«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова
Оценка 4.9

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
библиотека
5 кл
02.10.2019
«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова
Данная игра поможет обобщить и систематизировать знания о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова. Личные результаты: умение быстро и слаженно работать в группе, развить в себе самоконтроль. Игра помогает воспитать интерес к классической литературе, а так же проверить освоение детьми знаний о басне как жанре литературы, проверить знание текстов прочитанных басен И.А. Крылова, позволяет продемонстрировать умение находить мораль басни, привить навыки выразительного чтения басен. Игра позволяет развить речь и творческое мышление детей, формирует коммуникативную компетентность. Формирует умение взаимодействовать в коллективной деятельности, развивает такие навыки детей, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание.
«Его басни переживут века…».docx
«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова Данная игра поможет обобщить и систематизировать знания о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова. Личные результаты: умение быстро и слаженно работать в группе, развить в себе самоконтроль. Игра помогает воспитать интерес к классической литературе, а так же проверить освоение детьми знаний о басне как жанре литературы, проверить знание текстов прочитанных басен И.А. Крылова, позволяет продемонстрировать умение находить мораль басни, привить навыки выразительного чтения басен. Игра позволяет развить речь и творческое мышление детей, формирует коммуникативную компетентность. Формирует умение взаимодействовать в коллективной деятельности, развивает такие навыки детей, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание. «Его басни переживут века…» Игра по басням И.А.Крылова . Цель: ­­ обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и  баснях  И. А. Крылова;     умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль; воспитание интереса к классической литературе. проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы. проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль  басни, навыки выразительного чтения басен. развитие речи и творческого мышления обучающихся;   формирование коммуникативной компетентности (формирование умения  взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков  обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное  высказывание). Оборудование: карточки с названиями произведений, карточка со словами, произведения  И.А.Крылова, компьютер, проектор.    Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова.     ­ Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились с творчеством  замечательного русского баснописца И.А.Крылова. И сегодня нам предстоит вспомнить и  закрепить полученные знания.  ­ Кто такой И.А.Крылов? Что мы о нём узнали? — Что такое басня? Кто герои басен? II.Слово о баснописце И.А.Крылове. (Слайд 2) Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. ­ Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского? ­ Почему крыловские слова называют «крылатыми»? III.Повторение литературоведческих терминов. (Слайды 5­7) ­ Что такое басня? (Басня ­ короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых  персонажами являются люди, животные и различные предметы). ­ Можно дать и другое понятие термину “ басня”. Басня ­ небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает  людские пороки. ­ А какое художественное средство используется в басне? ( Аллегория) ­ Так в образе Лисы показывается хитрость, в образе Медведя ­ неуклюжесть, в образе  Осла ­ глупость, упрямство, в образе Муравья ­ трудолюбие. ­ Каждая басня что­либо высмеивает или осуждает. Вспомним, что осуждает басня  “Лебедь, Рак и Щука”? (Разобщенность в дружбе). Басня “ Волк и ягненок?” ( Трусость). ­ А как по­иному называют строки, заключающие в себе смысл басни? (Мораль). Мораль ­ нормы поведения людей, нравственное наставление автора. IV. Викторина. 1. Представление команд. 2.  Конкурс­разминка.  (жетоны) — Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна) — У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы) — Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська) — Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона) — Какого цвета было для стрекозы лето? (Красное) — На дереве какой породы восседала ворона? (Ель) — Что пленило лисицу? (Сырный дух)    — Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея) 1)Продолжите крылатые слова. (Слайды 7­12 до Слона) Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши) А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь) Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку) Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет) Вот то­то мне и духу придаёт, Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки) 2) Угадай название басни по её морали.