Представлен материал из копилки копилку методических разработок для проведения дополнительных тематических мероприятий в кружковой работе, в библиотеках. Вниманию предложены мероприятия, отдельные конкурсы на актуальные темы, которые могут быть реализованы при участии детей как младшего, так и среднего школьного возраста. Задания имеют познавательный характер, используется литературный материал, и игровые моменты, что позволяет каждое мероприятие сделать ярким и запоминающимся.
В ЛЕС ПО ЗАГАДКИ
(экологическая игра для обучающихся 1–4 классов)
О б о р у д о в а н и е : стенд «Краски лета» с кроссвордами о грибах, цветах,
ягодах; репродукции картин о природе известных художников; листья деревьев;
набор карточек «Лесная аптека» и «Сложи пословицу».
Х о д и г р ы
В е д у щ и й . Вы бывали в лесу, ребята? А мох под елкой видели? А росу на
траве? А ежика или белку встречали? Слышали, как стучит дятел? Землянику и
малину собирали?
Лес – наше богатство. Из деревьев строят дома, делают бревна, доски,
фанеру, бумагу, мебель, музыкальные инструменты, ложки, карандаши,
лекарства, спички. Лес рубят на дрова.
Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что если отправиться в лес по
загадки? Что там грибы, орехи! Соберешь – и успокоишься. А как нашел
загадку – так отгадку подавай. Значит, в лес иди, отгадку ищи. Пока идешь, две
новых загадки найдешь. И пошлопоехало – конца не видно!
Итак, в путьдорогу, друзья! В летний лес!
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои.
(С. Погореловский. Лес)
Представьте себе, что мы входим в лес. И сразу же над ухом раздается
тоненький, пронзительный то ли писк, то ли звон… Узнали? Правильно. Это
летит комар, выставив ноги вперед, как будто хочет тебя поймать. Летит и
зудит: «Дзиии». Сел – и сразу смолк. Почему? Кто скажет? Да потому, что
комары «поют» крыльями. Их крохотные крылышки во время полета бьют повоздуху так быстро, что воздух начинает дрожать и возникает тоненький,
пронзительный звук. А в местах, где комаров много, звон множества крыльев
сливается в высокое, протяжное гудение.
Мы комариное пение слышим, а вот слышат ли комары друг друга? Как вы
думаете, ребята? А где у них уши? В усах. Ученые долго не могли их найти и,
наконец, узнали удивительную вещь. У комаров, мух и пчел усики устроены так,
что могут чувствовать звуки. Значит, эти насекомые слушают свои песни не
ушами, а усами!
Одну загадку разгадали общими усилиями, а сейчас я предлагаю поиграть. Вы
уже заметили, что наш читальный зал поделен на две части. Слева команда – и
справа команда. Назовем одну команду «Ромашка», а другую – «Василек».
Жюри будет оценивать ваши ответы: за каждый правильный ответ – жетон.
З а д а н и е 1 . С чего начинается знакомство с лесом? Конечно, с деревьев.
Отгадайте загадки.
На стенде под номерами – листья различных деревьев. Отгадывая
загадки, ребята показывают лист данного дерева.
1. В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
(Береза.)
2. У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.
(Сосна.)
3. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель.)
4. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит.(Осина.)
5. Сучки – рогатые,
Плоды – крылатые,
А лист – ладошкой,
С длинной ножкой.
(Клен.)
6. В рот – черную кашку,
Изо рта – костяшку,
На нëбе – корка,
А язык – как терка.
(Черемуха.)
М и н и т е с т :
1. Какие деревья растут в наших лесах? (Береза, ель, сосна, осина, рябина,
дуб, черемуха.)
2. Из какого дерева делают спички? (Сосна, осина, береза.)
3. Какие дрова самые жаркие? (Сосновые, березовые, осиновые.)
4. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Клен, ель, береза.)
З а д а н и е 2 . Перед вами – репродукции картин о природе известных
русских художников. Ваша задача – определить название картин и имена их
авторов.
Можно предложить картины И. Шишкина, И. Левитана, В. Поленова, А.
Куинджи, А. Пластова, А. Саврасова.
З а д а н и е 3 . Вспомните, кто из зверей обитает в лесу.
Если знаете зверей –
Назовите поскорей.
Нет конца у строчки,
Где стоят три точки.
Кто придумает конец,
Тот и будет молодец!
Каждой команде прочитывается четверостишие. Задача – дополнить
стихотворную строчку так, чтобы получилось верно и в рифму.
1. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!А зовут ее … (лиса)!
– Ребята, что вы знаете про лису? Про лисиц много разных сказок
рассказывают. Например, будто они хвостом рыбу ловят. Еще говорят, умеет
лисица мертвой притворяться. Лежит, словно неживая, и глазом не моргнет,
даже если ее за хвост поднять и положить в мешок. Но вот что правда: бывает,
спасаясь от гончих собак или от другой опасности, залезает лиса… на деревья. И
не только на полуповаленные, наклоненные, что не так удивительно, но даже и на
прямостоящие ели! Если, конечно, разлапистые суки у елки растут низко над
землей. Лисица тогда прыгает на них и, повиснув на лапах, забирается выше.
Лиса главным образом мышками кормится. 50 штук может за один день
поймать. Охотится она и на глухаря, зайца, на рябчиков. В еде неразборчива –
чего только не ест! Кузнечиков, майских жуков, ящериц, улиток. Любит ягоды:
чернику, малину.
2. Гоброносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить – знайте, это … (лось)!
3. Он, как елка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живет, но вхож
И в сады отважный … (ёж)!
4. Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, желуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан.
Очень грозен был … (кабан)!
5. Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждет добычу.Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит … (рысь)!
6. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь,
Этот зверь – лесной … (медведь)!
– Что интересного можно сказать о медведе? Говорят: «Неуклюжий, как
медведь». Это неправда. Бурый медведь – быстрый, ловкий и очень сильный
зверь. Он догонит лося, если нужно – взберется на дерево, а если медведя ранить
или разозлить, он ударом лапы убьет охотника. Медведь умен. Недаром таежные
охотники говорят: «Медведь – как человек, только ружья нет!»
А еще в лесу есть…
7. Маленький, серенький,
По дорожке прыгпрыг,
А носиком тыктык.
(Заяц.)
У зайца много врагов: и волки, и лисицы, и хищные птицы. Но не так просто
поймать зайца. Не такой уж трус наш зайчишка. Когда на него нападает орел, он
ложится на спину и отбивается задними лапами.
8. На овчарку он похож:
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк.)
Волк – сильный зверь. С козой или бараном на спине он может бежать так
быстро, что за ним и на хорошем скакуне трудно угнаться. «Волка ноги кормят»
– это верно говорят. Бывает, за сутки волк в поисках добычи километров 60
набегает! И не всегда в конце такой гонки его ждет удача. На воле хищнику
нелегко добывать себе пропитание. Поэтому волк, если завладеет большой
добычей, ест до отвала, 10 кг мяса за один раз может осилить. Весной волки
живут парами – волк и волчица. Волчица рожает 5–7, иногда даже 10 волчат. В
это время она никуда не выходит, лежит в логове. Пищу ей приносит волк. Он
очень заботливый. Сам не съест, а волчицу накормит.
З а д а н и е 4 .
– Приглашаем от каждой команды по два человека.Во многих пословицах и поговорках упоминаются лесные животные.
Некоторых из них мы вспомним. Ваша задача – из двух частей (начала и конца)
пословицы правильно составить одну целую.
…свои песенки поет.
…он все в лес глядит.
…семерых волков проведет.
Сколько волка ни корми, …
Всякая птичка…
Глупа та птица, …
Не за то волка бьют, что сер, … …плясать научат.
Заяц уже сед: ...
Лиса…
Волка…
В сухой год зайцев больше, …
Русак под камнем, …
И медведя…
З а д а н и е 5 . «Конкурс юных математиков».
– Предлагаем посчитать, решая веселые задачи. Будьте внимательны.
…беляк под кустом.
…которой гнездо свое не мило.
…в сырой – мышей.
…ноги кормят.
…навидался он бед.
…а за то, что овцу съел.
1. Под шатром ветвистой ели
Белка сделала качели.
И на белкины качели
Собрались лесные звери:
20 зайцев, 7 куниц,
8 рыженьких лисиц,
6 ежей и 5 зайчат –
На качели все спешат.
Вы, ребята, не зевайте,
Всех зверей пересчитайте. (46.)
2. На деревьях грибы сохли,
Ну а в дождь, конечно, мокли:
40 желтеньких маслят,
8 тоненьких опят
Да 3 рыжие лисички –
Очень милые сестрички.
Вы, ребята, не молчите –
Сколько всех грибов, скажите! (51.)
