрытосеменные
21.Установите соответствие между растением и способом распространения его семян.
РАСТЕНИЯ
А) клен
Б) вишня
В) тополь
СПОСОБЫ РАСПРОТРАНЕНИЯ
1) ветер
2) животные Г) одуванчик
Д) рябина
Е) репейник
22.Установите соответствие между функцией и органом растения, для которого она характерна.
ФУНКЦИЯ
А) осуществление минерального питания
Б) поглощение воды
В) синтез органических веществ из неорганических
Г) транспирация
Д) сохранение питательных веществ во время зимовки расте-
Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода
ний
23.Мхи, в отличие от покрытосеменных растений,
ОРГАН РАСТЕНИЯ
1) корень
2) лист
1) образуют половые клетки 2) не имеют тканей 3) имеют ризоиды
4) являются фототрофами 5) размножаются спорами 6) не имеют цветка
«Сравнение Царств»
1. Установите соответствие между наличием названных органоидов у бактериальной клетки (1) и клет-
ки печени животного (2):
ОРГАНОИД
КЛЕТКА
А) митохондрии
Б) клеточная стенка
В) ядро
Г) аппарат Гольджи
Д) нуклеоид
Е) жгутики
1) бактериальной клетки
2) клетка печени животного
2.Установите соответствие между признаком и группой организмов
ГРУППА ОРГАНИЗМОВ
ПРИЗНАК
1) Прокариоты
2) Эукариоты
А) отсутствие ядра
Б) наличие митохондрий
В) отсутствие ЭПС
Г) наличие аппарата Гольджи
Д) наличие лизосом
Е) линейные хромосомы, состоящие из ДНК и белка
3.Установите соответствие между царством живых организмов и признаками его представителей.
ПРИЗНАКИ
се
А) различные представители способны к фотосинтезу и хемосинтезу
Б) в наземных экосистемах превосходят все другие группы по биомас-
В) клетки делятся путем митоза и мейоза
Г) имеют пластиды
Д) клеточные стенки обычно не содержат целлюлозы
Е) лишены митохондрий
ЦАРСТВА ЖИВЫХ
ОРГАНИЗМОВ
1) бактерии
2) растения
4.Установите соответствие между признаком и группой организмов, для которой он характерен —
для простейших (1) или для животных (2).
ПРИЗНАК
ные
A) все представители многоклеточные
Б) все представители одноклеточные или колониаль-
B) могут делиться пополам
Г) есть ткани и органы
Д) проходят стадию гаструлы при развитии
Е) встречаются способные к фотосинтезу виды
ГРУППА
1) простейшие
2) животные
5.Установите соответствие между признаком и царством (бактерии (1) или растения (2)), для ко
торого он характерен.
ПРИЗНАК
A) все представители прокариоты
Б) все представители эукариоты
B) могут делиться пополам
Г) есть ткани и органы
Д) есть фото и хемосинтетики
ЦАРСТВО
1) бактерии
2) растения Е) хемосинтетики не встречаются
6.Установите соответствие между признаками организма и царством, к которому этот организм от
носится.
ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМА
ществ
ной
A) первичные производители органических ве-
Б) в клетках запасается крахмал
B) рост ограничен во времени
Г) клетки ограничены только клеточной мембра-
Д) клетки защищены плотной клеточной стенкой
Е) гетеротрофы
ЦАРСТВО
1) Растения
2) Животные
7.Установите соответствие между характеристикой организма и царством, к которому он принад
лежит.
ХАРАКТЕРИСТИКА
A) в клеточных стенках содержится муреин
Б) по способу питания только гетеротрофы
B) размножаются спорами
Г) эукариотические организмы
Д) клетки могут содержать жгутики
Е) размножаются простым делением клетки попо-
ЦАРСТВО
1) Бактерии
2) Грибы
лам
8.Установите соответствие между заболеваниями и возбудителями, вызывающими эти заболевания.
ЗАБОЛЕВАНИЕ
A) амёбная дизентерия
Б) малярия
B) натуральная оспа
Г) корь
Д) холера
Е) чума
ВОЗБУДИТЕЛИ
1) вирусы
2) бактерии
3) простейшие
9.Установите соответствие между заболеваниями и возбудителями, вызывающими эти заболевания.
ЗАБОЛЕВАНИЕ
A) головня злаков
Б) аскаридоз
B) ветряная оспа
Г) грипп
Д) мучнистая роса
Е) эхинококкоз
ВОЗБУДИТЕЛИ
1) грибы
2) гельминты
3) вирусы
10.Установите соответствие между признаками организма, принадлежащего к определённому цар
ству, и царству, представители который обладают данным признаком.