(Слайды 13­16)       а) Случается нередко нам       И труд и мудрость видеть там,       Где стоит только догадаться,       За дело просто взяться. «Ларчик» б) Примолвить к речи здесь годится,       Но ничьего не трогая лица,       Что делом, не сведя конца,       Не надобно хвалиться. «Синица»       в) Свет полон дружбою такою.       Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,       Что в дружбе все они едва ль не одинаки:       Послушать — кажется, одна у них душа, —       А только кинь им кость, так что твои собаки! «Собачья дружба»       г) Невежи судят точно так:       В чем толку не поймут, то все у них пустяк. «Петух и Жемчужное зерно».         д) Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;           Но если помолчать вовремя не умеешь           И ближнего ушей ты не жалеешь,           То ведай, что твои и проза и стихи           Тошнее будут всем Демьяновой ухи.     «Демьянова уха»        е) Таких примеров много в мире:            Не любит узнавать никто себя в сатире.            Я даже видел то вчера:            Что Климыч на руку нечист, все это знают;            Про взятки Климычу читают,            А он украдкою кивает на Петра.  «Зеркало и Обезьяна» 3) Конкурс «Картинная галерея» (Слайды 17­32)+иллюстрации ребят Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация. На экране демонстрируются  слайды с иллюстрациями к басне. 4) Конкурс «Угадай басню» (Слайды 33­39) Задача: узнать, из какой басни взяты строчки. Оценивание – по 1 баллу за каждую угаданную басню. Цитаты:        «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет») «У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок») «А Васька слушает да ест…» («Кот и Повар») «А Ларчик просто открывался…» («Ларчик»)  «И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица») «Кто виноват из них, кто прав, ­ судить не нам;   Да только воз и ныне там»  («Лебедь, Щука и Рак») 5) Конкурс «Найди пару» (конверты со словами) ­ Обучающимся предлагаются перепутанные карточки. ­ Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза ­  Муравей), наклеить пары на лист бумаги. Время выполнения – 3 минуты. Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.   СЛОН МОСЬКА СТРЕКОЗ А ЗЕРКАЛО МУРАВЕЙ ОБЕЗЬЯН А ОСЁЛ СОЛОВЕЙ ВОРОНА ЛИСИЦА КУКУШКА ПЕТУХ СВИНЬЯ ДУБ ЛИСТЬЯ КОРНИ   6) Инсценирование басни. Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку.  Примерное время – 10 минут. Оценивание по 5­балльной шкале. Инсценирование басни «Ворона и Лисица». ­ Объяснение морали басни. (В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость. Мораль  сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна»).   Инсценирование басни «Стрекоза и Муравей». ­ Чему учит нас эта басня? (Осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне,  легкомыслие, хвастливость) Инсценирование басни «Волк на псарне». ­ Как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года? (В  басне  «Волк на псарне» Крылов рисует картину дружного отпора врагу, показывая ошибочный  расчет Волка, думавшего попасть в овчарню, а очутившегося на псарне. Псарня ­  общенародное движение, стремящееся победить врага. Волк – Наполеон злобен и коварен,  он понял, что ему не уйти от расплаты за свои преступления, и потому предлагает мирные  переговоры. Здесь идет речь о фактическом событии: в лагерь Кутузова Наполеон послал  бывшего посла в России Лористона для переговоров. Своей басней Крылов дал ответ от  лица народа этим попыткам Наполеона уйти от неизбежной расплаты, спастись от  народного гнева. Ловчий отверг переговоры и спустил на Волка стаю гончих. Образ  Ловчего ­ Кутузова полон достоинства и мужества). Физкультминутка.     ­ Вспоминаем устное народное творчество. Называются  фольклорные герои. Если в  большинстве сказок этот персонаж отрицательный, дети вытягивают прямые руки вперед  перед собой (отталкиваем героя), если положительный – руки скрещиваются на груди  (обнимаем героя). № 1 Василиса Премудрая,  Баба Яга, Иван ­ царевич, Змей Горыныч, Иван – крестьянский сын,  Кикимора, Марья – искусница, Кощей Бессмертный, Лихо одноглазое, Василиса  Прекрасная, Чудо­Юдо. 7) «Конкурс Капитанов». карточки Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова. Время выполнения – 5 минут. Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово. Например: Для команды     Квартет Проказница­Мартышка, Осёл, Козёл Да косолапый Мишка __________________сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под _____________,­ Пленять своим искусством свет. ____________________ в смычки, Дерут, а толку нет. «Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.