3. Мамабелка для детишек
Собрала десяток шишек.Сразу все не отдала,
По одной всего дала:
Старшему – еловую,
Среднему – сосновую,
Младшему – кедровую.
– Сколько шишек осталось у мамыбелки? (7.)
4. Лисица учила своих малышей
Ловить под кустами проворных мышей.
Мыши услышали злую лису –
И спрятались все под елкой в лесу.
Мышек же было всего только 5,
У каждой мамаши – по 9 мышат.
Так сколько, скажите, мышей и мышат
Тихо под елью ветвистой сидят? (50.)
З а д а н и е 6 .
– С ранней весны до поздней осени в лесах цветет много цветов. Только стаял
Наступает лето,
подснежник.
снег, а в лесу
и на смену весенним цветам приходят летние.
распускается
уже
1. Названия каких цветов напоминают об именах людей? (Анютины глазки,
маргаритки, иванчай, ивандамарья.)
– В первой половине лета в только что одевшихся листвой лесах – березняках
и дубравах – светится желтыми и фиолетовыми огоньками ивандамарья.
Откуда взялось это название? Люди, любуясь этим цветком, сочинили красивую
легенду. Пошли в лес по грибы Иван да Марья, но засверкала молния, началась
гроза. Негде было спрятаться, и храбрый Иван заслонил собой красавицу Марью.
Как только стихла непогода, Иван и Марья вернулись домой, а на том месте, где
юноша спасал девушку, поднялась трава с красивыми фиолетовыми листочками,
которые, как Иван Марью, защищают от непогоды желтые цветы. Вот и пошло
отсюда название – ивандамарья.
2. Какие цветы и травы взяли свои имена у зверей и птиц? (Лирохвост,
кукушкины слезки, гусиный лук, волчье лыко, львиный зев, медвежье ухо,
мышиный горошек.)
З а д а н и е 7 .– Среди знакомых вам лесных трав и цветов есть много целебных. Лекарства
буквально растут под ногами, нужно только уметь их найти и знать, как ими
пользоваться. Есть здесь средство от кашля, от головной боли, больного сердца.
Итак, открываем лесную аптеку. Каждая команда получает по три вопроса с
несколькими вариантами ответов. Ваша задача – выбрать правильный ответ и
обосновать его.
1. Во время прогулки вы поранили ногу. Листья какого растения вы
приложите к ране? (Подорожник, матьимачеха, крапива). А как? (Нужно
сполоснуть листочек подорожника в воде и приложить к ранке лицевой
стороной – он успокоит боль, поможет ранке скорей затянуться.
Подорожник недаром называют другом путешественника.)
2. Какая ягода заменяет лимон? (Черника, земляника, клюква.) Почему?
(Клюква содержит лимонную кислоту.)
3. Какой цветок уничтожает бородавки? (Полынь, чистотел, череда.)
4. Из какого растения готовят отвар от кашля? (Матьимачеха,
колокольчик, ромашка.)
5. Какую траву любят кошки? (Ромашка, василек, валериана.) (Корни
валерианы любят кошки.) Когда пьют отвар корней этого растения люди?
(Настойку из корней валерианы люди пьют, чтобы успокоиться и от
бессонницы.)
6. Какие грибы лечат? (Мухомор, рыжик, чага.) Как? (Мухомор входит в
состав настойки, с помощью которой лечат ревматизм, суставы. Гриб чага
используют при головных болях и заваривают и пьют как тонизирующий чай.)
З а д а н и е 8 .
КРОССВОРД «ЛЕТНИЕ ЦВЕТЫ»
На плакате нарисована ромашка с 8 пронумерованными лепестками и
расчерченными ячейками. Нужно заполнить соответствующие лепестки
названиями цветов.
1. Звать его нам нечего,
Он и так придет.
Расцветет доверчиво
Прямо у ворот.
Солнцем налитой –
(Лютик) золотой.
2. Что в хлебе родится,А на еду не годится?
(Василек.)
3. Стоят в поле сестрички –
Желтый глазок, белые реснички.
(Ромашки.)
4. Дети называют эти цветы кашкой и различают их лишь по цвету: красная
кашка, белая, розовая. Раз кашка – варят кашу куклам: нарвут головок белого
или красного цвета – вот и готова каша. Взрослые рвут кашку для кроликов.
Узнали это растение? Где оно растет? (Клевер, растет на лугах.)
5. Рос шар бел.
Дунул ветер –
И шар улетел.
(Одуванчик.)
6. Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя.
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
(Гвоздика.)
7. На зеленом шнурочке
Белые звоночки.