ЦАРСТВО
ПРИЗНАК
A) размножаются спорами
Б) растут всю жизнь
B) рост ограничен
Г) форма тела изменчива
Д) клетки не имеют клеточных сте-
1) Грибы
2) Животные
нок
11.Установите соответствие между признаками организма, принадлежащего к определённому цар
ству, и царством, представители которого обладают данным признаком.
ПРИЗНАК
A) безъядерные организмы
Б) клеточная стенка из муреина
B) АТФ синтезируется в пластидах
Г) создают углеводы из воды и двуокиси углерода
Д) генетический аппарат содержится в кольцевой хромосо-
ЦАРСТВО
1) Растения
2) Бактерии
ме
12.Установите соответствие между органоидом и царством, у которого он встречается.
ОРГАНОИДЫ
A) центриоль
Б) клеточная оболочка
ЦАРСТВА
1) Животные
2) Растения B) центральная вакуоль
Г) комплекс Гольджи
Д) лейкопласт
13.Установите соответствие между химическим веществом и царством, у которого оно встречает
ся
ХИМИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО
A) хитин
Б) гемоглобин
B) целлюлоза
Г) крахмал
Д) гликоген
ЦАРСТВО
1) Животные
2) Растения
14.Соотнесите признак царства с царством организмов
ПРИЗНАК ЦАРСТВА
А) включает только одноклеточные организмы
Б) все организмы прокариотические
В) включает только автотрофные организмы
Г) клетки организмов имеют целлюлозные стенки
Д) способ питания организмов гетеротрофный
Е) организмы царства не имеют механических и проводящих тка-
ней
ЦАРСТВО ОРГАНИЗМОВ
1) Растения
2) Бактерии
3) Животные
15.Установите соответствие между свойством организма и организмом.
СВОЙСТВО ОРГАНИЗМА
А) эукариотический организм
Б) прокариотический организм
В) имеет плотную клеточную стенку
Г) есть кольцевая хромосома
Д) содержит множество органоидов
ОРГАНИЗМ
1) дифтерийная палочка
2) инфузория туфелька
16.Установите соответствие между признаком царства и царством, для которого этот признак ха
рактерен.
ПРИЗНАК
А) включает только одноклеточные организмы
Б) все организмы безъядерные
В) включает в основном автотрофные организмы
Г) способ питания организмов гетеротрофный
Д) клетки имеют целлюлозные оболочки
Е) организмы не имеют тканей
ЦАРСТВО
1) Растения
2) Животные
3) Бактерии
17.Установите соответствие между характеристикой процесса и царством, у представителей кото
рого он протекает.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) запасается гликоген
Б) синтезируется глюкоза
В) выделяется кислород из воды
Г) в процессе участвует хлорофилл
Д) способ питания гетеротрофный
ЦАРСТВО
1) Растения
2) Животные
18.Установите соответствие между характеристикой и царством организмов.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ЦАРСТВО ОРГАНИЗМОВ
1) Растения
2) Животные
А) Синтезируют органические вещества из неорганических.
Б) Обладают неограниченным ростом.
В) Поглощают вещества в виде твёрдых частиц.
Г) Запасным питательным веществом является гликоген.
Д) Запасным питательным веществом является крахмал.
Е) У большинства организмов в клетках нет центриолей клеточного цен-
тра.
19.Установите соответствие между характеристикой и царством организмов.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) В состав клеточной стенки входит хитин.
Б) Тип питания автотрофный.
В) Образуют органические вещества из неорганических.
Г) Запасным питательным веществом является крахмал.
ЦАРСТВО ОРГАНИЗМОВ
1) Грибы
2) Растения Д) В природных системах являются редуцентами.
Е) Тело состоит из мицелия.
20.Установите соответствие между органоидами и типами клеток, к которым они относятся.
ОРГАНОИДЫ
А) митохондрии
Б) клеточная стенка
В) ядро
Г) аппарат Гольджи
Д) кольцевая хромосома
Е) жгутик
КЛЕТКИ
1) бактериальная
2) животная (инфузория)
21.Установите соответствие между наличием названных органелл у бактериальной и животной кле
ток.
ОРГАНЕЛЛЫ
А) митохондрии
Б) клеточная стенка
В) ядро
Г) лизосомы
Д) сократительные вакуоли
Е) кольцевая ДНК
КЛЕТКИ
1) бактериальная
2) животная (инфузория)
22.Установите соответствие между признаками организмов и царствами, для которых они харак
терны.
ПРИЗНАКИ
А) содержат в клетке оформленное ядро
Б) в клетках отсутствует эндоплазматическая сеть
В) споры выполняют функцию размножения
Г) всегда имеют микроскопические размеры
Д) споры обеспечивают приспособление к неблагоприятным условиям
Е) не имеют оформленного ядра
жизни
ЦАРСТВА
1) Бактерии
2) Грибы
23.Установите соответствие между особенностями строения (признаком) организма и царством, к
которому принадлежит данный организм.