­                     Погодите! Как музыке идти! Ведь вы не так __________. Ты с басом, Мишенька, садись против__________, Я, прима, сяду против вторы. Для команды     Волк на псарне Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Поднялся вдруг весь _______________ двор. Почуя серого так близко забияку, Псы залились в хлевах и рвутся вон на __________; Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» ­ И вмиг ________________  на запор; В минуту _____________ стала адом. Бегут: иной с дубьём, Иной с ______________.   Для команды № 3   Волк и Ягнёнок У сильного всегда ________________ виноват: Тому в истории мы тьму примеров слышим.                          Но мы истории не пишем; А вот о том как в баснях говорят.       № 2 Ягнёнок в жаркий день ___________  к ручью  напиться;                 И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный ____________    Волк. Ягнёнка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, ______________ : «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом                             Здесь чистое мутить __________                            Моё С песком и илом? 8) Загадочные животные (на столах лежат слова)  Составьте и запишите       асли оранво райвеум акр маркатыш сретзаок ведьмед ковл снол VI. Подведение итогов урока.  Награждение команд. VII. Заключительное слово учителя. (Слайд №40­41). ­   В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в  бронзе. Крылов изображен сидящим в  кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого  постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.  Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная  любовь! ­ Чему нас учат басни Крылова? ­   Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми  крыловскими персонажами. По­прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе­музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то  какие­то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас,  как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с  хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова  помогут вам стать лучше.   Стихотворение П.Вяземского (слова появляются на слайде по щелчку): Слайд 42 Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по­русски говорят, Ее давно мы затвердили, Её и внуки затвердят.   Как вы понимаете строки? Согласны ли вы с автором? Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему?                                     СЛОН СТРЕКОЗ А ЗЕРКАЛО ОСЁЛ ВОРОНА ЛИСИЦА КУКУШКА ПЕТУХ СВИНЬЯ ДУБ ЛИСТЬЯ КОРНИ МОСЬКА МУРАВЕЙ ОБЕЗЬЯН А СОЛОВЕЙ СЛОН     СЛОН СТРЕКОЗ А ЗЕРКАЛО МОСЬКА МОСЬКА МУРАВЕЙ ОБЕЗЬЯН А СОЛОВЕЙ ОСЁЛ ВОРОНА ЛИСИЦА КУКУШКА ПЕТУХ СВИНЬЯ ДУБ ЛИСТЬЯ КОРНИ СЛОН       МОСЬКА СЛОН СТРЕКОЗ А МОСЬКА МУРАВЕЙ ЗЕРКАЛО ОБЕЗЬЯНА ОСЁЛ СОЛОВЕЙ ВОРОНА ЛИСИЦА КУКУШКА ПЕТУХ СВИНЬЯ ДУБ ЛИСТЬЯ КОРНИ СЛОН МОСЬКА СТРЕКОЗ А МУРАВЕЙ ЗЕРКАЛО ОБЕЗЬЯНА ОСЁЛ СОЛОВЕЙ ВОРОНА ЛИСИЦА КУКУШКА ПЕТУХ СВИНЬЯ ДУБ ЛИСТЬЯ КОРНИ СЛОН МОСЬКА СТРЕКОЗ А МУРАВЕЙ ЗЕРКАЛО ОБЕЗЬЯНА ОСЁЛ СОЛОВЕЙ ВОРОНА ЛИСИЦА КУКУШКА ПЕТУХ СВИНЬЯ ДУБ ЛИСТЬЯ КОРНИ Волк на псарне Волк ночью, думая залезть в ____________, Попал на псарню. Поднялся вдруг весь _______________ двор. Почуя серого так близко забияку, ___________залились в хлевах и рвутся вон на __________; Псари кричат: «Ахти, ребята, __________!» ­ И вмиг ________________  на запор; В минуту _____________ стала адом. Бегут: иной с дубьём, Иной с ______________. «________,­ кричат,­­ _________!»­ Пришли с ­__________.   Ворона и лисица   Уж сколько ______ твердили _______, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в_________ льстец всегда отыщет___________. Вороне где­то _______послал кусочек_________; На ___________Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да_____________, а сыр _____________держала. На ту беду, Лиса ___________________бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит_____, ­ Лисицу сыр пленил, __________________к дереву на цыпочках подходит; Вертит_____________, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: "_______________, как хороша!   Осел и Соловей   Осел увидел Соловья И говорит ему: "Послушай­ка,________________! Ты, сказывают, __________великий мастерище. Хотел бы очень я Сам посудить, твое услышав ___________, Велико ль подлинно твое уменье?" Тут Соловей являть свое ______________стал: Защелкал, _____________ На тысячу ладов, тянул,______________; То нежно он ослабевал И томной вдалеке _______________отдавался, То мелкой ______________вдруг по роще рассыпался.          Есло оранво райвеум акрнула маркатыш сретзаок ведьмед ковл снол        Есло оранво райвеум акрнула маркатыш сретзаок ведьмед ковл снол      Есло оранво райвеум акрнула маркатыш сретзаок ведьмед ковл снол   МОСЬКА СЛОН СТРЕКОЗ МУРАВЕЙ А ЗЕРКАЛО ОБЕЗЬЯН А СОЛОВЕЙ ОСЁЛ ВОРОНА ЛИСИЦА КУКУШКА ПЕТУХ СВИНЬЯ ДУБ ЛИСТЬЯ КОРНИ СЛОН МОСЬКА

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова

«Его басни переживут века…» литературная игра по басням И.А. Крылова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2019