УДК 372.8
А.Г.Хайбуллина
Хайбуллина Алсу Гирфановна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска "Средняя школа №29"
Экологическая игра как средство формирования основ экологического сознания учащихся.
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме экологического воспитания учащихся. Проблема воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень актуальной и приняла огромные масштабы. Чтобы жить в гармонии с природой, чтобы действовать в природе экологически правильно, современному человеку необходимо научиться мыслить экологически правильно, усвоить определённые экологически знания и способы деятельности. Только сформировав экологическое мышление, воспитав в человеке экологическую культуру, эту проблему можно решить. В статье рассматривается вопрос формирования основ экологического сознания учащихся по средствам применения экологической игры. Изучается вопрос принципов реализации игровой деятельности в биологическом и экологическом образовании. Описываются основные требования при отборе игр для экологического образования учащихся. Актуальность и важность рассматриваемой проблемы определили выбор мною темы: «Экологическая игра как средство формирования основ экологического сознания учащихся».
Ключевые слова: экологическое сознание, экология, экологическое воспитание, экологическая игра, окружающая среда, экологическое образование.
Введение. Проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду в настоящее время стала особенно актуальной. Осознание данной проблемы преобразуется в цель предотвращения воздействия человечества на окружающую природу, а также экологического взаимодействия с нею. Данное взаимодействие представляется возможным при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической воспитанности и экологического сознания, формирование которых начинается с самого детства и продолжается всю жизнь.
Цель работы. Изучить особенности игровой деятельности у учащихся как наиболее эффективное условие воспитания экологической культуры, основ экологического сознания.
Изложение основного материала. Воспитание экологического сознания у детей будет осуществляться более успешно, если создать такие педагогические условия:
1. Предоставлять учащимся систематические экологические знания, при организации игровой деятельности научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли.
2.Формировать систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними.
С целью повышения эффективности процесса формирования экологической воспитанности в педагогической работе применяют разнообразные методы, средства и формы работы. Игра занимает особое положение среди других видов детской деятельности и в соответствии с ФГОС имеет преимущество в педагогическом процессе. Игра дает детям большую возможность проявить собственную активность и самостоятельность.
Исходя из этого, в своей работе я выбрала экологическую игру как средство формирования основ экологического сознания.
Процесс обучения и экологического воспитания должны быть непринужденными, основанными на общении и интересе учащихся. Этим критериям в полной мере удовлетворяет игра. Через любой вид игры происходит процесс облагораживания человека, развития у него чувственного и эстетического восприятия природы; в учебной игре выясняются взаимосвязи различных природных процессов.
Использование игр в биологическом, экологическом образовании крайне важно, поскольку именно игра позволяет смоделировать антропогенное воздействие на природу и получить достаточно полную картину возможных природных и социальных процессов.
При осуществлении игровой деятельности следует придерживаться следующих принципов:
ü дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
ü учебная деятельность подчиняется правилам игры;
ü учебный материал используется в качестве средства игры;
ü в учебную деятельность вводится элемент соревнования;
ü успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом;
ü в игре дети приобретают навыки делового общения, учатся слушать и слышать друг друга.
Экологическая игра способна снимать психологическое напряжение учащихся. Формирование знаний, умений учащихся в ходе игры происходит гораздо легче, чем во время традиционного занятия. Очень часто влияние учителя на игровом уроке незаметно для ученика. Это позволяет ребенку раскрепоститься, не сдерживать свои эмоции, быть самим собой. При таких условиях процесс мировоззрения детьми не преломляется через призму учительского «надо» и ученического «не хочу».
Экологическая игра – это форма экологического образования и воспитания экологической культуры учащихся, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к окружающей среде, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников.
В психолого-педагогической литературе основные задачи учителя при использовании им экологической игры состоят в следующем: формирование мотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности в природе; формирование коммуникативных умений и навыков; формирование системы знаний о природе.
При отборе экологических игр для образования учащихся необходимо соблюдать следующие требования:
· Экологическую игру необходимо подбирать с учётом тех задач экологического образования, которые решаются на разном возрастном этапе и закономерностей развития учащихся;
· Содержание экологической игры не должно противоречить основным экологическим понятиям, формируемым в процессе других видов познавательной деятельности;
· Игровые действия должны проводиться в соответствии с экологическими правилами и нормами поведения в природе и окружающей среде;
· Предпочтение отдается тем экологическим играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач формирования разносторонней личности учащегося;
· Для того, чтобы экологическая игра выступала эффективным средством экологического образования учащихся, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущей и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ученик будет опираться, какой новый шаг произойдет в его интеллектуальном развитии.
· Экологическая игра должна давать ученику возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.
Подборка и введение в педагогический процесс игр производится таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у учеников опыт, постепенно и последовательно расширять представления учащихся о живой природе, учить их использовать имеющиеся знания для расширения игровых задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Игры, которые подразумевают знакомство с растениями и животными можно распределить на группы по дидактическим задачам.
При проведении экологических игр для обогащения экологических представлений и формирования экологического сознания необходимо придерживаться следующих положений и правил:
1. Данные экологические игры вызывают у учащихся очень приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия учеников направляется на познавательную и эстетическую деятельность.
2. Учащиеся проявляют творческую деятельность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т.д., а это значит, что происходит формирование личности ребенка.
Использовать экологические игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учётом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего школьного возраста:
- о разнообразии и многообразия природных объектов, о растениях и животных, как живых организмах;
- о взаимосвязях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);
- о человеке, как части природы;
- о культуре поведения в природе.
Экологические игры целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариантно, в зависимости от уровня сформированности экологических представлений школьников.
Предлагаемые игры в школьном курсе биологии и экологии ориентированы на повторение и закрепление пройденного материала, хотя могут быть использованы и в процессе изучения новых тем, и при контроле знаний.
Каждая экологическая игра имеет объяснительный комментарий, облегчающий учителю выбор игры и подготовку к ней. Этот комментарий включает в себя указания на:
ü место проведения;
ü материалы;
ü мотивацию;
ü правила игры;
ü понятия и взаимосвязи;
ü возраст;
ü область применения.
Выводы. У учащихся в игровом процессе общения с природой и окружающей средой в игровой форме воспитываются такие чувства как: эмоциональная отзывчивость, формируются умения и желание активно беречь и защищать природу. Экологические игры помогают учащимся разглядеть неповторимость не только определённого живого организма, но и экосистему, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой системы, так и за её пределами. В процессе общения с природой в игровой форме у учащихся воспитывается эмоциональная, духовная отзывчивость, формируются основы экологического сознания.
Список литературы: (в алфавитном порядке, ГОСТ 2008):
1. Дерябко С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. – М., 1999 – С.5-8
2. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-
методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009 – С.2-3
3. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа // Начальная школа. – 1991, №5, С. 2-8.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.