ПРИЗНАК ОРГАНИЗМА
А) клеточная стенка отсутствует
Б) запасное вещество – гликоген
В) гаметы образуются в результате мейоза
Г) синтез АТФ идёт за счёт энергии света
Д) запасное вещество – крахмал
Е) центриоли в клетках высших форм отсутству-
ЦАРСТВО
1) Растения
2) Животные
ют
24.Установите соответствие между особенностями строения (признаком) организма и царством, к
которому принадлежит данный организм.
СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА
ЦАРСТВО
1) Бактерии
2) Грибы
А) клеточная стенка содержит муреин
Б) клеточная стенка содержит хитин
В) споры служат для перенесения неблагоприятных условий
Г) споры служат для размножения
Д) наследственный аппарат содержится в ядре
Е) наследственный аппарат содержится в кольцевой хромосо-
ме
25.Хитин присутствует в
1) клеточных оболочках белого гриба 2) чешуе окуня
3) покровах комара 4) панцире рака
5) коре пирамидального тополя 6) чешуйках покрова ящерицы
26.Установите соответствие между признаком организма и организмом, обладающим этим призна
ком
ПРИЗНАК КЛЕТКИ
А) запасное вещество – крахмал
Б) образует микоризу
В) запасное вещество – гликоген
Г) в жизненном цикле есть заросток
Д) в клеточной стенке содержится
ОРГАНИЗМ
1) гриб
2) папоротник хитин
Е) в клетках содержатся хлоропласты
27.Установите соответствие между характеристикой клетки и организмом, клетка которого соот
ветствует данной характеристике.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) образует споры
Б) клеточная стенка включает муреин
В) не имеет постоянной формы тела
Г) молекула ДНК расположена в цитоплазме
Д) отграничена от внешней среды цитоплазматической мембра-
ОРГАНИЗМ
1) Дифтерийная палочка
2) Амёба обыкновенная
ной
28.Установите соответствие между признаком, характерным для каждой из групп клеток, и груп
пой, обладающей этим признаком.
ПРИЗНАК
А) не дифференцированы по функциям
Б) гаметогенез отсутствует
В) размножаются простым делением надвое
Г) в зависимости от функции заметно отличаются по строе-
Д) делятся митозом и мейозом
Е) генетический аппарат расположен в нескольких хромосо-
нию
ГРУППА КЛЕТОК
1) прокариотические клетки
2) эукариотические клетки
мах
29.Установите соответствие между признаком организма и организмом, обладающим данным при
знаком.
ПРИЗНАК
фит
А) запасное вещество в клетках – крахмал
Б) образует микоризу с корнями деревьев
В) в жизненном цикле присутствуют спорофит и гамето-
Г) в клеточной стенке содержится хитин
Д) имеет проводящие сосуды
Е) запасное вещество в клетках – гликоген
ОРГАНИЗМ
1) белый гриб
2) папоротник
30.Какие признаки являются общими для растений и животных?
1) питание готовыми органическими веществами 2) наличие клеточной мембраны в клетках
3) способность к половому размножению 4) неограниченный рост
5) размножение спорами 6) генетический код
31.Установите соответствие между представителем царства и тканями, образующими его органы.
ТКАНИ
А) проводящая
Б) механическая
В) соединительная волокнистая
Г) соединительная жировая
Д) образовательная
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЦАРСТВА
1) сосна
2) волк
32.Какие признаки царства Грибы различают его с царством Растения?
1) строение клеточной стенки 2) продолжительность роста
3) строение органов и тканей 4) откладываемые в запас вещества
5) способы размножения 6) различия в генетическом коде
33.Установите соответствие между признаками организма и организмом, которому данный признак
принадлежит.
ПРИЗНАКИ
А) паразитический организм
Б) способна к фагоцитозу
В) вне организма образует споры
Г) в неблагоприятных условиях образует цисту
Д) наследственный аппарат содержится в кольцевой хромосо-
Е) энергия запасается в митохондриях в виде АТФ
ме
ОРГАНИЗМЫ
1) Сибиреязвенная палочка
2) Амёба обыкновенная
34.Установите соответствие между признаками организма и организмом, которому данный при
знак принадлежит.
ПРИЗНАКИ
ОРГАНИЗМЫ А) запасают углеводы в виде крахмала
Б) тело образовано гифами
В) в состав клеточной стенки входит хитин
Г) содержат хлорофилл
Д) при размножении образуют зооспоры
Е) запасное вещество – гликоген
1) водоросли
2) грибы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.