(Ландыш.)
8. Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
(Колокольчик.)
– Колокольчики легко разыскать на любой лесной полянке в течение всего
лета. Эти цветы знают все, их ни с чем не спутаешь: форма цветка у
колокольчика очень красивая, интересная, такая же, как у церковных колоколов.
Даже название свое получил он от колокола, только изза его размеров называют
его ласково, уменьшительно. Стоит подуть ветру, как цветки начинают
раскачиваться, и кажется, что сейчас они нежно зазвенят. Может быть, поэтому
колокольчик считают символом болтливости. Цветки колокольчика не
закрываются на ночь, и потому в этих цветкахколпачках ночуют или
пережидают дождь разные насекомые.
З а д а н и е 9 .– Летний лес – это и обилие вкусных, ароматных лесных ягод. Каких?
Вспомнить их нам поможет кроссворд.
З а д а н и е 1 0 .
– На стенде «Краски лета» вы видите лукошко, которое нужно заполнить
грибами. Отгадайте загадки и наполните корзину.
1. Под березой старичок,
На нем бурый колпачок
И пиджак с пестринкой,
А сапожки – с глинкой.
(Подберезовик.)
2. Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек –
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это … (сыроежки).
3. Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой?(Опята.)
4. Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел.
(Подосиновик.)
5. Розовая маковка
Вмята у грибка.
В жажде, мухалакомка,
Пей из родничка.
В нем вода живая –
Капля дождевая.
(Волнушка.)
– У вас должно получиться вот такое лукошко.
п о д б е р е
з о в и к
п о д о с и н о в и к
с ы р
о
е ж к
а
в о л
н
у ш к а
о п е
н
о к
М и н и т е с т .
1. Какие грибы появляются первыми? (Лисички, сморчки, опята.)
2. Какой гриб лето кончает? (Боровик, белый груздь, осенний опенок.)
3. Какие птицы едят грибы? (Синицы, вороны, глухари.)
А знаете ли вы, что:
– белка заготавливает на зиму до 600 г сухих грибов;
– быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик – по 4–5 см в сутки;
– каждый год на один гектар леса падает свыше 2 т хвои, листьев, веток,
шишек и коры. Все это перерабатывают грибы трутовики;
– во время Великой Отечественной войны, когда полевым госпиталям не
хватало перевязочного материала, медсестры собирали трутовики; эти грибы
успешно заменяли вату.– Ребята, кто из вас любит собирать грибы? Самое время вспомнить
п р а в и л а с б о р а г р и б о в .
1. Не разрывать мох, не нарушать грибницу.
2. Гриб срезать ножом или выкручивать.
3. Ямку засыпать землей и прикрыть мхом.
4. Не собирать незнакомые и старые грибы, не трогать ядовитые.
– Когда вы, ребята, идете в лес, вы должны хорошо знать, как надо вести себя
в лесу.
Есть люди, которые рубят для костра молодые деревья, ломают кусты,
оставляют разбитые бутылки, банки, засоряют лесные полянки, а самое страшное
– неумело разводят костер, что может привести к пожару. Известно, что 90 из
100 пожаров возникает по вине человека. Страшное зрелище – лесной пожар.
Гибнут деревья и травы, животные не всегда успевают спастись и гибнут в море
огня. После пожара в лесу остается гарь – мертвый лес, повсюду черная земля и
бурые лужи. Гарь не рубят, и она стоит, пока деревья не свалятся сами. На месте
пожара трава не растет больше 3 лет.
Знаете, почему нельзя жечь сухую траву? Некоторые считают, что от этого
трава будет расти лучше. Но получается наоборот: корни трав выгорают, от
этого трава становится реже, а в некоторых местах и вовсе не вырастает. При
этом гибнет масса насекомых и их куколок.
– Ребята, вы знаете, как надо вести себя в лесу?
П р а в и л а п о в е д е н и я в л е с у :
1. Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и закопать его.
2. Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них.
3. Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
4. Не рвать большие букеты цветов, особенно беречь растения, занесенные в
Красную книгу (ландыш, подснежник, колокольчик, кувшинку).
5. Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
– Сегодня мы с вами совершили путешествие в лес. Убедились еще раз в том,
что в лесу нас на каждом шагу подстерегают загадки. Некоторые из загадок мы
разгадали. А сколько удивительного и загадочного еще осталось! Ответить на
все ваши вопросы вам помогут экскурсии в лес и, конечно, книги.
Подводятся итоги и награждаются победители.